Процессы глобализации, обусловленные развитием средств массовой коммуникации (компьютерных сетей, транспорта, масс-медиа и пр.), одновременно и объединяют людей, и провоцируют стремление к обособлению и разделению, ведут к непониманию и конфликтам. Поэтому актуальным становится для человека «понимание внутренних пружин самоидентификации и обособления, что позволяет продумать возможности и границы того и другого» [5.С.2].
Проблема усиливается противоречиями между нарастающими объединяющими тенденциями и углубляющейся индивидуализацией, расшатыванием традиционных форм человеческой общности. Сегодня у человека нет однозначного образа себя, который выступал бы для него как естественный и очевидный. Поскольку, по выражению Пауля Вацлавика, «one cannot not communicate» [6] (никто не может не общаться), проблема кризиса идентичности и размытость образа человека в массовом сознании проникает в коммуникативное пространство, тем самым приводя к неэффективности коммуникации в различных ситуациях взаимодействия.
В современном образовательном процессе наблюдается «разорванность» учебных планов вузов, где на технических, инженерных специальностях уменьшают количество часов на предметы гуманитарного цикла, в том числе на предметы, связанные с коммуникативными механизмами и природой человеческой коммуникации. В этом случае очень важным компонентом становится методика по формированию навыков и умений эффективного взаимодействия, интегрированная в учебные курсы по разделам дисциплин гуманитарного социально-экономического блока и некоторых общепрофессиональных дисциплин.
Такая необходимость обусловлена реализацией компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированную направленность. Интеграция и привлечение к активному участию в процессе разработки программ учебных дисциплин представителей НКО, землячеств позволит максимально эффективно решать педагогические задачи и достигать целей образования за счет использования полного инструментария, обозначенного ФГОС нового поколения, в том числе интерактивных методов и форм работы в рамках аудиторных занятий. Опираясь на результаты проведенного социологического исследования, авторы предлагают методику формирования осознания личной заинтересованности в осуществлении эффективной коммуникации. Методика базируется на формировании компетенций в рамках ФГОС нового поколения, интерактивных методах обучения и привлечении представителей НКО и землячеств в образовательный процесс через совместную разработку программ учебных дисциплин.
Именно вузовская образовательная парадигма является мощным ресурсом эффективного межкультурного взаимодействия. Выраженные в форме компетенции цели предоставляют наилучшие возможности для педагогических технологий, где главенствующим принципом выступает продуктивная работа.
В рамках социологического исследования, выявляющего отношение студентов к межнациональному взаимодействию в образовательном процессе и городской культуре, проведенного в 2012 году на базе ТУСУРа, были опрошены 143 студента I, II, III, IV курсов радиоконструкторского и гуманитарного факультетов, из которых 71 женщина и 72 мужчины.
Целью исследования был анализ и оценка факторов, влияющих на показатели эффективного комфортного межкультурного взаимодействия. Задачами исследования было: выявить отношение опрашиваемых к межнациональному взаимодействию; определить уровень владения информацией о других культурах; охарактеризовать способности респондентов к проявлению при взаимодействии на межкультурном уровне таких свойств личности, как «толерантность» и «интолерантность»; оценить установки респондентов воспринимать и оценивать другие культуры.
Методологической базой данного исследования выступала количественная разновидность методологии, в частности, метод «анкетирование», который позволяет изучить представления о состоянии межнационального взаимодействия в образовательном процессе и городской культуре, выявить степень социальной напряжённости с целью прогнозирования действий по формированию модели комфортного межнационального взаимодействия. Данный метод позволил интерпретировать факты социальной реальности в контексте межкультурной коммуникации, определить их природу и внутренний смысл. Техника реализации метода «анкетирование» заключается в структурированной анкете, процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. В данном исследовании использовался квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели.
Чтобы проанализировать межнациональную ситуацию в ТУСУРе, студентам были заданы вопросы, в которых они должны были охарактеризовать ситуацию по межнациональному взаимодействию, указать свое отношение к тому, что в ТУСУРе учатся люди разной национальности и религии. Большинство студентов обращает внимание на представителей другой национальности в повседневной жизни, так ответили 62,3 %. Не предают значения данному аспекту 35,7 % респондентов. Данные результаты подтверждаются ответами на другие вопросы (Какие отношения Вы допускаете со студентами другой национальности?), где вариант ответа «Никакие» выбрали всего 17,1 % опрашиваемых, обосновывая это тем, что люди других национальностей не умеют себя вести, начинают считать себя хозяевами, не соблюдают местные обычаи, имеют языковой барьер. В свою очередь, 66,5 % допускают дружеские и доверительные отношения с представителями других национальностей, а 14 % - близкие и интимные; «Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?», - 76 % опрашиваемых ответили «Да» и «Скорее да, чем нет», обосновали это тем, что есть возможность общаться с людьми разной национальности, узнать традиции других культур, есть возможность интернационального обмена, и всего 16,8 % ответили «Нет» и «Скорее нет, чем да». Однако, отвечая на вопрос: «Есть ли нации, к которым вы испытываете неприязнь, варианты ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» выбрали 49 % респондентов, что противоречит результатам предыдущих вопросов и указывает на низкий уровень устойчивой установки толерантного отношения. «Нет» и «Скорее нет, чем да» выбрали 46 % опрашиваемых.
Продолжая анализировать неоднозначное отношение к людям с другой национальностью и националистические настроения, исследователями был задан вопрос об отношении к идее «Россия для русских». Полученные результаты свидетельствуют, что 35 % опрошенных считают идею «Россия для русских» фашизмом и не приемлют принятие различных степеней проявления этого феномена. Однако 28,7 % опрошенных осознают и принимают данную идею, что показывает их «внутреннюю готовность» к осуществлению действий, реализующих этот лозунг в разумных пределах. Разумность пределов определяется существующим набором ценностных ориентаций и формируемой СМИ в сознании личности информационной константы в отношении диады «добро - зло».
Исследование позволяет сделать вывод, что на сегодня существует практически равное соотношение людей, которые одобрительно относятся к идее «Россия для русских», к идее власти через дисциплину и готовы откликнуться на «защиту» интересов россиян даже в радикальных формах (33,7 %), и тех людей, которые осуждают любые националистические проявления (35 %).
Актуальность предпринятого исследования подтверждается тем, что 19,6 % респондентов поставленный вопрос «вообще не интересует», а затруднились с ответом 7,5 % респондентов. Таким образом, одной из ключевых педагогических задач образования как комплексной системы воспитания является формирование устойчивых установок толерантного отношения, развития активной позиции толерантности, определяемой набором культурных универсалий, которые никем и никогда не могут быть разрушены, поскольку несут в себе духовный каркас существования человечества. Разрушение этого каркаса приведет к гибели человека думающего (homocogitans) и духовного (homospiritus). Другие варианты ответа были даны 4,2 % опрошенных и заключались в том, что радикальные меры стоит принимать только в отношении определенных национальностей, например, кавказцы, даги, а в отношении к другим национальностям это неправильно. Такая позиция, на наш взгляд, обусловлена существующим инфопотоком и шаблонностью восприятия.
Говоря о межнациональных конфликтах в повседневной жизни, по данным исследования, 32 % и 20,3 % опрошенных выбрали варианты ответов - «Да» сталкивались и «Скорее да, чем нет», соответственно. 52 % респондентов ощущают конфликтность в повседневном общении на межнациональной почве. Задача вузов - исключить данную конфликтность и установить модель комфортного межнационального взаимодействия.
На вопрос «Каковы же причины межнациональных конфликтов», с вариантом ответа «В непонимании основ другой культуры» согласились 20,3 % респондентов. Главная проблема вхождения в инокультурную среду заключается в устойчивости родной культурной традиции. Считающих, что причина «В отсутствии должного поведения представителей разных народов», 49,6 %. В этом результате видна этноцентрическая позиция половины опрошенных. Данный показатель очень репрезентативен и согласуется с тем, что 52 % опрошенных ответили, что сталкивались с межэтническими конфликтами в повседневном общении. Возможно, это проявление сохраняющей функции этноцентризма - поддержания собственной культурной уникальности и самобытности, а, возможно, это осознанная позиция превосходства собственной культуры над другими. Если проследить корреляцию с вопросом о идее России для русских, около трети опрошенных ее поддерживают, то можно заключить, что именно 30 % опрошенных не обладают сформированным умением этнорелятивистского отношения, зачастую не способны к проявлению национальной толерантности. Также полученные результаты можно считать определенным культурным симптомом - снисходительностью к себе. Именно данный принцип реализуется в механике формирования авто- и гетеро-стереотипов, когда стереотипные представления о других национальностей всегда «хуже», чем стереотипы о себе. Вариант ответа «В нежелании искать межэтнические компромиссы» выбрали 14 %. Это связано с отсутствием потребности в эффективном взаимодействии, мозаичностью восприятия.
Томская область в отношении межнациональных отношений является показательной, в данное время в Томской области проживают представители 120 национальностей. В регионе зарегистрированы 23 организации, представляющие общины этнических диаспор, 19 национально-культурных автономий. В 11 из них существует молодежное крыло, действуют четыре молодежные национальные организации. По последним данным, в Томске учится 4,5 тыс. иностранных студентов [3], в основном из Китая, Монголии, Вьетнама, бывших союзных республик, что обусловлено престижностью образования в томских вузах. ТУСУР, как и другие ВУЗы города Томска, неоднороден по национальному признаку. Здесь обучаются приезжие студенты примерно из 50 регионов РФ и стран СНГ, таких национальностей, как якуты, тувинцы, буряты, казахи, узбеки, кыргызы и другие. Данная ситуация является предпосылкой и фундаментом для межнациональных отношений. Здесь встает вопрос о том, к какой национальности студенты сами себя относят, и что еще важнее, по каким признакам они это делают. По данным исследования, русскими себя считают 66 % опрошенных, к тюркским народам России и Средней Азии относят себя 12 %, к славянским народам, кроме русских, относят себя 8 % респондентов, к народам Сибири 6 %, к кавказскому народу и арабскому Востоку по 1 %.
Чтобы понять, по каким признакам студенты относят себя к той или иной национальности, респонденты ответили на идентичный вопрос.
На вопрос «Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой?» абсолютное большинство опрошенных - 119 человек из 143 (83 %) - выбрали положительные варианты ответа (вариант ответа «Да» выбрали 54 опрошенных (37 %) и «Скорее да, чем нет» - 65, что соответствует 46 % опрошенных). Согласно определению американского исследователя Дж. Хаксли, неотъемлемыми элементами национальной культуры являются язык, история, фольклор и традиции, быт. Исходя из данной классификации, следует, что человек, утверждающий, что хорошо знаком со своей национальной культурой, должен знать ее элементы. На вопрос «Что именно знают студенты о своей культуре?» ответили следующим образом: «Национальные блюда» - 33 %, 51 %, считают, что знают «Национальные праздники, обычаи, традиции» своего народа. Вариант ответа «Историю своего народа» выбрали 11 %, а 5 % респондентов считают, что знают «Язык» своего народа. Исходя из анализа источников по данной теме и полученных данных, можно сделать вывод, что вероятнее всего опрошенные обладают поверхностными знаниями о своей культуре и при более детальном исследовании вряд ли смогут показать глубокие знания в области своей национальной культуры, это подтверждается мнениями ученых [1] и исследованиями Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [2, 4].
На вопрос «Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей», ответы были следующими: с ответом «Да» согласились - 14 %; «Скорее да, чем нет» - 19 %; с вариантом ответа «Нет» согласилось 36 %; вариант ответа «Скорее нет, чем да» - 29 %. Исследование показывает низкий уровень знаний о культуре других национальностей, но на вопрос «Хотели бы вы знать больше о культуре других народов» ответ «да» дали 25 %. Принимая во внимание, что культура межнациональных отношений предполагает сложный процесс использования единого ряда специальных знаний и навыков, которые необходимо формировать, полученный результат позволяет судить о недостаточной сформированности когнитивного компонента опрошенных и, одновременно, о наличии у них мотивационного компонента. Недостаточность информированности о мероприятиях, в рамках которых происходит знакомство с другими культурами, выступает одной из очевидных проблем и требует поиска новых форм информирования и вовлечения всех заинтересованных людей в процесс диалога культур. Второй предлагаемый вариант ответа это: «Скорее да, чем нет» - с этим ответом согласилось 35 %. Люди, выбравшие данный вариант ответа, показывают собственную установку внутренней готовности к установлению межнациональных контактов на основе знания особенностей национальной психологии, традиции и ценностей другой культуры, культуры интеркоммуниканта. Третий вариант ответа: «Нет». Этот вариант ответа выбрали 21 %. Парадигма этноцентризма при взаимодействии представлена, что свидетельствует об одностороннем монологическом отношении респондентов к эффективному межкультурному и социокультурному взаимодействию, при котором условием возможной активности Я является пассивность, безответность Другого и превосходство собственных мировоззренческих установок. Четвертый вариант ответа: «Скорее нет, чем да». С этим ответом согласился 13 %. Склонность к проявлению умеренной этноцентрической позиции свидетельствует о размытости границ своего собственного мнения, об отсутствии саморефлексии и недостаточной сформированности таких компонентов межнационального взаимодействия, как когнитивный, мотивационный, рефлексивно-оценочный. Однако можно предположить, что данные результаты - это отражение процесса осознания себя частью определенной (родной) культуры, подразумевающей степень отождествления себя с этой культурой и степень обособления, отграничения от других культур. Поэтому закономерен вывод о необходимости редукции этноцентризма (а не о полном его устранении) и о повороте траектории развития личности в сторону этнорелятивистских позиций. Полное исключение этноцентризма может вызвать размывание у человека границ социальной, культурной идентичности и может усилить тенденции к безразличию и маргинализации в глобальном сообществе.
Видно, что отношение к многонациональному составу города далеко от идеального. Более половины студентов толерантны по многим вопросам к представителям разных национальностей, но около трети студентов занимают промежуточную позицию, у данной категории респондентов еще не сформировалось конкретного мнения по данным вопросам, и в зависимости от действий того или иного полюса эта категория сможет принять определенную позицию. Поэтому, чтобы ситуация менялась только в сторону увеличения уровня толерантности, необходимо работать со студенческой средой и проводить мероприятия, положительно влияющие на национальную ситуацию. Таким образом, наиболее востребованной парадигмой в образовании будет считаться системная работа по формированию общекультурных компетенций в части толерантных отношений с обязательным привлечением представителей различных национальных и этнических групп для участия в разработке программ учебных дисциплин.
В ходе исследования был проведен комплексный анализ и оценка межнациональной ситуации в ТУСУРе, изучены взаимоотношения между студентами различных национальных групп, обучающихся в ТУСУРе. Сделан вывод, что около трети студентов в среднем по всем вопросам имели несформированное мнение, которые в тех или иных случаях могут примкнуть либо к полюсу студентов с толерантным отношением, либо к студентам с предвзятым отношением по национальному признаку. С данной категорией «неопределившихся» необходимо вести профилактическую работу, направленную на формирование положительного мнения.
В заключение отметим, что дополнительная социальная нагрузка на систему образования по гармонизации общества, сглаживанию противоречий и неравенств различного характера обязывает педагогические коллективы вузов ставить перед собой задачи сформировать у студентов набор общекультурных компетенций, способствующих улучшению условий межнационального взаимодействия. Среди таких компетенций, наиболее полно отражающими суть межнационального взаимодействия, выступают следующие компетенции: уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям, готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных норм и ценностей.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0515.
Рецензенты:
Кокаревич М. Ю., доктор философских наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), г. Томск.
Коробейникова Л. А., доктор философских наук, профессор, Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск.