Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERNET PROJECTS AND ELECTRONIC EDUCATION IN THE PROCESS OF TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS FOR EDUCATIONAL SUBJECTS «ORTHODOX THEOLOGY» FOR CONTEMPORARY RUSSIAN UNIVERSITIES

Sertakova E.A. 1
1 Siberian Federal University
Opening direction «Theology» in Russian universities has long been discussed and criticized as representatives of the church and members of the academic community. It was pointed out that the unique theological tradition, developed in the country in the XIX century was forever lost, and the new generation is not ready for this. Shortage of professional staff - another significant problem. However, the current social, cultural and political situation in the country talking about the need for change in education and the importance of theology for the formation of philosophical foundations of modern man. Therefore, despite a number of difficulties in the implementation of the project, the issue of opening this area was settled favorably. This article raises the issue of training and retraining of teachers of secular institutions of higher learning, who took up the development of educational programs and directions for the implementation of «Orthodox theology» and the importance of e-learning in the present case.
e-education.
Internet projects
training direction «orthodox theology»
Russian universities

На пороге нового тысячелетия было осознано, что новое поколение значительно отличается от предыдущего, оно связано с миром, который претерпевает изменения во всех своих проявлениях: от политической и социокультурной сфер до системы образования. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию это поколение было обозначено как «общество глобальной компетентности», для которой характерны следующие особенности:

  • стремительное увеличение объема знаний, производимых мировым сообществом. За небольшой промежуток времени (каждые два года) знания увеличиваются примерно в два раза;
  • наличие в мире большого количества научных журналов, в которых ежедневно публикуется около 7000 статей по различным тематикам;
  • количество информации, передаваемой за две недели посредством спутников Земли, может заполнить до 19 миллионов томов.

Темпы роста знания и информации в «обществе глобальной компетентности» постоянно ускоряются. Более того оно значительно усиливается еще одним современным достижением - возможностями коммуникаций. Именно поэтому очень важно поставить этот фактор под контроль и позитивно, сознательно и целенаправленно использовать его для того, чтобы содействовать удовлетворению выявленных образовательных потребностей.

На сегодняшний день в системе образования освоение новых технологий просто необходимо. Именно они могут помочь в формировании и обретении навыков, которые дадут все возможности для эффективной работы в информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде нового времени. Причем освоение технологий важно не только для подготовки студентов различных направлений, но и для тех, кто помогает им в этом деле - преподавателей. Эта задача стоит перед преподавателями даже больше, чем перед их учениками. Они должны постоянно пополнять свои знания, ориентироваться в больших объемах информации, находя полезное и необходимое, анализировать найденное, а также осваивать новые области знаний, необходимые, чтобы их деятельность помогла, но, ни в коем случае не навредила процессам обучения и учения студентов. Преподаватели должны быть частью «общества глобальной компетентности», причем одной из самых активных и эффективных ее частей. Коллектив Гуманитарного института Сибирского федерального университета стремится соответствовать времени и проводит целый спектр культурных и гуманитарных исследований для расширения своей компетентности [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

В большинстве современных российских вузов на сегодняшний день активно реализуются программы по включению профессорско-преподавательского состава в работу с современными технологиями (особенно электронными). Это происходит, либо через спецкурсы повышения квалификации, через проведение специальных семинаров, Интернет-конференций, либо через реализацию различного рода проектов, в которые включены многие: от ассистента до профессора. Но даже, несмотря на то, что уже сделано достаточно много, в данном вопросе остается масса пробелов. Например, это касается тех преподавателей, которые сталкиваются с необходимостью освоения новых учебных курсов, новых направлений подготовки. Однако больше всего эта проблема стала очевидной для преподавателей, чьи вузы решили открыть на своей базе востребованное на сегодняшний день, но не совсем обычное направление «Теология».

Долгое время не утихали споры о том, возможно ли достойное и качественное образование теологов на базе светских высших учебных заведений. Множество аргументов было предоставлено с обеих, участвующих в дискуссии сторон. Однако в итоге, созданию в российских вузах соответствующего федерального государственного стандарта с позиций религиозного мировоззрения было дано официальное согласие.

Стало очевидно, что ушедшая на долгое время из российской науки теология вновь встала на путь активного осмысления своего статуса и поиска неметафизических способов своей легитимизации. То есть, как утверждает протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, декан Богословского факультета ПСТГУ, появились новые возможности для ведения диалога теологии и философии, теологии и гуманитарных наук [2]. Поэтому, например, идея открыть направление «Православная теология» на базе Гуманитарного института Сибирского федерального университета положительна и имеет ряд плюсов, которые могут обогатить как саму теологию, так и целый ряд гуманитарных направлений.

Конечно, при открытии данного направления понадобится приложить большие усилия для подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава. Нужно приобрести новые знания и умения, необходимые для качественного преподавания дисциплин «Православной теологии». И здесь, как говорилось выше, информационные и коммуникационные технологии помогут внести положительные изменения, необходимые в данной сфере деятельности [10]. Посредством их преподаватель способен сам приобрести компетенции, которыми по стандарту должен обладать прошедший годы обучения бакалавр теологии (ОК-11,12,17,18; ПК-4,13,14,15) .

За ориентир подготовки и переподготовки преподавателей можно взять исследование, проведенное в 2002 году экспертами Общества по информационным технологиям и образованию преподавателей (Society for Information Technology and Teacher Education, SITE). Получив значительный эмпирический материал, представители Общества сформулировали основные принципы эффективной подготовки преподавателей с применением информационных и коммуникационных технологий. Для примера рассмотрим два из них:

Технологии следует органично включать в каждый из аспектов процесса подготовки преподавателей. Преподавателям очень важно осваивать информационные и коммуникационные технологии, самостоятельно используя их потенциал и находя различные способы их применения в своей профессиональной деятельности. Достичь цели позволит только широкий охват образовательных возможностей электронных технологий, сосредоточение на одном вопросе (например, методологическом) не даст нужный результат.

Технологии необходимо изучать в педагогическом контексте. Преподаватели должны постоянно ощущать целесообразность и необходимость применения информационных и коммуникационных технологий в своей работе.

Подготовка и переподготовка преподавателей дисциплин направления «Православная теология», направленная на встраивание информационных и коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность, представляет собой целый ряд, связанных между собой мероприятий. Она не сводится к разовому событию. Преподавателям необходимо постоянно повышать уровень и качество своих знаний, овладевать новыми умениями по мере изменения содержания образовательных программ, так и самих технологий.

Огромную роль в этих процессах выполняют профессиональные сообщества преподавателей и священнослужителей, которые являются экспертами, сведущими в сфере православной теологии. Использование информационных и коммуникационных технологий делает такие сообщества более доступными даже, несмотря на разницу географического пространства.

Показателен пример Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, Санкт-Петербургской Духовной Академии и Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Руководство вузов организовало дистанционные курсы повышения квалификации «Церковное социальное служение» с программой, ориентированной преимущественно на преподавателей светских вузов и школ. И данная электронная программа не единственная в своем роде.

Telecomputing - дистанционная проектная деятельность позволяет посредством Интернета работать со своими коллегами как в реальном времени, так и в отложенном режиме. Реализуя подготовку по направлению «Православная теология», можно осуществлять консультации и взаимообмен информацией (опытом, мнениями, учебными материалами, методами решения проблем, результатами собственных и совместных разработок) с другими вузами России, начиная от Москвы и Санкт-Петербурга, заканчивая Иркутском.

Дистанционная проектная деятельность помимо электронной переписки с коллегами, включает в себя также возможность проведения дискуссионных групп, а также аудио- и видеоконференций, в которых могут участвовать как преподаватели других вузов, читающие курсы по необходимым дисциплинам, так и священнослужители. Возможно и выполнение совместных проектов различного уровня - от совместных студенческих практик, до крупномасштабных мероприятий городского, краевого, всероссийского характера. Это в значительной степени поможет подготовить преподавателей к работе по направлению «Православная теология».

Таким образом, электронное образование и интернет-проекты на сегодняшний день являются одними из самых доступных и при этом эффективных средств для подготовки и переподготовки преподавателей российских вузов, ориентированных на разработку новых учебных программ и открытие на базе своих кафедр новых направлений.

Рецензенты:

Копцева Наталья Петровна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Викторук Елена Николаевна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г. Красноярск.