В связи с переходом с 2011 г. на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО), в основе которых лежит компетентностный подход, и подписанием 29 декабря 2012 г. Президентом РФ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменились требования к условиям реализации основных образовательных программ (ООП). Основные требования связаны с развитием информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, в частности, расширены возможности применения дистанционного и электронного обучения, конкретизированы условия по доступу обучающихся к электронным образовательным ресурсам, обязательному использованию активных и интерактивных форм проведения занятий и др. [10, 9]. Перечисленное имеет особую актуальность при реализации ООП подготовки инженерных кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации [8].
В целом совокупность требований, обязательных при реализации ООП, определяется ФГОС ВПО конкретного направления подготовки, видами профессиональной деятельности, к которым вуз готовит выпускников, традициями вуза, потребностями регионального рынка труда, что определяет содержание основных направлений деятельности образовательного учреждении и характеризует особенности ИОС вуза в части её структуры и состава компонентов.
Подробная характеристика структуры и компонентов ИОС вуза, построенной с учётом требований образовательных стандартов предыдущего поколения, дана в работах ряда учёных [2, 4, 5, 6]. Например, в своих исследованиях В. Б. Моисеев предложил обобщенную структуру распределенной информационно-образовательной среды вуза, охарактеризовал основные компоненты ИОС технического вуза [4]. С. А. Назаров выделил следующие основные компоненты ИОС технического вуза [5, 6]: программно-технический, информационный, психолого-педагогический, социально-воспитательный.
Смена подходов к сущности содержания образования, выражающаяся в смене парадигм: знаниево-ориентированный подход (ГОС ВПО) - компетентностный подход (ФГОС ВПО), является отражением изменений в обществе, связанных, прежде всего, с возросшими требованиями к подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками и компетенциями, позволяющими вести профессиональную деятельность, способных к дальнейшему профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества [10].
Выполнение этих задач невозможно без формирования ИОС вуза, удовлетворяющей новым требованиям. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии», входящему в перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики [7], отмечается, что основными задачами технического вуза на современном этапе являются: обновление и модернизация материально-технической базы, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики региона и страны, внедрение инновационных проектов в производство и использование результатов научно-производственной деятельности в учебном процессе [9].
Анализируя требования стандарта [9], можно отметить, что деятельность технического вуза должна строиться на следующих принципах: сохранение и развитие научных школ вуза; обеспечение органичной связи научных исследований и учебного процесса; поддержка и стимулирование фундаментальных, прикладных исследований, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; формирование и выполнение совместно с другими вузами, научными организациями, предприятиями научных программ по направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие региона и страны; участие в международном научном сотрудничестве.
Важным условием при этом является активная совместная учебная и научно-производственная деятельность педагогических работников технического вуза и студентов, с целью приобретения студентами знаний и практических умений как в традиционных инженерных областях, так и в области информационных технологий будущей профессиональной области.
ФГОС ВПО предъявляют высокие требования к возможностям вуза для формирования общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.
В связи с этим возникает необходимость уточнения состава компонентов ИОС технического вуза. При этом следует особо отметить, что ИОС должна быть интегрирована с информационной системой вуза и обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса [4, 5]. Анализируя вышеприведённые источники, уточним состав основных компонентов ИОС технического вуза.
Программно-технический компонент: совокупность автоматизированных обучающих систем на базе средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем, современных информационных технологий, обеспечивающих доставку знаний и управление контентом (образовательным курсом), а также обеспечивающих условия для организации индивидуальной траектории обучения. Компонент должен включать следующие элементы:
- образовательный интернет-портал вуза для размещения учебно-методических материалов, который может быть реализован в любой из систем управления обучением (Learning Management System - LMS), например, в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle;
- сайт вуза (для обеспечения удобства доступа к компонентам ИОС вуза);
- компьютеризированные аудитории для проведения занятий и электронного тестирования, объединенные в локальную сеть и подключенные к Интернету;
- систему мониторинга успеваемости (электронные журналы и дневники, рейтинговые электронные таблицы и т.п.);
- лицензионное программное обеспечение (ПО).
Подчеркнём особенности, влияющие на содержание элементов данного компонента ИОС современного технического вуза:
- необходимость размещения учебно-методических материалов в электронном виде;
- необходимость обеспечения для студентов многократного доступа через Интернет к учебным материалам и к дополнительным источникам информации в удобное время с любого компьютера: стационарного (домашнего, учебного) или мобильного (ноутбука, планшетного ПК, смартфона и др.);
- необходимость наличия современного лабораторного оборудования удалённого доступа в сочетании с виртуальными лабораторными модулями;
- необходимость применения специализированного лицензионного прикладного программного обеспечения для высокопроизводительных вычислений; систем визуального программирования, включая возможности облачных технологий для хранения и обмена файлами больших объёмов, организации совместной работы команды, использование других сервисов и программ, которыми можно пользоваться удаленно не только в учебных целях, но и для решения научных и социальных задач.
Информационно-методический компонент: совокупность традиционных и электронных информационных ресурсов вуза, влияющих на повышение эффективности процесса обучения, посредством разработки оптимальной структуры учебного курса, учебных, контрольно-обучающих и оценочных материалов. Компонент должен включать следующие элементы:
- сайт вуза, обеспечивающий (в формате «единое окно») доступ к информационным ресурсам вуза (в том числе и к образовательному порталу) и внешним источникам информации;
- библиотечные ресурсы вуза и внешние учебно-методические ресурсы;
- информационные банки дисциплин (электронные учебники и пособия, демо-версии и тренажеры тестовых и контрольных заданий, методические рекомендации по выполнению курсовых проектов и др.).
Подчеркнём особенности, влияющие на содержание элементов данного компонента ИОС современного технического вуза:
- необходимость постоянного дополнения и обновления учебно-методических материалов, отражающих достижения современной науки и производства, путём:
- o предоставления через гиперссылки доступа к электронным библиотечным ресурсам (к электронным библиотечным системам (ЭБС) вуза и других учебных учреждений, к ЭБС министерств и ведомств);
- o использования информации из достоверных интернет-источников (официальные сайты предприятий, организаций, учреждений, партнёров вуза, современные профессиональные базы данных, информационные справочные и поисковые системы и пр.);
- o использования дополнительных материалов (результатов научно-исследовательских работ, курсового проектирования и выпускных квалификационных работ);
- необходимость использования большого количества графического и видео материала (как статичного, так и динамичного), обеспечивающего визуальную поддержку курсов: чертежи, схемы, высококачественные иллюстрации, диаграммы, 3D-графика, анимация и др.
Психолого-педагогический компонент: совокупность современных интегрированных педагогических и информационных технологий, способствующих формированию профессиональных компетенций выпускников и обеспечивающих управление формированием компетенций с учётом психологических особенностей участников образовательного процесса. В компоненте должны применяться следующие педагогические и информационные технологии:
- использование активных и интерактивных форм при проведении учебных аудиторных занятий и в организации внеаудиторной работы (для развития критического и аналитического мышления у студентов, для взаимообучения в группе);
- организация преподавателем в режиме on-line или of-line индивидуальной траектории работы с каждым студентом (в формате «студент ↔ преподаватель») и руководство работой группы (в формате «студент ↔ студенты + преподаватель»); возможность для студента выстраивания индивидуального образовательного маршрута на основе рефлексии;
- организация мониторинга подготовки к занятиям конкретного студента и группы в целом;
- организация и проведение контрольно-оценочных мероприятий преподавателями и обеспечение возможности студентам проведения самооценки и взаимного обсуждения и оценивания работы членов команды;
- использование модульно-рейтинговой технологии организации учебного процесса [3];
- организация психолого-педагогического сопровождения учебного процесса сотрудниками социально-психологической лаборатории вуза.
Подчеркнём особенности, влияющие на содержание элементов данного компонента ИОС современного технического вуза:
- необходимость постоянного обновления и разработки новых учебно-методических материалов, использования современных средств коммуникации и новых педагогических технологий, учитывающих изменения в экономике, в промышленности, в обществе, связанных с развитием научно-технического прогресса;
- повышенные требования к системам контроля знаний обучающихся, отражающим компетентностный подход, учитывающим максимальное приближение к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников;
- необходимость организации постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по изучению, внедрению, использованию современного прикладного ПО и интернет-технологий, в том числе за счёт обмена опытом с преподавателями - специалистами в области IT-технологий.
Социально-воспитательный компонент: совокупность социокультурной и виртуальной сред, обеспечивающих решение вопросов студенческого самоуправления и социального взаимодействия, всестороннего развития творческой личности и формирования общекультурных компетенций выпускников. Компонент должен включать следующие элементы:
- интегрированные интернет-ресурсы вуза и студенческого конвента (отдел воспитательной работы, студенческий совет, студенческие научные сообщества, спортивные сообщества, творческие коллективы, студенческие СМИ и др.);
- интегрированные корпоративные интернет-ресурсы, форумы, сайты социальных сетей для оперативного обмена информацией, для совместной проектной работы, для решения профориентационных задач и проблем трудоустройства, и, как следствие, переход с личного общения на общение профессиональное.
Подчеркнём особенности, влияющие на содержание элементов данного компонента ИОС современного технического вуза:
- совместное использование и развитие студентами и преподавателями коммуникационных возможностей для расширения диапазона социального и профессионального интернет-общения;
- совместное использование студентами разных направлений подготовки и разных возрастных групп интернет-технологий для решения совместных социокультурных задач и, как следствие, формирование общекультурных компетенций, необходимых для всестороннего развития молодого специалиста.
Вышеперечисленные принципы организации и использования ИОС среды апробированы и активно используются в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пензенский государственный технологический университет» [1, 3, 4].
Для дальнейшего развития ИОС среды технического вуза необходимо выполнение следующих условий:
- совершенствование нормативной базы, отражающей компетентностный подход;
- развитие материально-технической базы в сочетании с новыми интернет-технологиями для решения учебных, научно-исследовательских, профессиональных задач;
- интеграция педагогических и информационных технологий для развития методологии исследования, проектирования и реализации целостного образовательного процесса в высшей школе с использованием многокомпонентной ИОС;
- создание условий для постоянного повышения квалификации ППС и решения задач коммуникативного взаимодействия и профессионального сотрудничества участников образовательного процесса с использованием возможностей социокультурной и виртуальной сред.
Рецензенты:
Полукаров Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Минобрнауки России, г. Пенза.
Чапаев Николай Кузьмич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Минобрнауки России, г. Екатеринбург.