Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES INNOVATIVE DEVELOPMENT AT THE REGIONAL LEVEL

Markina Yu.V. 1
1 South Ural State University
The article describes the features for regional innovation development, since it is not only economic but also a social and political problem that requires serious attention from the government and regional authorities. This problem is particularly acute for Russia with its federal structure, a substantial decentralization of public administration and increased economic independence of the regions. The most important category, which determines the nature of scientific and technological progress, is innovation. The concept of "innovation" as an economic category introduced into scientific Austrian economist Joseph Schumpeter, who understood under them change to the practical use of new consumer products, new production, means of transport, markets and forms of organization in the industry.
innovation policy.
innovation development
the region´s economy
innovative activity

Введение

Важнейшей категорией, опреде­ляющей сущность научно-технического прогресса, являются инновации. По нашему мнению, инновация – это результат интеллектуальной деятельности, основанный на новом знании, востребованный рынком и способный обеспечить положительный (экономический, социальный, экологический или иной) эффект.

С учетом данного определения можно сформулировать характерные признаки деятельности, связанной с инновациями:

1) использование интел­лектуального продукта;

2) доведение вновь созданных идей до реализации их в виде товара на рынке.

Деятельность, связанная с инновациями, выступает основным оружием в современной конкурен­тной борьбе. Ни отдельные предприятия, ни регионы не в состоянии обеспечить устойчивый рост без данной деятельности, в основе которой лежит инновационный процесс, который можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, состоящий в получении и коммерциализации инноваций.

Основные черты современного инновацион­ного процесса

  1. Ускорение. Время, необходимое для запуска новых высокотехнологичных продуктов, существенно уменьши­лось, как и жизненный цикл самих продуктов (не толь­ко в высокотехнологичных, но и в средне- и низкотех­нологичных отраслях). Ключевую роль в этом направ­лении играет развитие информационных технологий, позволившее сформировать банки данных, глобальные сети передачи и распространения информации, технику ее обработки.
  2. Непрерывность и кумулятивностъ. Большинство продуктовых и технологических изменений часто опре­деляется состоянием существующих и уже применяемых технологий. Кроме того, сама возможность развития предприятий, организаций и отдельных государств явля­ется функцией уже достигнутого ими научно-техниче­ского уровня.
  3. Жизнедеятельность общества все более преобра­зуется нарастающей массовостью инновационной дея­тельности. Это приводит к росту диверсификации орга­низационных форм предпринимательской деятельности, плодотворному сосуществованию крупных вертикально интегрированных структур и малых предприятий, развитию сетевых организаций, виртуальных корпораций, стратегических технологических альянсов и других форм ведения бизнеса. Так, к середине 1990-х годов в мире насчитывалось свыше 10 тыс. международных стратеги­ческих технологических альянсов. Более четверти из них связаны с совместной реализацией проектов в области микроэлектроники, вычислительной техники, автомати­зации промышленного производства и технологий теле­коммуникаций. Они активно используются также в об­ласти биотехнологии и новых материалов.
  4. По своей структуре современный инновационный процесс является многогранным, охватывающим не только технологические и организационные, но и соци­альные нововведения.

В результате процессов глобализации в промышленно развитых странах, прежде всего в США, Японии, Германии и ряде других государств, возникла новая эко­номика, что, по мнению ряда отечественных и зарубеж­ных исследователей, сравнимо с промышленной револю­цией и ее итогами. Учитывая возрастающую роль инноваций, исследователи называют такую экономику «экономикой, основанной на знаниях», «обучающейся» или «инновационной» экономикой.

Инновационная экономика – это экономика, где доминирует инновационный принцип хозяйствования, суть которого состоит в том, что главным источником различ­ных нововведений начинают выступать наука и образо­вание. Технический и научный прогрессы, осуществляв­шиеся долгое время параллельно, именно в инноваци­онной экономике становятся единым направлением развития. Причем ведущим является именно науч­ный прогресс, наука как источник новых знаний, а сле­довательно, и инноваций.

Концепция инновационной экономики включает сле­дующие положения:

  • инновационная экономика является инновационным срезом, аспектом экономики, а также и экономикой ин­новаций, инновационной (точнее – научно-инновацион­ной) сферы. В первой своей ипостаси инновационная экономика проявляется как инноватизация экономики, когда инновации становятся составляющими макроэко­номики, микроэкономики, мировой экономики. Происхо­дит инноватизация также управления, экологии, культу­ры, образования, самой науки, общества;
  • одним из исходных понятий инновационной экономики является понятие инновационности, определяющее изменение или коррекцию основы экономических отно­шений, форм и механизмов менеджмента. Другим важ­ным понятием является понятие инновационной готов­ности, то есть готовности создавать, производить, транс­формировать, обновлять, сменять, применять инновации, готовности к переводу экономики на новый технологи­ческий уклад;
  • центральными вопросами инновационной экономи­ки являются создание (производство и трансфер) инно­ваций, восприимчивость к инновациям, воспроизводство инноваций, инновационной деятельности, процесса, потенциала, форм и механизмов регуляции.

Главная задача инновационной экономики — повыше­ние эффективности всех секторов экономики, в первую очередь фирм, относящихся к старой экономике. Инно­вационная экономика органично включается в экономи­ку за счет создания «новых комбинаций» (по Й. Шумпетеру) – новых благ, новшеств, новых технологий и источников сырья в производстве, изменения отраслевой структуры и освоения новых рынков сбыта.

В настоящее время бизнес крупнейших предприятий в России является ключевым участни­ком процесса коммерциализации инноваций, но инновационная активность и развитие НИОКР на российских промышленных предприятиях отстают от среднемировых показа­телей. Несмотря на некоторые положительные результаты инновационной деятельности в регионах-субъектах РФ, эффективность ее в целом очень низка, это обусловлено рядом причин, приведенных ниже.

  1. Отсутствие востребованности в научных разработках со сторо­ны государства.
  2. Распад крупного сектора экономики.
  3. Несовершенство законодательной базы по интеллектуальной собственности.
  4. Низкий уровень финансирования государством научного комплекса и уровень государст­венных затрат, выделяемых на науку.
  5. Отсутствие профессионально подготовленных специалистов, способных реализовать инновационные проекты.
  6. Недостаток выгодных инновационных проектов, в которые можно вложить инвестиции.
  7. От­сутствие реальных действий со стороны государства, поддерживающих и мотиви­рующих инновационную деятельность.

Для повышения эффективности инновационной деятельности на региональном уровне предлагается ряд организацион­но-экономических мер:

  • применение специальных целевых программ на региональном и местном уровнях;
  • предоставление государственных субсидий;
  • использование налоговых льгот, направленных на стимулирование регионального инновационного развития;
  • организация консультирования предпринимателей по вопросам управления и др.

Очевидно, что каждый реги­он решает задачи инновационного развития экономики с учетом своих возможностей, традиций, ресурсов и потребностей. Поэтому не существует единого рецепта применения различных мер по их решению.

Инновационная экономика – экономика, основным стратегическим фактором развития которой являются научные знания, способная реагировать на системные ограничения экономического роста созданием, внедрением и коммерциализацией инноваций. Инновационное развитие региона характеризуется непрерывным комплексным использованием результатов научной и научно-технической деятельности в качестве основных факторов обеспечения устойчивости субъектов хозяйствования; созданием и использованием в производственно-коммерческой деятельности инновационных товаров и услуг. На рис. 1 приведена разработанная автором модель инновационного развития экономики региона, которая включает источники и инновационные ресурсы как совокупность управленческих процессов инновационного развития региона: планирование, организация, координация, мотивация и контроль (по теории Анри Файоля).

Планирование инновационной деятельности на региональном уровне включает разработку и реали­зацию программ инновационного развития экономики региона (ИРЭР), обеспечивающих решение государственных приоритетов по стимулированию инно­вационной активности и развития научно-техни­ческого потенциала территорий. Стратегической задачей программы является поэтапный перевод хозяйственной системы региона на инновационный путь развития, что достигается на основе, прежде всего, определения инновационных ресурсов и их источников, то есть ресурсной базы ИРЭР, которая представляется как целост­ная, взаимосвязанная совокупность инновационных ресурсов: кадровых, предпринимательских, информационных, организационных и финансовых. Инновационные ресурсы – это средства, необходимые для производства инновационных товаров и услуг, обеспечивающие инновационное развитие экономики региона и получение в итоге экономического, социального, экологического и иных эффектов от их реализации.

Рис. 1. Модель инновационного развития экономики региона

Основные функции инновационных ресурсов, как основы ИРЭР, систематизированы следующим образом:

  • кадровые ресурсы обеспечивают инновационный сектор экономики высококвалифицированными профессиональными кадрами;
  • предпринимательские ресурсы формируют реальный спрос на инновационные товары и услуги, содействуют интеграции науки, образования и производства, коммерциализируют инновации;
  • информационные ресурсы обеспечивают взаимодействие между кадровыми, финансовыми, организационными и предпринимательскими ресурсами, составляющими ресурсную базу, а также самоорганизацию этих ресурсов;
  • организационные ресурсы создают благоприятные условия для инновационной деятельности и снижения рисков;
  • финансовые ресурсы связаны с вовлечением средств, прежде всего внебюджетных, в инновационную деятельность.

В модели выделены источники инновационных ресурсов, под которыми понимается совокупность условий, обеспечивающих формирование, воспроизводство и увеличение инновационных ресурсов. Информация об источниках инновационных ресурсов необходима для выявления слабых и сильных сторон ресурсной базы, что позволяет совершенствовать процесс управления инновационным развитием экономики региона.

Оценка ресурсного потенциала является одним из ключевых элементов модели инновационного развития экономики региона. Результаты оценки ресурсного потенциала позволяют координировать ресурсы ИРЭР.

Организация процесса инновационного развития экономики региона включает разработку, привлечение и эффективное использование инновационных товаров и услуг инновационно-активными предприятиями региона.

Для повышения эффективности программа ИРЭР включает систему мотивации инновационной активности предприятий региона: предоставление субсидий предприятиям, реализующим инновационные проекты; организация и проведение обучающих семинаров, курсов и тренингов; организация и проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов в инновационной сфере; выпуск информационно-справочных пособий и т.д.

Система контроля, как элемент системы управления, позволяет определить эффективность использования ресурсов, что позволяет корректировать ресурсную базу по результатам инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона на основе принципа обратной связи.

Таким образом, предложенная модель инновационного развития экономики региона расширяет экономическое содержание инновационной деятельности на региональном уровне и способствует разработке методических подходов к управлению инновационным развитием региональных органов управления.

В настоящее время можно выделить две характерные черты регионального развития — его самостоятельность и вместе с тем лишь относительная обособленность от общих направлений развития страны. Эти черты также отражаются на инновационном развитии экономики региона. В свою очередь, с ними со­гласуются два региональных критерия развития — со­ответствие целям развития региона и использование со­вокупности средств региона для решения общегосударственных задач. В обоих случаях региональные пробле­мы сферы науки сообразны концептуальным и страте­гическим задачам жизни региона или города, региональ­ным приоритетам развития экономики и решения соци­ально-экономических проблем населения. Это и позволяет формировать региональный научно-производственный (воспроизводственный) процесс, когда повышение инно­вационной активности предприятий региона, реинжини­ринга промышленности дает возможность сформулиро­вать региональный заказ научно-инновационной сфере.

Научно-инновационная сфера в регионе представля­ет собой элемент, с одной стороны, научно-инновацион­ной сферы национального уровня, с другой – регио­нальной системы хозяйствования. При этом проблемы научно-инновационной деятельности общегосударствен­ной значимости, безусловно, остаются главным вектором развития.

Таким образом, обеспе­чение инновационного развития на региональном уровне это не только экономическая, но и социально-политическая задача, требующая серьезного вмешательства со стороны государства и региональных органов власти. Данная проблема особенно актуальна для России с ее государственным устройством, существенной децентрализа­цией системы государственного управления и повыше­нием экономической самостоятельности регионов. Вновь созданные условия меняют прежние стереотипы хозяйственного поведения и заставляют искать дополнительные ресур­сы для регионального развития с расчетом в пер­вую очередь на собственные силы и еще не раскрытые возможности. Важную роль в данном процессе способна сыграть сложившаяся сеть научно-исследователь­ских учреждений и высших учебных заведений. Предприятия, находящиеся на местном уровне, связанные с производством, могут получить от учебных заведений существенную поддержку в виде новых идей, разработок, а также притока молодых специ­алистов, подготовленных к работе в изменившихся экономических условиях. На современном этапе инновационная политика России основана на формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые бы стимулировали субъектов экономической деятельности к про­ведению новых исследований, разработок, приобретению новых знаний и техноло­гий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению производств.

В основе предлагаемой системы мероприятий лежит концентрация ресурсов федерального бюджета для финансирования инновационных проектов; сохранение среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальных знаний; проведение прикладных исследований по ограниченному числу приори­тетных направлений для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рын­ке и повышения капитализации сектора исследований и разработок; создание ин­новационной инфраструктуры для реализации национальных приоритетов техно­логического развития, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный про­дукт. Важная роль в стратегии отводится использованию взаимодействия государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Для инновационного роста существенным резервом является выравни­вание инновационного потенци­ала регионов путем возобновления имеющейся в полном объеме ресурсной базы. Мировой опыт свидетельствует, что даже бла­гополучные регионы обычно нуждаются в повышении инновационного потенциала, так как это дает лучшие результаты на поддержание или повышение конкурентоспо­собности расположенных в них предприятий, создание дополнительных рабочих мест, при­влечение филиалов крупных предприятий, в том числе за­рубежных. Это требует дополнительного привлечения финансовых ресурсов регионального развития, и особое внимание необходимо уделять инноваци­онным проблемам, которые способствуют изменению экономики регионов с высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при наступлении кризисов.

Рецензенты:

Шиндина Т.А., д.э.н., профессор, декан факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Савельева И.П., д.э.н., зав. кафедрой «Маркетинг и менеджмент» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.