Культурные исследования на современном этапе культурологической науки становятся все более актуальным и приоритетным направлением, функционирующим для фундаментально-научного и экспериментально-прикладного исследования феноменов социальной реальности. Необходимость в культурных исследованиях связана с качественным изменением исследовательских практик к непосредственному наблюдению и моделированию социальных явлений с целью социального конструирования и рационального управления социальными процессами. Развитие культурных исследований способствует разрешению проблем в области социального взаимодействия людей и проектированию конкретных способов действия в будущем. На сегодняшний день индустрия культурных исследований в пространстве западной науки достаточно развита, многие исследовательские институты и организационные подразделения предлагают свои услуги по решению тех или иных четко сформулированных социальных заказов. Основная цель таких мероприятий - приобретение и использование знания, которое будет заниматься решением конкретной проблемы или удовлетворять конкретные потребности социальной организации. В России прикладные культурные исследования только «проходят пробу», на сегодняшний день основная дискуссия среди философов и ученых о сущности культурологии происходит в разговоре о соотношении фундаментальных и прикладных наук и исследований. Основные точки зрения сводятся к следующему: основная причина востребованности культурных исследований видится учеными в возросшем социокультурном смысле современной науки; «прикладные исследования» реализуют функцию инструментального знания, заданного конкретными целями фундаментальных и практических исследований; современные прикладные исследования являются неотъемлемой частью теоретических, практических и теоретико-практических исследований; культурные исследования анализируют любое познаваемое явление из сферы человеческой жизни в качестве культурного феномена, прикладные исследования призваны «снимать» научную информацию, адекватную социальной реальности. Перспективные методологические подходы к проведению культурных исследований основаны на синтезе практических, экспериментальных методик и теоретического осмысления научных результатов. В связи с этим мировое сообщество ученых считает, что настало время для смены акцента с чисто фундаментальных исследований к прикладным теоретическим и практическим исследованиям. Данная тенденция обусловлена проблемами, связанными с глобальной трансформацией мира, которая привела к качественным изменениям почти все социальные, экономические, политические процессы стран мира (от европейских до заполярных, от развитых до наименее развивающихся стран). В эпоху глобальных трансформаций возрастает необходимость исследования изменений сути культурных феноменов, она требует от ученых скорейшего теоретического осмысления культуры и ее практических решений по преображению социокультурной реальности.
К формированию учебных дисциплин по православной теологии в образовательном пространстве российских университетов культурные исследования имеют непосредственное отношение. На сегодняшний день с их помощью возможно установить взаимосвязь между теологией и современными науками, поскольку наука культурология междисциплинарна и способна наладить конструктивный диалог между естественными и гуманитарными научными отраслями в образовательной среде современных университетов. В частности, в Сибирском федеральном университете под руководством зав. кафедрой культурологии Н.П. Копцевой в ноябре 2012 года прошел учебно-научно-методический семинар «Теория и практика прикладных культурных исследований», связанный с обсуждением среди ученых проблем православной теологии и её места в современном университете. В дальнейшем планируется продолжение дискуссии по определению места православной теологии в современной культуре России и современном российском университете, который призван решать стратегические задачи региона не только в сфере экономики, но и в сфере политики и культуры. Вторым направлением является работа Православного теологического общества, созданного на базе СФУ и призванного решать научно-методические и учебно-методические проблемы в области теологического образования. Третьим направлением является подготовка и реализация ООП «Теология православия» (бакалавриат) в Сибирском федеральном университете, что чрезвычайно востребовано для жителей Сибирского полиэтничного и поликонфессионального региона. Таким образом, на базе Сибирского федерального университета активно ведутся культурные и гуманитарные исследования, актуализирующие современные тенденции развития университетского образования [1-10].
В связи с обязательным учетом в учебном плане регионального компонента учебных дисциплин необходимо проведение фундаментально-научных и экспериментально-прикладных исследований. Данные направления способствуют изучению историко-культурных и церковных традиций нашего региона, а также получению конкретной культурной информации о современной религиозной и этнокультурной ситуации в пространстве Красноярского края.
Научные возможности современных культурных исследований для развития теологических учебных дисциплин обнаруживаются в области глубокого изучения исторического и современного богословия как в России, так и в Сибирском регионе в частности: сравнение богословских школ разных конфессий, анализ характерных черт современного богословского образования; историографические обзоры по православной культуре, анализ и интерпретация научных церковно-исторических богословских текстов и др. Эти немногие формы научного исследования помогут определить содержательное наполнение дисциплин по теологии православия в образовательном пространстве российских вузов и повысить исследовательский интерес со стороны ученых разных научных областей знания.
Методологической стратегией для проведения прикладных культурных исследований является спектр методов, позволяющий всесторонне и глубинно познать специфику изучаемого религиозно-культурного феномена. Наиболее значимыми из них являются: полевая экспедиция (погружение исследователя в контекст изучаемой конфессиональной культуры), социологическое исследование (анализ характера социальных взаимоотношений в поликонфессиональном пространстве), психологический эксперимент (познание ценностных ориентиров взаимоотношения человека и религии), философско-искусствоведческий анализ (визуальное исследование религиозных артефактов), филологический анализ текста (исследование языковых концептов в контексте изучаемой богословской культуры), моделирование преобразующих культурных практик (как практическое применение теоретических культурных исследований для повышения научного уровня богословия).
В заключение необходимо отметить, что современные культурные исследования имеют чрезвычайное влияние на развитие взаимных отношений российской гуманитарной науки и богословия. В теоретическом смысле они способны повлиять результатами исследования на процесс развития современной теологической образовательной реальности, ориентированы на получение результатов, которые в дальнейшем можно использовать в практической деятельности, поэтому они являются основой для инновационной деятельности.
Рецензенты:
Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института СФУ, г. Красноярск.
Кудашов Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института СФУ, г. Красноярск.