Введение
Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, способных развивать свой творческий потенциал, физически и нравственно здоровых специалистов, бакалавров, магистров неразрывно связана с решением трех взаимосвязанных проблем – качество обучения, качество подготовки специалистов, развитие личности и сохранение ее здоровья в образовательном процессе систем общего и профессионального образования. В связи с этим целью исследования является выявление и создание в образовательном процессе вуза (школы) психолого-педагогических условий для развития потенциальных, творческих возможностей подрастающего поколения и тех, «кто сеет разумное, доброе, вечное».
Одним из значимых условий подготовки высококвалифицированных специалистов, развития их личностного, интеллектуального, творческого потенциала и сохранения здоровья является самопознание, за которым неизменно следует самовоспитание и саморазвитие.
Какие же потенциальные возможности свойственны личности, индивидуальности?
По мнению М.С. Кагана, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, что и как она знает; что и как она ценит; что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет [5]. Он выделяет в структуре личности пять потенциалов, соотношением которых она определяется:
1) гносеологический потенциал личности. Характеризуется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания. Получение этой информации зависит от природного ума, образованности и практического опыта личности;
2) аксиологический потенциал личности. Определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, эстетической и др. сферах деятельности, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями, как единства психологических и идеологических моментов сознания и самосознания личности;
3) творческий потенциал личности. Характеризуется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действиям, к труду – созидательному и (или) разрушительному, продуктивному и репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда и т.д.;
4) коммуникативный потенциал личности. Определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. Содержание межличностного общения выражается в системе социальных ролей;
5) художественный потенциал личности. Определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается в творчестве, профессиональном или самостоятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Разделяя точку зрения М.С. Кагана и принимая во внимание слова И.П. Павлова о том, что человек - система развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующаяся, отметим, что, по нашему мнению, человеку, личности присущи еще и потенциал саморегуляции, самоуправления; саморазвития, самообразования; самореализации, самоактуализации [10]. Таким образом, перечисленные выше потенциалы: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный, саморегуляции, самоуправления, саморазвития, самообразования, самореализации и самоактуализации - определяют личностный потенциал в целом. Он связан с анатомо-физиологическими задатками человека, в первую очередь с особенностями нервной системы, с функциональной симметрией – асимметрией полушарий головного мозга (ФСА).
Методы и материалы исследования. Исследования, проводимые нами на протяжении более 20 лет [11], свидетельствуют о том, что в технических вузах за последние годы все увеличивается количество студентов художественно-мыслительного типа (50-70%) и возрастает число студентов, которым свойственен мыслительно-художественный тип (30–50%). Практически редко встречается как преимущественно мыслительный, так и художественный тип личности, что свидетельствует о большом творческом потенциале, которым обладает подрастающее поколение, и о необходимости создания в образовательных системах условий для его реализации. Это тем более важно в связи с тем, что из года в год увеличивается ориентация школ на развитие «мыслителя» без одновременного развития «художника». Результатом такой ориентации является значительное снижение уровня развития пространственного мышления у старших школьников, студентов и доминирование прагматического и реалистического стилей мышления, тогда как потенциал художника и мыслителя, в должной мере реализованный, способствует формированию идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, что важно для представителей самых разных профессий, особенно для работающих в системе образования.
Проведенные исследования показали, что возрастает число школьников и студентов с эмоционально неустойчивой нервной системой (30–67%), среди них в группу риска (высокий уровень нейротизма – более 20) попадает до 40% школьников младших и средних классов, до 25% старшеклассников. К группе риска относится 25–30% студентов, которым (как и к школьникам) необходимо внимательное, доброжелательное, часто подбадривающее и вселяющее уверенность отношение родителей, учителей, педагогов, сверстников. В противном случае это может привести к дистрессу, истощению нервной системы, различным неврозам, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям.
Эти школьники и студенты обычно обладают высокочувствительной нервной системой в сочетании с художественно-мыслительным типом личности, что проявляется в повышенном реагировании на различные ситуации, в ранимости и впечатлительности. Им взрослые участники образовательного процесса должны уделять самое пристальное внимание, проводить письменные опросы, не торопить с ответом, ни в коем случае не повышать голоса, так как в противном случае это может привести к физическим и психическим заболеваниям.
Таким образом, существует настоятельная необходимость широкого внедрения в практику методов оценки психофизиологического состояния человека и степени напряжения его адаптационных механизмов.
Кроме того, большое значение для укрепления здоровья как студентов, так и педагогов имеет самоактуализация – реализация своего творческого потенциала в разных сферах деятельности, в том числе учебной, педагогической. В связи с этим предлагается в разных образовательных системах, и тем более вузах, создавать творческую образовательную среду в предметных областях знаний и в Центрах творчества и здоровья [12], где бы все участники образовательного процесса могли реализовывать свой личностный, творческий потенциал.
Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе вуза, в т.ч. технического? Основные из них отражены в разработанной нами концепции качества подготовки специалистов в вузе [13; 14] – это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе информационных), методов и форм обучения:
- принципов гуманизации образования, развития, саморазвития и здоровьесбережения – сохранения здоровья студентов в образовательном процессе;
- основных психологических концепций и дидактических принципов обучения, концепции психологической системы деятельности (ПСД) – психологической готовности студентов к профессиональной деятельности;
- учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к предметной, профессиональной (в технических вузах – к инженерно-технической (технолог, конструктор, исследователь-разработчик проблем, программист, оператор) или инженерно-гуманитарной деятельности (менеджер, экономист, эколог, педагог, социолог).
Педагогический опыт автора и его аспирантов свидетельствует о том, что реализация этих принципов в системах общего и профессионального образования способствует актуализации личностного потенциала, развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей учащихся. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья студентов в процессе обучения, жизнедеятельности в целом. Этому, по нашему мнению, может способствовать природосообразное образование, учитывающее возрастные психофизиологические особенности и сензитивные периоды развития личности, обеспечивающее одновременное развитие функций правого и левого полушарий головного мозга учащихся, и культуросообразное образование, способствующее развитию сознания, мировоззрения, творческого и интеллектуального потенциала личности, а также реализация в образовательном процессе предложенных нами принципов здоровьесбережения [17].
- Принцип следования основным законам развития природы, в соответствии с которым в процессе активной жизнедеятельности человека происходит развитие его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека. Для достижения цели организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя все обменные процессы в нем в соответствии с поставленной задачей.
- Принцип гармонии с окружающей средой. Опираясь на мнение А.А. Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы, врываясь в физические и химические процессы, происходящие в планетарной оболочке, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, что болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии.
- Принцип гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, в соответствии с которым болезнь можно рассматривать как подавленную жизнь Души и нереализованные в течение жизни способности человека, а здоровье – это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но жизнь в согласии с природой, это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, насколько он выполнит эту задачу, зависит его здоровье.
- Принцип поисковой активности является основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережение. Низкая поисковая активность (отмечает В.С. Ротенберг) не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.
- Принцип аксиологический. В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.
- Принцип самоактуализации, самореализации проявляется в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и является высшей потребностью человека. Так, по мнению Б.Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности – это процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. К. Роджерс отмечает, что, самоактуализация – та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала – это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по разным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.
- Принцип самоидентификации связан с соответствующей потребностью человека в самоидентификации – сохранении самого себя, своей индивидуальности, невзирая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг которого строится все поведение человека. Неудовлетворенная по разным обстоятельствам потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, так как любые невротизирующие ситуации, как справедливо отмечает В.С. Ротенберг (1989), неизбежно затрагивают глубокие пласты личности и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе.
Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, и следование этим принципам способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме того, принципы здоровьесбережения являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, сам человек может реализовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Четыре других принципа могут реализовываться в процессе познавательной и любой другой деятельности личности, если эта деятельность проектно-исследовательская, творческая, что подтверждает необходимость создания творческой образовательной среды как в предметных областях знания, так и в Центрах творчества и здоровья в образовательных системах [14].
Разработанная нами концепция качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе и анализ результатов диагностики потенциальных возможностей, личностных и интеллектуальных особенностей школьников и студентов, их склонностей к определенной предметной, профессиональной деятельности [11] позволили нам с позиций системного психолого-педагогического подхода выявить психолого-педагогические условия развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе, обеспечения его качества в системах общего и профессионального образования. К ним относятся:
- активная позиция личности учащихся – школьников, студентов, самопознание, способствующее саморазвитию и самореализации, самоактуализации;
- обеспечиваемая педагогом эффективность процесса обучения, его ориентация на учет возрастных особенностей и сензитивных периодов развития физиологических и психических функций учащихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга,
- создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению учебной и внешней информации в предметных областях знаний, образовательной системе, что способствует развитию интеллектуальных способностей личности, ее творческого потенциала;
- организация образовательного процесса в соответствии с выявленными и обоснованными нами принципами здоровьесбережения;
- применение специально разработанных дидактических средств и информационных технологий обучения, обеспечивающих развитие личности и сохранение ее здоровья.
Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся [13], основные среди них:
- изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог является не транслятором знаний, а направляющим познавательной деятельности студентов, которые при этом не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и иной информации;
- наличие мотивации познавательной деятельности, формирующейся при обучении студентов в соответствии с их склонностями к предметной, профессиональной деятельности;
- обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование и систематизация, представление крупными блоками (в виде структурно-логических, информационных схем) и в большей степени по дедуктивному принципу – от общего к частному;
- применение активных, интерактивных, проблемных, проектных методов и форм обучения, информационных и ТРИЗ-технологий;
- совместная (в малых группах, диадах) познавательная деятельность учащихся.
Следует отметить, что изменение функций педагога и школьников, студентов возможно, если педагог применяет специально разработанные дидактические средства, формы, методы и технологии обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся исследовательского, творческого характера. Примерами создания таких комплексов и творческой образовательной среды по разным дисциплинам являются:
- «Педагогическая психология» – И.Ю. Соколовой [14];
- «Естественно-научные дисциплины» - Ю.В. Степанченко [17];
- «Иностранный язык» в вузе – В.Ю. Зюбанова [3], Т.В. Ивановой [4],
- «Математика» в вузе – Т.В. Тарбоковой [18], Л.Б. Гиль [2];
- «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [1];
- «Микроэкономика», «Управление персоналом» – И.Г. Никифоровой [6];
- «Насосы, вентиляторы, компрессоры» [15], «Гидромеханика» [16] – И.Ю. Соколовой;
- «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [19];
- «Иностранный язык в вузе» – Л.В. Павленко [7], Г.А. Петровой [8];
- «Русский язык и культура речи» - И.В. Салосиной [9].
Творческая образовательная среда способствует развитию у школьников, студентов личностного потенциала, различных интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей [12]. Среди них особое значение имеют развитие пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем
Творческая образовательная среда способствует сохранению здоровья подрастающего поколения в процессе обучения потому, что именно в этой среде возможна реализация таких принципов здоровьесбережения, как поисковая активность, аксиологический, самореализации и самоидентификации [17]. Кроме того, такая среда может способствовать развитию мировоззрения и сознания школьников, студентов, что позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать другие принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания; гармонии с окружающей средой.
Выводы. Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей студентов и организация процесса обучения с учетом этих особенностей, исследование интегрального функционального состояния студентов по показателям потенциала адаптации и вегето-эмоционального тонуса и проведение оздоровительных практик, занятий по формированию культуры здоровья студентов, исследования, педагогический опыт автора [14-16] и его аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют активизации и эффективности познавательной деятельности [3; 4; 17; 18], развитию интеллектуальных умений [2], профессиональных способностей [1; 6; 15; 16; 19], способностей, компетенций [7; 8] и компетентностей [9] студентов, что способствует их развитию и сохранению здоровья в системах профессионального образования.
Рецензенты:
Богословская Зоя Матиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры иностранного языка ЭНИН, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Лукашевич Ольга Дмитриевна, доктор технических наук, профессор кафедры охраны труда и окружающей среды ГБОУ ВПО «Томский архитектурно-строительный университет», г. Томск.