Введение
Для применения на МГЭС и ВЭС быстроходных серийных генераторов после приводного устройства необходима установка повышающей передачи [4]. В качестве такого устройства рассматривается гидравлический мультипликатор, обеспечивающий самоторможение выходного вала при сбросе нагрузки (защиту от разгона) и гашение вибраций.
Гидродинамическая передача (ГДП) – это гидравлическая машина, содержащая насосное (НК), турбинное (ТК) колеса и неподвижный реактор (РК). Реактор соединен с неподвижным корпусом и участвует в динамическом взаимодействии с потоком жидкости, изменяя его параметры, в результате чего частота вращения и момент на турбинном и насосном колесе различаются.
Анализ технической литературы показал, что существующие методики и рекомендации ограничены расчетами понижающей ГДП с передаточным отношением . Таким образом, перед автором были поставлены следующие задачи: проверка применимости существующих методик и рекомендаций к проектированию повышающей ГДП и, в случае получения неудовлетворительного результата, создание новых, приемлемых.
Для решения поставленных задач проводился трехмерный гидродинамический расчет течения в ГДП на базе Ansys Workbench, с привлечением расчетного комплекса CFX.
Анализ существующих методик
На основании исходных данных по существующим методикам и рекомендациям [1], [2] были получены параметры ГДП [3], представленные в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра |
Обозначение |
Значение |
Размерность |
Мощность на входном валу |
|
50 |
кВт |
Частота вращения на входном валу |
|
600 |
об/мин |
Частота вращения на выходном валу |
|
1500 |
об/мин |
Передаточное отношение |
|
2,5 |
|
Коэффициент трансформации |
|
0,32 |
|
Расход в круге циркуляции |
|
0,315 |
м3/с |
Момент на НК |
|
748 |
Н·м |
Момент на ТК |
|
-239 |
Н·м |
Момент на РК |
|
-509 |
Н·м |
Расчет представленных параметров неразрывно связан с получением геометрии круга циркуляции и лопастных систем ГДП, эскиз которых согласно существующим рекомендациям представлен на рис. 1.
Рис. 1. Проточная часть ГДП по существующим методикам (слева); вихреобразование и отрыв в зоне ТК при трехмерном гидродинамическом моделировании (справа).
Результаты трехмерного гидродинамического расчета показали наличие значительного вихреобразования и отрывов потока, снижающих эффективность устройства.
Основные проблемы были связаны с течением в области ТК (рис. 1), которое согласно рекомендациям было принято радиально-осевого типа.
Поскольку выходная характеристика ГДП в большей степени зависит от параметров ТК, то обеспечение наилучшей работы ТК становится приоритетной задачей.
Трехмерный гидродинамический расчет. Рекомендации к проектированию повышающей ГДП
На основании опыта проектирования гидротурбин было разработано турбинное колесо осевого типа (рис. 2). Однако для интеграции такого колеса в круг циркуляции потребовалось значительно изменить значения втулочного отношения и шага лопастей. Для улучшения обтекания ТК необходимо размещать лопастную систему на наименьшем радиусе, который в данном случае ограничивается необходимым с прочностной точки зрения диаметром вала. Таким образом, на данном этапе проектируется турбинное колесо осевого типа с необходимыми энергетическими показателями, оценка которых осуществляется трехмерным гидродинамическим расчетом.
Рис. 2. Меридиональное сечение ТК (слева) и трехмерная модель решетки ТК (справа).
На основании геометрии турбинного колеса был построен круг циркуляции, который обеспечивает безотрывное обтекание. В результате расчета нескольких вариантов в Ansys окончательно был принят вариант, представленный на рис. 3. По сравнению с первоначальным вариантом увеличились ширина В и активный диаметр круга Da, и уменьшился минимальный диаметр D0 (рис. 1).
Рис. 3. Круг циркуляции (слева); распределение скоростей в круге циркуляции при заданном расходе (справа).
В полученный круг циркуляции вписываются лопастные системы насосного и реакторного колес. При этом расположение входных и выходных кромок учитывает распределение скорости в круге циркуляции (рис. 3).
Рис. 4. Распределение скоростей в турбинном, насосном и реакторном колесе соответственно.
Геометрия каждой решетки ГДП изменялась в результате проведенных расчетов с целью повышения эффективности. Анализ проводился по эпюрам распределения скоростей и давлений, представленных на рис. 4 и 5, а также по интегральным показателям лопастных систем на входе и выходе расчетных областей.
Рис. 5. Распределение давлений в турбинном, насосном и реакторном колесе соответственно.
Интегральные показатели приведены в табл. 2
Таблица 2
Лопастная система |
ТК |
НК |
РК |
Расход в круге циркуляции, м3/с |
0,315 |
||
Полное давление на входе, кПа |
234,5 |
101,3 |
242,4 |
Полное давление на выходе, кПа |
99,1 |
242,4 |
231,7 |
Расходная составляющая абсолютной скорости на входе, м/с |
6,50 |
6,40 |
4,20 |
Расходная составляющая абсолютной скорости на выходе, м/с |
6,50 |
4,26 |
6,3 |
Циркуляция на входе, м2/с |
4,52 |
0,11 |
14,04 |
Циркуляция на выходе, м2/с |
0,12 |
14,09 |
4,78 |
Мощность на валу, кВт |
36,57 |
47,54 |
|
Момент, Н·м |
-232,8 |
756,6 |
-500,8 |
КПД, % |
84,7 |
92,7 |
97,1 |
Как видно из табл. 2, полученные лопастные системы с достаточной степенью точности согласуются между собой в расчетной точке, чем доказывается принципиальная возможность создания повышающей ГДП.
Геометрические показатели лопастных решеток приведем в табл. 3
Таблица 3
Решетка ГДП |
Количество лопастей |
Угол на входе |
Угол на выходе |
||
втулка |
периферия |
втулка |
периферия |
||
Турбинное колесо |
20 |
β1л = 37º |
β1л = 52 |
β2л = 68 |
β2л = 82 |
Насосное колесо |
21 |
β1л =53 |
β1л =57 |
β2л = 56 |
β2л = 60 |
Реакторное колесо |
23 |
α1л =64 |
α1л =63 |
α2л =35 |
α2л =40 |
Проведенные расчеты характеризуются постоянной сходимостью, высокой точностью и хорошими показателями качества сетки, что, на основании имеющихся данных верификации для иных гидромашин [5], позволяет говорить о соответствии полученных результатов реальной картине течения с погрешностью не более 5%.
Выводы
Трехмерный гидродинамический расчет показал, что существующие методики проектирования не подходят для получения рабочих параметров и геометрии повышающей ГДП. В то же время применение метода трехмерного гидродинамического моделирования позволило выбрать оптимальную геометрию круга циркуляции и лопастной системы турбинного колеса, а также наметило пути изменения лопастных систем насосного и реакторного колес, обеспечивающих высокую эффективность передачи.
Рецензенты:
Волков Александр Викторович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Научный центр «Повышения износостойкости и надежности энергетического оборудования электрических станций» (НЦ «Износостойкость»), г. Москва.
Моргунов Геннадий Михайлович, доктор технических наук, профессор, преподаватель кафедры гидромеханики и гидравлических машин, НИУ «МЭИ», г. Москва.