Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION AS THE BASIS FOR THE SOLUTION OF TASKS IN MILITARY EDUCATION

Andrunik A.P. 1 Bezmaternykh A.H. 1
1 Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
It is considered the theoretical provisions opening motives and motivational readiness of the serviceman to military service from the point of view motive as motivation for commission of an act, and motivation as dynamic process of formation of motive. Depending on nature of manifestation of military and professional motivation (VPN) three hierarchical levels are allocated. Manifestation of levels of motivational readiness, determine by the following criteria: the reasons of choice of profession of the officer, the relation to a profession of the officer, the relation to service in armies, degree of satisfaction with conditions of military service. For fuller identification of the VPM level the system of criteria is opened. They are subdivided on external and internal. Result of external criteria is achievement of good results of activity and their recognition from people around. Result of internal criteria of VPM is prevalence highly moral and is high - spiritual semantic educations and satisfaction of the identity of the serviceman with results of the activity and the situation.
valuable component
semantic component
motivation levels
military and professional motivation

В современных социально-экономических условиях реформирования Внутренних войск МВД России приоритетное значение имеет профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих и боеспособность войск.

В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки моделей формирования военно-профессиональной мотивации (далее - ВПМ) курсантов в процессе их обучения и воспитания в вузе и программы по их реализации [6], что привело к выдвижению гипотезы о влиянии испытываемых эмоциональных состояний на ВПМ курсантов. В основе моделирования лежат следующие противоречия: во-первых, несоответствие между существующей системой воспитания (в данном случае целевой моделью формирования ВПМ у курсантов) и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника вуза современная военно-политическая обстановка, военная доктрина, новые характеристики оружия и боевой техники; во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между существующим и желаемым уровнем ВПМ будущих офицеров [2].

Динамика развития процесса формирования высокого уровня ВПМ у курсантов предполагает преодоление указанных противоречий и необходимость задействования фактора мотивации как источника повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров.

При решении задач воинского воспитания необходимо задей­ствовать фактор мотивации как важный источник повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров, исследовать конкретные практические способы его активизации [4].

Мотивация является сложным процессом интериорезирующего воздействия объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Она реализуется через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения.

Необходимо отметить, что мотивация занимает далеко не последнее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Изучение мотивации в поведении личности до сих пор не нашло своего завершения. Подтверждение этому является все возрастающее количество научных публикаций на данную тему и наличие различных дефиниций этимологии в этой области научного знания.

При этом в рамках темы настоящей статьи необходимо исходить из общего подхода к пониманию мотива как побуждения, которое приводит к совершению поступка, а мотивации - как динамического процесса формирования мотива.

Формирование мотивов обусловлено определенными неудовлетворенными потребностями, которые лежат в основе побудительной силы поведения, источника активности. На основе потребности формируются мотивы, которые определяют отношение военнослужащих к деятельности по предназначению (рис. 1).

Рис. 1. Структура мотива.

Все виды человеческой деятельности характеризуется своими особенными побудительными мотивами, в которых по-своему формируются особенности профессиональной деятельности людей.

Военно-профессиональная мотивация – результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего (рис. 2).

Рис. 2. Структура мотивации военнослужащего.

В зависимости от характера проявления военно-профессиональной мотивации в ней можно выделить три иерархических уровня.

1. Первый уровень ВПМ (высокий) - характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению служебно-боевых задач, а также твердой установкой на военную службу.

2. Второй уровень ВПМ (средний) - отличается тем, что военно-профессиональные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего.

3. Третий уровень ВПМ (низкий) - определяется низким проявлением или отсутствием ценностных ориентаций и установок на военную службу. Проявление уровней мотивационной готовности, определяют по следующим критериям:

- причины выбора профессии офицера (первый уровень - мечта стать офицером, осознание себя в роли защитника, второй уровень - желание приобрести интересную специальность, материальные соображения, третий уровень - избежать военной службы по призыву, получение бесплатного образования);

- отношение к профессии офицера (первый уровень – престиж профессии, дело всей жизни, второй уровень – сомнение, затруднение в ответе, третий уровень - профессия не престижна, как можно скорее её сменить);

- отношение к службе в армии (первый уровень - служить до выхода на пенсию, второй уровень - служить до достижения определенных целей (получения жилья, окончания первого контракта и т.д., третий уровень – уволиться из армии при первой возможности);

- степень удовлетворенности условиями военной службы (первый уровень – полное удовлетворение, второй уровень – частичное удовлетворение, третий уровень – полное неудовлетворение).

Но для более полного выявления уровня ВПМ необходима система критериев. Их разделим на внешние и внутренние. К внешним отнесём:

- дисциплинированность, поведение личности, особенности деятельности и её результаты;

- обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; стремление к выполнению обязанностей;

- способность действовать в условиях резкого изменения обстановки;

- взаимоотношения с руководителями, старшими, доверие с их стороны, поощрение, повышение в должности и звании;

- отношение в коллективе, уважение, доверие и авторитет среди сослуживцев, подчиненных.

Итогом данных критериев является достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

К внутренним относятся:

- высоконравственные и высокодуховные убеждения;

- способности справедливой самооценки;

- оценка своей деятельности в ходе её выполнения и результатов;

- самооценка отношения к коллективу, ее адекватность коллективной оценке личности.

Результатом внутренних критериев ВПМ является преобладание высоконравственных и высокодуховных смысловых образований и удовлетворенность личности военнослужащего результатами своей деятельности и своим положением.

Граница, показывающая различие между уровнями ВПМ, изменчива, а выделение трех уровней достаточно условно. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев ВПМ.

В ходе исследований, проведенных среди курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России, выделены основные структурные компоненты их ВПМ, а именно:

- смысловой компонент, включающий образования, которые детерминируют общую линию поведения и деятельности;

- ценностный компонент, в состав которого входят мотивационные образования, имеющие ценность, значимость для личности и влияющие в основном на выбор путей, средств и способов реализации деятельности.

Смысловой компонент мотивационной готовности курсантов проявляется в понимании ими:

- необходимости приобрести твердые практические знания, умения и навыки;

- возможности достижения материального достатка в условиях воинской службы;

- целесообразности добиваться высокого авторитета среди коллег и подчиненных;

- важности умелого руководства людьми, коллективами;

- высокой общественной значимости воинской службы и необходимости готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества;

- условий успешного продвижения по службе;

- необходимости трансформировать знания и умения, полученные в военном вузе, в практические дела [3].

Ценностный компонент основывается на стремлении:

- самоутвердиться в профессиональном отношении;

- лидировать среди равных;

- поддерживать и наращивать уровень профессиональных достижений путем самосовершенствования;

- добиться высоких результатов в службе;

- иметь высокое самоуважение, самооценку;

- получить моральное и материальное вознаграждение;

- избежать ответственности и наказания [1].

Сравнительный анализ ВПМ у офицеров и курсантов показывает, что расположение элементов смысловой составляющей в иерархическом соподчинении в зависимости от уровня мотивационной готовности имеет различный характер. У курсантов с высоким уровнем ВПМ приоритетны смысловые образования широкого социального плана – готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества. И группового плана – умение руководить людьми и коллективами. Образования индивидуально-личностного плана (достижение материального достатка и успешное продвижение по службе) оттеснены на второй план. Формирование того или иного уровня ВПМ личности является следствием разрешения выявленных противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития и укрепления внутренних побудительных сил военнослужащего [5].

Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития ВПМ личности от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями государства, органов военного управления и всех категорий офицеров-воспитателей. Однако при снятии одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на иной основе, применяя способы, методы и средства. В этом заключается суть непрерывного и поступательного процесса развития и укрепления ВПМ военнослужащего.

Таки образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что на ВПМ курсантов в определенной степени оказывают влияние испытываемые ими эмоциональные состояния, которые выявляются в ходе комплексного диагностирования.

Рецензенты:

Лурье Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.

Дубровский Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.