Эффективность функционирования организаций внутреннего водного транспорта зависит от их способности обеспечивать необходимую прибыль. Это должно выразиться в достижении определенного уровня рентабельности, которая рассчитывается делением прибыли от перевозки грузов на величину эксплуатационных расходов.
При планировании доходов необходимо спрогнозировать величину доходных ставок и объема перевозок. Ранее доходные ставки (тарифы) на перевозку грузов устанавливались на 1 тонну груза определенной группы с учетом ставок на начально-конечные операции или на основе средней плановой себестоимости перевозок с начислением прибыли до 35 % от себестоимости перевозок. Такие подходы не отвечают современным рыночным условиям, так как не покрывают в полном объеме издержки транспортных организаций, не учитывают инфляцию и изменение конъюнктуры на рынке транспортных услуг [1]. В настоящее время организации внутреннего водного транспорта, как правило, реализуют услуги по свободным ценам. Ценовая политика предприятия опирается на маркетинговые исследования. Цена реализации (доходная ставка) формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид услуг в определенном сегменте рынка, условий перевозки, срока и вида оплаты.
При прогнозировании объема перевозимых грузов можно воспользоваться методами исследования рынка продаж, например, эвристическим методом прогнозирования. Данный метод основан на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов [5]. Прогнозируемый объем перевозок определяется по формуле:
, (1)
где:
Vпрогн – прогнозируемый объем перевозимых грузов;
О – оптимистическая оценка объема перевозимых грузов;
М – наиболее вероятная оценка объема перевозимых грузов;
П – пессимистическая оценка объема перевозимых грузов.
Также можно провести трендовое прогнозирование по отдельным грузам или группам однородных грузов:
, (2)
где:
t – темп роста, который находится из выражения:
, (3)
где:
Vтек – объем перевозок за навигацию в текущем году,
Vпр – объем перевозок за навигацию в предыдущем году.
Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:
, (4)
где:
n – количество лет;
t – темп роста.
На основе этих методов по каждому виду перевозок делается прогноз спроса:
где:
хi – доходная ставка за перевозку одной тонны i-го груза или линии;
Ni – прогнозный спрос на перевозку i-го груза по доходной ставке di;
d1i, d2i… – возможные доходные ставки за перевозку одной тонны i-го груза в плановом периоде (навигации) по определенному направлению, руб.;
А1i, A2i… – прогнозный объем спроса i-го груза в плановом периоде по ставкам d1i, d2i … соответственно.
Эксплуатационные расходы на перевозку груза включают прямые затраты на топливо, портовые и навигационные сборы, заработную плату плавсостава и отчисления на социальное страхование, ремонт, КОФ, амортизацию судов и другие, а также косвенные расходы – долю затрат на управление судоходной компанией [3].
Для управления затратами необходимо их классифицировать по отношению к изменению объема перевозок грузов на постоянные и переменные. К переменным расходам можно отнести расходы на топливо, дисбуртсменты, навигационные сборы, переменную часть заработной платы плавсостава и отчисления на социальное страхование, рацион бесплатного питания, смазочные и навигационные материалы, электроэнергию, командировочные расходы, комплексное обслуживание флота, услуги судовой связи. К постоянным расходам можно отнести постоянную часть заработной платы плавсостава с отчислениями на социальное страхование, услуги государственных контролирующих органов, амортизацию судна и инвентаря, страхование судна, аренду судна, ремонт судов. Также к постоянным расходам относятся косвенные расходы по содержанию и управлению судоходной компанией [4].
Удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны i-го груза определяется по формуле:
, (5)
где:
ЭРперем – переменные эксплуатационные расходы;
k – статьи переменных расходов.
Рассмотрим метод прогнозирования доходов, расходов и рентабельности грузовых перевозок ОВВТ. При прогнозировании расходов будем исходить из значения удельных переменных затрат по каждому направлению перевозки и величины постоянных затрат.
Предполагая, что прогнозная кривая спроса (зависимость объема спроса от цены) является линейной функцией вида [2]:
(6)
Построим функцию спроса для каждого направления (линии) перевозки грузов:
, (7)
где:
(8)
(9)
Тогда зависимость доходной ставки от объема спроса будет иметь вид:
(10)
С учетом принятых обозначений, определим валовую выручку-брутто в плановом периоде:
, (11)
где:
Gi = min {Gпр i, Ni},
Gi - объем перевозимого i-го груза,
Gпр i – провозная способность флота по i-му грузу.
Величину эксплуатационных расходов на перевозку груза можно выразить следующей формулой:
(12)
Переменные расходы находятся по формуле:
, (13)
где:
Si – удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны груза,
m – количество направлений (линий).
Имея прогнозные значения доходов компании и его затрат, определим валовой финансовый результат (ФР):
(14)
Тогда налогооблагаемая прибыль (П) определяется как:
(15)
а, рентабельность (R):
(16)
Задачу по управлению доходами и расходами можно сформулировать в виде следующей модели: найти показатели {Gi*}, {xi*}, обеспечивающие максимальное значение прибыли, при ограничениях:
- объём перевозок по каждому виду груза должен быть неотрицательным числом: Gi≥0;
- доходная ставка на перевозку груза не должна быть меньше удельных переменных затрат на перевозку 1 тонны: хi > Si;
- рентабельность перевозок не должна быть меньше желаемого уровня рентабельности: R ≥ Rо.
Сформулированная задача является задачей нелинейного математического программирования, решить которую можно с использованием программного продукта MS Excel, имеющего в составе математического обеспечения надстройку "Поиск решения" [2].
Для иллюстрации предлагаемой методики рассчитаем уровень доходов и расходов при заданной рентабельности для получения максимальной прибыли при следующих исходных данных (таблица 1).
Таблица 1
Исходные данные
Направление |
d1i, руб./т |
N1i,т |
d2i, руб./т |
N2i,т |
Si,руб./т |
Uпост, руб. |
Линия 1 (соль поваренная) |
200 |
504000 |
250 |
375000 |
127 |
18500000 |
Линия 2 (металл) |
450 |
600000 |
500 |
540000 |
303 |
43200000 |
Расходы на управление и обслуживание судоходной компании предполагаются равными 20 млн руб.
Результаты расчета:
При заданной рентабельности 15 % оптимальная доходная ставка на соль поваренную 247 руб./т, оптимальный объем перевозки – 382195 т; оптимальная доходная ставка на металлолом 438 руб./т, оптимальный объем перевозки 613750 т. Прибыль от перевозки грузов в целом составит 47431 тыс. руб.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет проводить экономическое обоснование доходов и расходов и оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Рецензенты:
Вайсблат Борис Исаевич, профессор, д-р техн. наук, профессор кафедры венчурного менеджмента Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.
Макарова Лариса Григорьевна, профессор, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.