Современная ситуация развития образования характеризуется поддержкой со стороны государства инновационных образовательных учреждений. Как отмечается в документах Министерства образования и науки Российской Федерации, инновационное образование представляет собой модель, ориентированную преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» и области профессиональной деятельности. Инновация образования вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми, более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника. Инновационный подход к реформе образования основан на представлении о том, что система образования не столько подстраивается под рынок труда, сколько сама является источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий. Но сегодня уже мало только умения генерировать новые идеи. Важнейшим навыком становится умение воплощать свои идеи в жизнь, что ставит задачу формирования кадров, обладающих новым инновационным мышлением, в том числе педагогическим. Инновационное мышление - новое понятие, нуждающееся в широком исследовании содержания и форм проявления. Можно отметить такие его признаки, как способность к созданию новаций, восприятию новых идей, критичность, панорамность, креативность, рефлексивность, умение увидеть привычные вещи по-новому, определять проблему, ставить и решить конкретные задачи. Инновационный стиль мышления предполагает формирование у студентов отношения к любой системе окружающего мира не как к неизменной, а как к динамичной, подлежащей совершенствованию и модернизации; умений вскрывать внутренние противоречия, препятствующие развитию системы в рамках существующей структуры; умений решать противоречия с использованием различного интеллектуального инструментария.
О важности развития инновационного мышления в процессе формирования высококлассных специалистов чаще всего говорится по отношению к менеджерам, экономистам, руководителям предприятий, бизнесменам, государственным служащим. На наш взгляд, не в меньшей, если не в большей степени, потребность в инновационном мышлении относится к учительскому корпусу, который уже за школьной партой должен развивать данный стиль мышления у будущих экономистов, юристов, врачей и т.д. А для этого педагог должен сам мыслить инновационно. Особенности педагогической деятельности, гибкость и подвижность образовательной среды, вариативный характер обучения, воспитания и развития учащихся, учет региональных и национальных особенностей педагогических систем заставляют говорить о необходимости овладения учителем широкой панорамной картиной мира, его панорамным видением, из которого учитель мог бы выбирать в соответствии с целями и задачами образования необходимый материал для развития личности ребенка. Развитие инновационного мышления - это необходимая реакция личности на возрастание сложности современного мира. К сожалению, в практике профессиональной подготовки учителей в условиях педагогических вузов проблема формирования и развития профессионального педагогического мышления студентов решается не как комплексная проблема, а как одна из актуальных, но «периферийных» проблем процесса педагогического образования.
Инновационное мышление рассматривается нами как теоретико-практическое, продуктивное, обладающее признаками панорамности, критичности, рефлексивности, несущее в себе механизм обновления, установку на перманентный поиск альтернатив в практике образования, осознанность свободы в целевой, содержательной, процессуально-методической сферах профессиональной деятельности как права на творческое самовыражение и готовность нести ответственность. Особенность инновационного мышления заключается в обеспечении решения задач прогрессивного преобразования педагогической реальности. Инновационное мышление отражает инновационный цикл, который включает следующие компоненты: педагогический поиск, проектирование педагогического нововведения, его реализацию и рефлексию. Соответственно, основными функциями инновационного мышления являются: выявление проблемы, поиск имеющихся возможных способов ее решения, выдвижение новых подходов, детализацию существующих способов и подходов, поиск новых форм и средств для реализации существующих вариантов решения или принципиально новых, выдвинутых педагогом.
Проблема формирования учителей с новым стилем мышления требует от высшей школы пересмотра целей, содержания образования, научного обоснования новых принципов организации учебно-воспитательного процесса, соответствующих тому образу человека, на которого работает система образования. Наиболее существенными условиями и факторами развития нового педагогического мышления являются: изменение содержания образования через различные виды интеграции (интеграция учебных дисциплин, интеграция знаний по блокам дисциплин и др.); создание условий для развития у субъектов образования чувства проблемы, противоречия, умений выдвижения гипотез; оптимальное соответствие заданий репродуктивного и творческого характера; наличие научно-информационной среды для проявления умений мыслить и действовать культуросообразно; создание условий непрерывности, преемственности и динамичности процесса формирования мышления; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Одним из перспективных направлений использования Интернета в образовании с целью развития инновационного мышления студентов являются технологии дистанционного обучения, в частности, среда Moodlе, система АdobeConnect, МООСs.
Дистанционное обучение имеет давнюю историю. По сути, оно началось еще в 1892 г., когда в Чикагском университете была запущена программа дистанционного обучения с использованием почты для переписки со студентами, так называемое «корреспондентское» обучение. Развитие радио, а затем и телевидения позволило в разы увеличить количество обучающихся дистанционно. Так, в 1921 г. для обучения были использованы радиотрансляции, а в1963 г. - телевизионное вещание. В 1970 г. Coastline Community College стал первым колледжем без физической территории, предлагая лишь ТВ курсы. Однако имелся большой недостаток подобного обучения - отсутствие обратной связи. Появление и доступность персональных компьютеров позволили решить и эту проблему. Так, например, в 1988 г. был реализован совместный советско-американский проект «Школьная электронная почта». Сегодня дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь благодаря всемирной паутине. Наиболее динамичное развитие дистанционное обучение получается благодаря использованию среды Moodle и системы AdobeConnect.
Moodle («Modular object-oriented dynamic learning environment») или Моодус («Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда») - это среда дистанционного обучения, которая предназначена для разработки и размещения учебных и методических материалов в сети Интернет/Интранет и организации учебного процесса на их основе. Этот программный продукт используется во многих странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Moodle обеспечивает студентам доступ к многочисленным учебным ресурсам и поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.
AdobeConnect - гибкая система распределенного обучения и общения с использованием технологий веб-коммуникаций, позволяющая обеспечивать возможность преподавания, обучения и совместной работы на любом расстоянии в Интернете. Система AdobeConnect предусматривает наличие двух основных модулей: AdobeConnectMeeting и AdobeConnectTraining. AdobeConnectMeeting - виртуальная классная комната, модуль веб-конференцсвязи, обеспечивающий: многоточечную трансляцию аудио- и видео-контента; загрузку и воспроизведение видеофрагментов в формате FlashVideo (FLV); демонстрацию презентации PowerPoint с сохранением анимационных эффектов; совместную работу над документами; инструменты для общения и др. AdobeConnectTraining - модуль дистанционного обучения, обеспечивающий:проигрывание электронных курсов, проведение дистанционного тестирования;создание учебных планов, совмещающих занятия в реальном временипод руководством преподавателя и самостоятельное обучение; детализированную отчетность в разрезе обучаемого/группы/программы/курса/виртуального класса и др.
Особенностью проведенного исследования является проектирование и реализации дистанционного обучения на основе сочетания среды Moodle и системы AdobeConnect в режимах онлайн и офлайн, использование интерактивных моделей занятий. По оценкам участников дистанционного обучения, в качестве которых выступили учителя школ с разным педагогическим стажем и студенты педагогического вуза, наиболее привлекательными для них оказались возможности освоения учебного материала в разных форматах, обучение в удобное время, многократное повторное обращение к учебным материалам идр. Особо востребованным оказался ресурс в виде видеолекций, поскольку он, наряду с информационной, включал эмоциональную составляющую, смысловые акценты, невербальные способы взаимодействия, то есть все то, что не передашь через текст. Наш опыт показывает, что желательно использовать небольшие по времени и объему лекции, содержащие элементы интерактива. Это могут быть как вкрапленные в лекцию дискуссии, например, проведенные ранее со студентами, так и интерактив в реальном времени со слушателями курсов, что технически возможно через живое общение или чат. В аналогичном формате могут быть реализованы вебинары, мастер-классы. Важен также интервал выкладывания в Moodle нового учебного материала для поддержания внимания и мотивации обучающихся.
Имеющиеся в Moodle возможности позволяют организовать форумы по любым вопросам для обмена мнениями и оценками друг с другом, а также использовать режим индивидуальной консультации по волнующим обучающихся темам. Подробное структурирование учебного материала с использованием гиперссылок позволяет педагогам выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей. Таким образом, среда Moodle позволяет уйти от традиционной организации курсов, когда обучающийся рассматривается в роли пассивного слушателя, и включить его в активною совместную интерактивную деятельность, организовать практические занятия и стажировки. Еще одной интересной оценкой результатов обучения на курсах стал так называемый эффект «профессионального вызова», которым мы обозначили появившееся у педагогов желание развивать свои знания, а также совершенствовать умения в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы возможности Moodlе и АdobeConnect требуют методического осмысления особенностей представления и структурирования учебного материала. В дальнейших исследованиях нуждается вопрос о временном интервале лекций, способе их нарезки, встраивании в лекции тестов, сопровождении их субтитрами, включение интерактивных методов и приемов и др.
Еще одним перспективным направлением в развитии дистанционного образования являются МООСs (massive open online courses - массовые открытые онлайн курсы), пик развития которых приходится на 2012-2013 гг. и которые начинают оказывать существенное влияние на развитие высшего образования в России и в мире. В Википедии на русском языке определения МООС найти не удалось, в иностранной версии читаем: «Массовый открытый онлайн курс - это курс, предусматривающий большое количество участников и открытый доступ через Интернет. В дополнение к традиционным материалам, таким как видео, лекции и проблемные задачи, MOOC предоставляет интерактивные форумы, чтобы создать сообщество для студентов и преподавателей» [5]. Блогеры определяют МООС как учебу будущего, позволяющую любому человеку учиться в лучших университетах мира. Сам термин MOOC принадлежит Дейвиду Кормьеру, преподавателю Университета Острова Принца Эдварда [5].
В литературе выделяют следующие преимущества МООС: доступность; высокий уровень самоорганизации; мультимедийная форма предоставления материала: скрипты для чтения, видео, онлайн-форумы, вебинары, интерактивные задания в виде пазлов, симуляционные лаборатории по электронике; актуальность и новизна тем: Networking, QuantenMechanics/Physics, Sustainability, In-memorycomputing, The Secret sof Life (Biology) и т.д.; определенная «универсальность» знаний - последние можно применить практически в любой стране [1].
На начало 2013 года известны три крупных платформы онлайн-курсов университетского уровня: Coursera, Udacity и edX.
1. Coursera - стартап в сфере онлайн-образования, основатели - профессора Стэнфордского университета Э. Нга и Д. Келлер. Coursera предлагает своим слушателям полноценные курсы с видеолекциями (с субтитрами), текстовыми конспектами лекций, заданиями, тестами и итоговыми экзаменами. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено в определенный промежуток времени. При условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена по окончании курса слушателю может быть выслан сертификат. В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленным журналом Time, стартап Coursera победил в номинации лучший образовательный сайт года [3].
2. Udacity - образовательная организация, основатели - С. Тран, Д. Ставенс и М. Сокольски (США). Дистанционные курсы доступны бесплатно, прослушать их может любой желающий. Формат курсов почти такой же, как в Coursera: видеолекции (на английском языке) с субтитрами, встроенные тесты и домашние задания, в основу которых положена идея модели «учиться на практике». Встроенный в лекцию тест призван помочь студентам понять предлагаемые концепции и идеи [6].
3.edX - совместный проект Гарвардского университета и Массачусетского института технологии. Образовательная платформа предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями, студенческие рейтинги вопросов и ответов, онлайновые лаборатории и обучение в темпе, предпочитаемом студентом. Проект кроме обучающей преследует исследовательскую цель: определить, какие обучающие методы и инструменты наиболее успешны [4].
Все платформы преследуют общую цель - создать открытое образовательное пространство, сделать образование доступным для всех желающих людей по всему миру, реализовать их потребность в самообразовании, совместными усилиями «заново изобрести» образование в мировом масштабе.
Идея открытого образования распространяется и в Европе. 17 известных британских университетов, в том числе университеты Уорвика и Бата, Королевский колледж Лондона, Сент-Эндрюсский и Уорикский университеты и др. объединились для создания платформы массовых онлайн-курсов Futurelearn.
В России идеи МООС находят свое выражение через проект «Интернет-Университет Информационных Технологий» и «Моби-Курс» (интернет-портал с MOOCs известных профессоров элитных российских вузов МГИМО, МГУ, МГТУ и др.). Обеспечение быстрого и удобного доступа к информации и сопутствующих инструментов для взаимодействия с ней имеют решающее значение для распространения дистанционного образования и стимулирования инноваций в этой области [2].
Возможности массовых открытых онлайн ресурсов: бесплатная учёба в лучших университетах мира у лучших профессоров; уменьшение барьеров в обучении, повышение самостоятельности; возможность общения со студентами из разных стран, участие в совместных проектах; возможность дальнейшего поступления в университет или трудоустройства. Некоторые платформы формируют резюме на каждого выпускника и по желанию высылают потенциальному работодателю. Дальнейшее развитие МООС в нашей стране видится через использование в качестве источника дополнительного образования, в том числе для повышения квалификации и поддерживания ее на актуальном уровне, а также, возможно, включение в основные образовательные программы как курсы по выбору студента. Аналитики называют массовые онлайн курсы величайшей революцией в образовании со времен изобретения печатного станка Гутенберга [5]. Теперь лучший в мире преподаватель может прочитать свой курс не сотне студентов в элитном университете, а сотням тысяч людей по всему миру.
Интеграция в рамках инновационных процессов связана с взаимодействием между людьми и организациями в процессах преобразования новых знаний в реальные продукты, удовлетворяющие конкретные потребности. Движение научной идеи к практическому использованию предполагает реализацию соответствующей системы связей и отношений, то есть инновационные коммуникации.
Ключевым звеном этих проектов и инициатив является современный учитель, обладающий инновационным мышлением, владеющий современными технологиями, способный ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать ситуацию, принимать ответственные решения.
Традиционные подходы к подготовке и переподготовке учителя не отвечают решению проблем, стоящих перед современным обществом. Это определяет необходимость поиска новых подходов и механизмов для концентрации усилий различных государственных и общественных структур, направленных на достижение конечного результата. Развитие этого взаимодействия ориентировано на формирование педагога нового типа и нового времени, соответствующего ожиданиям государства и общества; обладающего инновационным мышлением, педагога, являющегося стратегическим потенциалом региона и России в целом.
Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».
Рецензенты:
Колычева Зоя Ивановна, д-р пед. наук, профессор кафедры химии, БЖД, ТиМП ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.
Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и социального образования ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.