С каждым годом в России ежегодный прирост автомобилей в среднем составляет 5,5 % [2]. По мере увеличения количества транспортных средств увеличиваются и требования к обеспечению безопасности и организации дорожного движения. С помощью применения глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) можно улучшить дорожную ситуацию и уменьшить аварийность. На законодательном уровне в России оснащение транспорта для пассажирских перевозок навигационным оборудованием с ГЛОНАСС регламентируется соответствующими правовыми актами: приказ Минтранса России от 09.03.2010 № 55 «Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»; приказ Минтранса РФ № 20 от 26.01.2012, согласно которому транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; постановление Правительства № 280 от 02.04.2012 г., в котором одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; приказ Минтранса России от 31 июля 2012 г. № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов».
Следовательно, разработка систем с использованием ГЛОНАСС для обеспечения безопасности дорожного движения в настоящий момент актуальна и на основе опыта других стран может значительно улучшить показатели аварийности.
Целью работы является исследование применения системы ГЛОНАСС для повышения безопасности на автомобильном транспорте. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: разработать алгоритм применения и внедрения систем повышения безопасности дорожного движения на основе ГЛОНАСС.
На рисунке 1 видно как за последние 8 лет изменялись показатели аварийности, в последние годы наблюдается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, поэтому, несомненно, необходимо принимать меры для улучшения данной обстановки [5].
Рисунок 1. Показатели аварийности за последние 8 лет
Внедрение системы ГЛОНАСС в транспортную структуру возможно при рассмотрении следующих этапов:
1) исследование возможности применения ГЛОНАСС на автомобильном транспорте и тем самым повышение активной, послеаварийной и экологической безопасности;
2) количественные оценки последствий применения ГЛОНАСС на расходы автомобильного транспорта;
3) анализ рисков и препятствий для массового применения системы и возможные решения;
4) анализ основных вопросов, касающихся проникновения на рынок и влияния на автомобильный транспорт.
Что касается исследования возможности применения ГЛОНАСС на автомобильном транспорте, необходима разработка и развитие следующих систем: интеллектуальной транспортной системы, включающей в себя системы автоматического управления дорожным движением и системы повышения безопасности (активной, послеаварийной и экологической) и системы обеспечения безопасности на пассажирском транспорте.
Интеллектуальные Транспортные Системы (ИТС) – комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, решающих задачи управления перевозками, дорожным движением, спутникового мониторинга и управления работой всех видов транспорта (индивидуального, общественного, грузового), информирования граждан и предприятий об организации транспортного обслуживания на территории региона [3].
Основные задачи, решаемые ИТС:\
- Повышение качества выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в части транспортного комплекса региона;
- Расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта;
- Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
- Повышение качества транспортного обслуживания населения [3].
Системы автоматического управления дорожным движением предназначены для автоматизации процесса управления транспортной системой и повышения безопасности на участках улично-дорожной сети.
Благодаря работе такой системы можно достичь снижения количества и тяжести последствий от ДТП; улучшения экологической обстановки в регионах, путем уменьшения массы выбросов СО, углеводородов, окислов и других вредных веществ в атмосферу за счет применения координированного управления («Зеленой волны»), направленной на сокращение времени поездки и исключение длительных задержек транспорта на перекрестках; сокращения сроков выявления и устранения технической неисправности; повышения безопасности дорожного движения на дорожной сети региона (снижение числа погибших); повышения пропускной способности дорожной сети и, как следствие, повышения качества и количества грузовых и пассажирских перевозок; повышения экономической эффективности грузовых и пассажирских перевозок по дорожной сети региона.
Системы обеспечения безопасности на пассажирском транспорте позволяют повысить уровень безопасности и качества обслуживания пассажиров общественного транспорта. Благодаря работе системы происходит сокращение злоупотреблений со стороны водителей и кондукторов при работе на маршруте; появляется доказательная база при судебных разбирательствах ДТП; происходит повышение уровня безопасности пассажирских перевозок за счет организации видеонаблюдения на ТС и обеспечения связи с дежурным диспетчером и службами экстренного реагирования; снижаются издержки при эксплуатации подвижного состава на основании анализа пассажиропотока [1].
Одним из последних веяний активной защиты автомобиля является применение технологии на основе спутниковой навигации. Транспортные средства могут обмениваться информацией о ситуации на дороге, сообщать друг другу свою скорость и траекторию передвижения.
Технологии обеспечения послеаварийной безопасности на основе спутниковой навигации позволяют своевременно подать сигнал о помощи в оперативные службы, даже не имея возможности нажать на кнопку, все происходит автоматически благодаря встроенным датчикам.
Экологическая безопасность обеспечивается путем правильной организации дорожного движения и тем самым снижения выбросов отработавших газов.
Рассматривая количественные оценки последствий применения ГЛОНАСС на расходы автомобильного транспорта, можно сказать, что с каждым годом объём установленных систем мониторинга транспорта на основе спутниковых систем навигации увеличивается в среднем на 40 %.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий 2,2 – 2,6 процента валового внутреннего продукта страны [4]. При этом следует учитывать, что не все потери в настоящее время имеют статистическую оценку, ряд потерь на сегодня не поддается учету (или не учитывается) в денежном выражении (к ним можно отнести опозданий рабочих на производство, потери от простоя транспортных средств в пробках на дорогах и т. п.).
Учитывая стоимость оборудования и снижение аварийности с использованием этого оборудования, можно рассчитать экономический ущерб от ДТП. На рисунке 2 на графике видно, что в среднем через 6 лет можно окупить установку и стоимость оборудования, продолжая снижать показатели аварийности.
Рисунок 2. График сравнения затрат с применением и без применения навигационных систем
Можно выделить следующие основные риски для массового применения системы: технические, коммерческие и политические. Основные технические риски включают в себя: точность определения координат и наличие сигнала в любой точке; недостаточную защищенность от террористических атак. Коммерческие риски – это спрос на технологию и услуги, эти риски в большей степени касаются учреждений и компаний, которые имеют финансовый интерес в развитии и функционировании системы. К политическим рискам можно отнести взаимодействие нескольких систем для улучшения качества работы приемника, например, устройства с GPS/ГЛОНАСС приемниками.
В заключение можно отметить основные вопросы, касающиеся проникновения на рынок и влияния на автомобильный транспорт систем повышения безопасности дорожного движения на основе ГЛОНАСС. Можно сказать, что наилучший сценарий внедрения технологии можно достичь, если органы власти и в дальнейшем будут вести политику об обязательном применении ГЛОНАСС на автомобильном транспорте, продолжится развитие и усовершенствование уже имеющихся программ и систем. Также для увеличения числа пользователей могут послужить специальные дополнительные приложения помощи водителю, такие как «помощь при парковке», и электронные системы ценообразования, позволяющие осуществлять проезд по платным автодорогам, без помощи дорожной инфраструктуры.
Рецензенты:
Ревин Александр Александрович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей», г. Волгоград.
Балакина Екатерина Викторовна, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей», г. Волгоград.