Актуальность темы обусловлена тем, что число и доля материнских семей, а также число и доля детей, проживающих в них, в Республике Башкортостан неуклонно растут. Несмотря на то, что в последние несколько лет проблемам семьи и детей на государственном уровне стало уделяться больше внимания, всё же монородительским материнским семьям внимания пока недостаточно.
Целью исследования выступают выявление и характеристика социальных проблем монородительских материнских семей, обуславливающих основные направления их социальной поддержки; разработка рекомендаций по совершенствованию социальной и семейной политики в отношении этой категории семей.
Материал и методы исследования. Результаты авторского исследования, проведённого в 2011-2012 гг. среди одиноких матерей Республики Башкортостан в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз, Кумертау, в деревнях Янурусово, Верхнее Арметово и Макарово Ишимбайского района, деревнях Утяково и Тугаево Гафурийкого района. Данные собирались методом личного стандартизированного интервью по анкете, в которой специальный блок был посвящен оценке одинокими матерями роли социальной и семейной политики в поддержке их семей. В выборке представлены материнские семьи, сформировавшиеся из трех основных источников: развод (58 %), внебрачная рождаемость (39 %), овдовение (3 %). Объём выборочной совокупности составил 300 человек.
Результаты исследования
На сегодняшний день по причине развода образуется подавляющее большинство материнских семей. В Башкортостане общий коэффициент разводов на 1000 человек в 2009 г. (первое полугодие) составил 4,5 %, в 2010 г. (первое полугодие) - 4,1 %. Однако по сравнению с другими регионами страны республика имеет более благоприятный показатель разводов. Положительные тенденции наметились в 2011 г., когда показатели разводимости снизились [3;84].
Весомый вклад в увеличение монородительских материнских семей вносит рождение ребенка вне брака. Следует подчеркнуть, что Республику Башкортостан нельзя отнести к регионам с высокой долей внебрачных рождений. К 2009 году происходит снижение уровня внебрачной рождаемости (22,9 %), но всё же она составляет значительную часть общей рождаемости [5].
Вдовство как причина образования монородительских материнских семей затрагивает в основном женщин. В последние годы смертность мужчин в трудоспособном возрасте продолжает расти, чему способствуют несчастные случаи на производстве, алкоголизм, катастрофы и т.п. Однако по данным статистики не представляется возможным оценить вклад данного источника в формирование материнских семей.
На сегодняшний день к традиционным источникам образования монородительских материнских семей добавились новые - это усыновление (удочерение) ребёнка и использование методов искусственного оплодотворения. В современном обществе особенно заострена тема искусственного оплодотворения и с законодательной, и с этической точки зрения. Но данные дискуссии общественности навряд ли будут являться сдерживающим фактором для одиноких женщин, желающих родить ребёнка при помощи процедуры ЭКО. Влияние новых репродуктивных технологий на рождаемость со временем будет все более и более значимым. Данные тенденции будут способствовать увеличению числа монородительских материнских семей, образовавшихся в результате искусственного оплодотворения.
В процессе жизнедеятельности материнские семьи сталкиваются с множеством различных проблем, среди которых выделяются как общие, так и специфические для различных типов монородительских материнских семей социальные проблемы. Согласно данным авторского исследования, более 80 % материнских семей испытывают материальные трудности.
Результаты проведённого исследования свидетельствуют, что основными источниками доходов материнских семей являются: заработная плата самой матери; среди разведённых женщин одним из источников доходов являются алименты от бывших мужей, однако, их размер очень мал; для большинства вдовых источником доходов являются ежемесячные пенсии на детей; семьи с детьми внебрачного рождения не имеют подобных доходов, кроме пособий на ребёнка в размере 10 % установленной величины прожиточного минимума.
Социальная поддержка материнской семьи в обществе сводится в основном к её материальной поддержке, и важное место принадлежит выплате пособий [2]. Но выделяемые государством средства решить проблему преодоления бедности неполных семей не могут, несмотря на то, что акцент в решении проблемы социальной помощи в настоящее время перенесён на обеспечение адресности. Даже увеличение размеров действующих пособий не может привести к кардинальному улучшению экономической помощи монородительской семье. Сложившаяся система социальных пособий характеризуется низким уровнем, понизился статус некоторых пособий с федеральных на региональные, что привело к сокращению их размеров. 43 % одиноких матерей отмечают, что размер пособия настолько мал, что не способен покрыть никакую часть расходов на содержание и воспитание ребенка. Можно признать, что размер пособий имеет негативный нравственный эффект, так как самими одинокими матерями воспринимается как мера, основная функция которой состоит в том, чтобы государство могло заявить о поддержке материнства. Как правило, размер пособий устанавливается по остаточному принципу в местном бюджете, а вопрос качества данной помощи, её эффективности просто игнорируется.
Главная социальная проблема, а именно, плохая материальная обеспеченность отражается практически на всех сферах жизнедеятельности монородительских материнских семей. Так, финансовые ограничения и низкая покупательная способность вынуждают материнские семьи отказываться от приобретения предметов длительного пользования в пользу продуктов питания и одежды. Однако, несмотря на то, что больше половины денежных доходов расходуется на приобретение продуктов питания, качество питания материнских семей остаётся очень низким.
Учреждения для оздоровления и отдыха являются недоступными для преобладающей части материнских семей, в связи с низким уровнем доходов. И хотя в Республике Башкортостан осуществляется поддержка детей из материнских семей, всё же помочь всем детям из монородительских семей просто не представляется возможным, поэтому целесообразнее создавать материнским семьям условия, при которых они сами могли бы оплатить отдых и развлечения детей [4].
При актуальности проблемы материального достатка встаёт вопрос о занятости. По результатам авторского опроса 13 % женщин, возглавляющие монородительские семьи, отмечали, что при равно выполненной работе их заработная плата была меньше, чем у мужчин. Гендерная дискриминация, вероятнее всего, связана с наличием несовершеннолетних детей.
Очевидна и проблема совмещения одинокой матерью профессиональных и родительских ролей. Одинокие матери значительную часть времени вынуждены проводить на работе, более того, многие из них ищут дополнительный заработок. Следствием этого является то, что ребенок не получает достаточного внимания, что понижает воспитательный потенциал семьи и представляет большую опасность.
Трудности есть и у женщин, родивших ребёнка при помощи ЭКО. Проблемы материального порядка не очень характерны для данной категории материнских семей, поскольку рождение ребёнка является осознанным решением. Основной проблемой одиноких матерей, родивших при помощи ЭКО, является отношение общества к ней самой и ребёнку. Несмотря на то, что данный социальный феномен получил широкое распространение, современное российское общество ещё не выработало позитивного отношения к детям, рождённым при помощи ЭКО. Одинокие женщины, ставшие матерями при помощи данной процедуры, отмечают, что им часто приходится занимать «оборонительную» позицию и всячески защищать своего ребёнка от всевозможных оскорблений [1].
Анализ роли современной государственной социальной и семейной политики в решении социальных проблем материнских семей показал, что на фоне увеличившегося в последние годы внимания государства к рождаемости, семье, детям, социальная и семейная политика в отношении материнских семей претерпела некоторые позитивные изменения. Оценивая законодательное обеспечение политики в отношении монородительских семей, следует подчеркнуть, что в Башкортостане ведётся целенаправленная работа по улучшению социально-экономического положения семей. Но эти положительные изменения не носят кардинального характера, и большое число проблем сохраняется, более того, некоторые проблемы просто не поднимаются. К тому же проблемы материнских семей продолжают рассматриваться наравне с проблемами других категорий семей, а сами такие семьи не выделяются как особый объект политики ни на общенациональном, ни на региональном уровнях.
Следует отметить, что среди разведённых женщин одним из источников доходов являются алименты от бывших мужей. Однако современная система выплаты алиментов как модель отношений между отцом и ребёнком морально устарела. Российское государство не позиционирует себя как равноправный партнёр в алиментных отношениях по поводу детей расставшихся супругов. При позитивных сдвигах в деле алиментного обеспечения детей, сохраняется проблема их невыплаты большей части детей, которые имеют на них права.
Позиция государства в отношении помощи детям в разведённых семьях не в пользу детей. Ныне она ограничивается выплатой пособия малообеспеченным семьям при уклонении родителя от уплаты алиментов. И сама процедура получения пособия разведённой женщиной, воспитывающей ребёнка/детей, тоже непроста. Как правило, одинокие матери должны преодолевать различные бюрократические препоны, чтобы получить алиментное пособие. В итоге значительная часть разведённых женщин с детьми вообще отказывается от алиментов при оформлении развода, что ухудшает материальную обеспеченность детей. Поэтому для решения данной проблемы предлагается создать государственный алиментный фонд (ГАФ), основной функцией которого будет специальная выплата по заявлениям разведённых супругов об уклонении от уплаты алиментов в период розыска неплательщиков.
Особого внимания требует вопрос о профессиональной деятельности одиноких матерей. Несмотря на то, что трудовым законодательством предусмотрены некоторые льготы в отношении одиноких матерей с несовершеннолетними детьми, следует признать, что многие матери сталкиваются с дискриминацией и нарушением прав в сфере занятости, на рынке труда, с безразличием тех официальных органов, которые в определённой мере могут повлиять на их судьбу на уровне предприятия или организации, где они работают. Исследования свидетельствуют, что большинство предприятий вообще не планируют развитие внутренней социальной политики в целом и в отношении одиноких женщин с детьми в частности. Часть предприятий практикует внутреннюю политику, противоречащую Трудовому кодексу.
В ряду наиболее значимых направлений государственной поддержки городских материнских семей особое место занимает решение жилищной проблемы. Несмотря на большой процент имеющих отдельное жильё, уровень удовлетворённости жилищными условиями материнских семей остаётся низким. Так, по полученным в ходе исследования данным, каждая вторая материнская семья Башкортостана полностью или частично не удовлетворена своими жилищными условиями. В условиях рыночной экономики для материнских семей стало невозможным приобретать жильё. Итоги опроса одиноких матерей позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день даже при условии повышения доходов они не смогут улучшить жилищные условия своей семьи без государственной поддержки.
Для решения жилищных проблем монородительских материнских семей важнейшими задачами государственной политики должны стать: обеспечение бесплатным жильём низкодоходных материнских семей; помощь в осуществлении капитального ремонта жилья; экономическая защита материнских семей, стоящих за чертой бедности, в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги; выделение жилья остро нуждающимся материнским семьям из фонда государственного жилья без права приватизации и обмена.
Для оказания помощи монородительским материнским семьям целесообразно создать специальную программу поддержки и защиты их прав, включающую следующие меры: ежемесячно определять количество материнских семей и уровень их доходов; из местного бюджета выделять финансирование для материнских семей, находящихся за чертой бедности; активизировать работу региональных банков по предоставлению беспроцентного кредита для начала индивидуальной деятельности и получения образования детьми из этих семей; активизировать работу служб занятости в предоставлении дополнительных рабочих мест для членов этих семей; предоставить льготные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры; периодически обеспечивать материально-техническую помощь в деревнях и сёлах; усилить контроль административных органов за своевременным выполнением своих обязательств со стороны бывших супругов, в частности, выплатой алиментов; создать специальные службы по работе с городскими и сельскими материнскими семьями; организовать информационную деятельность в городах и выезд в сельские местности специалистов для проведения консультаций с матерями, воспитывающими детей в одиночку.
На основании выявленных проблем в социальной политике в отношении монородительских материнских семей предлагается две группы мер социального характера:
1) направленные на монородительскую семью, независимо от источников ее формирования. Необходимо предусмотреть следующие меры: увеличение срока оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет; увеличение размеров государственного пособия малообеспеченным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, продлив при этом срок отпуска по уходу за ребенком на период до получения места в детском дошкольном учреждении; увеличение пособий на несовершеннолетних детей из семей с одним родителем до 30-50 % реальных расходов на детей; увеличение срока выплаты пособий до 23 лет, т.е. до окончания ими высшего учебного заведения, поскольку во время получения образования основная доля совершеннолетних детей находятся на иждивении одинокого родителя; применение порядка, в соответствии с которым размеры семейных пособий устанавливаются на общегосударственном уровне, а регионы обязываются делать доплаты, исходя из своих возможностей; законодательное закрепление и расширение практики семейных форм ухода за несовершеннолетними детьми (детский сад, ясли на дому с выплатой заработной платы женщине, берущей на себя функции воспитателя своих детей и нескольких чужих детей дошкольного возраста).
2) адресованные монородительской материнской семье и учитывающие ее специфические потребности в зависимости от источника формирования. Данная группа включает: а) для разведенных матерей - возвращение пособия малообеспеченным семьям при уклонении родителя от уплаты алиментов в разряд федеральных пособий; создание специальной структуры (агентств) с участием государства, которая занималась бы взысканием алиментов на детей с родителей и выплатой средств на содержание детей; б) для матерей, не состоявших в брачных отношениях с отцом ребенка, - повышение размера пособия на детей. На региональном (республиканском) уровне предлагается ввести в практику разработку специальных комплексных региональных программ поддержки монородительских семей, основанных на учете специфических потребностей разных типов монородительских семей; в) для одиноких матерей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо рассмотреть вопрос о повышении размеров пособий и введение новых видов выплат.
Заключение. Государственная социальная и семейная политика должна быть ориентирована, прежде всего, на создание таких условий, при которых одинокие матери имели бы возможность сами обеспечивать свои семьи, а не зависеть от мизерных пособий. Необходимо создать четкую систему информирования одиноких матерей обо всех разработанных и внедрённых государственных мерах, способствующих их успешной трудовой деятельности. Важно обратить особое внимание на создание действенных мер по стимулированию корпоративных программ в сфере гармонизации трудовых и семейных обязанностей одиноких матерей.
Социальная и семейная политика должна быть направлена на решение тех проблем, которые испытывает конкретная монородительская материнская семья, на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала - для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.
Рецензенты:
Карамышева Нурия Минегалиевна, доктор социологических наук, профессор, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Сабекия Рушана Бейсеновна, доктор философских наук, профессор, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.