Настоящее время характеризуется постоянным развитием интернет-технологий, что влечет за собой появление потребности рынка труда в специалистах нового профиля. Укрупнение и развитие интернет-проектов, усложнение инструментария приводит к тому, что специалистам, работающим в данной области, нужно знать все больше тонкостей и специфических нюансов. В связи с этим происходит сужение специализации. Если раньше в обязанности веб-мастера или администратора сайта входили и верстка, и дизайн, и контент, и безопасность, и продвижение сайта, то сейчас тенденция такова, что каждой функцией или комплексом сходных функций занимается определенный специалист [2].
По мнению специалистов ведущих кадровых агентств, в число профессий, которые будут востребованы в ближайшие пять лет, вошли следующие профессии, связанные с проектированием, созданием и сопровождением веб-сайтов: web-программисты, SEO-оптимизаторы, менеджеры интернет-проектов, web-архитекторы, web-developers, контент-менеджеры, креативные специалисты по развитию web-ресурсов [1].
Для того чтобы качество подготовки выпускников ИТ-направлений соответствовало возрастающим потребностям электронного бизнеса, необходимо учитывать указанные тенденции в процессе обучения ИТ-специалистов.
Одним из основных направлений подготовки в области интернет-технологий на сегодняшний день является обучение дисциплинам, связанным с web-программированием и web-дизайном. К обязанностям web-программиста относятся: разработка программного обеспечения, оптимизация кода, написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов. В обязанности web-дизайнера входит дизайн основной и типовых страниц сайта [8].
С целью выявления компетенций специалистов в области web-программирования и web-дизайна, востребованных на рынке труда Приморского края, была проанализированы требования работодателей на сайте farpost.ru в разделе Вакансии для Приморского края [4]. Анализ вакансий показал, что специалисты в области проектирования, создания и сопровождения веб-сайтов востребованы в различных отраслях. К таким отраслям относятся: информационные технологии, телекоммуникационные услуги, консалтинговые услуги, интернет-торговля, производство, туризм, банки, образование.
Выявленные в результате анализа компетенции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Компетенции специалистов в области web-программирования и web-дизайна, востребованные на рынке труда
Направление |
Компетенции |
Web-программирование |
Знание HTML, PHP, JavaScript и других языков создания сайтов. |
Знание популярных framework’ов. |
|
Знание технологий: jQuery, MySQL и др. |
|
Знание технологий 1С-Битрикс. |
|
Понимание и умение применять на практике принципы объектно-ориентированного программирования. |
|
Настройка/установка CMS. |
|
Навыки работы с реляционными СУБД и SQL. |
|
Web-дизайн |
Дизайн интерфейсов. |
Работа с базовыми графическими редакторами. |
|
Работа с Flash, Silverlight, баннерами. |
|
Знание HTML4 и CSS2 |
|
Знание азов юзабилити, основ фонтографики и колористики. |
В результате проведения анализа требований работодателей к специалистам по созданию веб-сайтов также были выявлены наиболее популярные и востребованные технологии. Результаты анализа представлены в таблице 2 и на рисунках 1–2.
Таблица 2. Технологии, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями в вакансиях
Технология |
Количество запросов работодателей (всего вакансий 47) |
Процентное соотношение запроса |
Программные средства |
||
Язык PHP и фреймворки на его основе |
37 |
79 % |
Язык Python и фреймворки на его основе |
1 |
2 % |
Язык Ruby и фреймворк Ruby on Rails |
2 |
4 % |
Платформа Java |
2 |
4 % |
Платформа ASP.Net (Язык С#) |
5 |
11 % |
Язык JavaScript (включая Ajax) |
16 |
34 % |
Библиотека jQuery (Язык JavaScript) |
21 |
45 % |
Библиотека MooTools (Язык JavaScript) |
1 |
2 % |
Языки разметки HTML4, XHTML1, HTML5 |
38 |
81 % |
Язык XML |
5 |
11 % |
Язык CSS |
30 |
64 % |
СУБД |
||
СУБД MySQL |
28 |
60 % |
СУБД MS SQL |
3 |
6 % |
СУБД Oracle |
3 |
6 % |
СУБД PostgreSQL |
2 |
4 % |
Системы, используемые для разработки ПО |
||
Системы контроля версиями (GIT, Subversion) |
5 |
11 % |
Система полнотекстового поиска Sphinx |
1 |
2 % |
Система кеширования Memcached |
2 |
4 % |
Были выделены три группы технологий, запрашиваемых работодателями: программные средства, СУБД и системы, используемые для разработки и создания программного обеспечения.
Рисунок 1. Программные средства, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями
Из представленных на рисунке 1 данных видно, что наиболее популярными и высоко востребованными на предприятиях Приморского края программными средствами, используемыми при создании веб-сайтов, являются:
- язык HTML;
- язык PHP;
- язык CSS;
- JavaScript-библиотека jQuery;
- Язык JavaScript (включая Ajax).
Работодатели в большинстве случаев требуют от специалистов знание HTML/XHTML 4 (HTML 5 – новый стандарт для разметки страниц) и CSS, т.к. данные языки являются базовыми для создания веб-сайтов. Также популярным и высоко востребованным является язык PHP. На сегодняшний день чаще всего используются наборы библиотек и фреймворков, написанных на языке PHP, позволяющие ускорить разработку. В базе вакансий на сайте vladivostok.farpost.ru работодатели чаще всего включают в состав требований на вакансию web-программиста фреймворки Symfony и Zend Framework.
Для клиентской разработки (создание интерфейса пользователя) очень часто используется JavaScript-библиотека jQuery.
Рисунок 2. СУБД, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями
Из представленных на рисунке 2 данных видно, что наиболее популярной и востребованной на предприятиях Приморского края СУБД, используемой для создания веб-сайтов, является СУБД MySQL.
Анализ вакансий также показал, что от специалиста часто требуется знание по одной из систем контроля версий кода – SVN или Git, что можно объяснить тем, что разработка и создание Web-сайта является коллективной.
Среди систем управления сайтом (CMS) наиболее востребованы 1C-Битрикс (проприетарная), Joomla, UMI.CMS (проприетарная) и Drupal. Данные CMS базируется на технологиях разработки с помощью языка PHP и СУБД MySQL. В большинстве веб-проектов используется JavaScript-библиотеки jQuery (например, в 1C-Битрикс).
К специалистам на должность «веб-дизайнер» предъявляются требования знания пакетов векторной и растровой графики, в основном – Photoshop, а также знания для создания анимации с помощью технологии Flash.
Исходя из специфики рассматриваемого направления и учитывая требования рынка труда к специалистам нового профиля, были проанализированы три направления подготовки высшего профессионального образования, для которых актуально введение в процесс обучения дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web‑дизайна. К таким направлениям относятся:
1) Прикладная информатика.
2) Бизнес информатика.
3) Информационные системы и технологии.
С целью выявления компетенций, которые могут быть сформированы введением в процесс обучения дисциплин рассматриваемого направления, были проанализированы соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты [5–7]. Результаты проведенного анализа стандартов приведены в таблице 3.
Таблица 3. Компетенции, формированию которых может способствовать введение дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web-дизайна
Область профессиональной деятельности (согласно стандарту) |
Компетенции |
Прикладная информатика |
|
Создание информационных систем в прикладных областях, реализация проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования. |
· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК8); · способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК4); · способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10); · способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11). |
Бизнес информатика |
|
Стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием и организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием. К объектам профессиональной деятельности относятся методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент. |
· управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7); · проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17); · разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18).
|
Информационные системы и технологии |
|
Исследование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем. |
· владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОК-6); · способность проводить техническое проектирование (ПК-2); · способность проводить рабочее проектирование (ПК-3); · способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности (ПК18); · готовность адаптировать приложения к изменяющимся условиям функционирования (ПК-34). |
С целью формирования указанных в таблице 3 компетенций для студентов всех трех направлений может быть сформировано учебное задание на разработку, создание, внедрение и сопровождение интернет-проекта, с учетом специфики каждого направления. Интернет-проектом может быть корпоративный сайт, интернет-магазин, тематический портал, сервисный сайт, социальная сеть и др. При построении учебного процесса, направленного на поэтапное выполнение задания, на каждом этапе работы над проектом в процесс изучения включаются соответствующие технологии. Таким образом, в ходе выполнения задания будут изучены и применены на практике наиболее востребованные на рынке труда технологии; сформированы компетенции, связанные с исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем, а также проектные компетенции.
В результате проведенного исследования требований к специалистам в области web-программирования и web-дизайна были выявлены технологии, наиболее востребованные на рынке труда. Также были проанализированы стандарты ИТ-направлений подготовки высшего профессионального образования и выявлены компетенции, формированию которых может способствовать включение в учебный процесс выявленных технологий в рамках дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web-дизайна. Результаты исследования могут быть использованы при планировании работы кафедры с целью повышения уровня подготовки специалистов ИТ-направлений в рамках реализации программы стратегического развития университета [4].
Рецензенты:
Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, директор Института информатики, инноваций и бизнес систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Кривошеев Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.