Введение
В современных условиях воспитание интереса к занятиям физической культурой в школе является одним из важнейших вопросов учебно-воспитательной работы с учащимися.
Многочисленные исследования доказывают, что положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает от класса к классу, что крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физической подготовленности и физическом развитии школьников [3].
Н.В. Косачева, Е.Е. Биндусов (2011), А. Tovar et al. (2010) отмечают, что у школьников все больше повышается интерес к занятиям, предполагающим ограниченную подвижность – компьютерные игры и социальные сети в Интернете, что, в свою очередь, снижает интерес к двигательной активности и тем самым ухудшает их состояние здоровья.
В то же время соревнования, необычные по форме проведения, нетрадиционные и даже экзотические виды спорта вызывают живой интерес и формируют мотивацию к занятиям физической культурой [4].
В связи с вышеизложенным продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию младших школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физкультуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.
Чикалова Г.А. (2012) отмечает, что спортивно-художественные представления, где бы они ни проводились, имеют все потенциальные возможности реализации различных педагогических задач физического воспитания и приобщения к здоровому образу жизни.
Мы предположили, что организация и подготовка массовых спортивно-художественных представлений в рамках урока по физической культуре может быть действенным средством повышения заинтересованности и тем самым активизации к двигательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Организация исследования
С целью определения влияния уроков, на которых осуществлялась подготовка к массовым выступлениям, подчиненных одной сюжетной линии, на психо-функциональное состояние детей 9-11 лет был организован и проведен педагогический эксперимент.
В нем приняли участие школьники 3-4 классов, составившие экспериментальную (n= 43) и контрольную (n= 41) группы.
Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия № 14» г. Волгограда в течение 16 недель. В обеих группах уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной группы занимались в соответствии с существующей программой. Экспериментальная группа, согласно разработанному нами сценарию, 1 раз в неделю (на третьем уроке физической культуры) готовилась к празднику, посвященному Олимпийским играм в Лондоне. Структура репетиционного урока соответствовала общепринятым нормам: 5-7 минут составляла разминка, 25-30 минут – основная часть урока (разучивание, отработка, совершенствование), 3-5 минут – заключительная часть. За время эксперимента участники разучили и отработали 5 композиций, перестроения во время праздника, выходы и уходы со школьного стадиона.
Методика применения средств массовых спортивно-художественных представлений разрабатывалась с учетом возможности ее использования на уроках физической культуры. В связи с этим ее содержание было максимально взаимосвязано с основным учебным материалом, определяемым действующими программами физической культуры для общеобразовательных учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений использовался тест, характеризующий САН (самочувствие, активность, настроение).
Испытуемые обеих групп до и после эксперимента в начале и конце урока оценивали своё психо-функциональное состояние по 5-балльной шкале в специально разработанной карте самоконтроля [2].
За учебный год каждый исследуемый ребенок (n= 84) пропустил в среднем 12,64 занятия по физической культуре. Это составляет 8,1% от общего числа уроков по данному предмету. Из них по болезни - лишь 62% от общего числа. Это свидетельствует о том, что 38% пропусков связаны с другими факторами, не зависящими от состояния здоровья.
В начале педагогического эксперимента мы проанализировали корреляционную зависимость между показателями САН и количеством пропусков уроков физической культуры за учебный год.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1: Корреляционная зависимость показателей САН и пропусков уроков по физической культуре до эксперимента, n= 84
(А) - до урока, (Б) - после урока
Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели САН находятся в обратной зависимости от количества пропусков уроков по физической культуре. Это дает нам основание предположить, что использование средств и методов подготовки массовых выступлений будет способствовать повышению заинтересованности детей к двигательной активности, и тем самым позволит улучшить посещаемость уроков.
Результаты тестирования показателей САН контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, зафиксированных до и после урока, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели САН в начале эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)
Статистические показатели |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
|||||||||
до урока |
после урока |
до урока |
после урока |
до урока |
после урока |
|||||||
|
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
4.43 |
4.43 |
4,49 |
4.31 |
4.4 |
4.43 |
4,31 |
4.4 |
4.43 |
4.4 |
4.29 |
4.31 |
Х-критерий Ван-дер-Вардена |
0.06 |
4,38 |
0.04 |
0.25 |
0.74 |
0.52 |
||||||
P |
> 0.05 |
> 0.05 |
> 0.05 |
> 0.05 |
> 0.05 |
> 0.05 |
Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа
Полученные данные свидетельствуют о том, что состояние самочувствия, активности и настроения у школьников до урока физической культуры, так же как и после его окончания, в начале эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отличались незначительно (p>0,05).
Из таблицы видно, что показатель самочувствия в контрольной группе после урока снизился на 1%, в экспериментальной – на 3%. Баллы, поставленные школьниками при оценке своей активности, снизились на 2,5% и 2% в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Показатель настроения в контрольной группе до урока составлял 4,43%, после – на 5% меньше. Дети, входившие в экспериментальную группу, оценили свое настроение после урока в среднем на 4,31 балла, что говорит о снижении этого показателя на 3% .
Отмеченные обстоятельства указывают на то, что после стандартного урока по физической культуре у всех детей 9-11 лет снизились все 3 показателя психо-функционального состояния. Это свидетельствует о необходимости совершенствования процесса физического воспитания у школьников младших классов.
Особенностью занятий в экспериментальной группе явилось то, что школьники разучивали массовые упражнения, которые были подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом и представляли собой целое заключительное действие.
С целью проверки эффективности разработанной нами методики в конце учебного года было проведено повторное тестирование (таблица 2).
Таблица 2
Показатели САН после эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)
Статистические показатели |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
|||||||||
до урока |
после урока |
до урока |
после урока |
до урока |
после урока |
|||||||
|
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
4.46 |
4.6 |
4,43 |
4.57 |
4.37 |
4.57 |
4,37 |
4.69 |
4.49 |
4.51 |
4.37 |
4.71 |
Х-критерий Ван-дер-Вардена |
3,89 |
2,47 |
4,32 |
7,9 |
1,29 |
8,97 |
||||||
P |
> 0.05 |
> 0.05 |
> 0.05 |
< 0.05 |
> 0.05 |
< 0.01 |
Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа
Полученные данные свидетельствуют, что средние величины показателей САН до урока после завершения эксперимента в обеих группах отличаются незначительно (p>0,05).
Из таблицы видно, что показатели самочувствия и настроения в контрольной группе после урока снизились, а средний балл, поставленный при оценке активности, остался без изменений.
Баллы, поставленные школьниками экспериментальной группы при оценке своего самочувствия, снизились на 1%, а показатели активности и настроения увеличились на 5% и 9,5% соответственно.
Средний балл, поставленный школьниками при оценке своего самочувствия после урока, составил 4,43 в контрольной и 4,57 в экспериментальной группе, что статистически не достоверно (p>0,05). Средний показатель активности (р< 0.05) и настроения (р< 0.01) после урока в экспериментальной группе улучшился статистически значимо.
Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному массовому театрализованному представлению позволяет повысить интерес к занятиям по физической культуре, тем самым улучшая их двигательную активность, и этим, на наш взгляд, улучшая их физическую подготовленность.
В конце педагогического эксперимента было проанализировано количество пропусков уроков по физической культуре за два учебных года: предшествующий проведению эксперимента, и сразу после него. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели пропусков занятий школьниками в контрольной и экспериментальной группах, M±m
Группы |
Контрольная группа (n=41) |
Экспериментальная группа (n=43) |
t |
Достоверность |
До эксперимента |
12,09±0,98 |
10,98±0,79 |
0,88 |
> 0.05 |
После эксперимента |
12,54±1,33 |
8,16±0,84 |
2,78 |
< 0.01 |
Учащиеся 3-4 классов МОУ «Гимназия № 14», входившие в контрольную группу, на 4% увеличили количество пропусков занятий по физической культуре. Экспериментальная группа, наоборот, в среднем на 25,7% стала реже пропускать уроки по данному предмету.
Из таблицы видно, что достоверно (р< 0.01) снизилось количество пропусков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной за учебный год, когда проходил педагогический эксперимент, что свидетельствует о повышении интереса детей к занятиям по физической культуре.
Проведенное исследование подтвердило предположение о возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений, тем самым активизируя их двигательную подготовку.
Заключение
Хорошо организованный спортивный праздник, к которому относится массовое спортивно-художественное представление, оставляет глубокие и яркие впечатления о красоте сочетания музыки и движений, о способностях людей владеть своим телом, об умениях большого количества участников выполнять синхронно физические упражнения.
Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному театрализованному представлению позволяет повысить интерес школьников к занятиям по физической культуре, тем самым мобилизуя их двигательную активность, способствующую улучшению физической подготовленности.
Рецензенты:
Анцыперов Владимир Викторович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.
Фомина Наталья Александровна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.