Совершенствование систем квалификации в Российской Федерации так же, как и в других странах Европы, связано с интеграционными процессами в сфере образования. Это, прежде всего, Болонский процесс, направленный на гармонизацию квалификационных структур в сфере высшего образования, и Копенгагенский процесс в области профессионального образования. Оба эти процесса оказывают серьезное влияние на формирование европейского пространства, как социального, так и экономического развития.
В процессе создания рамки квалификаций Челябинской области было проведено широкое исследование мнений руководителей и представителей профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий различного типа относительно требований как к результатам обучения (знаниям, умениям и компетенциям выпускников), так и к труду работников различной квалификации в сфере труда. Предпроектное исследование (анализ на теоретическом уровне) показало, что сфера образования и сфера труда по-разному описывают квалификационные уровни выпускников и работников. Так, в сфере образования подход к описанию требований к результатам обучения близок к методологии, принятой в европейской практике, ориентированной на компетенции. С учетом именно такого подхода разработаны государственные образовательные стандарты третьего поколения. В то же время работодатели при формировании требований к труду исходят не из принятых в педагогической методологии подходов, а из действующих в сфере производства нормативных документов.
Разработка рамки квалификаций осуществлялась на основе реализации идеи «снизу вверх» путем установления взаимодействия с представителями как сферы образования, так и сферы труда, получив в итоге два варианта рамки квалификаций: один, соответствующий представлениям сферы образования, и второй, соответствующий требованиям сферы труда. После чего, на основе сопоставления произвести объединение этих двух вариантов в единую региональную рамку квалификаций, приемлемую как для сферы труда, так и для сферы образования. При этом для исключения терминологической путаницы было принято решение: вариант рамки квалификаций, ориентированный на требования системы образования, именовать «образовательная сетка квалификаций», а вариант, ориентированный на требования сферы труда, – «профессиональная сетка квалификаций».
Рассмотрим методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций на примере образовательной сетки квалификаций.
Для проведения интервьюирования были разработаны бланки интервью для руководителей образовательных учреждений и руководителей выпускающих подразделений. Апробация носила сплошной характер – были опрошены все учреждения профессионального образования Челябинской области. Бланк интервью для руководителей выпускающих подразделений включает в себя 4 блока вопросов (табл. 1): I блок – вопросы, ответы на которые позволяют получить информацию об эксперте и о специфике образовательного учреждения; II блок – вопросы, которые позволяют определить круг недочётов, имеющихся в определённых сферах деятельности образовательного учреждения; III блок – вопросы, ответы на которые позволяют получить мнение экспертов о дескрипторах; IV блок – вопросы, позволяющие получить информацию о результатах обучения и уровнях подготовки по выделенным дескрипторам.
Таблица 1
Дифференцированный перечень вопросов
I блок |
II блок |
III блок |
IV блок |
1,2,3,4,5 |
8,9,10,12 |
6,7 |
7,11,13 |
Всего в опросе приняли участие 170 руководителей выпускающих подразделений.
Анализ полученных в ходе интервьюирования результатов проводился в соответствии со следующей логикой исследования: 1) определение адекватности выбора выделенных дескрипторов, корректности их формулировки и уточнение их содержания; 2) определение коррелируемости между важностью оценки результатов обучения по выделенным дескрипторам и полнотой их сформированности в образовательных учреждениях разных образовательных уровней; 3) выявление мнения экспертов о качественной характеристике результатов обучения по образовательным уровням, в соответствии с выделенными дескрипторами.
Для определения адекватности выбора выделенных дескрипторов, корректности их формулировки и уточнения их содержания использовались ответы на вопрос № 6 бланка интервью для руководителей выпускающих подразделений.
Вопрос № 6: Что из нижеперечисленного является наиболее важным и подходит для оценки результатов обучения по Вашей образовательной программе? (Сделайте одну отметку в каждой строке).
Таблица 2
Варианты ответов к вопросу № 6
№ п/п |
Компетенции |
Подходят |
Подходят частично |
Не подходят |
1 |
Базовые знания в различных областях |
1 |
2 |
3 |
2 |
Профессиональные знания |
1 |
2 |
3 |
3 |
Информационно-аналитические умения (способность к анализу и синтезу; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией: умение находить и анализировать информацию из различных источников) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проективные умения (способность к организации и планированию, решение проблем, принятие решений) |
1 |
2 |
3 |
5 |
Коммуникативные умения (письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка) |
1 |
2 |
3 |
6 |
Мотивационно-ценностные ориентации (приверженность этическим ценностям; правовым и нравственным нормам) |
1 |
2 |
3 |
7 |
Рефлексивные качества (способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; лидерство; стремление к успеху) |
1 |
2 |
3 |
8 |
Культурологические качества (способность воспринимать межкультурные различия; понимание культур и обычаев других стран; способность работать в международной среде) |
1 |
2 |
3 |
9 |
Базовые личностные качества (способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи, креативность) |
1 |
2 |
3 |
10 |
Адаптационные и развивающие качества (способность адаптироваться к новым ситуациям; инициативность и предпринимательский дух; способность к обучению, повышению образовательного уровня) |
1 |
2 |
3 |
11 |
Другое |
1 |
2 |
3 |
Распределение ответов на вопрос 6 представлено в табл.3.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос № 6 (в %)
Ответы |
ВПО |
СПО |
НПО |
Базовые знания в различных областях |
|||
Полностью подходит |
60,34 |
67,57 |
60,00 |
Частично подходит |
36,21 |
32,43 |
38,67 |
Не подходит |
0,00 |
0,00 |
1,33 |
Профессиональные знания |
|||
Полностью подходит |
91,38 |
89,19 |
86,67 |
Частично подходит |
6,90 |
10,81 |
13,33 |
Не подходит |
1,72 |
0,00 |
0,00 |
Информационно-аналитические умения |
|||
Полностью подходит |
87,93 |
75,68 |
45,33 |
Частично подходит |
10,34 |
24,32 |
48,00 |
Не подходит |
1,72 |
0,00 |
6,67 |
Проективные умения |
|||
Полностью подходит |
70,69 |
70,27 |
40,00 |
Частично подходит |
27,59 |
27,03 |
57,33 |
Не подходит |
1,72 |
0,00 |
2,67 |
Коммуникативные умения |
|||
Полностью подходит |
48,28 |
54,05 |
37,33 |
Частично подходит |
46,55 |
43,24 |
56,00 |
Не подходит |
5,17 |
2,70 |
6,67 |
Мотивационно-ценностные ориентации |
|||
Полностью подходит |
67,24 |
67,57 |
49,33 |
Частично подходит |
32,76 |
32,43 |
46,67 |
Не подходит |
0,00 |
0,00 |
4,00 |
Рефлексивные качества |
|||
Полностью подходит |
63,79 |
72,97 |
49,33 |
Частично подходит |
32,76 |
27,03 |
45,33 |
Не подходит |
3,45 |
0,00 |
5,33 |
Культурологические качества |
|||
Полностью подходит |
41,38 |
40,54 |
21,33 |
Частично подходит |
44,83 |
48,65 |
58,67 |
Не подходит |
13,79 |
10,81 |
20,00 |
Базовые личностные качества и способности |
|||
Полностью подходит |
74,14 |
72,97 |
65,33 |
Частично подходит |
24,14 |
27,03 |
32,00 |
Не подходит |
1,72 |
0,00 |
2,67 |
Адаптационные и развивающие качества и способности |
|||
Полностью подходит |
79,31 |
75,68 |
60,00 |
Частично подходит |
15,52 |
24,32 |
34,67 |
Не подходит |
5,17 |
0,00 |
4,00 |
В качестве ответа «другое», представители НПО называли ответственность, профессиональную мобильность; СПО – любовь к детям; ВПО – логическое мышление; послевузовское образование – методологическую культуру.
Дескриптор «Проективные умения». Процентное распределение ответов представлено на рис. 1.
Рис. 1. Процентное распределение ответов на вопрос № 6 по дескриптору «Проективные умения»
Гистограмма показывает, что около 70 % опрошенных соглашаются с необходимостью выделения данного дескриптора и важностью его для оценки результатов обучения. Однако 57,33 % представителей начального профессионального образования отмечают, что способности к организации, планированию и принятию решений формируются лишь частично, т.к. данный уровень образования направлен на формирование деятельностных умений. Уточнение формулировки дескриптора в виде «Проективно-деятельностные умения» позволяет сделать его более понятным и использовать для оценки результатов обучения на всех образовательных уровнях.
Проведенное социологическое исследование и анализ полученных результатов позволили сделать следующие выводы: все выделенные дескрипторы могут стать основой региональной рамки квалификаций; необходимо уточнение формулировок и содержания дескрипторов «Базовые знания в различных областях», «Проективные умения», «Коммуникативные умения», «Мотивационно-ценностные ориентации», «Рефлексивные качества», «Культурологические качества». Для определения коррелируемости между важностью оценки результатов обучения по выделенным дескрипторам и полнотой их сформированности в образовательных учреждениях разных образовательных уровней были сопоставлены ответы по вопросам № 6 и № 7 бланка интервью руководителей выпускающих подразделений.
Вопрос № 7: Как Вы оцениваете результаты обучения по Вашей программе с точки зрения сформированных у выпускников компетенций? (Сделайте одну отметку в каждой строке).
Таблица 4
Варианты ответов к вопросу № 7
№ п/п |
Компетенции |
Полностью сформированы |
Частично сформированы |
Не сформированы |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Базовые знания в различных областях |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Профессиональные знания |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Информационно-аналитические умения (способность к анализу и синтезу; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией: умение находить и анализировать информацию из различных источников) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Проективные умения (способность к организации и планированию, решение проблем, принятие решений) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коммуникативные умения (письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Мотивационно-ценностные ориентации (приверженность этическим ценностям; правовым и нравственным нормам) |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Рефлексивные качества (способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; лидерство; стремление к успеху) |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Культурологические качества (способность воспринимать межкультурные различия; понимание культур и обычаев других стран; способность работать в международной среде) |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Базовые личностные качества (способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи, креативность) |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Адаптационные и развивающие качества (способность адаптироваться к новым ситуациям; инициативность и предпринимательский дух; способность к обучению, повышению образовательного уровня) |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сопоставление ответов респондентов по вопросам № 6 и № 7 и рассчитанные значения коэффициента корреляции представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение ответов респондентов по вопросам № 6 и № 7 и коэффициенты их корреляции (в %)
Ответы |
НПО |
СПО |
ВПО |
|||
Вопрос № 6 |
Вопрос №7 |
Вопрос № 6 |
Вопрос №7 |
Вопрос № 6 |
Вопрос №7 |
|
Базовые знания в различных областях |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
22,67 |
60,00 |
67,57 |
40,54 |
60,34 |
48,15 |
Частично подходят (сформированы) |
74,67 |
38,67 |
32,43 |
59,46 |
36,21 |
51,85 |
Не подходят (сформированы) |
2,67 |
1,33 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент корреляции |
0,42 |
0,65 |
0,89 |
|||
Профессиональные знания |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
60,00 |
86,67 |
89,19 |
78,38 |
91,38 |
54,39 |
Частично подходят (сформированы) |
40,00 |
13,33 |
10,81 |
18,92 |
6,9 |
42,11 |
Не подходят (сформированы) |
0,00 |
0,00 |
0 |
2,7 |
1,72 |
3,51 |
Коэффициент корреляции |
0,84 |
1,00 |
0,72 |
|||
Информационно-аналитические умения |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
10,67 |
45,33 |
75,68 |
40,54 |
87,93 |
51,72 |
Частично подходят (сформированы) |
84,00 |
48,00 |
24,32 |
59,46 |
10,34 |
46,55 |
Не подходят (сформированы) |
5,33 |
6,67 |
0 |
0 |
1,72 |
1,72 |
Коэффициент корреляции |
0,60 |
0,50 |
0,65 |
|||
Проективные умения |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
15,49 |
40,00 |
70,27 |
47,22 |
70,69 |
31,58 |
Частично подходят (сформированы) |
73,24 |
57,33 |
27,03 |
52,78 |
27,59 |
61,4 |
Не подходят (сформированы) |
11,27 |
2,67 |
0 |
0 |
1,72 |
7,02 |
Коэффициент корреляции |
0,78 |
0,73 |
0,32 |
|||
Коммуникативные умения |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
5,63 |
37,33 |
54,05 |
32,43 |
48,28 |
30,36 |
Частично подходят (сформированы) |
80,28 |
56,00 |
43,24 |
62,16 |
46,55 |
58,93 |
Не подходят (сформированы) |
14,08 |
6,67 |
2,7 |
5,41 |
5,17 |
10,71 |
Коэффициент корреляции |
0,72 |
0,73 |
0,79 |
|||
Мотивационно-ценностные ориентации | ||||||
Полностью подходят (сформированы) |
13,33 |
49,33 |
67,57 |
54,29 |
67,24 |
42,59 |
Частично подходят (сформированы) |
78,67 |
46,67 |
32,43 |
42,86 |
32,76 |
57,41 |
Не подходят (сформированы) |
8,00 |
4,00 |
0 |
2,86 |
0 |
0 |
Коэффициент корреляции |
0,51 |
0,94 |
0,70 |
|||
Рефлексивные качества |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
18,92 |
49,33 |
72,97 |
37,84 |
63,79 |
33,33 |
Частично подходят (сформированы) |
75,68 |
45,33 |
27,03 |
59,46 |
32,76 |
56,14 |
Не подходят (сформированы) |
5,41 |
5,33 |
0 |
2,7 |
3,45 |
10,53 |
Коэффициент корреляции |
0,58 |
0,49 |
0,49 |
|||
Культурологические качества |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
7,89 |
21,33 |
40,54 |
25 |
41,38 |
33,33 |
Частично подходят (сформированы) |
56,58 |
58,67 |
48,65 |
52,78 |
44,83 |
51,85 |
Не подходят (сформированы) |
25,00 |
20,00 |
10,81 |
22,22 |
13,79 |
14,81 |
Коэффициент корреляции |
0,93 |
0,72 |
0,91 |
|||
Базовые личностные качества и способности |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
24,00 |
65,33 |
72,97 |
43,24 |
74,14 |
41,07 |
Частично подходят (сформированы) |
72,00 |
32,00 |
27,03 |
54,05 |
24,14 |
55,36 |
Не подходят (сформированы) |
4,00 |
2,67 |
0 |
2,7 |
1,72 |
3,57 |
Коэффициент корреляции |
0,25 |
0,64 |
0,53 |
|||
Адаптационные и развивающие качества и способности |
||||||
Полностью подходят (сформированы) |
16,44 |
60,00 |
75,68 |
51,35 |
79,31 |
38,6 |
Частично подходят (сформированы) |
79,45 |
34,67 |
24,32 |
48,65 |
15,52 |
54,39 |
Не подходят (сформированы) |
4,11 |
4,00 |
0 |
0 |
5,17 |
7,02 |
Коэффициент корреляции |
0,21 |
0,78 |
0,31 |
Анализ полученных коэффициентов корреляции в соответствии со шкалой Чеддока показывает, что в основном согласованность оценки важности, полноты содержания выделенных дескрипторов и сформированности результатов обучения по данным описаниям характеризуется как «высокая», «заметная» и «умеренная». «Слабая» корреляция наблюдается в ответах представителей НПО по оценке дескрипторов «Базовые личностные качества и способности» и «Адаптационные и развивающие качества и способности». Несмотря на то, что респонденты назвали данные дескрипторы частично подходящими, результаты обучения формируются на уровне 65,33 и 60 % соответственно, что подтверждает значимость оценки результатов обучения на данном образовательном уровне по указанным дескрипторам.
Представленная в статье технология, основанная на дескриптивных и аналитических методах анализа данных, позволяет выполнить всесторонний анализ объекта исследования и доказать адекватность полученных в исследовании результатов.
Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ проекта № №12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере сферы ИТ)».
Рецензенты:
Кружилина Тамара Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
Беликов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.