Качество подготовки кадрового потенциала государственных органов власти неадекватно масштабам и сложности происходящих социально-экономических преобразований. Фактическое наполнение властных структур компетентными специалистами с достаточным уровнем развития профессионально-личностных качеств, а также сформированности общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО определяет идентификацию ООП по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) реалиям профессиональной действительности (профессиональные стандарты) и их контекстуальную корректировку. Качество подготовки государственных гражданских служащих в системе современных требований ФГОС и его успешной реализации направлено на минимизацию компетентностных дефицитов[1]. Мы акцентируем внимание на компетентностной модели выпускника (бакалавра)[2] с оптимальным уровнем развития соответствующих ОК и ПК средствами ООП ФГОС на базе постоянно развивающегося управляемого образовательного процесса с основой в виде дерева целей повышения качества подготовки государственных гражданских служащих.
Анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ показал, что более 178 государственных и негосударственных вузов и их филиалов на территории России, из них более 10 вузов и филиалов в Алтайском крае, готовят выпускников по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [10]. Это фактически подтверждается повышенным интересом к профессии и постоянным приростом контингента, однако количество выпускников и трудоустроенных специалистов не соответствует ожиданиям внешнего потребителя образовательных услуг по данному направлению подготовки. Острой проблемой в данном контексте является качественная востребованность и собственно качество профессиональной деятельности выпускников. Подробное изучение вопроса о качестве профессиональной подготовки государственных гражданских служащих с точки зрения педагогической науки [5] позволило выявить устойчивое противоречие: требования современного рынка труда к государственному гражданскому служащему, наличие системы ВПО по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) и отсутствие практик применения синергетически[3] обусловленных технологических механизмов в контексте управляемого образовательного процесса, влекущих за собой усиление роли интегрированных составляющих ФГОС (учебный план, календарный учебный график/график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин/модулей, программы учебных и производственных практик, программы НИР и НИРС, паспорт компетенций, программы текущего и промежуточного контроля). Научное сообщество подтверждает, что качество профессиональной подготовки (образования) синтетично и синергетично [2, 6] и представляет собой одну из взаимосвязанных подсистем структуры педагогической системы (цель, содержание, педагогические коммуникации, ППС, студенты), что подразумевает овладение заданным ООП объемом компетенций для включения в различные виды профессиональной деятельности. Характерными чертами профессионального образования являются динамичность и устойчивость за счет самоорганизации и высокого потенциала к саморазвитию при активном взаимодействии с внешними потребителями образовательных услуг (работодатель). Процесс повышения качества профессиональной подготовки необходимо и достаточно сочетать с достижениями науки управления, в недрах которой родилось МПЦУ[4], явив более высокий уровень развития управленческой науки и определив более полную совокупность зависящих и обуславливающих блоков компетенций современного управленца: ключевые, базовые, специальные, оценочно-рефлексивные[5]. Идентификация содержания блоков компетенций МПЦУ потребностям сферы государственного управления обуславливает оснащение общекультурных показателей (развитие одинаково важно для выпускника любого вуза), общепрофессиональных показателей (требования согласно ФГОС, учебному плану вуза и прочей документации) и специальных профессиональных показателей (требования к современному специалисту органа власти) по уровню интериоризации цели, адаптивности содержания ООП (соответствие потребностям внешнего потребителя образовательных услуг – работодатель), признакам профессионализма деятельности ППС (владение традиционными и нетрадиционными педагогическими коммуникациями, которые соответствуют компетентностной образовательной модели, внешним запросам к образовательному учреждению и обогащены технологией МПЦУ), а также уровню освоения ОК и ПК ООП по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) посредством Пдц[6], Рип[7] и актуализирует необходимость интегрированного усиления роли составляющих ФГОС.
Энергией направленного действия заявленной формы усиления по праву служит концепция компетентностного подхода (КП). В данной статье мы подчеркиваем, что КП является сквозным контекстуальным коррелятом в следующем взаимосвязанном структурно-логическом ряду совокупностей: компетентностные установки ФГОС ВПО (в нашем понимании это нормы-образцы[8] модельного представления идеала компетентного выпускника) – реализация установок ФГОС ВПО в логике МПЦУ (ключевые-базовые-специальные-оценочно-рефлексивные компетенции[9]) – реализация установок ФГОС ВПО в логике профессиональных стандартов (в нашем понимании нормы-образцы модельного представления идеала компетентного специалиста в контексте должностных регламентов). Так КП с подструктурами в виде общекультурных и профессиональных компетенций заявлен базовым элементом профессионального образования по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [1]. Тот факт, что КП является основой профессиональных стандартов, а в МПЦУ сущностно интегрирует в логической последовательности: ключевые компетенции (профессионально-личностные качества государственного гражданского служащего, необходимые для овладения базовыми компетенциями); базовые компетенции «хочу» − «могу» (технологический цикл МПЦУ в реализации функций государственного гражданского служащего); специальные компетенции «делаю» (профессиональные знания функций государственного гражданского служащего, реализация которых обеспечивает конечный результат); оценочно-рефлексивные компетенции «получаю» (адекватная самооценка конечных результатов труда) позволяет нам говорить о повышении качества высшего профессионального образования и реализации компетентностных установок ФГОС ВПО с критериально различными аспектами КП (блоки компетенций) на оптимальном и допустимом уровнях (см. рис. 1). Установленный сквозной коррелят КП характеризуется наличием взаимозависящих целостных блоков компетенций, обуславливающих гибкость и адаптивность выпускника по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат), его трудовую активность и успешность в профессиональной деятельности за счет совокупного действия всех блоков в определенной последовательности (см. там же), когда совокупный эффект превышает действие каждого блока в отдельности. Блоки компетенций не противоречат друг другу в достижении социально-значимой цели.
Рис. 1. Сквозной контекстуальный коррелят КП в реализации взаимозависимых блоков компетенций
Учитывая, насколько остро ставится вопрос наличия компетентных кадров для совершенствования сферы государственного управления, актуализация вопроса качества профессиональной подготовки повышается. В контексте социально-профессиональной группы «государственные гражданские служащие» оно представляет собой способность конкретного лица исполнять государственную должность в соответствии с должностными инструкциями, применять сформированные в процессе обучения компетенции в соответствии с компетентностными установками ФГОС, обеспечивать достижение целей и выполнение задач профессиональной деятельности, а также развития собственно системы государственной службы как социального института. Оптимальный уровень качества профессиональной подготовки характеризуется управляемым образовательным процессом с актуализированным содержанием ООП и технологией постоянного развития МПЦУ, ведущих к постоянному совершенствованию подготовки по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат), удовлетворяющее требованиям всех потребителей образовательных услуг. Обогащение существующего унифицированного ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) в заявленной логике несет практическую полезность для создания новых объектов профессиональной деятельности и превышает эффект не сопряженных воедино отдельно взятых ЗУН. Кроме того, обеспечивается минимизация компетентностных дефицитов с оптимизацией сферы государственных услуг, что влечет за собой активизацию взаимодействия с институтами гражданского общества.
Рецензенты:
Шалаев Иван Кириллович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научной школы мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), г. Барнаул.
Овчаров Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор института физико-математического образования, г. Барнаул.
[1] Компетентностные дефициты – перечень профессиональных компетенций, уровень которых в поведении и деятельности специалиста является недостаточно развитым [4].
[2]Компетентностная модель выпускника (бакалавр) согласно требованиям ФГОС ВПО представляет собой практикоориентированного компетентного специалиста, способного к созданию новых объектов профессиональной деятельности и выполнению круга профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая, информационно-методологическая, коммуникативная, проектная, вспомогательно-технологическая (исполнительская). (определение доработано автором) [1].
[3] Синергетика – (здесь) взаимодействие многих компонентов (подсистем), характеризующееся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них [9].
[4] МПЦУ – это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе построения дерева целей, разработки адекватной дереву целей исполняющей программы и реализации управляющей программы, органично сочетающей в себе социально-психологическую стратегию и тактику и традиционный управленческий цикл [7]. Разработчиком инновационной управленческой технологии МПЦУ является д-р пед. наук, профессор И. К. Шалаев [3].
[5] Согласно концепции МПЦУ ключевые представляют собой профессионально-личностные качества субъекта образовательного процесса; базовые – технология МПЦУ в достижении генеральной цели: са-Пдц-Рип-сп-со-ск-ср; специальные напрямую связаны с функциональными обязанностями субъектов образовательного процесса согласно Уставу АФ РАНХиГС и ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат); оценочно-рефлексивные – есть конечные результаты образовательного процесса профессиональной деятельности ППС и студентов [8].
[6] Пдц – построение дерева целей МПЦУ [7].
[7] Рип – разработка исполняющей программы МПЦУ [7].
[8] Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или эталона деятельности [7].
[9] В концепции МПЦУ базовые, специальные и оценочно-рефлексивные блоки компетенций принято относить к профессиональным компетенциям, так как каждый из них зависит от предыдущего и обуславливает последующий блок. [7].