Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TEACHING TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF PERSON`S ENVIRONMENT CULTURE IN ENVIRONMENTAL AND BIOLOGICAL ADDITIONAL EDUCATION

Sotnikova N.N. 1
1 Stavropol branch «Moscow state humanitarian University M. A. Sholokhov»
The educational technology development of ecological culture of the individual in the system of additional education is analyzed in this article. Addressing introduce children to universal values, as well as the formation of personal culture on the basis of the underlying mental values of Russian culture is considered from the environmental - biology education`s standpoint.On the basis of the conducted analysis, the author identifies an additional education educational technology for the integration of biological education with environmental developing child, a student in the context of environmental culture. The author comes to the conclusion that from the perspective of ecological - biological education possible solution to the problem of accustoming of children to human values, as well as the formation of a personal culture on the basis of deep mental values of the Russian culture.
educational technology
ecological culture
additional education
teacher.

Введение педагогических технологий обусловлено необходимостью ликвидации выявленных педагогической наукой недостатков в образовании. Это, прежде всего, ориентация педагогического процесса на обязательное усвоение, запоминание разнообразной информации, не имеющей для них никакого личностного или жизненного смысла.

Программы дополнительного образо­вания с направленностью на биологический и экологический профиль не акцентировали должного внимания на процессы развития и саморазвития ре­бенка, ученика в границах образовательного материала. Стало быть, и разви­тия экологической культуры. С проведением современных реформ системы образования меняются направления в дополнительном образовании.

Первое направление - обновление содержания образования и второе - внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. Как отмечает, Л. Н. Буйнова, «если содержание образования претерпело значительные изменения, то образовательные технологии об­новляются медленно: прочно закрепилась традиционная классно-урочная система, а с новыми технологиями многие активно борются». В то время как они направлены на развитие личности, переводят обучение не столько на результат деятельности, сколько на саму деятельность. При этом и содержание образования рассматривается как способ развития личности. Функционирование технологий предполагает строгий порядок всех действий, посильность для педагога и ребенка (ученика), обязательное обеспечение индивидуального и дифференцированного процесса «от ученика».

По отношению к дополнительному образованию детей данный подход, по мнению Л.Г. Логиновой [5], не является новаторским. С этим нельзя не согласиться. А. Г. Логинова рассматривает образовательные программы как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми и активным обучением. Это и инструмент целевого развития, индивидуальных способностей освоения (но не усвоения!) социокультурных ценностей.

Дети, включенные программой в образовательный процесс, должны ре­ализовать себя в этой области, получив знания, опыт творческой деятельно­сти и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее адекватна (при ведущем виде деятельности) их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза.

Не менее значима нацеленность педагогических технологий в дополни­тельном образовании на развитие индивидуальности - через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение детьми культуры, ее ценностей и определения себя в культуре. Это означает, что в обучении и учении (индивидуальной познавательной деятельности) каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Другими словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, умений и навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, то есть быть компетентным.

Процесс усвоения, перенимания ценностей предполагает и присвоение той социальной формы, в которой она функционирует в действительности, той системы общественных связей, которые отражаются в ценностных отно­шениях. Поэтому обучение в дополнительном образовании не может замыкаться на передачу отдельных ценностей и должно быть направлено на широкий процесс развития личности, ее целостного становления. Все это находит отражение в педагогических технологиях.

Важным в дополнительном образовании становится аспект формирова­ния субъекта культуры. Педагогические технологии стали предусматри­вать освоение детьми определенной сферы их будущей практической жиз­недеятельности, выработку культуры, адекватной состоянию этой сферы, использование в образовательном процессе наиболее «культурогенных», бо­гатых педагогическими возможностями технологий, впитавших в себя совре­менные достижения человеческой практики и способы воздействия на нее вплоть до творческого открытия.

Одной из важных особенностей дополнительного образования детей становится его процессуальность. С ориентацией конечного результата на деятельную способность к саморазвитию, самооценке, самоопределению, рефлексии, дающим начало для нового уровня развития. В этом виден путь не только к непрерывному образованию, но и освоению и воспроизводству культуры деятельности, мышления и обобщения. Это становится возможным при использовании в образовательном процессе методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно раздельной деятельности педагога с детьми, активного и интенсивного обучения, планирования обра­зовательного процесса «от ученика».

Направленность педагогических технологий дополнительного образова­ния эколого-биологического профиля в связке «цель-результат» в образова­тельном процессе преследует реализацию в образовательном процессе пере­численных выше подходов, а также привносит некоторую специфику, определяемую необходимостью формирования (развития) экологической культуры. Данная направленность начала просматриваться на рубеже 60-70-х годов. И характеризовалась включением экологических и природо­охранительных знаний в учебные программы по биологии. С течением времени целью экологического образования становится не столько формиро­вание экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это согласуется теперь с новой парадигмой образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. На этих основах началась экология Земли, персони­фицированных учебных программ по направлению «биология», предполагая творческое освоение личностью экологической культуры. Экологизация «не отменяет гуманизма, но исключает самодостаточность последнего, любые формы индивидуального и группового эгоизма, предполагает новое видение человеком себя, образа своей чести и достоинства». [4, с. 20].

Феномен в биологическом дополнительном образовании составляет не столько самоопределение личности в природно-социальной среде. Осознание себя частью целостной природы. Осмысление взаимосвязей части и целого - базовый принцип формирования экологической культуры. Выбор такого ориентира определяет структуру образовательного процесса. В ней отражаются основные системообразующие (краеведческий, экологический, валеологический) и педагогические подходы, ориентированные на гуманизацию образовательного и творческого процесса. Проведенный анализ позволил нам выявить в дополнительном образовании педагогические технологии по интеграции биологического образования с экологическим, развивающим ребенка, ученика в контексте экологической культуры.Признание значительности, индивидуальности, непрерывности, повышение образованности, прогнозированности в сферах самоопределения личности - природа, человек, общество, ноосфера.

Прогноз позволяет строить идеальный образ несуществующего уровня, в связи с чем могут фиксироваться уровни развитости способностей, склон­ности, увлечения, уровень экологических знаний, умений и т.д. Как никакой другой, познавательной интерес эколого-биологического характера имеет множество опор в опыте обучающихся экологической культуре. Это уход за растениями, животными, просвещенческая работа, включенность в природоохранную деятельность и т.д. Такая педагогическая технология про­гноза ориентирована на отдельного ребенка, ученика, делает их деятельность одушевленной, позволяет осуществлять мотивацию познания окружающей среды. Эта технология обеспечивает единство целей и средств развития экологической культуры через прогнозирование возможных уровней. Для этого создаются специальные ситуации, творческие задачи, проводятся экологические конкурсы, исследовательская работа в области экологии и биологии и др.

Стратегия развития экологической культуры детей учитывает общие установки стимулирования мотивационной сферы: включение детей в многообразие деятельности, адекватных системе отношений к окружающей природе; интенсификация тех видов деятельности, которые более способствуют склонностям к биологии, экологии, природе и экологической деятельности (ответственности, сотрудничества, самоутверждения и др.) обеспечение успеха познавательной и практической, исследовательской деятельности экологического характера через средства интегративной направленности: игровое моделирование экологических ситуаций, диалог, защита авторских проектов сохранности экологической среды, решение жизненно значимых задач. Таким образом, развитие экологической культуры детей в дополнительном образовании реализуется на основе применения интегративной педагогической технологии.

В качестве одной из главной технологической единицы разрабатываются модули экологических действий, профессиональной проблеме [1]. Проводятся теоретические занятия, экскурсии в природу, экспедиции, исследовательские работы, а также практическая деятельность по охране природы и восстановлению окружающей среды (создание экологических троп, озеленение, изготовление гнездовий, участие в экологических акциях и т.д.). Новым в формировании экологической культуры становится реально значимая деятельность: введение технологий, актуализирующих познание экологических ценностей, рефлексия экологического опыта и как следствие - переосмысление ориентации ребенка, ученика, определение своего отношения к природе.

В содержании дополнительного эколого-биологического образования начал просматриваться эстетически-экологический аспект по восприятию культурного и природного наследия. Формируются новые представления о наследии и его месте в жизни современного общества. Краткое определение наследия звучит следующим образом: наследие - система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития. Таким образом, говоря о наследии, нужно вести речь о истории развития природы и культуры, что признается ценностным в научном, духовном, экологическом и эстетическом отношении как национальное достояние. Наследие - это и культурный ландшафт, и окружающая среда, и, наконец, ресурс социально-экономического и социокультурного развития страны. Отсюда и цель-охрана наследия, значит, сохранение и приумножение разнообразия и. самобытности культурных и природных ландшафтов страны, регионов.

Определен выбор нового пути в новом веке образования. Дополнитель­ное образование рассматривается как непрерывный процесс, в котором про­исходит поиск решений многих проблем, включая общечеловеческие. Через призму государственных требований проектируются образовательные программы как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстни­ками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры [2]. То есть с позиций экологического образования решается проблема приобщения детей к общим ценностям, поставленная в материалах Минобразования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей».

С позиций экологического образования решение проблемы приобщения детей к общечеловеческим ценностям, возведенного базиса личностной культуры возможно на основе принципов культуры мира, глубинных мен­тальных ценностей русской культуры [3]. От скорейшего ее возрождения зависит стабильность и мир на Земле. В дополнительном образовании эта проблема только поставлена.

Нынче много толкуют о национальной идее России. Сейчас все больше убеждаемся: национальная идея - это могущественная возрожденная Россия, сохранившая свое евразийское пространство, свой природно-культурный дом -экос, интеллектуальный потенциал и здоровье народа. Разумом и духовностью народа вписываться в природные ландшафты, оптимально использовать ресурсы и талант народа - вот в чем сверхзадача.

В России, занимающей 1/7 часть суши, простирающейся от Атлантики до Тихого океана и выполняющей функцию экологического донора для многих стран мира, особенно понятен экологический взгляд на культуру мира. Со­хранить мир и благодатную жизнь на Земле - две стороны одной медали. Утверждая свободу личности, не следует забывать, что из этого порой вырастаютэгоизм, корпоративные интересы, которые губят природу. Экология - это целостный взгляд на мир осознание своего места в мире и ответственности за свои поступки, решения, за судьбу планеты и будущих поколений.

Социальная аскеза, забота о справедливости без уравниловки, «об общем деле» (Н. Ф. Федоров) в обустройстве Отечества и экологическая аскеза - ограничение до уровня, безопасного для воспроизводства целостности природы тот нравственный императив, без которого невозможна культура мира (С. Н. Глазачев).

Важной частью нового отношения к действительности, экологической куль­туре является преодоление между будущим и прошлым человека. Нельзя восстановить устойчивость глобальной экосистемы, не меняя характера соци­ального развития. Но нельзя ее восстановить и путем полного отрицания пройденного пути обособления, видения его как только порочного.

Завершающийся этап развития отношений природы и общества был неизбежен, являлся способом социального самопознания, пробы сил фор­мирующегося человечества. Чтобы понять себя, человечеству необходимо было обособиться, до некоторой степени «уйти в себя», преодолеть перво­начальную «растворенность» человека в природе. Зрелая социальность требует изменения поведения, но сама она не могла быть достигнута без стадии становления, на которой общество неизбежно «испытывает на проч­ность» свои связи с природой, противопоставляет себя природе. Суще­ствующая многие годы система экологического образования не могла обес­печить формирование поведения, реализующего готовность ребенка жить в гармонии с природой. По нашему мнению, такое поведение нельзя выработать лишь привитием учащимся экологических понятий, логических операций, реализующих через предметно-практический опыт, ориентацию на примитивные механизмы, правилосообразного поведения, т.е. путем знаниевого традиционного образования (И. Д. Зверев, Л. П. Салеева, А. Е. Тихонова, Д. И. Трайтака и др.).

Новый уровень осознания причастности человека - носителя культуры к природе предполагает гораздо более высокий, чем прежде, уровень от­ветственности, не спонтанное, безотчетное, а уже вполне осознанное служе­ние, ясное видение своей роли звена в экологической цепи.Экологический подход и культура становятся определяющими в допол­нительном биологическом образовании детей.В культуре всегда складывались представления об основной ценности, в качестве которой могли выступать земля, капитал, информация. Огромное влияние в культуре приобрела такая ценность, как гуманизм. Но в современ­ных условиях все эти ценности видятся как не абсолютные, производные.

Принято считать абсолютной ценностью жизнь. И соответственно то, что помогает жизни, ценно, а что мешает жизни, выступает как антиценность. В этом сущность экологического подхода, становления новой оси культуры - системности, «жизненности». Ведь жизнь существует лишь как системная организация, не нарушение жизни превращается в основной критерий культурности (С. Н Глазачев).

Традиционно выделяют духовную культуру - духовное, умственное возделывание действительности, отраженное в искусстве, науке, образова­нии, и материально-опредмеченную духовную культуру, среду, созданную людьми. Однако такое деление условно: культура - это поприще взаимо­действия материального и духовного, «поле души».

Взаимодействие общества и природы, связанное с ним экосоциальное бытие также отображается в культуре. Формируется область экологической культуры - совокупность духовных ценностей, принципов, правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия общества и природы. Экологическая культура - становящийся феномен, обладающий своей структурой, языками (наука, искусство, религия), специфическим пространством - временем [4].

«Энергия человеческой культуры» (В. И. Вернадский) - особый вид энергии «живого вещества». Роль человечества во взаимодействии с приро­дой определяется не его массой, а воплощением в деятельности духовной культуры. И в этом смысле экологическая культура призвана обеспечить устойчивое развитие системы общество - природа, реализуя духовно-нрав­ственный потенциал человечества.

С позиций экологического подхода человек выступает как ценность постольку, поскольку он противостоит энтропии, участвует в воспроизвод­стве жизни. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить»такова этика благоговения перед жизнью великого гуманиста А. Швейцера. Экологическая этика утверждает: жизнь - абсолютная ценность, ее сохранение должно стать мерилом развития современной цивилизации.

Аксиомой экологического мышления является признание биологического разнообразия как непрерывного условия динамической стабильности биосферы. Постепенно к нам приходит понимание того, что и вторая составная культуры, ее органичная часть - экологическая культура - может успешно развиваться только при наличии разнообразия. Первичное разнообразие природы Севера и Юга, Запада и Востока во многом обусловило разнообразие этносов, культур, систем ценностей. Социоестественная история, история освоения природы человеком «творила» и современные экологические культуры регионов.

На рубеже тысячелетий человечество расстается с детерминизмом - с абсолютизацией того, что истина изначально принадлежит объекту познания, природе. Познание мира - это диалог человека и природы; только на вызов - вопрос человека природа отвечает. И если глупыми будут наши вопросы - такими будут и ответы. Искусство «вопрошания природы» - алгоритм новой современной модели познания мира.

В этом взаимодействии духовного и материального, человека и природы и вырастает «междубытие культуры», «как поле души» (М. М. Бахтин). Вспомним изначальный смысл слова «культура» - почитание, возделывание. Возделывание «поля души», духовное постижение мира - непременное условие сохранения Целостной Системы Жизни.

Таким образом, главное открытие культуры второго уходящего тысяче­летия, всей человеческой истории связано с экологией - с осознанием того, что от поведения и деятельности по отношению к природе зависит жизнь на планете. Гармония людей и природы становится реальностью через культуру мира и согласия. «Экологическое» бытие человека понимается как целостное, а не деструктивное, вписанное в универсум, его динамику. Экогуманитарная парадигма культуры дополнительного образования позволит «достроить» естественнонаучную картину мира, создать целостный образ мира и человека на основе постижения и реализации его сущностной силы.

У системы дополнительного образования, всех ее структур, от дошкольного до послешкольного образования, у каждого педагога появилась в педагогических технологиях образования новая социокультурная функция - воспроизводство в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в Целостной Системе Жизни. В этом спасительная духовная функция экологической культуры и образования в современном мире.

Рецензенты:

Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Таранова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.