Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MASS SPORTS AND ARTISTIC REPRESENTATION AS A MEANS OF INCREASING INTEREST OF 9-11 YEARS OLD CHILDREN TO PHYSICAL EDUCATION

Minnikhanova D.I. 1
1 Federal State Educational Budget Institution of Higher Professional Education «Volgograd State Physical Education Academy»
The influence of the organization and conduct of mass sports and artistic representation for increasing children´s interest to physical education through a school PE lesson has been studied. The study involved 84 children of 9-11 years old, formed the experimental and control groups. All the pupils were from the basic medical group. Children in the experimental group were preparing for mass sports and artistic representation on their third lesson of physical training. The content of that representation was the most correlated with the basic teaching material, determined by the current planning documents of the educational process. The control group was engaged by the standard program. We have found that using these funds had a positive impact on children´s attitudes to physical education lessons, helping to reduce the number of absences.
physical education
an interest
physical education lesson
Mass sports and artistic representation
primary school age

Введение

В современных условиях воспитание интереса к занятиям физической культурой в школе является одним из важнейших вопросов учебно-воспитательной работы с учащимися.

Многочисленные исследования доказывают, что положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает от класса к классу, что крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физической подготовленности и физическом развитии школьников [3].

Н.В. Косачева, Е.Е. Биндусов (2011), А. Tovar et al. (2010) отмечают, что у школьников все больше повышается интерес к занятиям, предполагающим ограниченную подвижность – компьютерные игры и социальные сети в Интернете, что, в свою очередь, снижает интерес к двигательной активности и тем самым ухудшает их состояние здоровья.

В то же время соревнования, необычные по форме проведения, нетрадиционные и даже экзотические виды спорта вызывают живой интерес и формируют мотивацию к занятиям физической культурой [4].

В связи с вышеизложенным продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию младших школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физкультуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.

Чикалова Г.А. (2012) отмечает, что спортивно-художественные представления, где бы они ни проводились, имеют все потенциальные возможности реализации различных педагогических задач физического воспитания и приобщения к здоровому образу жизни.

Мы предположили, что организация и подготовка массовых спортивно-художественных представлений в рамках урока по физической культуре может быть действенным средством повышения заинтересованности и тем самым активизации к двигательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Организация исследования

С целью определения влияния уроков, на которых осуществлялась подготовка к массовым выступлениям, подчиненных одной сюжетной линии, на психо-функциональное состояние детей 9-11 лет был организован и проведен педагогический эксперимент.

В нем приняли участие школьники 3-4 классов, составившие экспериментальную (n= 43) и контрольную (n= 41) группы.

Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия № 14» г. Волгограда в течение 16 недель. В обеих группах уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной группы занимались в соответствии с существующей программой. Экспериментальная группа, согласно разработанному нами сценарию, 1 раз в неделю (на третьем уроке физической культуры) готовилась к празднику, посвященному Олимпийским играм в Лондоне. Структура репетиционного урока соответствовала общепринятым нормам: 5-7 минут составляла разминка, 25-30 минут – основная часть урока (разучивание, отработка, совершенствование), 3-5 минут – заключительная часть. За время эксперимента участники разучили и отработали 5 композиций, перестроения во время праздника, выходы и уходы со школьного стадиона.

Методика применения средств массовых спортивно-художественных представлений разрабатывалась с учетом возможности ее использования на уроках физической культуры. В связи с этим ее содержание было максимально взаимосвязано с основным учебным материалом, определяемым действующими программами физической культуры для общеобразовательных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений использовался тест, характеризующий САН (самочувствие, активность, настроение).

Испытуемые обеих групп до и после эксперимента в начале и конце урока оценивали своё психо-функциональное состояние по 5-балльной шкале в специально разработанной карте самоконтроля [2].

За учебный год каждый исследуемый ребенок (n= 84) пропустил в среднем 12,64 занятия по физической культуре. Это составляет 8,1% от общего числа уроков по данному предмету. Из них по болезни - лишь 62% от общего числа. Это свидетельствует о том, что 38% пропусков связаны с другими факторами, не зависящими от состояния здоровья.

В начале педагогического эксперимента мы проанализировали корреляционную зависимость между показателями САН и количеством пропусков уроков физической культуры за учебный год.

Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1: Корреляционная зависимость показателей САН и пропусков уроков по физической культуре до эксперимента, n= 84

(А) - до урока, (Б) - после урока

Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели САН находятся в обратной зависимости от количества пропусков уроков по физической культуре. Это дает нам основание предположить, что использование средств и методов подготовки массовых выступлений будет способствовать повышению заинтересованности детей к двигательной активности, и тем самым позволит улучшить посещаемость уроков.

Результаты тестирования показателей САН контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, зафиксированных до и после урока, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели САН в начале эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)

Статистические

показатели

Самочувствие

Активность

Настроение

до

урока

после урока

до

урока

после урока

до

урока

после урока

 

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

4.43

4.43

4,49

4.31

4.4

4.43

4,31

4.4

4.43

4.4

4.29

4.31

Х-критерий Ван-дер-Вардена

0.06

4,38

0.04

0.25

0.74

0.52

P

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа

Полученные данные свидетельствуют о том, что состояние самочувствия, активности и настроения у школьников до урока физической культуры, так же как и после его окончания, в начале эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отличались незначительно (p>0,05).

Из таблицы видно, что показатель самочувствия в контрольной группе после урока снизился на 1%, в экспериментальной – на 3%. Баллы, поставленные школьниками при оценке своей активности, снизились на 2,5% и 2% в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Показатель настроения в контрольной группе до урока составлял 4,43%, после – на 5% меньше. Дети, входившие в экспериментальную группу, оценили свое настроение после урока в среднем на 4,31 балла, что говорит о снижении этого показателя на 3% .

Отмеченные обстоятельства указывают на то, что после стандартного урока по физической культуре у всех детей 9-11 лет снизились все 3 показателя психо-функционального состояния. Это свидетельствует о необходимости совершенствования процесса физического воспитания у школьников младших классов.

Особенностью занятий в экспериментальной группе явилось то, что школьники разучивали массовые упражнения, которые были подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом и представляли собой целое заключительное действие.

С целью проверки эффективности разработанной нами методики в конце учебного года было проведено повторное тестирование (таблица 2).

Таблица 2

Показатели САН после эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)

Статистические

показатели

Самочувствие

Активность

Настроение

до

урока

после урока

до

урока

после урока

до

урока

после урока

 

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

4.46

4.6

4,43

4.57

4.37

4.57

4,37

4.69

4.49

4.51

4.37

4.71

Х-критерий Ван-дер-Вардена

3,89

2,47

4,32

7,9

1,29

8,97

P

> 0.05

> 0.05

> 0.05

< 0.05

> 0.05

< 0.01

Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа

Полученные данные свидетельствуют, что средние величины показателей САН до урока после завершения эксперимента в обеих группах отличаются незначительно (p>0,05).

Из таблицы видно, что показатели самочувствия и настроения в контрольной группе после урока снизились, а средний балл, поставленный при оценке активности, остался без изменений.

Баллы, поставленные школьниками экспериментальной группы при оценке своего самочувствия, снизились на 1%, а показатели активности и настроения увеличились на 5% и 9,5% соответственно.

Средний балл, поставленный школьниками при оценке своего самочувствия после урока, составил 4,43 в контрольной и 4,57 в экспериментальной группе, что статистически не достоверно (p>0,05). Средний показатель активности (р< 0.05) и настроения (р< 0.01) после урока в экспериментальной группе улучшился статистически значимо.

Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному массовому театрализованному представлению позволяет повысить интерес к занятиям по физической культуре, тем самым улучшая их двигательную активность, и этим, на наш взгляд, улучшая их физическую подготовленность.

В конце педагогического эксперимента было проанализировано количество пропусков уроков по физической культуре за два учебных года: предшествующий проведению эксперимента, и сразу после него. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели пропусков занятий школьниками в контрольной и экспериментальной группах, M±m

Группы

Контрольная группа (n=41)

Экспериментальная группа (n=43)

t

Достоверность

До эксперимента

12,09±0,98

10,98±0,79

0,88

> 0.05

После эксперимента

12,54±1,33

8,16±0,84

2,78

< 0.01

Учащиеся 3-4 классов МОУ «Гимназия № 14», входившие в контрольную группу, на 4% увеличили количество пропусков занятий по физической культуре. Экспериментальная группа, наоборот, в среднем на 25,7% стала реже пропускать уроки по данному предмету.

Из таблицы видно, что достоверно (р< 0.01) снизилось количество пропусков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной за учебный год, когда проходил педагогический эксперимент, что свидетельствует о повышении интереса детей к занятиям по физической культуре.

Проведенное исследование подтвердило предположение о возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений, тем самым активизируя их двигательную подготовку.

Заключение

Хорошо организованный спортивный праздник, к которому относится массовое спортивно-художественное представление, оставляет глубокие и яркие впечатления о красоте сочетания музыки и движений, о способностях людей владеть своим телом, об умениях большого количества участников выполнять синхронно физические упражнения.

Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному театрализованному представлению позволяет повысить интерес школьников к занятиям по физической культуре, тем самым мобилизуя их двигательную активность, способствующую улучшению физической подготовленности.

Рецензенты:

Анцыперов Владимир Викторович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.

Фомина Наталья Александровна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.