Современный этап развития системы дополнительного образования в России характеризуется динамическими изменениями: переход от парадигмы разностороннего развития детей и взрослых, способных к самоопределению и самореализации в современной социокультурной ситуации, до подготовки профессионала, востребованного на рынке труда с учетом перспектив научно-технического, экономического и духовного развития страны.
В системе образования продолжает накапливаться внутренний потенциал развития, о чем свидетельствуют наличие новых педагогических концепций и моделей образовательных учреждений, пересмотр ценностных ориентаций личности и самой системы; появление новой парадигмы, основанной на интеграции учебной, производственной и научно-исследовательской деятельности, и использование современных информационных технологий; расширение рынка образовательных услуг и продуктов педагогической деятельности.
В образовательной практике накоплен определенный опыт педагогического прогнозирования инноваций в управлении образованием детей и взрослых. Однако недостаточное использование методологического инструментария педагогического прогнозирования и нахождения действенных путей преобразования управления развитием системы образования не дает продуктивного результата относительно демократизации, привлечения общественности к данному процессу и т.п. [5].
Необходимо заметить, что методической основой прогнозирования социально-экономических систем является область науки – прогностика, изучающая (в рамках доминирующей парадигмы науки) закономерности процесса разработки прогнозов, сущность которой заключается в том, что она на основе своей методологии анализа явлений вскрывает тенденции развития и предлагает альтернативы реализации этих решений в будущем.
Мы считаем, что педагогическое прогнозирование – это научная деятельность, основанная на специально организованном комплексе исследований, направленных на выявление возможных преобразований, тенденций развития и перспектив субъектов и объектов педагогической деятельности, получение достоверной опережающей информации об их развитии в целях оптимизации содержания, методов и средств, организационных форм воспитательно-развивающей деятельности.
Существуют два основных подхода к разработке прогнозов – поисковый и нормативный.
Процесс научного моделирования стратегических и тактических компонентов инноваций в управлении дополнительным образованием детей и взрослых может выполняться с использованием научных приемов педагогической антиципации (рыночного предвосхищения) прогнозируемых социально-экономических тенденций в управлении социально-образовательной средой, включая платежеспособность населения сверхкрупного города на конкретный вид образовательных услуг; кадровое обеспечение и др.
Для построения прогноза инноваций социально-образовательных систем используется совокупность методов, классификация которой осуществляется по различным основаниям:
- по степени охвата причинных связей; по степени познания динамики процессов; по степени подверженности параметров влиянию извне; классификация на основе используемого математического инструмента (Г. Хауштейн);
- формализованные (математические) и интуитивные (экспертные) (К. П. Личко);
- общенаучные, интернаучные, включающие в себя методы математической статистики, и узко научные, основанные на законностях одной науки (И. В. Бестужев-Лада);
- метод экстраполяции, позволяющий построить динамические показатели прогнозируемого процесса; экспертные методы; локальные поисково-информационные и социально-исторические и др. [2; 8].
Методы исследования условно можно разделить на три класса: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. Более адекватным методом социального прогнозирования, учитывающим многоальтернативность возможного развития дополнительного образования детей и взрослых сверхкрупного города как социальной системы, является разработка сценариев или анализ альтернативных путей развития системы и оценка возможных последствий управленческих решений.
Анализ исследований в области педагогического прогнозирования А. С. Баварова, С. Ю. Баруха, Л. Е. Никитиной и др. [1;3; 4; 6] позволил нам определить структурные этапы и их внутренние операции педагогического прогноза независимо от избранных методов (рис. 1).
Разработка педагогического прогноза независимо от избранных методов включает в себя структурные этапы и внутренние операции (рис. 1).
В реальной практике социальные проблемы образуют систему иерархического характера, когда одна или несколько проблем занимают ключевое положение, решение которых способствует решению других проблем. В этом случае целесообразно построить «дерево социальных проблем», где методика определения путей оптимального решения проблем включает в себя: рассмотрение каждой проблемы в контексте всей системы проблем общегосударственного масштаба; первоначально решают основополагающие проблемы; ориентация цели, задач, рабочих гипотез и структуры, методов и организации прогноза на выявление не только причин проблемы, её протекания и разрешения, но и последствия основных вариантов её решения.
Рис. 1. Структурные этапы педагогического прогнозирования и их внутренние операции
Реализация идей педагогического прогнозирования инноваций в управлении дополнительным образованием детей и взрослых приобретает свою специфику в условиях сверхкрупного города.
Дополнительное образование детей и взрослых сверхкрупного города как территориальная система характеризуется:
- совокупностью взаимосвязанных компонентов содержания, отражающих его специфику в контексте общечеловеческих ценностей и особенностей окружающей его социокультурной среды;
- территориальным пространством, создающим условия для приобщения детей и взрослых средствами дополнительного образования к культуре, общечеловеческим ценностям, истории и традициям города;
- самоменеджментом дополнительного образования детей и взрослых, предполагающим ориентацию управления на их потребности в условиях социокультурных институтов городской территории, учет социально-образовательных, историко-педагогических традиций дополнительного образования и процесса становления «обучающегося сообщества» детей и взрослых, объединенных общими образовательными запросами.
В современных условиях, когда усилились несоответствия между уровнем задач, очерчиваемых проектами в образовании, и недостаточной готовностью педагогов к их решению, педагогическое прогнозирование превращается в необходимую и важнейшую профессиональную функцию педагога, которая предопределяет успех его деятельности. Система педагогического прогнозирования социальной востребованности различных видов образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых базируется на основе педагогической антиципации как алгоритма управленческих действий по рыночному предвосхищению прогнозируемого развития образовательной среды, что, в свою очередь, и предрасполагает опережающий существующий ассортимент на рынке образовательных услуг [7].
Содержание педагогического прогнозирования, субъектом которого является педагог, заключается в педагогическом прогнозировании не только собственного профессионально-личностного становления и развития через систему непрерывного образования, но и педагогическое прогнозирование процессов обучения и воспитания, руководство педагога прогнозированием в деятельности обучаемых.
В данном случае педагогическое прогнозирование инновационного развития системы дополнительного образования детей и взрослых в сверхкрупном городе базируется на принципах инновационного стратегического управления этим развитием:
- принцип диалога традиций и тенденций стратегического развития, означающий учет уникальности и самобытности культур и общающихся личностей, историко-географической, национально-культурной, социально-экономической специфики социума сверхкрупного города, предполагающий создание культурных аналогов утерянным, новых социально-образовательных технологий на основе творческого содействия в рождении новых идей;
- принцип оптимального сочетания общественных и государственных форм в управлении – демократических и партисипативных начал, обусловливающих участие всех субъектов городского образовательного сообщества в решении проблем, связанных с развитием дополнительного образования детей и взрослых;
- принцип открытости территориальной системы управления дополнительным образованием детей и взрослых, предполагающий инициирование инициатив как внутри системы, так и вне ее, расширения инвестиционной привлекательности дополнительного образования детей и взрослых, обеспечения свободного доступа к ресурсам дополнительного образования;
- принцип вариативности, отражающий развитие различных инновационных форм дополнительного образования детей и взрослых, обновление образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей и творческих способностей обучающихся, поддержку перспективных направлений исследовательско-экспериментальной деятельности, реализацию идеи развития множества равноценных культурно-образовательных центров, каждый из которых выполнял бы свои локальные социальные и педагогические функции.
Проект «Дополнительное образование – для всех» предполагает обновление нормативно-правового обеспечения дополнительного образования детей и взрослых: разработку образовательных программ, направленных на создание условий для удовлетворения запросов всех желающих получить дополнительное образование; обеспечение процесса становления учреждения дополнительного образования современной конкурентоспособной организацией.
Данный проект реализуется через такие подпроекты: «Правовые отношения», «Стандарт», «Защита» и др.
Подпроект «Правовые отношения» предполагает разработку правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав городского населения на доступное и качественное дополнительное образование и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения городских и районных органов управления дополнительным образованием и учреждений дополнительного образования детей и взрослых.
Подпроект «Стандарт» направлен на создание механизмов разработки образовательных стандартов с участием общественности, государства и бизнес-сектора, условий для участия граждан в разработке нормативов финансового обеспечения дополнительного образования детей и взрослых.
Подпроект «Контроль» способствует созданию организационных структур общественно-государственного контроля за исполнением законных прав граждан на дополнительное образование и качеством образовательных услуг и управления дополнительным образованием детей и взрослых.
Подпроект «Модельность» включает определение перспективных направлений вариативных моделей дополнительного образования детей и взрослых с учетом специфики условий Санкт-Петербурга, разработку и внедрение моделей интегрированных учреждений, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования.
Подпроект «Защита» содержит описание на городском и районном уровнях технологий поддержки детей и взрослых, нуждающихся в особой социальной защите, а также инициатив общественных организаций, развивающих традиции организации работы с детьми-сиротами и пожилыми людьми.
Рецензенты:
Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионального педагогического образования и социального управления, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.
Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.