Современное состояние общества характеризуется целым рядом негативных явлений, пронизывающих общественные отношения, как на государственном уровне, так и в трудовом коллективе и семье.
Как справедливо отмечают некоторые авторы, глубокий духовный кризис современного общества отнюдь не связан напрямую с кризисом интеллекта. Хотя существует мнение, что именно он лежит в основе кризиса духовности, однако следует согласиться все же с тем, что «бездуховный человек, бездушное общество не означает роста глупости людей. Напротив, люди становятся более деловыми и интеллектуальными, живут богаче, комфортнее, но теряют способность к сопереживанию и любви. Люди становятся более активными и функциональными, но отчуждёнными, теряющими чувство жизни, роботообразными» [1]. Эти признаки характерны для снижения уровня общей культуры и духовности, происходящего во всех сферах коммуникативной деятельности. С другой стороны, и особенно в последние годы, все ярче проявляются нарастающие тенденции к преодолению этих негативных процессов, к восстановлению приоритетов истинных духовных ценностей в обществе.
Поэтому в ВУЗах и других учебных заведениях, а также в семье, следует уделять более пристальное внимание совершенствованию социальных, душевных и духовных качеств молодого человека. Воспитывать положительную социальность у молодых людей - это значит формировать направленность их действий и мыслей на улучшение общества, а не только своего места в нём. Тем более что погоня за реализаций личностных амбиций в представлениях молодого поколения зачастую выражается в форме «борьбы с себе подобными», причем, с применением всего арсенала возможных для достижения поставленной цели средств.
Потребности человека отвечают разным диапазонам удаленности целей. Биологические потребности не могут быть отложены на сколько-нибудь продолжительное время. В то время как достижение идеальных целей может быть отнесено и к отдаленному будущему. Удовлетворение социальных потребностей, как правило, связывается со сроками целой человеческой жизни. «Я всю жизнь работал над тем, - говорил Э.К.Циолковский, - что не давало мне ни хлеба, ни силы, потому что был уверен, что в будущем мои работы принесут людям горы хлеба и бездну могущества». По мнению Л. Н. Толстого, «самый лучший человек тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. Самый худший сорт человека тот, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности складывается все различие людей» [2].
Для того чтобы потребности личности трансформировались в действия, приводящие к достижению целей, необходимо вооружить ее соответствующими способами и средствами. Отсутствие у молодого человека таких средств при достаточно высоких социальных и познавательных потребностях приводит к дилетантизму и некомпетентности, к различного рода неудачам в деятельности, обрекая его на хроническое ощущение неполноценности. Успешность личности формируется не только в процессе обучения, развивающего интеллект, но, может быть даже в большей степени, благодаря специальным педагогическим технологиям, включенным в современный образовательный процесс и способствующим личностному росту и развитию творческих способностей.
Многие работы, связанные с педагогикой, особенно в последнее время, посвящены новой, так называемой личностно-ориентированной модели образования. В таких работах говорится о необходимости переориентации педагогики и преподавания (в т.ч. и в ВУЗах) с процесса прямой передачи знаний, умений и навыков, на процесс развития личности обучаемого и воспитуемого (одним словом - образовываемого). Эта идея, безусловно, здравая, однако сами понятия: «личность», «личностная модель», «развитие личности» и т.п. понимаются по-разному и не всегда адекватно. Личностное развитие и личностную модель следует понимать именно в смысле развития позитивных социальных качеств (коллективизма и др.) и позитивных духовных качеств. Последним надо уделять наиболее пристальное внимание, иначе процесс образования будет направлен на формирование личности высокоинтеллектуальной и эрудированной, но бездушной и бездуховной, в том смысле, который мы вкладываем в эти понятия.
Наиболее интеллектуальной и прогрессивной частью молодежи является студенчество, поэтому очевидно, что воспитательному процессу в высшей школе следует уделять особое внимание. Молодой человек вместе с окончанием вуза в основном завершает свое созревание в физическом, интеллектуальном, социальном и нравственном смысле. Но приходит он в ВУЗ, как правило, из школы, зачастую, не приученный к самообучению, социально незрелый. Первокурсники сталкиваются с серьезными противоречиями: с одной стороны, получив новый статус, они стремятся к самопознанию и самореализации, а с другой - сталкиваются с миром новых социальных отношений и проблем [5]. Именно поэтому воспитание в вузе - одна из значимых составляющих социализации и адаптации студенчества к «взрослой» жизни в современных условиях, формирования гуманной и креативной личности.
В этом отношении учебно-познавательная деятельность в высшем учебном заведении требует в работе преподавателя инновационных подходов, способных раскрыть творческий потенциал студента. Как показывает практика, развитие креативных способностей студента наиболее ярко проявляется при условии использования на учебных занятиях активных методов обучения. Среди активных методов обучения студентов, применяемых на занятиях по курсам «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Прикладная механика» и др., хорошо себя показывают: тематические дискуссии, проблемные лекции, конференции, а также элементы «мозгового штурма», анализа конкретных, проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр. Все эти методы используются с учетом специализации обучаемых, их индивидуальных и групповых особенностей. Результаты применения данных методов в педагогической практике выражаются в том, что знания, умения и навыки приобретаются и усваиваются студентами не абстрактно, а в контексте будущей профессиональной деятельности, кроме того, у студентов раскрываются коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, что способствует их самоактуализации.
Развитие творческих качеств у студентов начальных курсов требует их целенаправленного обучения технологии творческой деятельности с четко организованным и управляемым мыслительным процессом. Этому способствуют как современные «активные» методы преподавания, так и привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе. Научно-исследовательская работа студентов может быть организована в рамках самого учебного процесса, а также выполняться во внеучебное время.
Творческий процесс в обучении очень индивидуален. Он требует, с одной стороны, желания, творческой мотивации самого обучающегося, с другой стороны, создания обстановки в аудитории, стимулирующей творческую активность, и выделения времени для индивидуальной работы со студентами. Этим условиям наиболее удовлетворяет процесс курсового проектирования как форма самостоятельной работы студента, предполагающая, кроме того, обязательное общение студента с руководителем на консультациях и при защите курсовых проектов. Через систему общения и организацию познавательной деятельности формируются установки личности, ее позиции, убеждения, изменяется самооценка студентов, развиваются профессионально значимые качества, изменяются взаимоотношения студентов и преподавателей.
Следует отметить, что в воспитательном процессе немаловажное место занимает личность преподавателя: уровень его профессионализма, моральные принципы, заинтересованность в успехах студентов, приверженность здоровому образу жизни, манера держаться. Эти качества являются примером и образцом для подражания студентов на подсознательном уровне [3].
Умение преподавателя заинтересовать студентов учебным материалом, с одной стороны, весьма положительно характеризует его как педагога, с другой стороны, может иногда сыграть и отрицательную роль с точки зрения достижения целей образовательного процесса. Педагогическая практика показывает, что, стремясь сделать процесс обучения интересным, увлекательным, педагог иногда опирается в большей степени на любознательность обучаемого, ориентируясь исключительно на потребность познания, используя позитивные эмоции узнавания как единственную мотивацию к обучению. Как результат такого обучения - приобретение студентами поверхностных знаний, не подкрепленных положительным опытом получения умений и навыков, что порождает дилетантизм. В действительности радость узнавать должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь.
Приоритетными в образовательном процессе должны стать те формы и методические средства воспитания, которые помогают молодым людям научиться решать значимые для них личные и общественные проблемы. Это значит - увидеть и осмыслить проблему, захотеть ее решать, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать и оценивать ее, выражать свое отношение к происходящему, т.е. самосовершенствоваться или становиться творческой личностью [4]. Это созвучно принятому в стратегии модернизации образования компетентностному подходу, когда степень образованности оценивается обладанием компетенциями - способностями применять знания, умения, навыки и проявлять социально-личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В образовательных стандартах нового третьего поколения цели высшего профессионального образования прописаны как в области обучения, так и в области воспитания личности. Обучение направлено на подготовку в области основ знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности. А воспитание личности в процессе образования должно привести к формированиию социально-личностных качеств, таких как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность; повышение общей культуры.
В современных условиях стремительно меняющегося мира, безусловно, должны оставаться вечные, непреходящие ценности, но в то же время личность должна уметь творчески созидать новые ценности, отвечающие реалиям современного информационного общества. Развитие творческого начала личности - важнейшая часть её образования. Однако, как мы уже отмечали, творчество может иметь разную направленность - и на добро, и на зло. Поэтому внутреннее содержание понятий интеллектуального и творческого развития в процессе образования должно быть дополнено. Во-первых, необходимо, чтобы педагогические технологии в образовании способствовали развитию эмоционального начала, воспитанию так называемых «добрых» эмоций, то есть эмоций, направленных на добро. Принятое в психологии деление эмоций на положительные и отрицательные не отражает суть того, какие эмоции следует воспитывать. Например: радость - положительная эмоция, а страх, гнев, ненависть - отрицательные эмоции. Но если человек (особенно, перед лицом современных глобальных проблем) испытывает страх за судьбу близких людей и всего человечества, испытывает гнев по отношению к недостаткам и изъянам современной социальной действительности и ненависть к тем, кто в этом повинен, то это «хорошие», «добрые» эмоции, которые и должны быть у нормального человека. А если человек испытывает радость при виде страданий другого, то это «плохие», «злые» эмоции, ничего общего не имеющие с высокими душевными качествами. Во-вторых, немаловажно развивать социальные качества личности: коллективизм, моральность, нравственность и т.п., направленные на реализацию духовности в позитивном социальном измерении, на благо других людей и общества в целом. Надо учиться жить не только для себя, но и не только для других, а вместе со всеми и для всех.
Воспитательно-образовательный процесс в ВУЗе предполагает не только формирование умений, приемов и навыков, обеспечивающих становление профессиональных компетентностей, но и развитие устойчивых профессионально значимых личностных качеств, таких, как ответственность, целеустремленность, решительность, толерантность, требовательность, самокритичность при достаточно высокой самооценке, что обеспечит ему конкурентоспособность на рынке труда. Процесс обучения в ВУЗе оказывает огромное влияние на психику человека и на развитие его личности. У студентов, при наличии благоприятных условий, происходит развитие всех уровней психики, которые определяют направленность умственной деятельности, характеризующей, в свою очередь, профессиональную ориентированность личности.
Таким образом, основополагающей чертой современного образования является неразрывная связь обучения и воспитания личности, определяющая качество подготовки специалистов высшей квалификации, что особенно важно для инженерных профессий, учитывая их влияние на темпы развития экономики, высокую социальную ответственность за безопасность государства и общества в целом.
Рецензенты:
Осипова Светлана Ивановна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Высшая математика» института фундаментальной подготовки ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Федорченко Валерий Иванович, д-р истор. наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.