Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL DESTRUCTION OF TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST

Oleksyuk Z.Ya. 1 Bobrova V.V. 1 Kenderbekovoy Zh.Kh. 1 Baymukanova M.T. 1
1 The Karaganda university of E.A.Buketov
Modernization of Kazakhstan education system puts special demands on the personality of the teacher, including the teacher-speech pathologist. This is due to new and increasingly complex challenges faced by educational institutions. Recognizes the importance of teacher professionalism, specialized knowledge and broad erudition, the formation of the professional behavior in general, including empathy, psychological and pedagogical competence and professional reflection. Given the stressful nature of the teacher, it potentially lies the risk of professional deformation of the personality, which violates the integrity, reduces adaptability affects interpersonal interaction and affects both the productivity activities in general, and on the adequacy of psychological pedagogical actions. The article deals with individual teacher-speech pathologists’ deformations associated with the peculiarities of professional activity. Under the influence of professional activity, special education teachers are faced with emotional stress, which can have either a positive or negative impact. It is analyzed the specific changes in individual teacher professional deformation. These phenomena, which are persistent, stable existence, may be part of the structure of different situations. Determine the cause of strain in teachers-pathologists.
professional deformation
pathologist
professional development
group
emotional burnout

УДК 371.13:372.8

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Олексюк З. Я., Боброва В. В., Кендербекова Ж. Х., Баймуканова М. Т.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, Караганда, Республика Казахстан

(100003, Караганда, 11 квартал – д.7, кв. 61), e-mail: [email protected]

Модернизация системы казахстанского образования выдвигает особые требования к личности педагога, в том числе и педагога-дефектолога. Это обусловлено новыми и все более сложными задачами, стоящими перед учебно-воспитательными учреждениями. Признается важность педагогического профессионализма, наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-педагогическую грамотность и профессиональную рефлексию. Учитывая стрессогенный характер деятельности педагога, в ней потенциально заложена вероятность развития профессиональной деформации личности, что нарушает ее целостность, снижает адаптивность, ухудшает межличностное взаимодействие и отрицательно сказывается как на продуктивности деятельности в целом, так и на психологической адекватности педагогических поступков. В статье рассматриваются индивидуальные деформации педагогов-дефектологов, связанные с особенностями профессиональной деятельности. Под влиянием выполнения профессиональной деятельности, педагоги специального образования сталкиваются с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия. Анализируются специфические изменения личности педагога при профессиональной деформации. Эти явления, характеризуются стойкостью, стабильностью существования, могут входить в структуру самых разных ситуаций. Определены причины возникновения деформаций у педагогов-дефектологов.

Ключевые слова: профессиональная деформация, дефектолог, профессиональное развитие, коллектив, эмоциональное выгорание.

PROFESSIONAL DESTRUCTION OF TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST

Oleksyuk Z. Y., Bobrova V. V., Kenderbekova Z. K., Baimukanova M. Т.

Academician E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Republic of Kazakhstan (100003, Karaganda, section 11 – building 7 – flat 61), e-mail: [email protected]

Modernization of Kazakhstan education system puts special demands on the personality of the teacher, including the teacher-speech pathologist. This is due to new and increasingly complex challenges faced by educational institutions. Recognizes the importance of teacher professionalism, specialized knowledge and broad erudition, the formation of the professional behavior in general, including empathy, psychological and pedagogical competence and professional reflection. Given the stressful nature of the teacher, it potentially lies the risk of professional deformation of the personality, which violates the integrity, reduces adaptability affects interpersonal interaction and affects both the productivity activities in general, and on the adequacy of psychological pedagogical actions. The article deals with individual teacher-speech pathologists’ deformations associated with the peculiarities of professional activity. Under the influence of professional activity, special education teachers are faced with emotional stress, which can have either a positive or negative impact. It is analyzed the specific changes in individual teacher professional deformation. These phenomena, which are persistent, stable existence, may be part of the structure of different situations. Determine the cause of strain in teachers-pathologists.

Key words: professional deformation, pathologist, professional development, group, emotional burnout.

В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет. Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РК «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», в котором отражены основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития и образования в Казахстане [1].

В связи с модернизацией системы образования возникают новые образовательные парадигмы, происходит смена методологических приоритетов, предъявлены высокие требования к педагогам школы, в том числе и специальной, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

Любая профессиональная деятельность, помимо физических и психологических особенностей, имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “человек – человек” зависит от качеств того и другого. Профессию педагога относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А. С. Шафрановой. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств, а современный педагог – целым веером способностей, знаний и навыков. При этом очень редко говорят о том, каково самим педагогам быть идеальными, каких затрат духовных, физических и моральных это требует от педагога. Любое давление на личность учащегося – это насилие, а как быть с личностью педагога, по мнению которых за долгие годы работы в школе их личностные особенности значительно трансформируются и зачастую не в лучшую сторону.

В связи с тем, что на сегодняшний день состояние проблемы профессиональной деформации педагогов-дефектологов не являлось предметом специального изучения, необходимо изучение ряда вопросов:

- какие симптомы доминируют у педагогов, деятельность которых находится в рамках специального образования;

- время наступления (стаж, образование), и как проявляется профессиональная деформация;

-какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить профессиональную деформацию;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное “выгорание” не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

В современном психолого-педагогическом словаре такая трансформация определяется как «профессиональная деформация».

Профессиональная деформация – это когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности [5].

К признакам профессиональной деформации относятся как нарушения в деятельности и поведении человека, так и профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественным мнением.

Е. А. Климов [3], Э. Ф. Зеер [2], Е. П. Ермолаева [4] и др. исследователи отмечают, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, оказывает деформирующее влияние на человека в целом. Профессиональное развитие – это и приобретение, и потери, а значит, становление профессионала сопровождается не только совершенствованием, но и разрушением. Многие из качеств человека оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности деятельности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут постепенно трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Происходит то, что называют деструкцией (от лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) [2].

Опираясь на аналитический обзор научной литературы, нами предпринята попытка установить закономерности проявлений профессиональной деформации, условий и обстоятельств, вызывающих ее.

В исследовании принял участие педагогический коллектив ГУ ОСШИ № 3 для детей с ОВР и ГУ СОШ № 73. Всего экспериментом было охвачено 99 человек (56 – учителей, 43 – воспитателей) – ГУ ОСШИ № 3 для детей с ОВР и 44 педагога ГУ СОШ № 73. Возрастной диапазон испытуемых от 22 до 69 лет, стаж педагогической работы от 1 года до 60 лет. Заметим, что на момент эксперимента не все педагоги имели дефектологическое образование.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика "Ценностные ориентации" (Рокич), диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) и разработанная нами анкета, которая включала в себя такие вопросы, как: образование, педагогический стаж общий и в данной организации, каково количество рабочих часов за неделю, какими качествами должен обладать дефектолог.

Тестирование испытуемых проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования были обработаны тесты и результаты сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный анализ результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции Стьюдента по личностным и организационным факторам. На основе полученных данных мы попытались проследить зависимость влияния условий и организационных факторов на развитие профессиональной деформации.

Результаты исследования анкетирования позволяют констатировать следующие причины ранней профессиональной деформации:

на трудовом поприще молодой специалист сталкивается с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия. К позитивным сторонам, их еще отождествляют с “личным ростом", относят: более глубокое осознание себя, как педагога, понимание окружающих людей и происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, появление новых форм самореализации. Негативными последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, отнесли полифункциональность педагогической профессии в специальной школе. Современный педагог-дефектолог одновременно должен выполнять функции учителя-предметника, воспитателя, классного руководителя, руководителя кружка, а порой и общественного деятеля, что приводит к длительной психической напряженности.

Педагог является частью педагогического коллектива, отличительная особенность которого состоит в специфике профессиональной деятельности, а в нашем случае в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями в развитии. К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей и воспитателей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения. Указали на чрезмерную загруженность 56 % молодых специалистов и 34 % педагогов со стажем.

Специфической особенностью любого педагогического коллектива в наше время, к сожалению, является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины.

На характер структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических коллективах больших школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более, куда входят молодые и опытные преподаватели, имеющие разный уровень квалификации. Здесь уместно коснуться вопроса социально-психологического климата в педагогическом коллективе, т.к. для появления деструкций это стоит не на последнем месте.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки.

Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; неприятие, непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям.

31 % воспитателей указали, на наш взгляд, на существенный фактор в появлении профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью. Функциональные обязанности воспитателя предполагают не только воспитание ребенка, но и помощь, а порой и решение его внутрисемейных проблем. Очень часто дети с ОВР из социально-неблагополучных семей (алкоголизм, асоциальное, а нередко и криминальное поведение родителей, психические расстройства у самих родителей).

Безусловно, существуют и положительные индивидуальные деформации в коллективе. Для 10,4 % педагогов характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Этих людей отличает умение выйти за пределы нормативной деятельности. Они тонко улавливают преимущества и недостатки педагогических нововведений, способны самостоятельно осваивать, создавать и внедрять новые технологии. В процессе активной реализации своей профессиональной педагогической деятельности происходит возникновение акцентуаций, таких как сверхответственность, сверхчувствительность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие. Эта категория педагогов продуктивно долго работать не может из-за наступающего синдрома эмоционального выгорания, который ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

К числу факторов, предрасполагающих к деформациям, следует отнести напряженность, излишний критицизм со стороны более опытных коллег, что приводит к конфликтам, или "климатическим возмущениям" в педагогическом коллективе.

Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, воспитателями по поводу самой педагогической деятельности.

Профессиональные конфликты возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. Конфликты ожиданий – поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Конфликты личностной несовместимости возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Несдержанность, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе данной группы конфликтов.

Кроме того, активное использование педагогами импульсивных и агрессивных действий для разрешения кризисных ситуаций приводит к тому, что педагоги начинают воспринимать агрессию как естественную реакцию на трудную ситуацию.

Неудовлетворенность или частичная неудовлетворенность работой может явиться причиной профессиональных деформаций. Она негативно влияет на индивидуальность, профессиональную успешность и межличностные отношения в коллективе.

Результаты методики Бойко дают подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Позволим обратить внимание на отдельно взятые фазы выгорания: напряжение, реминисценция, истощение.

Фаза напряжения, которая характеризуется нарастающим напряжением: неудовлетворены собой – 12 % испытуемых, подвержены тревоги и депрессии – 22 %, «загнанность в клетку» наблюдается у 9 %.

Фаза реминисценции – явный признак «выгорания»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 48 %, эмоционально-нравственная дезориентация – 18 %, расширение сферы экономии эмоций – 39 %, редукция профессиональных обязанностей – 56 %.

Фаза истощения характерна для падения общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы: эмоциональный дефицит – 14 %, эмоциональная отстраненность наблюдается у 64 %, личностная отстраненность (деперсонализация) – 13 %, психосоматические и психовегетативные нарушения – 9 %.

Таким образом, количественные показатели, подсчитанные для разных фаз формирования синдрома «выгорания», указывают на преобладание в исследуемых педагогических коллективах фаз истощения и реминисценции.

Следовательно, важно проводить работу по диагностике и профилактике возникновения данного явления.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, коллеги, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные – дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.

Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

В настоящее время разрабатываются рекомендации, адресованные администрации школ, так как считаем, что организационные изменения, которые следует провести руководству школы, могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов коррекционной школы.

Рецензенты:

Мирза Н. В., д.п.н., профессор, КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Шкутина Л. А., д.п.н., профессор, КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.