Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT ADDICTION PREVENTION OF TEENAGERS IN THE FAMILY

Lichutina M.G. 1
1 Autonomous non-commercial organization of higher professional education «Moscow humanist economical institute» Kirov branch
Consider the role of family and school in the organization of drug prevention in adolescents. Prevention is divided into primary, secondary and tertiary, each of them has its own specifics. There are many socio-cultural factors that contribute to familiarizing young people to drugs, but the most dangerous - is to communicate with people who use drugs. Teens who use drugs are in their behavior characteristics that distinguish them from other people (a low level of public interest, lack of responsibility, a sense of depression, emotional instability, low self-esteem, high conflict, etc.). Working with the family is an important part of preventing teen drug use. Leading factors in this work is the moral and psychological climate in the family and the example of their parents. Teachers require special attention problematic families, which is important to use a variety of forms of individual work, as members of dysfunctional families, and with the family as a whole, the work involved special parent groups to work with the parent mass audience. Organization of preventive work is based on the general principles aimed at strengthening the capacity of self-development and family living in her teens.
problem family
psychological and educational support
adolescent addiction
prevention

Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение наркомании. Организация профилактики наркомании важна, так как наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества [3, с. 44].

Профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. По мнению ученых, первичная профилактика должна быть направлена на предупреждение болезни, вторичная - на способы сдерживания развития и предупреждение осложнений при наркомании, а третичная - на представление комплекса реабилитационных воздействий на больных. Применительно к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Существует множество социально-культурных факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, но один среди них превосходит по силе влияния - это общение с людьми, имеющими опыт употребления наркотиков. Люди, уже знающие вкус наркотика, но ещё не чувствующие зависимости, ломки, представляют серьёзную опасность для подростка. Во-первых, потому что он им доверяет и уверен в том, что близкие люди не хотят ему зла. Во-вторых, такие люди совершенно искренне делятся своим впечатлением о «кайфе» и предлагают попробовать. В-третьих, они заражают своей уверенностью в том, что наркотики можно употреблять, контролируя себя, чтобы не стать «законченным» наркоманом. В-четвертых, в глазах подростка такие люди выглядят смелыми и решительными, готовыми рисковать, что часто привлекает молодёжь в силу их возрастной специфики [4, с. 80].

С психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) - социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления: во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация); во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.

Подростки 13-14 лет начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечивает им удовольствие и уход от всех проблем.

Оградить ребенка от людей, пробовавших наркотик, практически невозможно. Он может их встретить везде: в школе, на улице, в вузе, на спортивных площадках и дискотеках. Важно подготовить подростка к этим встречам так, чтобы они не стали для него фатальными. Важную роль в такой подготовке может сыграть семья подростка.

В антинаркотической воспитательной работе в условиях семьи большое значение имеет контроль за социально-психологическим развитием подростка, особенностями его поведенческой активности. Следует помнить, что отклонения в поведении, плохая адаптация к новым условиям, особенно к школьным, побеги из дома и из школы, неуспеваемость могут быть предвестниками потребления наркотических средств.

Подростка, страдающего наркоманией, характеризуют следующие особенности: низкий уровень общественных интересов и ответственности, чувство депрессии и одиночества, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, повышенная конфликтность с окружающими, в том числе и с родителями, отсутствие жизненных принципов. Все эти черты становятся исключительно опасными, если подросток попадает в группу сверстников, в которой есть лица, также потребляющие наркотические средства.

Решающим фактором в воспитании детей должен стать здоровый морально-психологический микроклимат в семье. Постоянные скандалы, поведение отца, унижающее достоинство матери, пьянство родителей могут стать причинами, по которым подростки попадают в среду наркоманов. Началу потребления наркотиков может способствовать и недостаточное внимание со стороны родителей, постоянно занятых своими делами, своими проблемами [2]. Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. Семья может и должна ограждать ребёнка от употребления наркотиков. Однако мировая практика показывает, что родители мало обсуждают со своими детьми проблему употребления наркотиков. Кроме того, даже если такие беседы проводятся родителями, они не влияют на решение подростка попробовать или нет наркотик

В процессе антинаркотического воспитания подростка родители не должны регулярно обрушивать на него поток устрашающей информации. Все беседы желательно приурочивать к подходящему событию или ситуации, информация должна быть достоверной и убедительной. В ходе разговора у подростка обычно возникает немало вопросов, и задача взрослых - быть готовыми к аргументированным и обоснованным ответам, не оставляющих никаких сомнений. В противном случае, интересующую их информацию подростки могут получить во дворе, в школе от своих сверстников. Искаженные же, недостоверные сведения могут стать провокационными, возбуждающими интерес к наркотикам.

Важнейшим моментом в психолого-педагогическом сопровождении процесса профилактики наркомании у подростков остается пример родителей, в особенности в том, что касается здорового образа жизни. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков, и профилактические действия должны начинаться примерно в 12 лет.

Как показывает статистика, на сегодняшний день средний возраст наркоманов - это 14-летние подростки. Это говорит о том, что до этого возраста у подростков уже должна быть вся информация о наркотиках и их смертельных последствиях, и именно к этому возрасту необходимо выработать у них отрицательное отношение и твёрдую позицию отказа от наркотиков [5, с. 96].

Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков необходимо, прежде всего, понять особенности проблемной семьи, повышающие риск наркотизации.

Работа с проблемными семьями направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач:

  • информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка, причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;
  • оптимизация системы внутрисемейного воспитания;
  • повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
  • создание позитивного эмоционального фона семейных отношений [1, с. 42].

Таким образом, ближайшая задача в организации этой работы формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; среднесрочная задача - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики подростковой наркомании. Она должна осуществляться во взаимодействии с социальными службами в нескольких формах: индивидуальная работа с членами проблемных семей; работа с семьей в целом; специальные родительские группы; работа с массовой родительской аудиторией.

Указанные формы профилактической работы с семьей существенно различаются организационно, методически и содержательно. Вместе с тем необходимо отметить некоторые общие принципы:

  1. Организация процесса накопления нового бытийного опыта членов семьи. Независимо от реализуемой формы, усилия специалистов, занимающихся семейной проблематикой, должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании ситуации, взаимоотношений, причин нарушений и их последствий.
  2. Взаимодействие всех заинтересованных лиц в условиях неопределенности. Исследования показывают, что даже «полный набор» факторов наркориска не приводит к наркотизации подростка, а иногда достаточно лишь ситуативного проявления одного из них. Создание и поддержание психологом ситуации неопределенности способствует тому, что в процессе взаимодействия с родителями (или семьей в целом) актуализируется наиболее значимый аспект семейной проблемы.
  3. Осознание ответственности всех заинтересованных лиц в осуществлении этой работы. Важно, чтобы в процессе работы члены семьи осознали и приняли меру своей ответственности за то, что происходит с ними.
  4. Открытость и незавершенность работы. Решая задачу профилактики наркомании, психолог, тем не менее, не может дать гарантии того, что в семье не появится наркоман. В связи с этим одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество с социальными центрами и партнерами.
  5. Понимание реальности результатов. Социальные работники (психологи, педагоги и др.) и члены семей, вовлеченные в профилактическую работу, должны понимать, что каждый из них вносит свой посильный вклад, а перед работниками социальных служб стоит задача в том, чтобы помочь семье преодолеть «зацикленность» и обеспечить минимальную динамику.
  6. Плюрализм форм и методов работы с семьей. Факторы наркотизации семейной природы могут иметь различный характер, поэтому существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьей не существует.
  7. Включенность / вненаходимость. В соответствии с этим принципом специалист, реализующий ту или иную форму работы с семьей, должны находиться в непрерывном контакте с людьми, с которыми он работает.
  8. Принцип «здесь и теперь». Сущность этого принципа можно передать с помощью афоризма: «не важно, о чем говорят члены семьи, важно то, что реально происходит».

Перечисленные принципы могут быть реализованы независимо от того, в какой форме проводится профилактическая работа. Суммируя, можно сказать, что их реализация направлена на повышение возможностей саморазвития семьи и живущих в ней подростков.

Индивидуальная работа с членами проблемных семей часто является единственно доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи. В подавляющем большинстве случаев (65 %) - это женщины. Однако по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части случаев удается привлечь и других членов семьи.

Приоритетными формами профилактической работы с проблемной семьей также являются общесемейные встречи [3, с. 51]. Практика показывает, что собрать вместе всю проблемную семью удается крайне редко. Однако это не означает, что такая работа не может быть начата в неполном численном составе. Важным здесь является не столько полнота представленности семьи на терапевтической сессии, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем которой является семья «как целое». Последовательная реализация этого принципа сопряжена со значительными сложностями, преодоление которых создает благоприятные условия для терапии семьи и, с другой стороны, служит своеобразным индикатором семейной динамики.

Для того чтобы родители смогли сами заниматься профилактикой наркомании в семье, в первую очередь, нужно иметь знания о наркотиках. Также важно то, как родители подходят к вопросу профилактики наркомании, как говорят со своими детьми о наркотиках. Лучший подход в профилактике наркомании в семье заключается в том, что родители задают детям вопросы о наркотиках, выслушивают ответы, а затем предоставляют правдивую информацию. Очень важный момент для родителей - это просто слушать ответы ребенка, не прерывая их. В рамках профилактики наркомании в семье должны рассказать всю правду о наркотиках, не приукрашивая, не сгущая краски, не пугая. Смысл состоит в том, чтобы дать ребенку правильную точную информацию о наркотиках, чтобы он сам мог принимать обоснованные решения по своим собственным выводам о вреде наркотиков. Проводя профилактику наркомании среди детей и подростков, мы обнаружили, что, когда дети получают точную информацию о наркотиках, их отношение к ним меняется, и они принимают свои собственные решения, основанные не на страхе или запрете, а на здравом смысле, решения не употреблять и не пробовать наркотики.

Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения процесса профилактики наркомании у подростков является важной частью работы с семьей в современной социокультурной ситуации.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.