Большой ценностью в процессе принятия управленческих решений обладают прогнозы. Вовремя сделанный благоприятный или неблагоприятный прогноз позволяет спланировать и предпринять действия для того, чтобы воспользоваться благоприятными возможностями или избежать угроз. Поэтому использование прогнозирования в организациях является важным фактором успеха в современных условиях.
Цель исследования – исследовать методические аспекты прогнозирования развития организации и возможности его использования в практике деятельности предприятий.
Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров. Общие черты прогнозов и планов – опережающий характер содержащейся в них информации. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на общей информационной базе. Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Различия между ними обусловлены тем, что:
1) прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания (предуказания);
2) прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный;
3) прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе;
4) прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования;
5) прогноз в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие решений при этом необязательно.
Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение «прогнозирования развития организации». Прогнозирование развития организации – это часть процесса управления, которая может предшествовать или следовать за этапом планирования, в результате которой формируется вероятностная, многосценарная оценка значений основных показателей деятельности организации (как качественных, так и количественных) на будущий период с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений.
В практике социально-экономического прогнозирования существует множество подходов к классификации прогнозов [2, 4]. В зависимости от целей исследования объединение прогнозов в группы может производиться по одному из критериев, выделенных в табл. 1.
Таблица 1. Виды прогнозов
№ п/п |
Признаки классификации прогнозов |
Виды прогнозов |
1 |
Временной охват (горизонт прогнозирования) |
– оперативные – до 1 месяца – краткосрочные – от 1 месяца до 1 года – среднесрочные – от 1 года до 5 лет – долгосрочные – от 5 лет до 15 лет – дальносрочные – свыше 15 лет |
2 |
По объекту прогнозирования |
– экономические – прогнозы развития технологии – прогнозы состояния рынка – социальные |
3 |
Возможность воздействия на будущий результат |
– пассивные – активные |
4 |
Подход к прогнозированию |
– поисковые – нормативные – комплексные |
5 |
Степень вероятности будущих событий |
– вариантные – инвариантные |
6 |
Точность характеристик |
– точечные – интервальные |
7 |
Уровень объекта прогнозирования |
– глобальные – межгосударственные – общегосударственные – межрегиональные – региональные – локальные |
8 |
По широте охвата |
– рынок в целом – рынков отдельных товаров или услуг |
9 |
Размерность характеристик |
– одномерный – многомерный |
10 |
Учет прогнозного фона |
– безусловный – условный |
В организациях может формироваться целый комплекс различных видов прогнозов.
Для успешного практического использования прогнозирования в организации необходимо знание методов прогнозирования. По оценкам отечественных и зарубежных ученых в настоящее время насчитываются сотни методов прогнозирования, однако на практике регулярно используются несколько десятков базовых методов [2, 4]. В существующих источниках представлены различные принципы классификации методов прогнозирования (рис. 1). Один из наиболее важных классификационных признаков – степень формализации, в зависимости от которой методы прогнозирования делят на формализованные и интуитивные. Второй важный признак классификации – это способ получения прогнозной информации, в соответствии с которым выделяют фактографические и экспертные методы. Различаясь по основанию классификации, эти группы включают в основном одни и те же методы.
В качестве ключевых объектов прогнозирования развития организации чаще всего выступают объемы продаж в натуральных единицах и стоимостном выражении, а также расходы. Остановимся на них подробнее.
Рис. 1. Классификация методов прогнозирования
Прогнозирование объема продаж предполагает три уровня решения задачи [1]:
1) прогнозирование экономической ситуации в стране и в мире;
2) прогнозирование состояния и развития отрасли, к которой принадлежит товар;
3) прогноз объема продаж данного конкретного предприятия.
Прогнозирование экономической ситуации в стране и в мире должно содержать анализ и оценку информации о состоянии и тенденциях занятости населения, уровня инфляции, курсов валют, банковского (кредитного) процента, экспорта-импорта и других значимых макроэкономических показателей. На основе анализа экономической ситуации строится прогноз состояния и развития отрасли. Он должен содержать предполагаемый объем продаж рассматриваемого товара в масштабе отрасли. Источниками для прогнозирования экономической ситуации в мире, стране и отрасли могут являться разработки прогностических учреждений и фирм, специализирующихся в решении этих проблем.
Прогноз объема продаж в отрасли позволит рассчитать предполагаемые объемы продаж для данного предприятия, исходя из его доли в отрасли. Следует отметить, что прогноз на уровне предприятия является для прогнозирования объема продаж основным. При этом следует учитывать микроэкономические особенности развития организаций, такие как: стадия жизненного цикла товара и предприятия, степень «исчерпанности» рынка, возможность выхода на новые рынки, необходимость приобретения нового оборудования и проведения крупных рекламных кампаний, расширения товарного кредита и пр. Кроме того, служба маркетинга предприятия должна проводить собственные систематические исследования потенциального покупательского спроса по трем основным направлениям, исходя из:
– заявленных намерений покупателей о предполагаемых покупках за ряд лет;
– анализа реальных покупок, сделанных в предшествующие годы;
– результатов пробных продаж товаров перед выходом на рынок.
К этим исследованиям должны привлекаться не только продавцы, но и торговые представители фирм, агенты по сбыту, производственные предприятия, средства массовой информации, другие организации и лица, имеющие каналы обратной связи с покупателями.
Для анализа заявленных намерений покупателей могут организовываться опросы и анкетирование различных категорий граждан с вопросами: «Какой товар, в каком количестве и по какой цене они желали бы приобрести?».
Анализ реальных покупок, сделанных в предшествующие годы, позволит выявить соотношение фактического объема продаж с намерениями покупателей за прошлые годы и сделать предположения о будущих продажах. При этом в зависимости от особенностей бизнеса можно использовать следующие математические методы прогнозирования [3] (табл. 2).
Таблица 2. Математические методы прогнозирования доходов организации
Методы |
Условия применения |
1. Линейный тренд |
При поступательном развитии компании |
1.Аналитические формулы |
При наличии ритмичности, не связанной с сезонностью, или иной закономерности |
2.1. Линейная функция |
При быстром развитии или на соответствующей стадии жизненного цикла (стадии расширения) организации или отдельного направления деятельности, продукта и т. п. |
2.2. Степенная функция |
В отдельных случаях, когда тренд носит не линейный характер, а имеет выраженную кривизну |
2.3. Логарифмическая функция |
При прогнозировании показателей, которые после периода повышения/понижения выходят на определенный уровень стабилизации |
2.4. Полиномиальная функция |
Для показателей, имеющих циклические колебания (применяется редко ввиду расчетных сложностей) |
3. Метод цепных процентных соотношений |
При наличии сезонности |
4. Корреляция с макроэкономическими показателями |
При наличии доказанной связи с макроэкономической ситуацией |
5. Метод Брауна |
Для прогнозирования на короткий период времени (1-2 шага) |
6. Метод Хольта – Уинтерса |
Для разделения основного тренда и сезонных колебаний с тем, чтобы отслеживать, оценивать и влиять на них по отдельности |
Что касается расходов, то к ним в большей степени применимо понятие «планирование», так как расходы, как правило, подконтрольны менеджерам.
Для того чтобы профессионально использовать прогнозирование в практике деятельности предприятий необходимо сформировать определенную организационную структуру, предназначенную для разработки прогнозов; определить состав прогнозных документов, порядок и сроки их разработки, исполнителей; определить последовательность процедур и комплекс методов, применяемых при разработке конкретного прогноза.
Основными элементами организационной структуры, обеспечивающей использование прогнозирования, будут являться: субъект прогнозирования, заказчик и потребитель прогноза. Субъект прогнозирования – организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза. Заказчик прогноза – организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки. Потребитель прогноза – организация, предприятие или отдельное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдельных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.
Для регламентации процесса прогнозирования в организации мы предлагаем разрабатывать «Положение о прогнозировании» – текстовый документ, по формату соответствующий принятым на предприятии стандартам, в котором должны описываться методы, алгоритмы и другие аспекты прогнозирования на предприятии.
Предлагаемая структура «Положения о прогнозировании»:
1) общие положения – порядок разработки и изменения «Положения о прогнозировании»;
2) базовые принципы – основные определения и принципы прогнозирования показателей деятельности предприятия;
3) методики прогнозирования основных прогнозных показателей.
Технология прогнозирования включает в себя ряд последовательных этапов, описанных в табл. 3. Содержание работ на каждом этапе будет определяться и спецификой объекта исследования, и избранными методами прогнозирования [2].
Таблица 3. Процедурная схема прогнозирования
Этап |
Содержание работ |
Прогнозная ориентация (программа исследования) |
Совокупность работ, включающая определение цели, объекта и задач прогнозирования, периода упреждения (перспективного периода) и периода основания (ретроспективного периода) прогноза, заданной точности и вероятности прогноза. Завершается разработкой задания на прогноз. |
Прогнозная ретроспекция |
Исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их системного описания (сбор информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в ретроспективном периоде). |
Прогнозный диагноз |
Обобщение и систематизация полученной на предыдущем этане информации, построение динамических рядов показателей для выявления тенденций развития объекта прогнозирования и прогнозного фона, выбора (разработки) моделей и методов их прогнозирования. Качественная и количественная оценка сложившихся в прошлом закономерностей. |
Прогнозная проспекция |
Разработка альтернативных вариантов прогноза развития объекта прогнозирования, конкретизация пессимистического, оптимистического, инерционного и реального вариантов. |
Верификация прогноза |
Оценка достоверности и точности прогноза. |
Корректировка прогноза |
Уточнение прогноза на основании его верификации и (или) дополнительной информации. |
Любые исследования в настоящее время чаще всего нуждаются в поддержке прикладных компьютерных программ. Современными компьютерными статистическими пакетами, используемыми для прогнозирования, являются: программа электронных таблиц Excel, система STATISTICA в среде Windows, SPSS, X-12-ARIMA, PcGive [5].
В условиях функционирования рыночной экономики невозможно успешно управлять коммерческой фирмой без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным, своевременным, соответствующим поставленным задачам, будет зависеть, в конечном счете, прибыль, получаемая предприятием.
Рецензенты:
Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г.Саранск.
Краковская И.Н., д.э.н., профессор кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г.Саранск.