Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEMATIC MATERIAL OF DEVELOPMENT GAME THINKING FOOTBALL PLAYERS, BASED ON THE CLASSIFICATION OF GAME SITUATIONS

Arbuzin I.A. 1 Tereschenko A.A. 2 Filatova N.P. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
2 Omsk State Transport University
The article discusses problem of game thinking young football players, which, according to the authors, should be addressed with the help of theoretical problems aimed at skills development of young footballers highlight signs of game situations occurring during the match. Work on the formation of abilities to allocate appropriate signs must be based on the proposed classification of game situations, as the activities of a football player in a match according to the authors is constant emergence and interleaving the standard of game situations in different zones football field with varying degrees of complexity (with a different number of possible solutions). The same way presented sections exercises directed to the development of the game thinking. Suggested sections will be in the future structural basis of the methods development game thinking young football players.
game thinking
signs of game situations
game situation
classification of game situation

Введение

Понятие «игровая ситуация» в методической литературе не получило самостоятельного значения и определенного содержания как тактическая категория. Это понятие отсутствует среди отправных тактических терминов («тактика», «способы ведения игры», «комбинация» и др.). Термин «игровая ситуация» используется лишь эпизодически при рассмотрении комбинаций и правил действий [2].

Фаттахов В. Р. [4] предлагает определение атакующей игровой ситуации – сложившееся в определенный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и с определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

В работе Ю. А. Калининского [2] выдвинуты некоторые научно-методические подходы к рассмотрению игрового мышления футболиста, но не ставится цель изложения материалов по формированию игрового мышления. Автор показывает значительную роль в тактической подготовке формирования у юных футболистов умения правильно оценивать игровые ситуации на основе их классификации.

При описании игровых ситуаций автор, прежде всего, разделяет голевые и не голевые ситуации и выделяет признаки голевой ситуации: 1) команда владеет мячом; 2) в зоне результативного удара находится хотя бы один игрок своей команды (условно № 1); 3) № 1 владеет мячом (условно № 2); 4) № 2 открыт; 5) зона обстрела открыта (свободна).

Все эти признаки могут принимать и противоположное значение (т.е. знак «минус»). На основе этих признаков Ю. А. Калининский экспериментальным путем выявляет наиболее эффективные продолжения различных игровых ситуаций, т.е. автор использует предложенную классификацию для конкретных целей.

Обсуждение результатов исследования

В своей работе мы берем во внимание классификацию Ю. А. Калининского, но на основании специфики футбольной игры выделяем несколько другие признаки игровой ситуации (рис. 1) для разработки методики развития игрового мышления. В данной классификации выделяем следующие признаки игровой ситуации: зона футбольного поля, количество вариантов решения, условия возникновения (из стандартного положения или в течение игрового эпизода), фаза игры (атакующие, оборонительные действия), условия действия игрока (с мячом, без мяча).

Игровая ситуация – это игровой момент с конкретным расположением участвующих в нем игроков, возникший в ходе матча в определенное время и в определенной зоне поля.

 

Рис. 1. Классификация игровых ситуаций

1. Зона поля – это условно выделенное место футбольного поля, в соответствии с которым определяются принципы действия и взаимодействия игроков.

Мы выделили равновеликие участки футбольного поля (рис. 2):

1,3 – фланговые зоны атаки;

4,6 – фланговые зоны середины поля;

7,9 – фланговые зоны обороны;

2 – центральную зону атаки;

5 – центральную зону середины поля;

8 – центральную зону обороны.

ворота соперника

Рис. 2. Зоны футбольного поля

Также мы выделили так называемые подзоны (а, б, в, г), в связи с тем, что действия и взаимодействия игроков в одной зоне, но в разных подзонах будут несколько отличаться друг от друга. Например, зона 5в, 5г – это зона развития атаки, где необходимо сохранить мяч или отдать точную передачу партнеру для развития последующих действий. А в зоне 5а, 5б с помощью острой передачи в зону атаки или за счет индивидуальных действий есть возможность создать условия для взятия ворот. Также из зоны 1а необходимо путем созидательных действий или подачи доставить мяч в штрафную площадь соперника, тогда как из зоны 1б возможен силовой прострел вдоль ворот или передача в зону 2 для нанесения удара по воротам.

Таким образом, на наш взгляд, игровые ситуации различаются в зависимости от того, в каких зонах поля они возникают. В соответствии с этим различаются принципы действия и взаимодействия игроков в конкретных игровых ситуациях [1].

2. Количество вариантов решений – это количество возможных продолжений создавшейся игровой ситуации. Каждая игровая ситуация имеет несколько вариантов своего продолжения. В спорте, как правило, число основных последующих ходов не превышает трех – пяти. Но эти варианты решения следуют одно за другим без перерыва – или почти без перерыва, повторяясь на протяжении довольно длительного времени. В зависимости от активно задействованных игроков в ситуации количество вариантов решений варьирует. Чем больше задействованных игроков и, соответственно, вариантов дальнейших продолжений, тем сложнее будет игровая ситуация в целом. То есть игровую ситуацию можно разделить по уровню сложности в зависимости от количества вариантов решения: до 2-х, от 2–4-х, от 5 и больше.

Как известно, игровые моменты разделяются на ситуационные и стандартные положения.

3. Стандартные положения – это ввод мяча в игру из его статического положения, либо после ухода в аут.

Как известно, стандартным положениям относятся: розыгрыш с центра поля, свободный удар от ворот, штрафной удар, свободный удар, угловой удар, вбрасывание мяча из-за боковой линии, штрафной 11-метровый удар.

Стандартные положения возникают как при атаке чужих, так и при обороне своих ворот. Здесь также действия и взаимодействия игроков определенным образом зависят от зоны поля, в которой происходит розыгрыш стандартного положения.

При стандартных положениях в обороне главной задачей является – перехватить мяч или не дать нанести удар по своим воротам. Все действия осуществляются без мяча.

При стандартных положениях в атаке главной задачей является сохранить мяч, нанести удар по воротам или вывести своего партнера на ударную позицию. Действия осуществляются как с мячом, так и без мяча. При осуществлении последних игроки стараются занять выгодную позицию для наиболее эффективного продолжения или завершения розыгрыша стандартных положений. Действия с мячом при стандартных положениях – это непосредственное выполнение технико-тактического действия из статического положения мяча, в которых выделяют: начало контроля мяча (игра начинается с центра, вбрасывание мяча из-за боковой линии, штрафной удар, свободный удар, угловой удар, удар от ворот), и завершение командных технико-тактических действий (удар с 11-метровой отметки, удар по воротам со штрафного) [3].

В спортивных играх, таких как футбол, игровых моментов гораздо больше, чем стандартных положений, отсюда название – ситуационные виды спорта.

4. Ситуационные – это такие игровые моменты, которые постоянно возникают в ходе спортивного поединка до остановки игры арбитром, ухода мяча в аут или после розыгрыша стандартных положений.

Нужно отметить, что в ходе матча футболисты играют примерно 60 минут «чистого» времени (из расчета 2 тайма по 45 мин), остальное время занимают остановки игры арбитром, уход мяча в аут, подготовка к выполнению стандартных положений, проведение замен и т.д.

Ситуационные моменты также разделяются на игру в атаке и обороне. Нужно отметить, что в современном футболе к защитникам предъявляются требования действовать не только в разрушительном стиле, но и в созидательном, равно как и к нападающим – после срыва атаки вступать в отбор, т.е. выполнять оборонительные функции. Как только партнеры завладели мячом, вся команда переходит к атаке, а как только мяч потерян, все игроки переходят к обороне.

Главной задачей обороны, как мы уже говорили, является завладеть мячом, обезопасить свои ворота от ударов и возникновения возле них голевых моментов. Отсюда, все игровые действия выполняются без мяча, т.е. это противодействие индивидуальным, групповым и командным технико-тактическим действиям.

Выше также было сказано, что главной задачей атаки является сохранить мяч, выйти на ударную позицию и нанести удар по воротам, забив при этом гол. Все атакующие действия разделяются на действия с мячом и действия без мяча. Последние – это «открывание», «отвлечение» соперника, выбор наиболее выгодной позиции для продолжения атаки. К атакующим действиям с мячом относятся все технико-тактические действия, выполняемые игроком в ходе матча (передачи, ведение, обводка, прострелы, удары) [3].

В атакующих действиях также выделяют начало контроля мяча: мяч вводит вратарь, мяч отобран после выигрыша единоборства, перехвачен пас соперника. И завершение командных технико-тактических действий: гол в ворота соперника, мяч попал в створ ворот, но пойман или отбит вратарем (точный удар), мяч после удара пролетел мимо ворот (неточный удар), мяч после удара ушел на угловой, мяч ушел в аут, назначен штрафной удар, мяч, посланный своему игроку, перехвачен соперником, мяч потерян в борьбе с соперником.

Таким образом, вся деятельность футболиста в ходе матча представляется нам постоянным возникновением и чередованием стандартных и игровых ситуаций в различных зонах футбольного поля, с разной степенью сложности (количеством возможных вариантов решений). И от того, насколько полно и широко спортсмен будет воспринимать поступающую информацию в виде этих ситуаций, настолько и эффективными будут его действия. Любое действие – это плод мыслительных операций, конечным итогом которых является принятие решения, т.е. принятое решение является сигналом к действию. Это говорит о том, что спортсмен постоянно подвержен психологической атаке в плане активного протекания процесса мышления [5]. Эффективность данного процесса, относительно игровой деятельности, у каждого спортсмена находится на разном уровне. Тем самым, для специалистов наиболее ценен футболист «думающий», умеющий выбрать наиболее оптимальное продолжение игрового эпизода, принять правильное решение в сложной игровой обстановке. Именно верно принятое решение зачастую бывает определяющим в положительном исходе игровой ситуации. Следовательно, этой стороне подготовки спортсменов целесообразно уделять пристальной внимание.

Конечно, тренеры и специалисты обучают правильным и оптимальным действиям футболистов в различных игровых ситуациях, но эта работа в основном сводится к указанию на ошибочные решения и объяснения правильных действий, разбору игровой ситуации на макете поля. На наш взгляд, эта работа будет эффективнее, если будет опираться на классификацию игровых ситуаций, проводиться систематически и методически грамотно.

Предложенная нами классификация игровых ситуаций позволяет предложить систематизированный материал для проведения работы по совершенствованию процесса распознавания и оценки игровой ситуации с определением последующих действий, совершенствованию игрового мышления.

Процесс мышления требует наличия мыслительных операций, таких как: анализ, обобщение, сравнение, принятие решения. По-видимому, при формировании игрового мышления следует иметь в виду развитие умений выполнять, прежде всего, данные операции. Для чего прежде необходимо научить юных спортсменов выделять значимые признаки игровых ситуаций, которые представляют собой материал для обработки с помощью мыслительных операций.

В соответствии с предложенной классификацией игровых ситуаций выделяются следующие разделы занятий, направленных на развитие игрового мышления (рис 3): 1) атакующие игровые ситуации, действия игрока с мячом; 2) атакующие игровые ситуации, действия игрока без мяча; 3) оборонительные игровые ситуации; 4) атакующие стандартные ситуации, действия игрока с мячом; 5) атакующие стандартные ситуации, действия игрока без мяча; 6) оборонительные стандартные ситуации.

Рис. З. Разделы занятий, направленных на развитие игрового мышления

В соответствии с разделением футбольного поля на зоны каждый из разделов включает в себя по шесть тем: 1) действия во фланговых зонах обороны; 2) действия в центральной зоне обороны; 3) действия во фланговых зонах середины поля; 4) действия в центральной зоне середины поля; 5) действия во фланговых зонах атаки; 6) действия в центральной зоне атаки.

Следовательно, весь матч раздроблен на так называемые «составные единицы» – игровые ситуации различного вида и в различных зонах футбольного поля. Таким образом, данная классификация игровых ситуаций достаточно полно отражает специфику футбольной игры и служит фундаментом для проведения специализированных занятий, направленных на развитие игрового мышления юных футболистов.

Рецензенты:

Сальников Виктор Александрович, д-р пед. наук, профессор кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильно-дорожная академия», г. Омск.

Лалаков Геннадий Сергеевич, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск.