Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUALISATION OF ENRICHED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) IN SPECIALITY 081100 “STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT (BACHELOR’S DEGREE) IN CONTEXT OF CONSTANT DEVELOPED EDUCATIONAL PROCESS

Melnikova N.S. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration”
The article focuses on the necessity to enrich Federal State Educational Standard (FSES) in specialty 081100 "State and municipal management" (Bachelor’s degree). The graduate’s competence model in that specialty is characterized by the optimal level of professional competence based on the General Educational Program, constantly developing management educational process of innovative potential of motivational program-oriented approach to management. Correct identification of constantly updating education system content by implementing the guidelines of FSES, integrative pedagogical communication means the practical utility for reaching professional goals. So such set exceeds the effect of not united knowledge, skills and abilities, which minimizes competence deficiency and therefore optimizes the public officer’s professional activities.
public service.
quality of higher professional education
motivational program-oriented approach to management
the graduate’s competence model
basic cultural and professional competence
Federal State Educational Standard in specialty 081100 "State and municipal management" (Bachelor‘s degree)
Competent approach (CA)

Качество подготовки кадрового потенциала государственных органов власти неадекватно масштабам и сложности происходящих социально-экономических преобразований. Фактическое наполнение властных структур компетентными специалистами с достаточным уровнем развития профессионально-личностных качеств, а также сформированности общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО определяет идентификацию ООП по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) реалиям профессиональной действительности (профессиональные стандарты) и их контекстуальную корректировку. Качество подготовки государственных гражданских служащих в системе современных требований ФГОС и его успешной реализации направлено на минимизацию компетентностных дефицитов[1]. Мы акцентируем внимание на компетентностной модели выпускника (бакалавра)[2] с оптимальным уровнем развития соответствующих ОК и ПК средствами ООП ФГОС на базе постоянно развивающегося управляемого образовательного процесса с основой в виде дерева целей повышения качества подготовки государственных гражданских служащих.

Анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ показал, что более 178 государственных и негосударственных вузов и их филиалов на территории России, из них более 10 вузов и филиалов в Алтайском крае, готовят выпускников по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [10]. Это фактически подтверждается повышенным интересом к профессии и постоянным приростом контингента, однако количество выпускников и трудоустроенных специалистов не соответствует ожиданиям внешнего потребителя образовательных услуг по данному направлению подготовки. Острой проблемой в данном контексте является качественная востребованность и собственно качество профессиональной деятельности выпускников. Подробное изучение вопроса о качестве профессиональной подготовки государственных гражданских служащих с точки зрения педагогической науки [5] позволило выявить устойчивое противоречие: требования современного рынка труда к государственному гражданскому служащему, наличие системы ВПО по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) и отсутствие практик применения синергетически[3] обусловленных технологических механизмов в контексте управляемого образовательного процесса, влекущих за собой усиление роли интегрированных составляющих ФГОС (учебный план, календарный учебный график/график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин/модулей, программы учебных и производственных практик, программы НИР и НИРС, паспорт компетенций, программы текущего и промежуточного контроля). Научное сообщество подтверждает, что качество профессиональной подготовки (образования) синтетично и синергетично [2, 6] и представляет собой одну из взаимосвязанных подсистем структуры педагогической системы (цель, содержание, педагогические коммуникации, ППС, студенты), что подразумевает овладение заданным ООП объемом компетенций для включения в различные виды профессиональной деятельности. Характерными чертами профессионального образования являются динамичность и устойчивость за счет самоорганизации и высокого потенциала к саморазвитию при активном взаимодействии с внешними потребителями образовательных услуг (работодатель). Процесс повышения качества профессиональной подготовки необходимо и достаточно сочетать с достижениями науки управления, в недрах которой родилось МПЦУ[4], явив более высокий уровень развития управленческой науки и определив более полную совокупность зависящих и обуславливающих блоков компетенций современного управленца: ключевые, базовые, специальные, оценочно-рефлексивные[5]. Идентификация содержания блоков компетенций МПЦУ потребностям сферы государственного управления обуславливает оснащение общекультурных показателей (развитие одинаково важно для выпускника любого вуза), общепрофессиональных показателей (требования согласно ФГОС, учебному плану вуза и прочей документации) и специальных профессиональных показателей (требования к современному специалисту органа власти) по уровню интериоризации цели, адаптивности содержания ООП (соответствие потребностям внешнего потребителя образовательных услуг – работодатель), признакам профессионализма деятельности ППС (владение традиционными и нетрадиционными педагогическими коммуникациями, которые соответствуют компетентностной образовательной модели, внешним запросам к образовательному учреждению и обогащены технологией МПЦУ), а также уровню освоения ОК и ПК ООП по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) посредством Пдц[6], Рип[7] и актуализирует необходимость интегрированного усиления роли составляющих ФГОС.

Энергией направленного действия заявленной формы усиления по праву служит концепция компетентностного подхода (КП). В данной статье мы подчеркиваем, что КП является сквозным контекстуальным коррелятом в следующем взаимосвязанном структурно-логическом ряду совокупностей: компетентностные установки ФГОС ВПО (в нашем понимании это нормы-образцы[8] модельного представления идеала компетентного выпускника) – реализация установок ФГОС ВПО в логике МПЦУ (ключевые-базовые-специальные-оценочно-рефлексивные компетенции[9]) – реализация установок ФГОС ВПО в логике профессиональных стандартов (в нашем понимании нормы-образцы модельного представления идеала компетентного специалиста в контексте должностных регламентов). Так КП с подструктурами в виде общекультурных и профессиональных компетенций заявлен базовым элементом профессионального образования по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [1]. Тот факт, что КП является основой профессиональных стандартов, а в МПЦУ сущностно интегрирует в логической последовательности: ключевые компетенции (профессионально-личностные качества государственного гражданского служащего, необходимые для овладения базовыми компетенциями); базовые компетенции «хочу» − «могу» (технологический цикл МПЦУ в реализации функций государственного гражданского служащего); специальные компетенции «делаю» (профессиональные знания функций государственного гражданского служащего, реализация которых обеспечивает конечный результат); оценочно-рефлексивные компетенции «получаю» (адекватная самооценка конечных результатов труда) позволяет нам говорить о повышении качества высшего профессионального образования и реализации компетентностных установок ФГОС ВПО с критериально различными аспектами КП (блоки компетенций) на оптимальном и допустимом уровнях (см. рис. 1). Установленный сквозной коррелят КП характеризуется наличием взаимозависящих целостных блоков компетенций, обуславливающих гибкость и адаптивность выпускника по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат), его трудовую активность и успешность в профессиональной деятельности за счет совокупного действия всех блоков в определенной последовательности (см. там же), когда совокупный эффект превышает действие каждого блока в отдельности. Блоки компетенций не противоречат друг другу в достижении социально-значимой цели.

Рис. 1. Сквозной контекстуальный коррелят КП в реализации взаимозависимых блоков компетенций

Учитывая, насколько остро ставится вопрос наличия компетентных кадров для совершенствования сферы государственного управления, актуализация вопроса качества профессиональной подготовки повышается. В контексте социально-профессиональной группы «государственные гражданские служащие» оно представляет собой способность конкретного лица исполнять государственную должность в соответствии с должностными инструкциями, применять сформированные в процессе обучения компетенции в соответствии с компетентностными установками ФГОС, обеспечивать достижение целей и выполнение задач профессиональной деятельности, а также развития собственно системы государственной службы как социального института. Оптимальный уровень качества профессиональной подготовки характеризуется управляемым образовательным процессом с актуализированным содержанием ООП и технологией постоянного развития МПЦУ, ведущих к постоянному совершенствованию подготовки по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат), удовлетворяющее требованиям всех потребителей образовательных услуг. Обогащение существующего унифицированного ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) в заявленной логике несет практическую полезность для создания новых объектов профессиональной деятельности и превышает эффект не сопряженных воедино отдельно взятых ЗУН. Кроме того, обеспечивается минимизация компетентностных дефицитов с оптимизацией сферы государственных услуг, что влечет за собой активизацию взаи­модействия с институтами гражданского общества.

Рецензенты:

Шалаев Иван Кириллович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научной школы мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), г. Барнаул.

Овчаров Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор института физико-математического образования, г. Барнаул.


[1] Компетентностные дефициты – перечень профессиональных компетенций, уровень которых в поведении и деятельности специалиста является недостаточно развитым [4].

[2]Компетентностная модель выпускника (бакалавр) согласно требованиям ФГОС ВПО представляет собой практикоориентированного компетентного специалиста, способного к созданию новых объектов профессиональной деятельности и выполнению круга профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая, информационно-методологическая, коммуникативная, проектная, вспомогательно-технологическая (исполнительская). (определение доработано автором) [1].

[3] Синергетика – (здесь) взаимодействие многих компонентов (подсистем), характеризующееся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них [9].

[4] МПЦУ – это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе построения дерева целей, разработки адекватной дереву целей исполняющей программы и реализации управляющей программы, органично сочетающей в себе социально-психологическую стратегию и тактику и традиционный управленческий цикл [7]. Разработчиком инновационной управленческой технологии МПЦУ является д-р пед. наук, профессор И. К. Шалаев [3].

[5] Согласно концепции МПЦУ ключевые представляют собой профессионально-личностные качества субъекта образовательного процесса; базовые – технология МПЦУ в достижении генеральной цели: са-Пдц-Рип-сп-со-ск-ср; специальные напрямую связаны с функциональными обязанностями субъектов образовательного процесса согласно Уставу АФ РАНХиГС и ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат); оценочно-рефлексивные – есть конечные результаты образовательного процесса профессиональной деятельности ППС и студентов [8].

[6] Пдц – построение дерева целей МПЦУ [7].

[7] Рип – разработка исполняющей программы МПЦУ [7].

[8] Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или эталона деятельности [7].

[9] В концепции МПЦУ базовые, специальные и оценочно-рефлексивные блоки компетенций принято относить к профессиональным компетенциям, так как каждый из них зависит от предыдущего и обуславливает последующий блок. [7].