В современных социально-экономических условиях реформирования Внутренних войск МВД России приоритетное значение имеет профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих и боеспособность войск.
В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки моделей формирования военно-профессиональной мотивации (далее - ВПМ) курсантов в процессе их обучения и воспитания в вузе и программы по их реализации [6], что привело к выдвижению гипотезы о влиянии испытываемых эмоциональных состояний на ВПМ курсантов. В основе моделирования лежат следующие противоречия: во-первых, несоответствие между существующей системой воспитания (в данном случае целевой моделью формирования ВПМ у курсантов) и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника вуза современная военно-политическая обстановка, военная доктрина, новые характеристики оружия и боевой техники; во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между существующим и желаемым уровнем ВПМ будущих офицеров [2].
Динамика развития процесса формирования высокого уровня ВПМ у курсантов предполагает преодоление указанных противоречий и необходимость задействования фактора мотивации как источника повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров.
При решении задач воинского воспитания необходимо задействовать фактор мотивации как важный источник повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров, исследовать конкретные практические способы его активизации [4].
Мотивация является сложным процессом интериорезирующего воздействия объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Она реализуется через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения.
Необходимо отметить, что мотивация занимает далеко не последнее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Изучение мотивации в поведении личности до сих пор не нашло своего завершения. Подтверждение этому является все возрастающее количество научных публикаций на данную тему и наличие различных дефиниций этимологии в этой области научного знания.
При этом в рамках темы настоящей статьи необходимо исходить из общего подхода к пониманию мотива как побуждения, которое приводит к совершению поступка, а мотивации - как динамического процесса формирования мотива.
Формирование мотивов обусловлено определенными неудовлетворенными потребностями, которые лежат в основе побудительной силы поведения, источника активности. На основе потребности формируются мотивы, которые определяют отношение военнослужащих к деятельности по предназначению (рис. 1).
Рис. 1. Структура мотива.
Все виды человеческой деятельности характеризуется своими особенными побудительными мотивами, в которых по-своему формируются особенности профессиональной деятельности людей.
Военно-профессиональная мотивация – результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего (рис. 2).
Рис. 2. Структура мотивации военнослужащего.
В зависимости от характера проявления военно-профессиональной мотивации в ней можно выделить три иерархических уровня.
1. Первый уровень ВПМ (высокий) - характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению служебно-боевых задач, а также твердой установкой на военную службу.
2. Второй уровень ВПМ (средний) - отличается тем, что военно-профессиональные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего.
3. Третий уровень ВПМ (низкий) - определяется низким проявлением или отсутствием ценностных ориентаций и установок на военную службу. Проявление уровней мотивационной готовности, определяют по следующим критериям:
- причины выбора профессии офицера (первый уровень - мечта стать офицером, осознание себя в роли защитника, второй уровень - желание приобрести интересную специальность, материальные соображения, третий уровень - избежать военной службы по призыву, получение бесплатного образования);
- отношение к профессии офицера (первый уровень – престиж профессии, дело всей жизни, второй уровень – сомнение, затруднение в ответе, третий уровень - профессия не престижна, как можно скорее её сменить);
- отношение к службе в армии (первый уровень - служить до выхода на пенсию, второй уровень - служить до достижения определенных целей (получения жилья, окончания первого контракта и т.д., третий уровень – уволиться из армии при первой возможности);
- степень удовлетворенности условиями военной службы (первый уровень – полное удовлетворение, второй уровень – частичное удовлетворение, третий уровень – полное неудовлетворение).
Но для более полного выявления уровня ВПМ необходима система критериев. Их разделим на внешние и внутренние. К внешним отнесём:
- дисциплинированность, поведение личности, особенности деятельности и её результаты;
- обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; стремление к выполнению обязанностей;
- способность действовать в условиях резкого изменения обстановки;
- взаимоотношения с руководителями, старшими, доверие с их стороны, поощрение, повышение в должности и звании;
- отношение в коллективе, уважение, доверие и авторитет среди сослуживцев, подчиненных.
Итогом данных критериев является достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.
К внутренним относятся:
- высоконравственные и высокодуховные убеждения;
- способности справедливой самооценки;
- оценка своей деятельности в ходе её выполнения и результатов;
- самооценка отношения к коллективу, ее адекватность коллективной оценке личности.
Результатом внутренних критериев ВПМ является преобладание высоконравственных и высокодуховных смысловых образований и удовлетворенность личности военнослужащего результатами своей деятельности и своим положением.
Граница, показывающая различие между уровнями ВПМ, изменчива, а выделение трех уровней достаточно условно. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев ВПМ.
В ходе исследований, проведенных среди курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России, выделены основные структурные компоненты их ВПМ, а именно:
- смысловой компонент, включающий образования, которые детерминируют общую линию поведения и деятельности;
- ценностный компонент, в состав которого входят мотивационные образования, имеющие ценность, значимость для личности и влияющие в основном на выбор путей, средств и способов реализации деятельности.
Смысловой компонент мотивационной готовности курсантов проявляется в понимании ими:
- необходимости приобрести твердые практические знания, умения и навыки;
- возможности достижения материального достатка в условиях воинской службы;
- целесообразности добиваться высокого авторитета среди коллег и подчиненных;
- важности умелого руководства людьми, коллективами;
- высокой общественной значимости воинской службы и необходимости готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества;
- условий успешного продвижения по службе;
- необходимости трансформировать знания и умения, полученные в военном вузе, в практические дела [3].
Ценностный компонент основывается на стремлении:
- самоутвердиться в профессиональном отношении;
- лидировать среди равных;
- поддерживать и наращивать уровень профессиональных достижений путем самосовершенствования;
- добиться высоких результатов в службе;
- иметь высокое самоуважение, самооценку;
- получить моральное и материальное вознаграждение;
- избежать ответственности и наказания [1].
Сравнительный анализ ВПМ у офицеров и курсантов показывает, что расположение элементов смысловой составляющей в иерархическом соподчинении в зависимости от уровня мотивационной готовности имеет различный характер. У курсантов с высоким уровнем ВПМ приоритетны смысловые образования широкого социального плана – готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества. И группового плана – умение руководить людьми и коллективами. Образования индивидуально-личностного плана (достижение материального достатка и успешное продвижение по службе) оттеснены на второй план. Формирование того или иного уровня ВПМ личности является следствием разрешения выявленных противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития и укрепления внутренних побудительных сил военнослужащего [5].
Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития ВПМ личности от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями государства, органов военного управления и всех категорий офицеров-воспитателей. Однако при снятии одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на иной основе, применяя способы, методы и средства. В этом заключается суть непрерывного и поступательного процесса развития и укрепления ВПМ военнослужащего.
Таки образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что на ВПМ курсантов в определенной степени оказывают влияние испытываемые ими эмоциональные состояния, которые выявляются в ходе комплексного диагностирования.
Рецензенты:
Лурье Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.
Дубровский Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.