В современных условиях социально-экономического развития страны Вооруженные силы являются, с одной стороны, объектом, нуждающимся в защите от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды, а с другой - потенциальным источником ухудшения экологической обстановки [1; 2].
Условия жизни и профессиональной деятельности военнослужащих предъявляют серьезные требования к функциональным возможностям организма [18]. В большинстве отраслей воинского труда работа осуществляется на фоне значительного использования физиологических резервов [4].
Наиболее частыми неблагоприятными факторами являются - воздушная шумность (усиление на 23,5 случаев на 100 обследованных), запыленность (усиление на 16,1), сквозняки (усиление на 16,0); температура воздуха в рабочем помещении не соответствует санитарным нормам (усиление на 11,11); повышенная влажность (усиление на 8,6); загазованность (усиление на 5,4); вибрация и недостаточная освещенность (усиление на 3,3 каждого) и другие. Из числа обследованных 11,5% при выполнении своих служебных обязанностей испытывают стресс, 13,2% - риск для жизни [3].
Их длительное воздействие может привести к развитию у военнослужащих синдрома хронического эколого-профессионального перенапряжения [16; 17]. Такой симптомокомплекс относится к донозологическим состояниям и расценивается как «предболезнь» или «предпатология» [23].
При выполнении обязанностей военной службы, формирования адаптации к действию факторов военно-профессиональной деятельности и климатогеографических условий региона возникают закономерные и сопряженные с вариантом реагирования перекисного статуса изменения системы гемостаза. Появляющиеся при этом нарушения микроциркуляции являются одним из патогенетических механизмов, формирующих состояние предпатологии и обусловливающих модификацию клинической картины развивающегося заболевания [10].
Медицинские и социологические исследования последних 10 лет свидетельствуют о снижении уровня здоровья молодого поколения Вооруженных сил [6; 14].
По данным медосмотра, 79,9% военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, отнесены к первой группе здоровья («здоровые» лица); 19,4% - ко второй группе здоровья («практически здоровые»); и 0,7% - к третьей группе здоровья («имеют хронические заболевания») [3].
Ведущие ранговые места в структуре заболеваемости принадлежали болезням органов пищеварения, костно-мышечной системы, зрения, нервной системы, верхних дыхательных путей (ЛОР-патологии), психическим расстройствам и расстройствам поведения. За этот период выявлен рост болезней и функциональных нарушений нервной системы и психической сферы на 100%, органов пищеварения - на 60%, сердечно-сосудистой системы - на 55%, опорно-двигательного аппарата - на 40%, органа зрения - на 37%. Отмечалась тенденция увеличения распространенности болезней мочеполовой системы, нижних дыхательных путей, кожи и подкожной клетчатки. Одновременно с этим возрастало количество детей с дефицитом массы тела, расстройствами эндокринной системы, аллергопатологией [21].
По данным Турковского Ю.В., Зарубиной Е.Г. [23], у военнослужащих, проходивших службу по призыву, в анализируемый период в структуре хронической патологии возросла доля заболеваемости хроническим обструктивным бронхитом на 10,2%, хроническим гастритом на 13,1%, ЛОР-органов на 12,6%, нейроциркуляторной дистонией на 8,8%. В целом заболеваемость военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличивалась в среднем на 21% в год. Наиболее высокий рост заболеваемости (в среднем на 19,8%) регистрируется в первые 6 месяцев службы, что, несомненно, связано с влиянием стрессовых факторов в период адаптации личного состава к условиям военного труда и быта. В структуре заболеваемости в первый год службы преобладали болезни органов дыхания (43,6%), кожи и подкожной клетчатки (28,2%), а во второй год - соответственно болезни органов дыхания (37,6%), пищеварения (29,6%).
Результаты изучения иммунной системы и факторов неспецифической защиты у 514 военнослужащих осеннего призыва на протяжении первых 3 месяцев первого года службы дают основание полагать, что в процессе адаптации организма к факторам военно-профессиональной деятельности и климато-географическим условиям региона несения военной службы эти системы испытывали высокое функциональное напряжение. Эндокринно-обменные сдвиги, активация перекисного окисления липидов, изменение вследствие этого структуры и функции мембран, угнетение анаболических и активация катаболических процессов, высокая антигенная нагрузка, безусловно, отражались на функционировании иммунокомпетентных клеток и факторов неспецифической защиты [10].
Восемнадцатилетние призывники имеют более низкие показатели жизненной емкости легких и длины тела, но вместе с тем более высокий уровень физической работоспособности, чем лица старше 18 лет. Призывники из сельской местности имеют более низкие показатели жизненной емкости легких и равную физическую работоспособность, при сравнении с горожанами [5].
Анализ результатов медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежавших призыву на военную службу, за 4 года (1994-1997 гг.) показал, что нервно-психическая заболеваемость данного контингента возросла на 1,7% - с 10,3 до 12,0% от общего числа освидетельствованных. В основном она была обусловлена ростом распространения алкоголизма, наркоманией и токсикоманией в 4,5 раза, психопатий - в 3,2 раза, последствий органического поражения головного мозга и врожденных аномалий нервной системы (из них более 50% пороков развития центральной нервной системы и резидуальных поражений головного мозга) - в 2 раза [12].
По мнению А.Г. Зайцева, одна из основных причин негативных тенденций в здоровье военнослужащих состоит в том, что они сами недостаточно заботятся о своем здоровье, не владеют навыками психической саморегуляции, не занимаются должным образом физической культурой и спортом, имеют много вредных привычек. Следовательно, у военнослужащих в процессе их обучения не формируется готовность (мотивация, знания, навыки) систематически укреплять и поддерживать собственное здоровье - важнейший компонент их боеспособности [6].
При обследовании 215 военнослужащих среднего возраста 19,3+0,7 года выявлено, что призыв и первые месяцы военной службы создавали у большинства заболевших очаговой внегоспитальной пневмонией и острым бронхитом психотравмирующие предпосылки для развития дизадаптационных расстройств. Военную службу семья и сами призывники на фоне информационного негативизма воспринимали как неминуемое и одно из самых неприятных событий в своей жизни [15].
Л.А. Сакс и соавт. провели анализ клинических симптомов у 178 призывников и солдат первого года службы с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в возрасте от 15 до 22 лет. Клиническое течение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у призывников отличалось скудностью симптомов: практически отсутствовал болевой синдром, а диспепсический синдром отмечался редко. В то же время при обострении язвенной болезни у солдат первого года службы болевой синдром преобладал над диспепсическим и астеновегетативным [19].
У военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выявлена сезонная динамика показателей крови: в весенне-летний сезон по сравнению с осенне-зимним достоверно увеличивается уровень инсулина, кортизола, Ig M, снижается адренореактивность, что можно объяснить изменением активности эпифиза в условиях разной продолжительности фотопериодов. В ситуации хронического эмоционального и физического стресса при адаптации к военной службе резко понижалась инкреция инсулина [10].
По данным социологических исследований, у 60% военнослужащих, проходящих службу по призыву, нарушена психическая адаптация к условиям военной части, что требует проведения психокорригирующих мероприятий [4].
Однако не все следует связывать с влиянием военно-профессиональной деятельности. Немаловажную роль играет и своевременное выявление заболеваний при постановке граждан на воинский учет; оздоровление их до призыва и распределение по родам войск с учетом физического статуса следует считать одной из основных задач изучения и подготовки юношей к предстоящей военной службе [13].
Состояние здоровья человека определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов. Поэтому для объективной оценки здоровья и повышения эффективности оздоровительных мероприятий среди подростков должны определяться показатели адаптивности и саморегуляции организма. Ранее проведенные исследования качественных характеристик здоровья допризывной молодежи и пополнения свидетельствуют, что идет тенденция ухудшения здоровья по многим показателям [8; 20].
Данные оценки физического состояния в структуре подростковой заболеваемости, согласно анализу данных профосмотров, также свидетельствуют о высоком уровне заболеваемости. Научные публикации в структуре психической патологии призывников, наряду с умственной отсталостью, выявляют преобладание нарушений, которые считаются последствиями перенесенных ЧМТ, за счет чего увеличивается доля психических расстройств. Все это в конечном итоге ведет к расстройству адаптационных систем организма, в виде низкой психологической устойчивости призывников, трудностей их адаптации к воинской службе [11].
Таким образом, одной из актуальных проблем, стоящих перед здравоохранением, является изучение медико-социальных проблем состояния и сохранения здоровья не только военнослужащих срочной службы, но и подростков, допризывников и призывников, которое в последнее время ухудшается с каждым годом [7].
Рецензенты:
Цхай Б.В., д.м.н., зам. директора по хирургии КГП «Областная клиническая больница», г. Караганда.
Жаугашева С.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей фармакологии Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.