Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHER’S METHODOLOGICAL THINKING DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF COLLECTIVE RESEARCH ACTIVITY

Ibragimova L.V. 1 Yarychev N.U. 1
1 Chechen Institute of Improvement Professional Skill of Educators
The article presents results of research work devoted to pedagogical conditions of teacher’s methodological thinking development in the process of collective research activity. The authors disclose the concepts of methodological thinking and development of teacher’s methodological thinking, based on modern psychological and pedagogical conceptions. The substance of the notion “methodological thinking” is wider than solving concrete pedagogical problems in methods of teaching subject. Taking into account activity character of phenomenon, the researchers consider collective research activity as the means of methodological thinking development. The distinct features of this kind of pedagogical activity are described in the article. It is justified that effective development of methodological thinking is possible at the process of collective research activity in specific pedagogical conditions. Special attention is paid to the principal theses served as basis to the pedagogical conditions. According with this, such pedagogical conditions as use of methods intensifying teachers’ thinking activity in the process of course and intercourse training, creation of virtual university at an institute of training teachers and organization of teachers’ interaction based on non-linear didactic are allocated.
methodological thinking of teacher
collective research activity
features of collective research activity
interdisciplinary interaction of teachers
“virtual university”
intensification of teacher’s intellectual activity

Высокий темп развития общества предъявляет особые требования к мышлению современного учителя. Выбор научно-методических приемов педагогической деятельности, знание прогрессивных образовательных технологий, ориентация в существующих методиках обучения и их адаптация к социальным условиям - эти и многие другие задачи стоят перед школьным учителем сегодня, и их решение возможно лишь при высоком уровне методической подготовки педагога. При этом проблема развития методической подготовки учителя остается слабо разработанной в современной науке и нуждается в дальнейшем специальном изучении.

Проблеме методического мышления учителя посвящены труды различных исследователей, в частности Р. Н. Герасимовой [1], А. М. Матюшкина [4], Г. В. Роговой [6], О. К. Тихомирова [8] и С. В. Шатилова [9], причем выделяются в основном «отраслевые» виды методического мышления, связываемые с решением определенных практических задач. Мы предполагаем, что методическое мышление характерно и для представителей других профессий, отличных от педагогической работы. В этой связи говорить о методическом мышлении лишь как об инструменте решения практических задач было бы ошибочно.

О развитии взгляда на содержание понятия «методическое мышление» свидетельствует система ключевых признаков, описанная Г. И. Саранцевым: методическая интерпретация положений педагогики и психологии; широкая эрудиция исследователя; системное представление изучаемых объектов, свойств и взаимосвязей; комплексное использование диалектики, системного анализа и системного подхода; необходимость учета специфики предметно-специального мышления; конкретизация общих положений, доведение их до частных рекомендаций [7, с. 35-38].

Продолжая рассуждение о содержании понятия «методическое мышление», отметим, что оно является разновидностью педагогического мышления и содержит черты мышления учителя независимо от его специализации. При этом учтем, что методическое мышление не сводится к решению конкретных педагогических задач в части методики преподавания предмета. Учитывая сказанное выше, под методическим мышлением учителя мы понимаем особый вид когнитивной деятельности, проявляющийся в методически осмысленном использовании положений педагогики и психологии в обучении и воспитании учащихся, освоении, создании и применении новых педагогических средств.

Еще раз подчеркнем деятельностный характер феномена, который проявляется в использовании сочетания «особый вид когнитивной деятельности». Оно согласуется с представлениями отечественных психологов о мышлении как форме деятельности человека (А. Н. Кочергин), функции человеческого мозга (А. Н. Леонтьев), средстве обдумывания сделанного (Н. И. Кондаков). Кроме того, раскрывая видовое отличие, мы акцентировали внимание на ключевой особенности методической деятельности учителя, а точнее - использовании знаний из области педагогики и психологии для решения конкретных методических задач. И наконец, чтобы сфокусироваться на позиции о нецелесообразности сведения методического мышления к решению практических задач, мы выделили его роль как в освоении новых педагогических средств обучения и воспитания, так и в проектировании собственных методических систем.

В понимании психологического механизма развития методического мышления учителя мы основываемся на идее о разрешении внутренних противоречий. Данные противоречия основываются на несоответствии между новыми, более высокими ожиданиями учителя и требованиями к осуществлению его методической деятельности и его возможностями в плане методического осмысления используемых педагогических новшеств. Разрешение данного противоречия является пусковым механизмом для развития методического мышления учителя.

Соединение теории и практики убедительно указывает на то, что во внутриорганизационной системе дополнительного профессионального образования существуют широкие возможности для развития методического мышления учителя. Такие выводы проходят красной нитью в исследованиях Д. Ф. Ильясова [2, 3], И. В. Резанович [5], Г. А. Шкериной [10]. Основываясь на данных исследованиях, а также на опыте, сложившемся в практике внутрифирменного повышения квалификации, мы полагаем, что в качестве эффективной движущей силы этого развития может выступать коллективная поисковая деятельность.

Заметим, что построение внутришкольного обучения педагогов, основанное на принципах самообучающейся организации (Д.Ф. Ильясов [11], Н.У. Ярычев [11]), рассматривается сегодня в качестве действенного фактора для совершенствования методического мышления учителя. Общеобразовательная школа обладает большим спектром возможностей для совершенствования методических знаний и умений учителя.

Анализ первоисточников по проблеме коллективной поисковой деятельности позволил выделить ряд неотъемлемых основополагающих признаков, характеризующих исследуемый феномен с различных сторон:

- субъектами поиска выступают учителя образовательного учреждения (координация и интеграция их деятельности осуществляется на основе функций, зависящих от особенностей профессиональной деятельности и квалификации педагога);

- коллективной поисковой деятельности свойствен творческий характер. Это связано с комплексом решаемых в процессе деятельности педагогических проблем;

- различные квалификационные и стажевые характеристики участников неизбежно активизируют познавательную деятельность каждого из них;

- результаты, достигаемые в процессе коллективной поисковой деятельности, должны быть значимыми для педагогического коллектива. Таким образом, качество получаемых совместно результатов предполагает высокий уровень ответственности всех субъектов поиска;

- формы и содержание деятельности зависит от потребностей и возможностей ее участников;

- отношения, сформировавшиеся внутри педагогического коллектива, влияют на то, в каком виде будет осуществляться совместная деятельность: сотрудничество, паритет или равноправие;

- в процессе названного вида деятельности учитель идентифицирует себя в качестве субъекта коллектива, стремится к соблюдению установок, убеждений и представлений, которых придерживается большинство участников поиска, и, в конечном счёте, осознает ценность коллективной деятельности.

Иными словами, в условиях коллективной поисковой деятельности учитель направлен на активное взаимодействие с различными субъектами ее осуществления, на познание и качественное преобразование собственных потребностей, возможностей и способностей. Такой вид деятельности нацелен на приобретение, систематизацию объективных знаний, методов и способов достижения результата, проявляющихся в их интеллектуальной и творческой направленности. Эти обстоятельства позволяют говорить о том, что коллективная поисковая деятельность обладает такими приемами и способами, которые обеспечивают развитие методического мышления учителя. Если учитывать тот факт, что в словарной литературе термин «средство» определяется как прием, способ действий для достижения чего-нибудь, то можно сделать следующий вывод: коллективная поисковая деятельность является средством развития методического мышления учителя.

Учитывая существующий педагогический потенциал коллективной поисковой деятельности, определим комплекс педагогических условий, которые обеспечивают ее направленность на развитие методического мышления педагогов.

Основанием для выбора условий выступает ряд принципиальных позиций, на которые необходимо обратить особое внимание, переходя к описанию педагогических условий. Это сложный характер процесса развития методического мышления учителя, протекающего в течение нескольких этапов; многообразие форм коллективной поисковой деятельности, которые могут быть вписаны в непрерывный процесс обучения; осуществление развития методического мышления учителя в ходе курсовой и межкурсовой подготовки ввиду продолжительности процесса; использование широкого спектра методов, приемов и средств обучения взрослых в непрерывном развитии учителя.

На этой основе данных положений нами выдвинуты следующие педагогические условия:

- использование методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки;

- создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей;

- организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики.

Остановимся подробнее на каждом из выделенных педагогических условий, объясним их сущность и покажем роль в реализации коллективной поисковой деятельности.

Соблюдение условия использования методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки обеспечивает интерактивный режим обучения. Выделяя данное условие, мы опирались, прежде всего, на положение о том, что реализация принципа активности осуществляется путем совершенствования содержания дополнительного профессионального образования, а также укрепления стимулирующего влияния методов обучения на познавательную деятельность учителя. Это стимулирует проявление у педагога рефлексивно-творческих, организационно-аналитических и личностных способностей. Мы находим активизирующий эффект таких методов в опосредованном влиянии на мотивационную сферу взрослых учащихся и осмысленном восприятии ими содержания учебных занятий.

На наш взгляд, использование методов активизации мыслительной деятельности обеспечивает актуализацию имеющихся у слушателей знаний, их включение в активное обсуждение проблем, совершенствование педагогической техники, что, совершенно очевидно, способствует развитию методического мышления.

Тенденции к активному применению информационных и телекоммуникационных технологий в сфере дополнительного профессионального образования подтолкнули нас к включению в число педагогических условий развития методического мышления учителя создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей. Данный вид повышения квалификации относится к организационной модели дистанционного обучения. Плюсом применения этой технологии, как отмечают исследователи, является возможность организации учебных телеконференций, в процессе которой учителя виртуально общаются друг с другом или с преподавателем на расстоянии. Особенную важность данное условие приобретает в случае, когда учителя находятся на удаленном расстоянии от института повышения квалификации.

Исходя из представлений о «виртуальном университете», имеющихся в научной литературе, а также учитывая имеющиеся возможности в системе дополнительного профессионального образования, полагаем возможным выделить следующие направления реализации данного педагогического условия: организация обучения учителей по модульному принципу; налаживание работы методической мастерской, проведение методических дней, осуществление работы методического моста и научно-методической конференции.

Организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики. В наиболее общем плане данные положения нелинейной дидактики предусматривают применение в учебном процессе целесообразных сочетаний индивидуальных и групповых форм работы. В результате решения различного рода учебных задач с использованием данных форм у учителя оттачиваются умения поиска оригинальных и творческих идей, развивается способность стратегического поведения, формируются навыки принятия эффективных педагогических решений. Такой опыт неизменно сказывается на развитии методических способностей учителя, совершенствовании самостоятельности и системности его мыслительной деятельности, что, в конечном счете, способствует качественному изменению методического мышления.

Известно, что методы нелинейной дидактики помогают находить ряд альтернативных вариантов решения задач учебного процесса, делать обоснованный выбор наиболее эффективных решений, то есть способствует развитию умения обрабатывать информацию. Также данный вид организации процесса обучения развивает самостоятельность, системность и критичность мышления.

Считаем важным отметить основные положения, выступающие ориентирами при организации междисциплинарного взаимодействия учителей. Речь идет о необходимости анализа достижений учебных целей, в процессе которого специальное внимание обращается на допущенные ошибки или недостатки. Обязательным условием подобного анализа является создание атмосферы доверия и поддержки. При использовании методов совместной рефлексии учебных достижений у педагогов появляется возможность оптимизации различных путей самостоятельной организации обучения. Не менее важное место в организации междисциплинарного взаимодействия должно отводиться мероприятиям по сопровождению и консультированию отдельных учителей или групп слушателей в целом.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что реальный опыт в системе дополнительного профессионального образования выдвигает на передний план в системе курсовой подготовки средства развития методического мышления учителя. Под методическим мышлением учителя мы понимаем особый вид когнитивной деятельности, проявляющийся в методически осмысленном использовании положений педагогики и психологии в обучении и воспитании учащихся, освоении, создании и применении новых педагогических средств.

При этом доказано, что эффективность развития методического мышления учителя возрастает в процессе коллективной поисковой деятельности, может быть обеспечена действием следующих педагогических условий: использование методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки; создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей; организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.