В монографии В.В. Кузнецовой «Методологические основы социофонетики» предпринята попытка обоснования методологии социофонетики на базе проведенного системного анализа речевых особенностей детей-диалектоносителей, учащихся младших классов школ города Ульяновска, с применением компьютерной программы, являющейся наиболее продуктивным и современным методом исследования. Актуальность предложенного исследования заключается в том, что в настоящее время оказываются недостаточно изученными произносительные особенности речи городских детей - младших школьников, носителей диалектов, а также в том, что исследование предоставляет возможность смоделировать процесс образования койне детской речи - общего наречия, образующегося на основе смешения родственных диалектов, городского просторечия и литературного языка.
Методология социофонетики состоит из двух больших блоков: системы общенаучных принципов исследования и системы социально-философских, культурно-исторических аспектов антропологического исследования. Первый включает в себя парадигму методологии, основанную на операциональном минимуме материальных и научных средств, необходимых для научного исследования и прогнозирования перспектив его развития (концепция построения исследования, методы работы с диалектными текстами, инструменты обработки полученных данных и т.д.). Второй блок содержит систему знаний о человеке как объекте исследования (психолингвистические особенности индивида, тенденции к социальному устройству, наличие или отсутствие мотивации к развитию, познавательная активность и т.д.).
Социальная стратификация как социологическое понятие обозначает дифференциацию общества (или отдельного его слоя) по определенным признакам (образование, род занятий, уровень доходов, религиозная принадлежность, бытовые условия, психофизические особенности, способ проведения досуга) на «высший», «средний» и «низший» классы. Социофонетические исследования, как правило, подтверждают принадлежность испытуемого к тому или иному классу. Исследования зарубежных ученых (в частности, W.Labov, P. Trudgill) показали, что люди с диалектными особенностями речи в большинстве своем относятся к «низшему» классу, либо к «среднему низшему», и в исключительных случаях - к «среднему среднему» и «среднему высшему». Проведенные в данной работе исследования, разумеется, недостаточно полно отображают социологическую картину, представленную группой учащихся начальных классов из нескольких школ города Ульяновска, однако стратификация по орфоэпическим признакам речи исследуемых детей вполне очевидна.
Методология социофонетики позволяет не только выявить диалектоговорящих детей, стратифицировать их по социальным признакам (семейные отношения, бытовые условия, образование родителей, воспитание в детских дошкольных учреждениях или дома, степень мотивации к познанию и учению и т.д.), но и предложить пути их продвижения по социальной лестнице через речевое общение, основанное на нормированном произношении. Последняя, четвертая часть книги посвящена орфоэпической работе в младших классах, так как дети с устойчивыми произносительными ошибками в речи, как правило, с трудом учатся читать, а затем и грамотно писать; в школе они с трудом находят общий язык с остальными детьми, владеющими нормированной, орфоэпической речью.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов методологии лингвистики, русской диалектологии, фонетики современного русского языка, методики обучения орфоэпии, логопедии. Книга может оказаться полезной преподавателям - лингвистам, научным сотрудникам, аспирантам, учителям, студентам гуманитарных специальностей высших учебных заведений.