Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM OF EXTERNAL RELIGIOUS COMMUNICATIONS IN RUSSIA

Zhelnovakova M.F. 1
1 Journalism Department of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
This article examines such low-studied scientific problem as religious communication and practice of their implementation in Russia. In research classification of structural elements of religious communication for the first time is carried out, the main channels and features of interaction between the religious organizations, government and society are considered. Identified the following areas of external religious communication: Interfaith dialogue, Public Relations (PR), Government Relations (GR). The study of each interaction areas between elements will allow to understand more deeply practice of implementation of religious communications in modern society and will allow to construct bilateral symmetric communication in the form of dialogue that the practicing is pledge of stable functioning of society and possibility of avoidance of communicative risks, such as interreligious intensity, marginalization of spiritual practices.
interfaith dialogue
religious GR
religious PR
religious interaction
religious communications

Религиозные коммуникации в последние два десятилетия стали неотъемлемой составляющей социальных взаимодействий в России. Диалог религиозных организаций, общества и власти стал одним из основных направлений дискуссии на национальном уровне. От умелого выстраивания системы этих взаимоотношений во многом зависит благополучие и стабильное развитие всего социума.

Построение модели двусторонней симметричной коммуникации в форме диалога, когда каждый из компонентов - общество, религиозные организации и власть, вовлечены в процесс взаимодействия, позволит избежать коммуникативных рисков и обеспечить стабильную и предсказуемую систему взаимодействий [10]. Поэтому система религиозных коммуникаций требует более тщательного изучения субъектов, каналов и особенностей, присущих этому виду коммуникаций.

Рассматривая систему религиозных коммуникаций, следует выделить три группы взаимодействий, присущие всем конфессиям и движениям. Во-первых, это осевая коммуникация или общение человека и бога (или божественного воплощения, силы и т.д.). Без этого вида взаимодействий религиозная организация мало чем отличается от любой другой некоммерческой организации. Данная форма коммуникации может быть нисходящей и восходящей, проявляться посредством получения откровения, произнесения молитв, песнопений, участия в религиозных обрядах и т.д. [3].

Вторым видом религиозных коммуникаций являются внутренние коммуникации, которые проявляются в форме взаимодействия прихожан между собой и священником, между священниками и руководителями церкви или союза. Данная форма взаимодействия проявляется посредством проведения совместных мероприятий, конференций, исповеди и т.д. И третьим видом религиозных коммуникаций являются внешние коммуникации, которые, в свою очередь состоят из нескольких видов:

- Межконфессиональные отношения;

- Связи с общественностью (Public Relations, PR);

- Связи с органами власти (Government Relations, GR).

Каждая из форм внешних религиозных коммуникаций отличается рядом особенностей осуществления, вовлеченностью субъектов взаимодействия, моделями, каналами и т.д. Понимание теории и практики религиозных коммуникаций, проводимых между религиозными организациями, обществом и государством, способствует налаживанию гармоничной системы отношений и диалога, вовлечению верующих в социальное развитие.

Таким образом, целесообразно рассмотреть более детально каждый из компонентов внешних религиозных коммуникаций.

Межконфессиональные отношения

Межконфессиональный диалог представляет собой комплексное явление, состоящее из разноуровневых взаимодействий, к которым относится как диалог между разными религиями, например, христианством и исламом, взаимодействие между ветвями одного религиозного направления, как католичество и православие, так и диалог между близкими к друг другу деноминациями, например, коммуникации между баптизмом и христианами веры евангельской, которые относятся к протестантским конфессиям евангельского типа. Каждая из этих форм коммуникаций имеет свои особенности.

Следует отметить, что наиболее напряженным и неоднозначным является взаимодействие между организациями, представляющими разные религии. Наиболее сложными в России, как и в других странах, являются взаимодействия между христианством и исламом. Рассмотрение причин такого положения не является целью данного исследования, однако, следует полагать, что невозможность преодоления противоречий является следствием разницы в картинах мира, предлагаемых этими религиями.

Более интенсивно идет диалог между разными ветвями одного и того религиозного направления, например, католицизмом и православием. О необходимости сотрудничества между христианскими церквями заявляют лидеры обеих церквей, мотивируя это необходимостью общего сопротивления вызовам секуляризации, отстаиванием традиционных христианских ценностей, противостоянием воинствующему исламу и воинствующему либерализму, представленному в протестантизме [8].

Особое место в межконфессиональном диалоге между христианскими церквями и организациями занимает Всемирный совет церквей (ВСЦ), основанный в 1948 году. Деятельность Совета направлена на экуменический диалог, поиск возможностей совместного служения христианским общинам и всему мировому сообществу. Напрямую из христианских церквей России представлена в этой организации только Русская Православная Церковь, протестантские церкви представлены посредством своих международных конфессиональных союзов и ассоциаций.

Деятельность Совета носит, преимущественно, представительские и миротворческие функции, он занимается вопросами межкультурного и межрелигиозного диалога. Например, ВСЦ способствует построению христианско-исламского диалога и формированию толерантной среды в странах совместного проживания представителей двух религий [1].

Как уже отмечалось, отдельной формой взаимодействия между религиозными организациями можно назвать диалог между близкими друг другу деноминациями или конфессиями, особо интересно проследить эту форму взаимоотношений между протестантскими союзами и ассоциациями России. Так, с 2002 года действует Консультативный совет глав протестантских церквей России (КСГПЦР) как главный совещательный орган протестантских церквей России. Его основными задачами, как отмечено на официальном сайте Совета, является координация совместной деятельности по установлению в обществе гражданского мира и согласия, выработка единой позиции во взаимоотношениях с государством и другими религиозными организациями, а также защита прав и свобод верующих [4].

Существуют различные технологии и каналы осуществления межконфессионального диалога. К ним относится: участие в различных совместных мероприятиях (ивент-коммуникации), официальное письменное общение (письма, соболезнования, поздравления и т.д.), проведение богослужений и молитв. Отдельно следует отметить возможности Интернета как канала, способствующего построению горизонтальных связей между представителями разных религий, которые в повседневной жизни практически не соприкасаются друг с другом [2].

Связи с общественностью (Public Relations, PR)

В системе внешних религиозных коммуникаций PR выполняет функции по донесению целей и задач организаций до общественности, а также формирует позитивный имидж как отдельных лидеров, так и целых конфессий. Следует также отметить, что одной из особенностей связей с общественностью является стремление религиозных деятелей привить обществу духовные ценности.

На сегодняшний день в большинстве религиозных объединений России действуют структуры, занимающиеся осуществлением связей с общественностью (пресс-службы, информационные отделы, отделы внешних связей и т.д.).

К основным каналам коммуникации относится общение с обществом посредством СМИ и информации, размещенной на официальных сайтах религиозных организаций. Например, на официальном сайте Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям РПЦ и общества регулярно размещаются отчеты о мероприятиях, в которых приняли участие православные священники. Духовные лица участвуют в обсуждении различных актуальных вопросов, стоящих на повестке дня. Например, в 2013 году священники обсуждали такие темы: социокультурная адаптация мигрантов в России, проблемы экологии, просвещение и образование, решение проблемы наркомании и т.д. Преимущественно, мероприятия были организованы органами власти, учебными и научными заведениями или структурами РПЦ [6].

Вопросами связей с общественностью занимаются в Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве. Так, при архиепархии работает Информационная служба, которая занимается построением взаимоотношений с средствами массовой информации, а также выпускает информационные бюллетени, где размещаются послания духовных лиц, отчеты о тех или иных событиях, поздравления с католическими праздниками, расписания работы и т.д.

В последнее время особо значимым и действенным каналом взаимоотношений между религиозными лидерами и общественностью стали социальные медиа (блоги, микроблоги, социальные сети, мультимедийные ресурсы).

Поясняя свое отношение к присутствию в социальных медиа священников, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «блоги, социальные сети - все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там - значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг - обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей церкви» [9].

Среди наиболее известных религиозных социальных медиа находится блог православного диакона Андрея Кураева, размещенного на популярном ресурсе Живой Журнал (ЖЖ). В своем Интернет-дневнике диакон открыто и на доступном языке рассуждает о церковных скандалах, угрозе исламского терроризма, обретении веры и влиянии православия на историю России.

Связи с органами власти (Government Relations, GR)

Построение долгосрочной и предсказуемой системы взаимодействия с государственной властью является одним из приоритетных направлений внешних коммуникаций религиозных организаций.

В настоящее время такого рода взаимодействие происходит по следующим направлениям: сотрудничество по вопросам этноконфессионального и культурного развития, выстраивание религиозной политики, в том числе и законодательного обеспечения религиозных процессов, снижение социальной напряженности в обществе и обеспечение толерантной среды.

Примером осуществления взаимодействия с государственностью властью является участие лидеров религиозных организаций в разного рода комиссиях и советах, действующих при исполнительных и законодательных органах власти. Так, при Президенте Российской Федерации действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. В данный совет входят представители основных религиозных течений России, а также представители федеральной власти и общественных и научных организаций, занимающихся вопросами религии. Совет выполняет следующие функции: обеспечение взаимодействия Президента с религиозными объединениями и содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. В частности, в 2013 году на заседаниях Совета были рассмотрены следующие вопросы: принятие законопроектов об ответственности за оскорбление чувств верующих, распространение в России института воинских и флотских священнослужителей, а также просветительская деятельность среди населения с целью знакомства с особенностями различных конфессий, действующих в стране [7].

Отдельным пунктом осуществления связей с государственными органами власти и местного самоуправления можно назвать Общественную палату РФ. Основная цель этой структуры - влиять на власть с целью представления интересов общества во всем их многообразии, в том числе и религиозной сферы. В состав ОПРФ (по данным на 2012 г.) входит около 10 представителей религиозных организаций, а также организаций, связанных с религией (конфессиональные учебные заведения, конфессиональные СМИ и т.д.). В Общественной палате представлены представители МП РПЦ, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), Международной исламской миссии, Российской ассоциации исламского согласия, Буддийской традиционной сангхи России, Федерации еврейских общин России. Кроме того, при ОПРФ действует Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести, которая занимается обсуждением инициатив, связанных с религиозной политикой в России [5].

Основными каналами осуществления коммуникаций между религиозными организациями и органами государственной власти и местного самоуправления являются личные контакты, ивент-коммуникации, в том числе, создание и участие в деятельности рабочих групп и комиссий, реже, коммуникации посредством каналов массмедиа, например, комментарии по поводу того или иного действия власти или сложившейся ситуации в социальной жизни общества.

Таким образом, рассмотрев практику внешних религиозных коммуникаций, можно отметить, что в структуре взаимодействий преобладает три основных направления: взаимодействие с другими конфессиями и религиозными организациями, связи с общественностью и коммуникации с властью на разных уровнях. Предложенные примеры взаимодействий показывают, что каждое из обозначенных направлений динамично развивается практически во всех основных религиозных движениях Российской Федерации. К основным каналам религиозной коммуникации относятся сообщения на официальных сайтах организаций, в СМИ и социальных медиа, проведение мероприятий в формате круглых столов, конференций, участие в работе комиссий и советов, созданных органами власти.

Рецензенты:

Таказов Валерий Дзантемирович, профессор, д-р филол. наук, зав. кафедрой журналистики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.

Лыткина Лариса Владимировна, д-р филол. наук, профессор кафедры журналистики НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.