Введение
Перемены, происходящие в России в конце 20 века, в очередной раз приводят к тому, что изменяется уже не только экономика, но и сознание, образ мышления, мировидение, то есть менталитет россиян, происходит переоценка ценностей, происходит пересмотр всей системы нашей культуры. Меняются подходы к понятию и исходным феноменам ментальности. Однако нам до сих пор не раскрыт смысл современного нам мира в своих содержательных характеристиках. В связи с чем встает проблема осмысления культурно-исторического пространства и общества, в котором оказался человек, осмысления того, какие требования предъявляет к нему новая ситуация его развития [4, 5].
В сложившихся условиях современной ситуации в России важное значение приобретает идея психически и социально здоровой личности, которая была бы способна к более продуктивной и целеустремленной деятельности по поддержанию безопасного личностного и общественного бытия, по сохранению и укреплению своего духовного и физического здоровья, миротворческая личность с позитивной жизненной позицией. Указанным миротворческим потенциалом обладает не только отечественная гуманистическая культура, но этнические, национальные традиции русского народа. Однако миротворческой должна быть не только личность, но и среда жизнедеятельности, в которой должны содержаться смысловые жизненные конструкты, субъективно воспринимаемые личностью в качестве значимых.
Психологические проблемы отдельного человека неразрывно связаны с проблемами взаимоотношений в его семье, а проблемы семьи отражают проблемы общества в целом, различных социальных групп, этносов. Отношения родителей и детей в семье являются наиболее ярким примером межпоколенных отношений в обществе. Здесь также отражаются объективные, субъективные и процессуальные аспекты социального «наследования». Культура сохраняется в том случае, если обеспечено воспроизводство населения, преемственность поколений и социализация детей. Эти важнейшие человеческие функции осуществляются посредством родительства, по поводу которого каждый народ создаёт собственную однородную систему ценностей, норм и механизмов социального регулирования. Содержание родительской роли может соответствовать этим представлениям, тогда они принимаются как должное и критически не осмысливаются. Ситуация, когда понимание и реализация родителем своих функций противоречат нормативно-ценностным образцам, приводит к дезориентации личности относительно своей роли и своего статуса, задавая новый контекст жизни и деятельности человека.
Для сохранения национального облика и национальных личностных особенностей каждым этносом весьма важно, чтобы новые поколения смогли освоить национальную культуру (А. Ю. Гранкин, А. А. Налчаджян, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. К. Шаповалов и др.). Изменения культурно-исторической среды приводят к определенным деформациям, отражающимся на типичных способах поведения и общения, свойствах и качествах характера личности, личностных самоопределениях, традициях, привычках, обычаях и пр. Все это делает актуальным оценку стабильных и изменяемых признаков, относящихся к детско-родительским отношениям в контексте изменения культурно-исторической среды.
Цель исследования - изучить изменение этнопсихологических детерминант: представлений, ценностей, оснований, которые определяют содержательные и процессуальные характеристики взаимодействия в системе родитель - ребенок и позволяют расширить сферу научного и бытийного знания об особенностях поведения, ценностях, когнитивных особенностях личности, влияющих на нравственное сохранение, устойчивость русской культуры, духовный рост молодого поколения.
Материал и методы исследования. Для изучения социокультурных феноменов, складывающихся в отношениях родитель - ребенок в ситуации изменения культурно-исторической среды нами было проведено анкетирование и интервьюирование.
В проведенном анкетировании приняли участие 86 школьников 6-х - 10-х классов школ г. Калуги. Возраст опрошенных - от 12 до 15 лет, национальность - русские. Участие в анкетировании приняли и студенты (общая численность 81 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, национальность русские). В интервьюировании участвовали школьники 11 лет (21 человек).
Результаты исследования и их обсуждение. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос анкеты: Как Вы считаете, должны ли родители уделять детям больше времени, чем сейчас? Ответы распределились следующим образом: 44 % опрошенным школьникам и 53 % студентам не хватает общения с родителями, и они хотели бы, чтобы родители уделяли им больше времени, при этом 56 % школьникам и 47 % студентам «и так достаточно» времени общения с родителями.
Двум группам опрошенных предлагалось представить в порядке убывания значимости следующие традиции (т. е. 1 - самая значимая, 11 - самая не значимая): 1) уважение старших; 2) соблюдение национальных праздников; 3) главенствующая роль мужчины в семье; 4) требовательное отношение к воспитывающимся в семье детям; 5) обычай гостеприимства; 6) оказание помощи нуждающимся соплеменникам (обычай совместного неоплачиваемого труда); 7) чуткое отношение к родителям; 8) использование национальных обычаев и традиций; 9) родственная взаимопомощь; 10) обращение к религии и вере; 11) милосердие.
Анализ полученных результатов позволяет нам констатировать сходство в приписывании степени значимости традиций в двух группах опрошенных. При этом значимыми для опрошенных являются такие национальные традиции, как: уважение старших (средний ранг в группе опрошенных школьников - 2,1, в группе студентов - 2,8) чуткое отношение к родителям (средний ранг в группе опрошенных школьников - 2,7, в группе студентов - 3). Незначимыми у студенческой аудитории оказались такие традиции, как: использование национальных обычаев и традиций (средний ранг в опрошенной группе - 8,7); соблюдение национальных праздников (средний ранг в опрошенной группе - 7,9); обращение к религии и вере (средний ранг - 7,7); обычай гостеприимства (средний ранг в опрошенной группе - 7,4). Для школьников незначимыми оказались следующие традиции: соблюдение национальных праздников (средний ранг - 8,2); использование национальных обычаев и традиций (средний ранг в опрошенной группе - 8); главенствующая роль мужчины в семье (средний ранг - 8); обычай гостеприимства (средний ранг в опрошенной группе - 7,2). Полученные результаты показательны с точки зрения того, что уважение старших для школьников и студентов является значимой ценностью. Уважение к старшим - это хороший обычай, который присутствует у русских достаточно давно. Важно, что и сейчас молодежь определяет его как значимую ценность, и в современном постиндустриальном обществе уважение старших воспринимается как естественное нравственное чувство, показатель элементарной воспитанности и вежливости.
На вопрос анкеты: «Как Вы думаете, какая из представленных ниже традиций в настоящее время является наиболее используемой при воспитании детей?», ответы испытуемых распределились следующим образом. Большинство опрошенных (62 % школьников и 40 % студентов) отметили «уважение старших», для 30 % опрошенных студентов значимым является «чуткое отношение к родителям».
Опрос школьников и студентов позволяет оценить преемственность между поколениями и их ресурсность друг для друга в контексте происходящих изменений среды. С этой точки зрения обращает на себя внимание факт того, что традиции почитания старших и чуткое отношение к родителям присутствуют в ответах представителей молодого поколения. Эта тенденция дает нам определенные надежды на уважение, покой, но одновременно и предполагает постоянную работу по созданию и сохранению оптимальных связей и отношений в обществе. Незначимыми для молодежи становятся такие традиции, как соблюдение национальных праздников и традиций, главенствующая роль мужчины в семье, обычай гостеприимства, обращение к религии и вере.
Анализ результатов интервьюирования школьников 11 лет (21 человек), которым предлагалось выразить степень своего согласия с высказываниями по пятибалльной шкале («полностью согласен», «согласен», «не знаю», «не согласен», «совершенно не согласен»), позволяет констатировать следующее.
Оценивая высказывание «Охотнее всего я уехал бы из дома», 69 % опрошенных выразили свое несогласие с утверждением (24,2 оценили его при помощи шкалы «не согласен», 44,8 % опрошенных «совершенно не согласны»). Сомневаются (выбрали ответ «не знаю») 24,2 % школьников и по 3,4 % соответственно выбрали ответы «полностью согласен» и «согласен» с данным утверждением. Несмотря на то, что у большинства опрошенных позитивная установка на родительский дом (у 69 % школьников), у 31 % опрошенных присутствует негативная оценка родительского дома и желание уйти из него.
Большинство (86,2 %) школьников этой возрастной группы «не согласны» (48,3 % опрошенных) или «совершенно не согласны» (37,9 % опрошенных) с утверждением «Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю». При этом 10,3 % школьников не определились точно в своем мнении и выбрали ответ «не знаю». Выразили свое согласие с этим утверждением только 3,4 % опрошенных.
На утверждение «В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают» ответы распределились следующим образом: 20,7 % респондентов отметили, что «не знают», столько же опрошенных (20,7 %) выразили согласие с утверждением, и полное согласие выразили 6,8 % опрошенных. Не согласны с этим высказыванием 24,2 % школьников, «полностью не согласны» - 27,6 % опрошенных. Полученные ответы свидетельствуют о том, что 48,2 % школьников находят в семье полное или частичное непонимание, их эмоциональная связь с родителями на грани потери.
Интересными оказались ответы школьников на утверждение «Для семьи я делаю только то, что мне поручают». Из всех опрошенных 27,8 % выразили полное согласие с утверждением, 41,6 % школьников выразили согласие. Ответ «не знаю» представлен у 3,4 % опрошенных, и лишь 20,3 % школьников выразили свое не согласие или полное несогласие (6,9 % респондентов) с утверждением. Таким образом, большинство одиннадцатилетних респондентов (72,8 % опрошенных) в семье не проявляют инициативы что-либо сделать для семьи, ограничиваясь выполнением родительских поручений и просьб.
На утверждение «Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению» одиннадцатилетние респонденты ответили следующим образом: «полностью согласны» - 20,3 % школьников, 34,6 % выбрали ответ «согласен», 27,8 % опрошенных затруднились ответом, выбрав ответ «не знаю», 10,4 % опрошенных школьников «не согласны», 6,9 % «совершенно не согласны» с представленным утверждением. Таким образом, лишь меньшинство из опрошенных одиннадцатилетних респондентов (17,3 %) ощущают себя не способными влиять на проблемные ситуации, возникающие в их семье.
На утверждение «Я стараюсь использовать малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье» только 3,4 % опрошенных «совершенно не согласны с этим утверждением», 6,9 % респондентов не определились конкретно (выбрали ответ «не знаю»), 51,8 % «полностью согласны» и 37,9 % школьников выразили свое согласие с утверждением. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на существующее непонимание родителями детей, большинство опрошенных (89,7 % от общего числа) хотели бы использовать хотя бы небольшую возможность, чтобы порадовать своих близких. Налицо желание детей быть принятыми в своей семье.
Оценки школьниками утверждения «Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют» распределились следующим образом. «Полностью согласны» и «согласны» с утверждением 17,2 % и 24,2 % опрошенных соответственно, 31 % респондентов отметили ответ «не знаю», и 13,8 % опрошенных «не согласны», и столько же были категоричны в оценке, т.е. «совершенно не согласны». Это говорит о том, что для 26,8 % одиннадцатилетних школьников родители не выступают в качестве авторитета, их требования не имеют значимости для них.
Однако при всем этом, на высказывание «Если я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета» большинство опрошенных школьников «полностью согласны» и «согласны» (ответы распределились поровну по 34,6 %), т.е. дети совершенно не исключают возможности обратиться за советом к старшим. Таким образом, налицо противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, существует нежелание принимать требования взрослых, с другой, в трудной ситуации школьники готовы принять для себя советы старших в семье. При оценке этого утверждения, 13,4 % отметили ответ «не знаю», 10,1 % - «не согласны», 6,9 % опрошенных - «совершенно не согласны» с такой позицией. Однако 17,2 % респондентов достаточно категоричны и за советом к близкому окружению не обратятся.
Выводы. Таким образом, проведенный опрос одиннадцатилетних школьников позволяет сделать следующие выводы. Практически у трети респондентов есть желание уйти из родительского дома. Почти половина опрошенных школьников находят в семье полное или частичное непонимание, их эмоциональная связь с родителями на грани потери. Чуть более 2/3 опрошенных сами не проявляют инициативы что-либо сделать для семьи, ограничиваясь лишь выполнением родительских поручений и просьб, однако, ощущают себя способными влиять на проблемные ситуации, возникающие в их семье. При этом практически 90 % опрошенных хотели бы использовать хотя бы небольшую возможность, чтобы порадовать своих близких. Для более ¼ из всех опрошенных школьников требования родителей не воспринимаются с точки зрения значимости для них. Однако практически 70 % школьников совершенно не исключают возможности обратиться за советом к старшим.
Полученные результаты - это возможность для взрослых (родителей) задуматься над сложившейся ситуацией. Налицо ослабление семьи как союза родственников (родителей и детей), автономизация Я детей, наметившийся акцент на удовлетворении их личностных потребностей и индивидуальную свободу в противовес принятию детьми требований родителей. Однако дети хотят быть принятыми родителями, хотят использовать малейшую возможность, чтобы доставить им радость. Они хотят, чтобы взрослый мог проявить участие в его жизни. Важно при этом, чтобы сложившаяся ситуация не сказалась на диалоге между родителями и детьми и не смогла привести к усилению разрыва между различными поколениями в семье.
Полученные нами результаты показательны на предмет анализа той среды жизнедеятельности, в которой живет и функционирует молодое поколение. Если учесть, что развивающаяся личность идентифицирует себя с родителями, которые представлены для них в качестве значимых, то именно идентификация ребенка с родителями выступает в качестве основного психокультурного механизма, способного реализовать идеи развития личности и ее субъектности. Молодое поколение включено в уже существующую общность и стало носителями определенного образа и уклада жизни. К сожалению, следует признать, что современная среда жизнедеятельности (семейная, родительская среда), не имеет в наличии смысловых жизненных конструктов, отражающих духовную составляющую бытия. Налицо - неоформленность социальных, культурных, национальных ценностей и смыслов. Семья как неявный институт образования постепенно прекращает свое функционирование, произошла потеря укладного образования (В. И. Слободчиков,2012) [2], несущего в себе совокупность норм, правил, традиций, духовных ценностей и смыслов общежития детей и взрослых, происходит отчуждение мира взрослых от мира детства.
Параллельно с этими переменами и под их влиянием меняется и вся система социально одобряемых ценностей. И в этой связи важный смысл приобретает работа с родителями с тем, чтобы запустить процесс культивирования преемственности ценностей и смыслов исторического бытия своего народа и раскрытия перспективы и панорамы духовных устремлений за пределы наличного, обыденного существования. Установлено, что идентификация личности со смысловыми референтами вводит их в интропсихическую плоскость, где они превращаются в единицы духовного мира личности.
Переосмысление ценностей и смыслов родительства, происходящее в современном обществе, возрождение изначальной сущности семьи как психолого-педагогического явления социокультурного пространства, делегирование семье воспитательных функций и наделение родителей субъектными характеристиками ставит на повестку дня вопрос о разработке и обосновании психолого-педагогического сопровождения родителей в современном социокультурном пространстве. При этом предлагаемое психолого-педагогическое сопровождение необходимо направить не столько преимущественно на развитие личностных качеств родителя, осознания его взаимоотношений с ребенком и супругом, сколько на актуальные в современном социокультурном пространстве субъектные характеристики родителя, определяющие его готовность к реализации социально значимой воспитательной деятельности, способность сознательно действовать и изменять действительность, осуществлять самоопределение, самоидентификацию, саморазвитие. Об этом указывает и в своей статье Н. Н.Васягина, анализируя имеющиеся практики обучения родителей в России и за рубежом (Н. Н.Васягина, 2011) [1]. Важно поставить и задачи изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем их стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье. Сопровождение родителей должно ставить и задачи расширения знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания, психологических законах развития ребенка и изменения самого отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания (А. С. Спиваковская, 1981) [3].
В этой связи нами разработана и апробирована программа «Азбука для родителей», которая нацелена на формирование у родителей «позиции ответственного родителя» и представлений о направлениях взаимодействия семьи, ребенка в контексте образовательного пространства - школы. Данный проект - это одна из возможностей пробуждения семьи как социально-психологической общности, которая предоставляет ребенку специфическую образовательную среду для его духовно-нравственного развития. В сложившихся условиях кризиса традиционной модели детства, изменений в социуме важным является поиск средств духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения и проектирование духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности, которые невозможно построить без диалогического взаимодействия двух институтов - семьи и школы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области: грант № 12-16-40043: Этнопсихологические особенности детско-родительских отношений в контексте изменения культурно-исторической среды (на примере русских семей, проживающих на территории Калужской области).
Рецензенты:
Енгалычев Вали Фaтехович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общей и юридической психологии» ФГОБУ ВПО Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, г. Калуга.
Хачикян Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ФГОБУ ВПО Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, г. Калуга.