Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

YCOLOGICAL ASPECTS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN THE CONTEXT OF ALTERED CULTURAL AND HISTORICAL ENVIRONMENT

Patsakula I.I. 1
1 Kaluga Branch of Finance University under the Government of the Russian Federation
The research made it possible to assess the continuity of generations and their value for each other in the context of ongoing changes in the environment. The tradition to honour the elders and their tactful attitude towards the parents turned out to be important for young people, while the observance of national holidays and traditions, the primacy of the man in the family, hospitality, the appeal to religion and faith seem to be insignificant. The conflict between the desire to be accepted by their parents, to meet their requirements and a slight emphasis on meeting their personal needs and individual freedom is evident. The paper raises the problem of psycho-pedagogical support of modern parents in forming a "position of responsible parenthood." It is necessary for turning the family into a socio-psychological entity that provides a child with a specific educational environment for its spiritual and moral development. The practical importance of the work consists of the fact that the change of cultural historical environment leads to certain distortions reflected in typical ways of behavour and communication, personal character’s traits and qualities, personal self-determination, traditions, habits, customs etc.
habits.
traditions
values
the system of views and attitudes
cultural and historical environment
child-parent relationships

Введение

Перемены, происходящие в России в конце 20 века, в очередной раз приводят к тому, что изменяется уже не только экономика, но и сознание, образ мышления, мировидение, то есть менталитет россиян, происходит переоценка ценностей, происходит пересмотр всей системы нашей культуры. Меняются подходы к понятию и исходным феноменам ментальности. Однако нам до сих пор не раскрыт смысл современного нам мира в своих содержательных характеристиках. В связи с чем встает проблема осмысления культурно-исторического пространства и общества, в котором оказался человек, осмысления того, какие требования предъявляет к нему новая ситуация его развития [4, 5].

В сложившихся условиях современной ситуации в России важное значение приобретает идея психически и социально здоровой личности, которая была бы способна к более продуктивной и целеустремленной деятельности по поддержанию безопасного личностного и общественного бытия, по сохранению и укреплению своего духовного и физического здоровья, миротворческая личность с позитивной жизненной позицией. Указанным миротворческим потенциалом обладает не только отечественная гуманистическая культура, но этнические, национальные традиции русского народа. Однако миротворческой должна быть не только личность, но и среда жизнедеятельности, в которой должны содержаться смысловые жизненные конструкты, субъективно воспринимаемые личностью в качестве значимых.

Психологические проблемы отдельного человека неразрывно связаны с проблемами взаимоотношений в его семье, а проблемы семьи отражают проблемы общества в целом, различных социальных групп, этносов. Отношения родителей и детей в семье являются наиболее ярким примером межпоколенных отношений в обществе. Здесь также отражаются объективные, субъективные и процессуальные аспекты социального «наследования». Культура сохраняется в том случае, если обеспечено воспроизводство населения, преемственность поколений и социализация детей. Эти важнейшие человеческие функции осуществляются посредством родительства, по поводу которого каждый народ создаёт собственную однородную систему ценностей, норм и механизмов социального регулирования. Содержание родительской роли может соответствовать этим представлениям, тогда они принимаются как должное и критически не осмысливаются. Ситуация, когда понимание и реализация родителем своих функций противоречат нормативно-ценностным образцам, приводит к дезориентации личности относительно своей роли и своего статуса, задавая новый контекст жизни и деятельности человека.

Для сохранения национального облика и национальных личностных особенностей каждым этносом весьма важно, чтобы новые поколения смогли освоить национальную культуру (А. Ю. Гранкин, А. А. Налчаджян, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. К. Шаповалов и др.). Изменения культурно-исторической среды приводят к определенным деформациям, отражающимся на типичных способах поведения и общения, свойствах и качествах характера личности, личностных самоопределениях, традициях, привычках, обычаях и пр. Все это делает актуальным оценку стабильных и изменяемых признаков, относящихся к детско-родительским отношениям в контексте изменения культурно-исторической среды.

Цель исследования - изучить изменение этнопсихологических детерминант: представлений, ценностей, оснований, которые определяют содержательные и процессуальные характеристики взаимодействия в системе родитель - ребенок и позволяют расширить сферу научного и бытийного знания об особенностях поведения, ценностях, когнитивных особенностях личности, влияющих на нравственное сохранение, устойчивость русской культуры, духовный рост молодого поколения.

Материал и методы исследования. Для изучения социокультурных феноменов, складывающихся в отношениях родитель - ребенок в ситуации изменения культурно-исторической среды нами было проведено анкетирование и интервьюирование.

В проведенном анкетировании приняли участие 86 школьников 6-х - 10-х классов школ г. Калуги. Возраст опрошенных - от 12 до 15 лет, национальность - русские. Участие в анкетировании приняли и студенты (общая численность 81 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, национальность русские). В интервьюировании участвовали школьники 11 лет (21 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос анкеты: Как Вы считаете, должны ли родители уделять детям больше времени, чем сейчас? Ответы распределились следующим образом: 44 % опрошенным школьникам и 53 % студентам не хватает общения с родителями, и они хотели бы, чтобы родители уделяли им больше времени, при этом 56 % школьникам и 47 % студентам «и так достаточно» времени общения с родителями.

Двум группам опрошенных предлагалось представить в порядке убывания значимости следующие традиции (т. е. 1 - самая значимая, 11 - самая не значимая): 1) уважение старших; 2) соблюдение национальных праздников; 3) главенствующая роль мужчины в семье; 4) требовательное отношение к воспитывающимся в семье детям; 5) обычай гостеприимства; 6) оказание помощи нуждающимся соплеменникам (обычай совместного неоплачиваемого труда); 7) чуткое отношение к родителям; 8) использование национальных обычаев и традиций; 9) родственная взаимопомощь; 10) обращение к религии и вере; 11) милосердие.

Анализ полученных результатов позволяет нам констатировать сходство в приписывании степени значимости традиций в двух группах опрошенных. При этом значимыми для опрошенных являются такие национальные традиции, как: уважение старших (средний ранг в группе опрошенных школьников - 2,1, в группе студентов - 2,8) чуткое отношение к родителям (средний ранг в группе опрошенных школьников - 2,7, в группе студентов - 3). Незначимыми у студенческой аудитории оказались такие традиции, как: использование национальных обычаев и традиций (средний ранг в опрошенной группе - 8,7); соблюдение национальных праздников (средний ранг в опрошенной группе - 7,9); обращение к религии и вере (средний ранг - 7,7); обычай гостеприимства (средний ранг в опрошенной группе - 7,4). Для школьников незначимыми оказались следующие традиции: соблюдение национальных праздников (средний ранг - 8,2); использование национальных обычаев и традиций (средний ранг в опрошенной группе - 8); главенствующая роль мужчины в семье (средний ранг - 8); обычай гостеприимства (средний ранг в опрошенной группе - 7,2). Полученные результаты показательны с точки зрения того, что уважение старших для школьников и студентов является значимой ценностью. Уважение к старшим - это хороший обычай, который присутствует у русских достаточно давно. Важно, что и сейчас молодежь определяет его как значимую ценность, и в современном постиндустриальном обществе уважение старших воспринимается как естественное нравственное чувство, показатель элементарной воспитанности и вежливости.

На вопрос анкеты: «Как Вы думаете, какая из представленных ниже традиций в настоящее время является наиболее используемой при воспитании детей?», ответы испытуемых распределились следующим образом. Большинство опрошенных (62 % школьников и 40 % студентов) отметили «уважение старших», для 30 % опрошенных студентов значимым является «чуткое отношение к родителям».

Опрос школьников и студентов позволяет оценить преемственность между поколениями и их ресурсность друг для друга в контексте происходящих изменений среды. С этой точки зрения обращает на себя внимание факт того, что традиции почитания старших и чуткое отношение к родителям присутствуют в ответах представителей молодого поколения. Эта тенденция дает нам определенные надежды на уважение, покой, но одновременно и предполагает постоянную работу по созданию и сохранению оптимальных связей и отношений в обществе. Незначимыми для молодежи становятся такие традиции, как соблюдение национальных праздников и традиций, главенствующая роль мужчины в семье, обычай гостеприимства, обращение к религии и вере.

Анализ результатов интервьюирования школьников 11 лет (21 человек), которым предлагалось выразить степень своего согласия с высказываниями по пятибалльной шкале («полностью согласен», «согласен», «не знаю», «не согласен», «совершенно не согласен»), позволяет констатировать следующее.

Оценивая высказывание «Охотнее всего я уехал бы из дома», 69 % опрошенных выразили свое несогласие с утверждением (24,2 оценили его при помощи шкалы «не согласен», 44,8 % опрошенных «совершенно не согласны»). Сомневаются (выбрали ответ «не знаю») 24,2 % школьников и по 3,4 % соответственно выбрали ответы «полностью согласен» и «согласен» с данным утверждением. Несмотря на то, что у большинства опрошенных позитивная установка на родительский дом (у 69 % школьников), у 31 % опрошенных присутствует негативная оценка родительского дома и желание уйти из него.

Большинство (86,2 %) школьников этой возрастной группы «не согласны» (48,3 % опрошенных) или «совершенно не согласны» (37,9 % опрошенных) с утверждением «Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю». При этом 10,3 % школьников не определились точно в своем мнении и выбрали ответ «не знаю». Выразили свое согласие с этим утверждением только 3,4 % опрошенных.

На утверждение «В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают» ответы распределились следующим образом: 20,7 % респондентов отметили, что «не знают», столько же опрошенных (20,7 %) выразили согласие с утверждением, и полное согласие выразили 6,8 % опрошенных. Не согласны с этим высказыванием 24,2 % школьников, «полностью не согласны» - 27,6 % опрошенных. Полученные ответы свидетельствуют о том, что 48,2 % школьников находят в семье полное или частичное непонимание, их эмоциональная связь с родителями на грани потери.

Интересными оказались ответы школьников на утверждение «Для семьи я делаю только то, что мне поручают». Из всех опрошенных 27,8 % выразили полное согласие с утверждением, 41,6 % школьников выразили согласие. Ответ «не знаю» представлен у 3,4 % опрошенных, и лишь 20,3 % школьников выразили свое не согласие или полное несогласие (6,9 % респондентов) с утверждением. Таким образом, большинство одиннадцатилетних респондентов (72,8 % опрошенных) в семье не проявляют инициативы что-либо сделать для семьи, ограничиваясь выполнением родительских поручений и просьб.

На утверждение «Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению» одиннадцатилетние респонденты ответили следующим образом: «полностью согласны» - 20,3 % школьников, 34,6 % выбрали ответ «согласен», 27,8 % опрошенных затруднились ответом, выбрав ответ «не знаю», 10,4 % опрошенных школьников «не согласны», 6,9 % «совершенно не согласны» с представленным утверждением. Таким образом, лишь меньшинство из опрошенных одиннадцатилетних респондентов (17,3 %) ощущают себя не способными влиять на проблемные ситуации, возникающие в их семье.

На утверждение «Я стараюсь использовать малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье» только 3,4 % опрошенных «совершенно не согласны с этим утверждением», 6,9 % респондентов не определились конкретно (выбрали ответ «не знаю»), 51,8 % «полностью согласны» и 37,9 % школьников выразили свое согласие с утверждением. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на существующее непонимание родителями детей, большинство опрошенных (89,7 % от общего числа) хотели бы использовать хотя бы небольшую возможность, чтобы порадовать своих близких. Налицо желание детей быть принятыми в своей семье.

Оценки школьниками утверждения «Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют» распределились следующим образом. «Полностью согласны» и «согласны» с утверждением 17,2 % и 24,2 % опрошенных соответственно, 31 % респондентов отметили ответ «не знаю», и 13,8 % опрошенных «не согласны», и столько же были категоричны в оценке, т.е. «совершенно не согласны». Это говорит о том, что для 26,8 % одиннадцатилетних школьников родители не выступают в качестве авторитета, их требования не имеют значимости для них.

Однако при всем этом, на высказывание «Если я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета» большинство опрошенных школьников «полностью согласны» и «согласны» (ответы распределились поровну по 34,6 %), т.е. дети совершенно не исключают возможности обратиться за советом к старшим. Таким образом, налицо противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, существует нежелание принимать требования взрослых, с другой, в трудной ситуации школьники готовы принять для себя советы старших в семье. При оценке этого утверждения, 13,4 % отметили ответ «не знаю», 10,1 % - «не согласны», 6,9 % опрошенных - «совершенно не согласны» с такой позицией. Однако 17,2 % респондентов достаточно категоричны и за советом к близкому окружению не обратятся.

Выводы. Таким образом, проведенный опрос одиннадцатилетних школьников позволяет сделать следующие выводы. Практически у трети респондентов есть желание уйти из родительского дома. Почти половина опрошенных школьников находят в семье полное или частичное непонимание, их эмоциональная связь с родителями на грани потери. Чуть более 2/3 опрошенных сами не проявляют инициативы что-либо сделать для семьи, ограничиваясь лишь выполнением родительских поручений и просьб, однако, ощущают себя способными влиять на проблемные ситуации, возникающие в их семье. При этом практически 90 % опрошенных хотели бы использовать хотя бы небольшую возможность, чтобы порадовать своих близких. Для более ¼ из всех опрошенных школьников требования родителей не воспринимаются с точки зрения значимости для них. Однако практически 70 % школьников совершенно не исключают возможности обратиться за советом к старшим.

Полученные результаты - это возможность для взрослых (родителей) задуматься над сложившейся ситуацией. Налицо ослабление семьи как союза родственников (родителей и детей), автономизация Я детей, наметившийся акцент на удовлетворении их личностных потребностей и индивидуальную свободу в противовес принятию детьми требований родителей. Однако дети хотят быть принятыми родителями, хотят использовать малейшую возможность, чтобы доставить им радость. Они хотят, чтобы взрослый мог проявить участие в его жизни. Важно при этом, чтобы сложившаяся ситуация не сказалась на диалоге между родителями и детьми и не смогла привести к усилению разрыва между различными поколениями в семье.

Полученные нами результаты показательны на предмет анализа той среды жизнедеятельности, в которой живет и функционирует молодое поколение. Если учесть, что развивающаяся личность идентифицирует себя с родителями, которые представлены для них в качестве значимых, то именно идентификация ребенка с родителями выступает в качестве основного психокультурного механизма, способного реализовать идеи развития личности и ее субъектности. Молодое поколение включено в уже существующую общность и стало носителями определенного образа и уклада жизни. К сожалению, следует признать, что современная среда жизнедеятельности (семейная, родительская среда), не имеет в наличии смысловых жизненных конструктов, отражающих духовную составляющую бытия. Налицо - неоформленность социальных, культурных, национальных ценностей и смыслов. Семья как неявный институт образования постепенно прекращает свое функционирование, произошла потеря укладного образования (В. И. Слободчиков,2012) [2], несущего в себе совокупность норм, правил, традиций, духовных ценностей и смыслов общежития детей и взрослых, происходит отчуждение мира взрослых от мира детства.

Параллельно с этими переменами и под их влиянием меняется и вся система социально одобряемых ценностей. И в этой связи важный смысл приобретает работа с родителями с тем, чтобы запустить процесс культивирования преемственности ценностей и смыслов исторического бытия своего народа и раскрытия перспективы и панорамы духовных устремлений за пределы наличного, обыденного существования. Установлено, что идентификация личности со смысловыми референтами вводит их в интропсихическую плоскость, где они превращаются в единицы духовного мира личности.

Переосмысление ценностей и смыслов родительства, происходящее в современном обществе, возрождение изначальной сущности семьи как психолого-педагогического явления социокультурного пространства, делегирование семье воспитательных функций и наделение родителей субъектными характеристиками ставит на повестку дня вопрос о разработке и обосновании психолого-педагогического сопровождения родителей в современном социокультурном пространстве. При этом предлагаемое психолого-педагогическое сопровождение необходимо направить не столько преимущественно на развитие личностных качеств родителя, осознания его взаимоотношений с ребенком и супругом, сколько на актуальные в современном социокультурном пространстве субъектные характеристики родителя, определяющие его готовность к реализации социально значимой воспитательной деятельности, способность сознательно действовать и изменять действительность, осуществлять самоопределение, самоидентификацию, саморазвитие. Об этом указывает и в своей статье Н. Н.Васягина, анализируя имеющиеся практики обучения родителей в России и за рубежом (Н. Н.Васягина, 2011) [1]. Важно поставить и задачи изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем их стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье. Сопровождение родителей должно ставить и задачи расширения знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания, психологических законах развития ребенка и изменения самого отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания (А. С. Спиваковская, 1981) [3].

В этой связи нами разработана и апробирована программа «Азбука для родителей», которая нацелена на формирование у родителей «позиции ответственного родителя» и представлений о направлениях взаимодействия семьи, ребенка в контексте образовательного пространства - школы. Данный проект - это одна из возможностей пробуждения семьи как социально-психологической общности, которая предоставляет ребенку специфическую образовательную среду для его духовно-нравственного развития. В сложившихся условиях кризиса традиционной модели детства, изменений в социуме важным является поиск средств духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения и проектирование духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности, которые невозможно построить без диалогического взаимодействия двух институтов - семьи и школы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области: грант № 12-16-40043: Этнопсихологические особенности детско-родительских отношений в контексте изменения культурно-исторической среды (на примере русских семей, проживающих на территории Калужской области).

Рецензенты:

Енгалычев Вали Фaтехович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общей и юридической психологии» ФГОБУ ВПО Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, г. Калуга.

Хачикян Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ФГОБУ ВПО Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, г. Калуга.