Введение
Применение SWOT-анализа на уровне региона в современной практике стратегического управления не только возможно, но и необходимо. SWOT-анализ развития туризма на уровне региона разработан для Московской, Псковской, Владимирской и некоторых других областей.
Главными задачами стратегического анализа регионального туризма являются:
определение существующих условий для развития туризма, выявление потенциальных угроз;
определение наличия внутренних резервов для развития регионального туризма;
выявление возможных внешних развивающих и сдерживающих факторов развития туризма;
на основе выявленных возможностей и угроз формирование миссии и целей развития туризма на уровне региона [4].
На первом этапе анализа необходимо оценить сильные и слабые стороны состояния регионального туризма и выявить возможность и угрозы для развития туризма в регионе.
Исходя из географического положения, экономической и политической ситуации, наличия природно-рекреационного потенциала, уровня развития туризма и иных характеристик, представляется, что для Томской области следует выделить набор факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы для туристского потенциала региона (таблица).
Таблица. Оценка состояния туристского потенциала Томской области по параметрам «сильные и слабые стороны», «возможности и угрозы»
Сильные стороны развития туризма |
Слабые стороны развития туризма |
- наличие большого количества ресурсов для развития таких видов туризма, как: делового, культурно-познавательного, образовательного, лечебно-оздоровительного, паломнического, этнографического, экологического, охотничье-рыболовного, экстремального, речного, железнодорожного, сельского, событийного; |
- высокая цена туристского продукта на национальном и международном рынках; - несоответствие туристских услуг международным стандартам; - сезонность туристских услуг, связанная с климатическими условиями; |
- наличие крупного гостиничного комплекса; |
- низкая конкурентоспособность гостиничного фонда; - нехватка номерного фонда во время туристского сезона; |
- стратегическое географическое положение Томской области; |
- недостаточный брендинг области; |
- транспортная система области (международный аэропорт); |
- отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристских потоков; - отсутствие региональной авиакомпании, способной организовывать чартерные рейсы; |
- наличие развитой инфраструктуры питания; |
- отсутствие придорожного сервиса;
|
- разнообразный природно-ресурсный потенциал; - наличие богатого историко-культурного наследия; - наличие большого количества мероприятий, связанных с историей и культурой Томской области; - благоприятная экологическая ситуация; |
- необходимость реконструкции объектов туризма; - отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристской деятельности; |
- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма; |
- недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма; - недостаток квалифицированных специалистов в туристской индустрии; |
- стабильная социально-экономическая обстановка; |
- неблагоприятные демографические процессы; |
- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области; - опыт проведения региональных, межрегиональных и международных выставок, ярмарок, фестивалей, конгрессов, семинаров как элемент развития делового туризма; - культурный центр сосредоточения музеев, театров и проведения достаточного количества выставок; - опыт проведения региональных, межрегиональных и международных соревнований по различным видам спорта. |
- неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий; - недостаток рекламных материалов о туристском продукте Томской области. |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма |
Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма |
- наличие заказников: зоологические (15): Томский, Верхне-Соровский, Иловский, Калтайский, Карегодский, Кеть-Касский и др; ландшафтные (3): Ларинский, Поль-То, Васюганский; ботанический (1): Южнотаежный; - наличие археологических памятников (10): поселение «Шеломок II», курганный могильник «Тоянов городок», поселение «Самусь-4», поселение «Малгет» и др.; - наличие памятников истории и архитектуры (48): Биржевой корпус, Здание Общественного собрания, Воскресенская церковь, Томский острог, Здание присутственных мест, Дом губернатора, «Дом с шатром» и др.; - наличие природных памятников (145), среди которых можно выделить Аксеновский кедровник, Базойский кедровник, Кудровский бор, Семеновский бор, Михайловская роща, Тунгусская роща, Басандайский лесопарк, Чилинское урочище [3]. |
- малая доступность объектов археологического туризма для туристов; - неудовлетворительное состояние объектов археологии; - низкая безопасность путешествий к природным памятникам; - недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов; - недостаточное продвижение народных художественных ремесел [5]. |
Сильные стороны развития лечебного туризма |
Слабые стороны развития лечебного туризма |
- наличие бальнеологических ресурсов. |
- нехватка инвестиционных ресурсов; - увеличение стоимости туристского продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности. |
Сильные стороны развития круизного туризма |
Слабые стороны развития круизного туризма |
- наличие водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий; - наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов. |
- изношенность судов; - высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; - отсутствие собственных инвестиционных ресурсов. |
Сильные стороны развития экологического туризма |
Слабые стороны развития экологического туризма |
- наличие особо охраняемых природных территорий: 1) государственный природный заказник федерального значения - «Томский»; 2) памятник природы федерального значения - «Сибирский ботанический сад»; 3) заказники регионального значения - 17; 4) памятники природы регионального значения - 26; 5) памятники природы местного значения - 112 [1]. - возможность развития системы частных гостиниц; - возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению с другими видами туризма). |
- отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках; - отсутствие смотровых площадок. |
Сильные стороны развития спортивного туризма |
Слабые стороны развития спортивного туризма |
- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма; - наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма; -наличие инфраструктуры. |
- изношенность материально-технической базы; - отсутствие рекламных материалов для продвижения туристских продуктов на международном рынке. |
Возможности |
Угрозы |
- наличие международных связей; - возможность для развития разнообразных видов туризма; -возможность сочетать несколько видов туризма; - возможность развития туристской инфраструктуры за счет привлечения инвестиций; - рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг; - повышение привлекательности Томской области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории; - возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития России. |
- несовершенство нормативно-правовой базы; - низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Томской области; - конкуренция туристических фирм области с внешними туристскими предприятиями; - высокая стоимость туристских путевок в связи с высокими транспортными издержками; - отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом; - проигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям Сибирского федерального округа. |
Далее следует установить связи между слабыми и сильными сторонами, а также возможностями и угрозами, для чего необходимо построить матрицу SWOT-анализа [6].
На пересечении полей «сильные стороны» - «возможности» указывается, какие сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей; на пересечении полей «слабые стороны» - «возможности» обозначаются возможности компенсации слабых сторон; на пересечении полей «сильные стороны» - «угрозы» приводятся, какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз; на пересечении полей «слабые стороны» - «угрозы» указывается, что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений ввиду совпадения слабых сторон в условиях действия угроз [2].
На данном этапе происходит оценка всех возможных комбинаций с целью выявления тех, которые должны быть учтены при последующей разработке стратегии развития туризма Томской области.
«Сильные стороны» - «Возможности»:
- Использование природно-рекреационного потенциала с целью формирования современной системы регионального туризма на основе развития экологических и экстремальных видов туризма, а также ориентирование Томской области на зимние виды туризма.
- Использование дополнительных видов туризма (например, охотничий, раллинг и пр.) с целью привлечения дополнительных туристов в регион, а также формирование туристских пакетов услуг с разнонаправленными видами туризма (например, охотничий туризм + сплавной и пр.).
- Формирование современной индустрии гостеприимства и материальной базы туризма на основе привлечения частных и государственных инвестиций с целью увеличения потока туристов в регион.
- Привлечение иностранных туристов в регион за счет повышения качества услуг, предложения уникальных видов туризма, а также упрощения визовых и таможенных формальностей
- Создание «Объединения туроператоров» с целью усиления конкурентных преимуществ относительно других регионов.
- Позиционирование Томской области «как экологически чистого региона».
- Формирование активной туристской политики в регионе за счет разработки законодательной базы, финансовой поддержки туроператоров, создания Координационных советов.
«Слабые стороны» - «Возможности»:
- Развитие материальной базы туризма и формирование современной индустрии гостеприимства в регионе.
- Сглаживание «суровых» климатических условий за счет формирования дополнительных видов туризма (экстремального, культурно-познавательного, железнодорожного, что способствует сглаживанию фактора сезонности).
- Привлечение инвестиций в туризм, как частных, так и государственных, на основе разработки финансово-обоснованных проектов (бизнес-планов).
- Предложение уникальных туристских продуктов, которые будут компенсировать высокую стоимость туристских услуг.
- Направленность на туристов из регионов Сибирского федерального округа, а также иностранных туристов.
- Активная поддержка туризма на уровне региона посредством финансирования туристских проектов, создания законодательной базы туризма, создание программно-целевых методов управления туризмом.
- Активное формирование научного и кадрового потенциала регионов в области туризма посредством реализации трехуровневой системы подготовки кадров.
«Сильные стороны» - «Угрозы»:
- Сохранение природно-рекреационного потенциала региона.
- Повышение качества услуг с целью повышения их конкурентоспособности относительно других регионов, в том числе регионов Сибирского федерального округа.
- Привлечение государственных инвестиций за счет разработки бизнес-планов, которые были бы направлены на развитие присущих Томской области видов туризма (деловой туризм, культурно-познавательный, образовательный, лечебно-оздоровительный, паломнический, этнографический, экологический, экстремальный, речной, железнодорожный, сельский, событийный туризм).
- Формирование квалифицированной рабочей силы и научного потенциала региона, т.е. реализация трехуровневой системы подготовки кадров для туризма: формирование научного потенциала (аспирантура); подготовка менеджеров туризма (высшее образование); подготовка гидов, переводчиков, экскурсоводов (среднее профессиональное образование).
- Увеличение потока туристов в регион за счет иностранных туристов и ориентация данных групп туристов на уникальность туристского продукта Томской области, а также формирование положительного туристского имиджа региона на международном и внутреннем туристских рынках.
- Увеличение потока туристов за счет развития внутренней системы регионального туризма и привлечения местных жителей.
«Слабые стороны» - «Угрозы»:
- Разработка и использование обоснованных стратегий развития туризма с усилением функциональных стратегий для поддержания развития «слабых направлений» в туризме Томской области.
- Активизация поддержки со стороны государственных органов власти на уровне региона в части законотворческой деятельности, а также поиск необходимых финансовых ресурсов для поддержания материальной базы туризма.
- Распространение информации о существующих в регионе туристских продуктах посредством современных информационных технологий (интернет и пр.).
- Формирование внутреннего туризма с целью увеличения доходов от туризма, в том числе и за счет косвенного эффекта.
- Создание системы непрерывного мониторинга состояния туризма Томской области.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Сильные стороны» - «Возможности» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «Слабые стороны» - «Возможности» стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости.
Если пара находится на поле «Сильные стороны» - «Угрозы», то стратегия должна предполагать использование силы для устранения угрозы. Наконец, для пар «Слабые стороны» - «Угрозы» необходимо вырабатывать стратегию, которая позволила бы как избавиться от слабости, так и пытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Проведённый SWOT-анализ позволяет сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурсно-обеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристского потенциала Томской области.
Рецензенты:
Гаврильчак Игорь Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления предпринимательской деятельностью НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.
Горенбургов Михаил Абрамович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.