УДК 377.5.02:372.8
МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Суханова А.А.
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж», Миасс, e-mail: [email protected]
Описана модель технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностей. Рассмотрены структурные компоненты модели: концептуальный, включающий системно-деятельностный,личностноориентированный и герменевтический методологические подходы;целевой, представленный в форме продвижения к ценностям, реализующимся в педагогическом процессе экономического образования, который обеспечивает сформированность умений семиотической деятельности студентов;содержательный, включает освоение студентами всех этапов интерпретации учебных текстов: кодирование, перекодирование, моделирование, модифицирование; процессуально-технологический, включает методы, средства и организационные формы обучения; оценочно-рефлексивный компонент, функциями которого выступают осмысление, анализ и оценка результатов собственной деятельности, направленной на семиотическую интерпретацию учебных текстов, осознание влияния умений работы с информацией на успешное овладение дисциплинами экономического цикла.
Ключевые слова: технология семиотической интерпретации учебных текстов, модель технологии семиотической интерпретации учебных текстов, экономическое образование студентов технических специальностей.
MODEL OF TECHNOLOGY OF SEMIOTICS INTERPRETATION OF EDUCATIONAL TEXTS IN THE COURSE OF ECONOMIC EDUCATIONOF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES
Sukhanova A.A.
Miass Engineering College ,Miass, e-mail: [email protected]
The model of technology of semiotics interpretation of educational texts in the course of economic education of students of technical specialties is described. Structural components of model are considered: the conceptual, including system and activity, personally focused and germenevtichesky methodological approaches; target, presented in the form of advance to the values which are realizing in pedagogical process of economic education which provides formation of abilities of semiotics activity of students; substantial, includes development by students of all stages of interpretation of educational texts: coding, code conversion, modeling, modifying; procedural and technological, includes the contents and practical methods of training, a tutorial and organizational forms of education; the estimated and reflexive component as which functions make judgment, the analysis and an assessment of results of own activity directed on semiotics interpretation of educational texts, understanding of influence of abilities of work information for successful mastering by disciplines of a business cycle.
Key words: technology of semiotics interpretation of educational texts, model of realization of technology of semiotics interpretation of educational texts, economic education of studentsof technical specialties.
Актуальность проблемы разработки и научного обоснования реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностей обусловлена: процессом интенсивной «информатизации» общества, современными тенденциями развития профессионального образования, требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов технических специальностей, отсутствием эффективной модели реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономической подготовки студентов технических специальностей, неопределенностью ее структуры, содержания и условий успешного функционирования, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью способов ее реализации в современных образовательных условиях учреждений СПО.
Теоретико-методологической основой технологии семиотической интерпретации учебных текстовв практике преподавания экономических дисциплин является интеграция системно-деятельностного, личностно ориентированного и герменевтического подходов, обеспечивающая возможность организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО, предъявляющими заказ на будущего специалиста технического профиля, владеющего современными способами работы с информацией; формирование семиотической (знаково-символической) деятельности студентов; активизации учебно-познавательной деятельности студентов на создание личностной образовательной продукции.
На основе названных выше подходов разработана теоретическаямодель технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностей (рис.1), которая характеризуется направленностью на профессиональное и личностное развитие будущего специалиста, включает концептуальный, целевой, содержательный, процессуально-технологический и оценочно-рефлексивный компоненты, реализуется с учетом принципов профессиональной и личностной направленности, целостности, творческой активности и самостоятельности обучающихся, рефлексивности их семиотической деятельности.В процессе разработки модели мы учитывали специфические особенностиизучения экономических дисциплин, проявляющиесяв большом объеме специальной информации, при анализе которой, необходимо сделать обобщенные выводы,привлечь статистические данные, применитьзнаниеэкономических законов и нормативных документов в практической деятельности, использовать графики и диаграммы для получения информации, овладеть приемами экономического прогноза, проявить активность в поиске новой экономической информации.
Модель технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностейрассматривается нами как совокупность закономерных, функционально-связанных элементов, составляющих целостную систему, включающую в себя следующие компоненты:
Концептуальный компонент |
||||||||||||
Методологические подходы: системно-деятельностный, личностно ориентированный и герменевтический |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Целевой компонент: |
|
Содержательный компонент: |
||||||||||
формирование у студентов умений семиотической интерпретации учебных текстов, активизация их творческой самостоятельной познавательной деятельности, что способствует повышению качества экономической подготовки студентов |
|
Освоение студентами всех этапов интерпретации учебных текстов: кодирование, перекодирование, моделирование, модифицирование |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Процессуально-технологический компонент |
||||||||||||
Этапы формирования умений семиотической интерпретации учебных текстов |
||||||||||||
Мотивационный |
|
Теоретический |
|
Деятельностный |
||||||||
формирование мотивов знаково-символической деятельности |
|
формирование знаний о технологии семиотической интерпретации учебных текстов |
|
формирование умений семиотической интерпретацииучебных текстов |
||||||||
Формы организации знаково-символической деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная деятельность. Активные методы обучения: мозговой штурм, «круглый стол», «свободная мышь» Средства обучения: учебно-методические комплексы преподавателя и студента, рабочая тетрадь, комплекс разноуровневых заданий и задач по экономике |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Оценочно-рефлексивный компонент |
||||||||||||
Критерии:мотивационный, когнитивный, деятельностный, методический Уровни:репродуктивный, частично-поисковый, творческий |
|
Рефлексия: осмысление и самоанализ результатов работы с учебной экономической информацией; самоконтроль и самооценка процесса усвоения способов знаково-символической деятельности |
||||||||||
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Результат: у студентов сформированы умения семиотической интерпретации учебных текстов |
||||||||||||
Рисунок 1. Теоретическая модель технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностей
Концептуальный компонент включает методологические подходы и принципы, на основе которых строится и реализуется технология семиотической интерпретации учебных текстов в процессе обучения студентов.В качестве основных методологических подходов, в наибольшей степени соответствующих целям нашего исследования, мы использовали системно-деятельностный, личностно-ориентированный и герменевтический подходы.
Системно-деятельностный подходпредполагает исследование создаваемых условий и управляющих воздействий как системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов.Сущность личностно ориентированного подхода определяется философией индивидуального выбора человеком своего жизненного пути, ценностной ориентацией на свободное самоопределение личности, в котором образовательная деятельность занимает одно из ведущих мест и становится важнейшим средством личностного развития.
Цель применения герменевтического подхода – интенсификация процесса саморазвития и самореализации студента, активизация познавательной деятельности, которая не ограничивается рамками урока и не заканчивается вместе со звонком. Это требует разработки новых способов обучения, отличающихся по качеству, способам организации учебной деятельности.
На основе применения сочетания названных выше подходов мы можем создать целостную творческую образовательную среду, способствующую взращиванию «новых студентов», готовых к творчеству и сотворчеству.
В результате теоретического анализа и обобщения эмпирического материала, полученного в ходе исследования [1; 3], в соответствии с методологическими подходами мы сформулировали принципы построения модели, ориентированной на формирование экономических знаний и умений, развитие мотивации, творческой и познавательной активности и самостоятельности студентов:
- принцип профессионально-личностной направленностиоснован на представлении о личности как высшей ценности и предполагает личностно-ориентированное образование и развитие, т.е. ориентацию на удовлетворение образовательных запросов студента, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы. Такое обучение предоставляет возможность каждому студенту реализовывать себя в различных видах деятельности, в частности познавательной, учебной, коммуникативной, рефлексивной, квази-профессиональной;
- принципцелостности предполагает несводимостьсложного к простому, целого к части, а наличие у целостного объекта – личности, среды, социума – такихсвойств икачеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений, норм поведения, организуемых семьей, колледжем, сообществом;
- принцип творческой активности и самостоятельностистудентов при руководящей роли преподавателя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся, творческого применения знаний и умений в практической деятельности. Этот принцип ориентирован на создании условий для организации самостоятельной познавательной деятельности в аудиторное и внеаудиторное время, развития важных профессиональных качеств студентов – самостоятельности и ответственности;
- принципрефлексивностибазируется на наличии в образовательной программе возможностей для постоянного осмысления учащимися основных параметров процесса обучения, своих действий, а главное – собственных изменений. Данныйпринцип способствует развитию у студентов способности к рефлексии. Это качество является ключевым в развитии человека как личности, индивидуальности, профессионала.
Целевой компонент, являясь системообразующим компонентом,определяет структуру и функции модели, обеспечивает сформированностьу студентов умений семиотической интерпретации учебных текстов, активизирует их творческую самостоятельную познавательную деятельность, что способствует повышению качества экономической подготовки.
Содержательный компонент модели. Содержание обучения напрямую зависит от этапов овладения технологией семиотической интерпретации учебных текстов:
- разделение текста на целостные в отношении смысла фрагменты;
- анализ текста (выделение главного и второстепенного, фильтрация текста);
- подбор (или модифицирование) подходящего для кодирования знака, сигнала, словесно-буквенных обозначений.
Главная идея, лежащая в основе интерпретации, может быть сформулирована следующим образом: из словесной формы посредством преобразования по заданному алгоритму текст переводится в серию кодирующих сигналов, дискретных по своей структуре, которые при воспроизведении вновь превращаются в непрерывный в смысловом отношении текст. Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу (М.М. Бахтин [2]). Соединение смысла интерпретируемого текста с соответствующим ему сигналом мы обозначили как кодирование.
Под раскодированием подразумевается процесс, обратный кодированию: перевод графических и словесно-буквенных сигналов в объем исходного текста вербальными средствами и возможностями субъекта. Раскодирование подразумевает визуальное восприятие сигнальной загадки, соотнесение сигналов с транслируемым смыслом и вокализованное воспроизведение ответа, осуществляемое в рамках определенного алгоритма.
В области пространственно-графических знаково-символических средств сформулированы принципы кодирования и декодирования, организующие передачу и распознавание информации.
К таким принципам отнесены: лаконичность, обобщение и унификация, акцент на основных смысловых элементах, автономность, структурность, стадийность.
Предоставление возможности студентам выбирать форму работы, наиболее соответствующую уровню их развития, подготовки и личностным запросам, свидетельствует о наличии дифференциации и индивидуализации процесса обучения по реализуемой технологии. Наличие механизмов целеполагания, комбинирования, конструирования, а также прогнозирования результатов в соответствии с самооценкой студентов приводит к развитию саморегуляции личности и подтверждает личностно-ориентированный характер технологии семиотической интерпретации учебных текстов.
Процессуально-технологический компонент включает этапы формирования умений семиотической интерпретации учебных текстов:
- мотивационный, цель которого заключается в формировании положительной мотивации, её устойчивости и профессиональной направленности;
- теоретический –включает сообщение нового теоретического материала для ознакомления стехнологией семиотической интерпретации учебных текстов; освоение общих подходов к еёприменению использование метода моделирования к решению задач и заданий определенного типа; разработку творческих заданий, направленных на применениетехнологии семиотической интерпретации учебных текстов;
- деятельностный –направленна формирование умений семиотической интерпретации учебных текстов через выполнение заданий, ориентированных на развитие семиотической деятельности и самостоятельности.Личностно-деятельностный подход диктует необходимость переориентации процесса организации и управления учебной деятельностью студентов на самоуправление, предполагающее самостоятельную постановку и решение студентами конкретных учебных задач. В этом случае деятельность преподавателясводится к определению номенклатуры учебных задач и действий, их иерархии и формы предъявления, консультативной помощи в организации семиотической деятельности студентов и выполнению этих действий обучающимися [5]. Формирование у студентов умений семиотической интерпретации учебных текстов происходит поэтапно (кодирование, раскодирование, моделирование, модифицирование) в соответствии с решением учебных задач разного типа: репродуктивных, творческих, эвристических, проблемных и др.
Оценочно-рефлексивный компонент. Основными функциями данного компонента выступают осмысление, анализ и оценка результатов деятельности, направленной на семиотическую интерпретацию учебных текстов, осознание влияния умений работы с информацией для успешного овладения дисциплинами экономического цикла.
Представленные нами компоненты представляют собой устойчивые базовые связи, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической системы.
Анализ экспериментальных данных показал, что качество экономического образования увеличилось благодаря применению технологии семиотической интерпретации учебных текстов. Вконтрольной группе количество студентов, находящихся на низком уровне, сократилось на 14,33%, на среднем уровне увеличилось на 9,33%, на высоком увеличилось на 5%. В первой экспериментальной группе количество студентов, находящихся на низком уровне, сократилось на 67%, на среднем уровне – увеличилось на 46,5%, на высоком – увеличилось на 18%. Во второй и третьей экспериментальных группах в среднем количество студентов, находящихся на низком уровне, сократилось на 75%, на среднем уровне – увеличилось на 52%, на высоком – увеличилось на 23%.
Таким образом, процесс обучения, построенный в соответствии с внедренной нами моделью технологии семиотической интерпретации учебных текстов, позволяет повышать качество экономического образованияу студентов технических специальностей, позволяет формировать умения сосредотачивать внимание на смыслообразующих звеньях информационного потока, мыслить свернутыми формами и формализованными структурами, переводить информацию из одной знаково-символической системы в другую, адекватно воспринимать информацию, представленную в знаковой форме, то есть регулировать свое поведение в знаковой среде.
Рецензенты:
Елагина Вера Сергеевна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Шефер Ольга Робертовна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусства», г. Челябинск.