Введение
В последние десятилетия становится все более актуальной проблема формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Увеличение численности несовершеннолетних, склонных к наркозависимости, является объективной причиной необходимости оказания им социально-педагогической помощи, что требует современной подготовки социальных педагогов к данном виду деятельности в целом и профилактике наркозависимости, в частности, в условиях модернизации системы профессионального педагогического образования.
Вопросы профилактики наркомании несовершеннолетних находятся в центре педагогического внимания, в решении которых участвуют классные руководители, педагоги-психологи, учителя, воспитатели. Немаловажную роль в решении этой проблемы занимают социальные педагоги.
При подготовке социальных педагогов актуальным становится формирование у них профессиональной готовности к профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Значительный вклад в изучение проблемы девиантного поведения несовершеннолетних внесли Б. Н. Алмазов, О. В. Зыков, А. С. Белкин, П. П. Блонский, А. А. Бодалев, Л. И.Божович, Л. С. Выготский, Ю. В. Гербеев, А. Б. Добрович, Е. П. Ильин, Ю. А. Клейберг А. Е. Леви, В. В. Лунеев, М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова, А. С. Новоселова, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн и др.
Однако проблема формирования готовности студентов учреждений высшего профессионального педагогического образования к работе с несовершеннолетними, склонными к наркозависимости, является недостаточно изученной.
Наше исследование проводилось на базе Алтайской государственной педагогической академии. В эксперименте приняло участие 85 студентов, для оценки эффективности модели были сформированы две группы - контрольная (40 человек) и экспериментальная (45 человек) из числа студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» и направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».
Целью нашего исследования явилось определение содержания подготовки социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних, оценка её эффективности.
Профессиональную готовность будущего социального педагога к профилактике наркозависимости несовершеннолетних мы определили как совокупность освоенных им профессиональных компетенций, а также развитых качеств личности, обеспечивающих возможность педагога мотивированно и эффективно разрешать проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних в процессе социализации. Характер готовности мы представили как квалификационную характеристику будущего социального педагога, выраженную через профессиональные компетенции, которыми он должен овладеть в процессе подготовки, и как личностную характеристику, выраженную через профессионально важные качества личности социального педагога.
С учетом классификации компетенций (А. В. Хуторской, И. К. Шалаев) нами определены: ключевые, базовые и специальные компетенции как результат формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних, содержательная характеристика которых использовалась в процессе проведения педагогического эксперимента с целью их оценки и измерения [1,2].
При определении системы формирования готовности будущих социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к наркозависимости, нами использовался метод моделирования. Моделирование позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения, и может использоваться при исследовании процессов и явлений окружающей действительности.
С целью совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних нами предложена структурно-функциональная модель по формированию профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних на основе компетентностного подхода, которая включает: цель, задачи, принципы, компоненты, а также определены критерии и показатели оценки профессиональных компетенций и уровни их сформированности у будущих социальных педагогов как потенциальных субъектов профилактики наркозависимости несовершеннолетних.
Цель - формирование готовности будущих социальных педагогов к работе по профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Задачи - стимулирование интереса к профилактике наркозависимости несовершеннолетних, формирование базовых, ключевых, специальных компетенций в области профилактики наркозависимости несовершеннолетних.
Основными правилами и исходными положениями процесса формирования готовности будущих социальных педагогов к работе по профилактике наркозависимости несовершеннолетних являются следующие принципы: индивидуальности, преемственности, гуманизации, координации, межведомственности.
Компонентами формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних является: стимулирующе-мотивационный, содержательно-деятельностный, технологический, контрольно-результативный.
Стимулирующе-мотивационный компонент состоит в том, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов потребность в организации профилактики наркозависимости несовершеннолетних.
Содержательно-деятельностный компонент включает учебную, научную, воспитательную деятельность будущих социальных педагогов, а также организацию педагогических практик: летняя педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях, педагогическая практика в общеобразовательном учреждении, педагогическая практика в социально-педагогических учреждениях.
Технологический компонент включает несколько этапов: пропедевтический (первичное знакомство с проблемой, формируется личностно-профессиональная позиция студентов под влиянием социальных факторов и содержания учебного процесса), организационно-коммуникативный этап (используются интерактивные формы и методы работы как в вузе, так и на базовых площадках социальных партнеров), рефлексивно-оценочный этап (нацелен на самоанализ деятельности студентов как субъектов профилактики наркозависимости).
Контрольно-результативный компонент включает профессиональные компетенции (базовые, ключевые, специальные) и профессионально-личностные качества (наблюдательность, коммуникативность, склонность к эмпатии и др.). Он тесно связан с научно обоснованной системой критериев оценки уровня профессиональной готовности будущего социального педагога к педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к наркозависимости. Осуществление такой оценки дает основания для выводов о результативности модели формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
До внедрения модели экспертным путем определены критерии и показатели оценки профессиональных компетенций у будущих социальных педагогов как потенциальных субъектов профилактики наркозависимости несовершеннолетних.
Ключевые компетенции (КК):
КК1 - Знает источники информации, в том числе источники социально-педагогической деятельности по вопросам профилактики зависимого поведения;
КК2 - Знает способы установления и поддержки профессиональных и социально-педагогических контактов с партнерами превентивной деятельности;
КК3 - Владеет умением прогнозировать влияния факторов риска на поведение несовершеннолетнего;
КК4 - Владеет умением обрабатывать социально-педагогическую информацию;
КК5 - Сформированы коммуникативные навыки, связанные с реализацией социально-профилактической деятельности;
КК6 - Осуществляет стимулирование социальных партнеров, в том числе студентов вуза к пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних;
КК7 - Следует социально-правовым нормам профессионального поведения в сфере профилактики наркозависимости;
КК8 - Пропагандирует ценность здоровья и социально полезную занятость.
Базовые компетенции (БК):
БК1 - Знает причины, последствия наркозависимости;
БК2 - Анализирует и оценивает влияние социально-правовых, педагогических, психологических, экономических и др. факторов, содействующих развитию наркозависимости несовершеннолетних;
БК3 - Осуществляет конструирование содержания профессиональных функций социального педагога с целью профилактики наркозависимости несовершеннолетних;
БК4 - Разрабатывает план проведения мероприятий, направленных на профилактику наркомании с учетом специфики учреждения;
БК5 - Создает собственный банк социально-педагогических упражнений по профилактике наркозависимости несовершеннолетних;
БК6 - Реагирует на изменение социума, вносит коррективы в социально-педагогическую деятельность по профилактике наркозависимости.
Специальные компетенции (СК):
СК1 - Диагностирует первичные признаки наркозависимости у несовершеннолетних;
СК2 - Составляет социально-педагогическую характеристику на несовершеннолетнего наркозависимого;
СК3 - Проводит обследование жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего, состоящего на учете;
СК4 - Участвует в разработке и реализации межведомственной программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей по месту жительства;
СК5 - Осуществляет наблюдение за деятельностью и поведением несовершеннолетнего с учетом специфики учреждения;
СК6 - Принимает участие в организации коллективных творческих дел, социальных акций, воспитательных мероприятий для несовершеннолетних;
СК7 - Разрабатывает и реализует авторские социальные проекты.
На основании выделенных критериев и показателей в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлялась оценка профессиональной готовности студентов на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. Оценка проводилась по уровням профессиональной готовности по 10-балльной шкале на основании данных, полученных в процессе педагогического наблюдения за учебной, научной и воспитательной деятельностью студентов, их работой в период педагогических практик, тестирования знаний, отзывов специалистов - практиков системы профилактики.
На основании обозначенных критериев нами были выделены три уровня сформированности профессиональных компетенций будущих социальных педагогов как субъектов профилактики наркомании: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (8-10) - знание предметной области. Установление межпредметных связей. Теоретические знания иллюстрируются примерами социальной и образовательной практики. Сформированные умения проявляются в социально-педагогической работе с различными возрастными группами несовершеннолетних и их семьями. Постоянно следит за инновациями в сфере профилактики наркомании, предпринимает попытки внедрить их в социально-педагогическую работу с несовершеннолетними.
Этот уровень отличает наличие у будущего социального педагога развитых способностей осуществлять педагогическое сопровождение; координировать и обеспечивать защиту прав и интересов несовершеннолетних; творческий подход.
Средний уровень (4-7) - знания, умения и навыки сформированы в объеме, необходимом для прохождения педагогической практики и освоения образовательной программы по данному виду профессиональной деятельности. Сформированные компетенции проявляет в основном в учебной деятельности и в учреждениях на практике. Требуется консультационная помощь и поддержка на всех этапах формирования профессиональной готовности.
Низкий уровень (0-3) - низкий уровень мотивации. Смешение научной и бытовой информации. Непоследовательность действий. Самостоятельность и активность не проявляются. Пробелы в теоретических и технологических знаниях. Ориентирован на единоначальное профилактическое воздействие. Не готов к сотрудничеству с социальными партнерами или отрицает его.
Критерии и методика оценки профессиональной готовности социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних позволяют технологически обеспечить контрольно-измерительными инструментами субъектов образовательного процесса в педагогическом вузе.
Таблица 1
Результаты среза по критерию «профессиональные компетенции» (до и после эксперимента)
Уровни |
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||||||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
||||||||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
||
Ключевые компетенции |
КЭ |
19 |
42,2% |
16 |
40% |
18 |
40 % |
15 |
37,5% |
8 |
17,8% |
9 |
22,5% |
ФЭ |
33 |
73,3% |
15 |
37,5% |
8 |
17,8% |
17 |
42,5 % |
4 |
8,9 % |
8 |
20 % |
|
Оценка роста |
+14 |
+31,1% |
- 2 |
- 2,5% |
-10 |
- 22,2% |
+2 |
+5% |
-4 |
- 8,9% |
- 1 |
- 2,5% |
|
Базовые компетенции |
КЭ |
9 |
20 % |
9 |
22,5% |
14 |
31,1% |
12 |
30% |
22 |
48,9% |
19 |
47,5% |
ФЭ |
18 |
40 % |
8 |
20 % |
10 |
22,2% |
14 |
35 % |
17 |
37,8 % |
18 |
45% |
|
Оценка роста |
+9 |
+20% |
-1 |
-2,5% |
- 4 |
-8,6% |
+2 |
+5% |
- 5 |
-11,1% |
-1 |
- 2,5% |
|
Специальные компетенции |
КЭ |
6 |
13,3% |
6 |
15% |
8 |
17,8% |
8 |
20% |
31 |
68,9% |
26 |
65% |
ФЭ |
19 |
42,2 % |
7 |
17,5 % |
16 |
35,6% |
10 |
25% |
10 |
22,2% |
23 |
57,5% |
|
Оценка роста |
+13 |
+28,9% |
+1 |
+2,5% |
+ 8 |
+17,8% |
+2 |
+5% |
- 21 |
- 46,7% |
-3 |
-7,5% |
Условные обозначения: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа; КЭ - констатирующий эксперимент, ФЭ - формирующий эксперимент.
Анализ результатов педагогического экспериментального исследования по критерию «профессиональные компетенции» показал: ключевые компетенции в экспериментальной группе на констатирующем этапе (КЭ) следующие: высокий уровень - 42,2 % (19чел.), средний - 40 % (18чел.), низкий - 17,8 % (8чел.); на формирующем этапе (ФЭ): высокий - 73,34 % (33 чел.), средний - 17,8 % (8чел.), низкий - 8,9 % (4 чел.). Отмечен рост уровня ключевых компетенций на 31,1 %, их снижение на среднем уровне на 22,2 % и низком - на 8,9 %.
Ключевые компетенции в контрольной группе на констатирующем этапе (КЭ) следующие: высокий уровень - 40 % (16 чел.), средний - 37,5 % (15 чел.), низкий - 22,5 % (9 чел.); на формирующем этапе: высокий - 37,5 % (15 чел.), средний - 42,5 % (17чел.), низкий - 20 % (8 чел.). Снижение показателей наблюдается на высоком уровне на 2,5 %, повышение на среднем уровне на 5 % и на низком уровне снижение на 2,5 %.
Анализ результатов педагогического экспериментального исследования по критерию «профессиональные компетенции» показал: базовые компетенции в экспериментальной группе на констатирующем этапе (КЭ) следующие: высокий уровень - 20 % (9 чел.), средний - 31,1 % (14 чел.), низкий - 48,9 % (22 чел.); на формирующем этапе (ФЭ): высокий - 40 % (18 чел.), средний - 22,2 % (10 чел.), низкий - 37,8 % (17 чел.).
Наблюдается рост высокого уровня на 20 %, средний уровень снизился на 8,6 %, и низкий уменьшился на 11,1 %. Базовые компетенции в контрольной группе на констатирующем этапе (КЭ) следующие: высокий - 22,5 % (9 чел.), средний - 30 % (12 чел.), низкий уровень - 47,5 % (19 чел.); на формирующем этапе (ФЭ): высокий уровень - 20 % (8 чел.), средний - 35 % (14 чел.), низкий - 45 % (18 чел.). Снижение показателей высокого уровня отмечается на 2,5 %, средний уровень повысился на 5 %, низкий уровень снизился на 2,5 %.
Анализ результатов позволяет заключить, что реализация структурно-функциональной модели формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних способствует закреплению и углублению теоретических знаний, практическому их использованию, приобретению личного опыта по взаимодействию будущих социальных педагогов с несовершеннолетними, склонными к наркозависимости.
Рецензенты:
Шалаев Иван Кириллович, д-р пед. наук, профессор, заведующий УНИЛ «Управление развитием образования» ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.
Лопаткин Владимир Михайлович, д-р пед. наук, профессор, советник при ректорате, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» г. Барнаул.