Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF THE STRATEGIC MANAGEMENT MODEL FOOD RESOURCES

Zinina L.I. 1 Sokolov V.B. 1
1 Ogarev Mordovia State University
The questions relating to the strategic management of the formation and use of food resources in the stabilization and restoration of economic growth in the agricultural sector of Russia, the basic theory and methodology of the region´s food strategy, basic modeling parameters of formation and use of food resources. Reflects the need to develop effective specialized integrated development program of formation and use of food resources in the region, aiming at the realization of economic, social, scientific - technical, organizational, informational measures to create food resources, capacity expansion of the food market, ensuring the adequacy and affordability of food, except in emergency food emergencies by mobilizing the potential of its own production. The improvement seen in the introduction and implementation of efficient, cost effective strategic management organized by the industry, which will overcome the crisis and to ensure a stable tendency of growth of agricultural production.
food resources
strategic management
food strategy
system
simulation
strategy

Формирование и использование продовольственных ресурсов являются приоритетными процессами общественного развития, так как в силу своей специфики они органично связаны с ежедневными потребностями в полноценном питании, а по уровню цен и доступности жизненно важных продовольственных товаров определяются преимущества и недостатки существующей социально-экономической системы. Функционирование продовольственного сектора связано со всеми отраслями народного хозяйства и в большей мере подвержено их влиянию как в ресурсообеспечении, так и в уровне развития потребительского рынка.

Мы считаем, что государству необходимо создавать условия для роста национального потенциала производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В связи с этим требуется принципиально новая модель организационно-экономической системы формирования и использования продовольственных ресурсов страны и регионов, основанной на реализации механизма стратегического управления, которое является одним из общепринятых инструментов эффективного развития.

Следовательно, весьма актуальными являются вопросы моделирования параметров системы формирования и использования продовольственных ресурсов, которые должны предусматривать применение имеющегося методического и методологического потенциала стратегического управления применительно к этой конкретной производственно-экономической системе.

Важным моментом стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона является анализ и оценка его внутренних ресурсов для достижения долгосрочных целей, повышения конкурентоспособности продукции и завоевания новых сегментов рынка. Следовательно, реализация методологии стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона требует создания методического подхода к обоснованию долгосрочных параметров развития системы управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона, ориентированных на достижение его стратегических задач. При этом необходима разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов в сфере управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона с целью обоснования параметров продовольственной стратегии, направленной на удовлетворение внутрирегиональных потребностей населения в продовольствии, межрегионального обмена, формирование общенациональных и резервных фондов продовольствия.

Применяемые методики оценки обеспечения региона продовольственными ресурсами не являются совершенными, т.к. не могут охватить весь комплекс факторов, влияющий на обеспечение региона продовольственными ресурсами. Они отражают либо региональное производство продуктов питания, либо ввоз, вывоз продовольствия из региона. Часто не затрагиваются такие важные аспекты обеспечения региона продовольственными ресурсами, как качество и калорийность продуктов питания, потребляемых населением. Применяемые индексы отражают также лишь производственную сторону проблемы. Нуждаются в доработке пороговые значения потребления продуктов питания, которые определяются из расчетов национальной продовольственной безопасности.

Мы считаем, что продовольственные ресурсы следует рассматривать как совокупность различных видов продовольствия, необходимых для жизнеобеспечения населения с учетом особенностей потребностей и региональных условий, они должны быть выделены как объект стратегического управления.

Стратегическое управление продовольственными ресурсами должно представлять собой единство процессов стратегического планирования, реализации стратегии и оценки ее эффективности. Согласно этой схеме актуальнейшей задачей выступает создание механизма реализации стратегии, который обеспечивал бы увязку стратегических целей и текущей деятельности. При этом под механизмом реализации стратегии понимается совокупность принципов, форм, методов и инструментов целенаправленного управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона в целях реализации стратегического выбора.

Целью стратегического управления продовольственными ресурсами является эффективное и взаимосвязанное функционирование всех элементов и подсистем, направленное на создание конкурентоспособного производства, переработки, формирования и использования продовольственных ресурсов, обеспечивающих высокое качество продовольственного обеспечения страны и регионов. Применительно к региональной продовольственной системе целеполагание должно предполагать формирование конкурентоспособного продовольственного хозяйства в регионе, обеспечивающего удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия и сельскохозяйственной продукции, производство которых экономически целесообразно в конкретных региональных условиях.

Современная концепция формирования продовольственной стратегии должна предусматривать разработку и реализацию государственной агропродовольственной политики, направленной на создание стратегического продовольственного потенциала регионов, условий для последовательного экономического роста в отраслях АПК, развития социально ориентированного продовольственного рынка. В свою очередь, агропродовольственная политика требует координации усилий не только государства и региона, но и предприятий различных организационно-правовых форм по созданию высокотехнологичного, интенсивного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, интегрированного с переработкой и реализацией конечного продукта, высокоорганизованной продовольственной системы.

Разработка и реализация продовольственной стратегии представляет собой последовательный процесс. Он включает ряд последовательных этапов: а) анализ; б) планирование; в) исполнение; г) контроль; д) воздействие.

Продовольственная стратегия устанавливает приоритетные направления развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона, которые могут реализовываться по двум сценариям:

  • 1-й - инерционный, который основан на действующих экономических механизмах, сложившихся размерах государственной поддержки, инвестиционных возможностях и соответственно учитывает темпы прироста валовой продукции;
  • 2-й - инновационный, основным фактором развития которого становятся инновации как конечный результат инновационной деятельности. При инновационном варианте ускоренное социально-экономическое развитие, реализация основных целей и задач стратегии должно осуществляться за счет использования возможностей модернизации действующего производства и ускорения реализации инновационных разработок.

Следует подчеркнуть, что процесс разработки и реализации стратегии должен осуществляться на основе кругового механизма управления, складывающегося из ряда последовательных действий: анализ - планирование - исполнение - контроль - влияние. Функционирование кругового механизма управления разработкой и реализацией стратегии региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов, на наш взгляд, должно осуществляться в следующей последовательности: а) анализ и оценка ситуации; б) определение целей и задач; разработка модели ситуации и вариантов решений; в) оценка и выбор оптимального варианта решения; г) разработка организационного плана реализации выбранного решения; д) определение инструментов управления реализацией решения; е) формирование программы действий; ж) исполнение программы действий; и) контроль за исполнением программы действий; к) оценка полученных результатов.

В соответствии с вышеизложенным модель стратегического управления продовольственными ресурсами должна предусматривать следующие элементы:

  1. Стратегический анализ и оценка региональных условий, особенностей формирования продовольственных ресурсов, эффективности развития продовольственного рынка (анализ объемов и структуры производства, его техникотехнологического уровня, мощностей предприятий и их использования, рациональности размещения, специализации и концентрации производства, уровней потребления и самообеспеченности, межрегионального обмена, эффективности сбытовой политики и ценовых отношений, воспроизводственных пропорций, инфраструктуры, конечных результатов функционирования).
  2. Определение потребностей в продовольственном сырье и основных продуктах питания с ориентацией: а) на насыщение спроса и обеспечение потребления в соответствии с рациональными и научно обоснованными нормами; б) полное обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий в соответствии с имеющимися мощностями, их специализацией с учетом двухсменной работы их оборудования; в) определение объемов и реализацию возможностей межрегионального обмена по вывозу конечной продукции в другие регионы страны; г) достижение равновесия между спросом и предложением на основе реализации взаимосвязанных регуляторов производства и потребления.
  3. Определение масштабов специализированного производства, его концентрации с учетом обеспечения экологической безопасности продовольствия. В данном блоке осуществляются: а) прогнозирование уровня продуктивности и урожайности в сельском хозяйстве; б) обоснование развития организационно-экономических условий и структуры специализированного производства; в) оптимизация состава, структуры, движения и концентрации продовольственных ресурсов и т. д.
  4. Совершенствование производственно-отраслевой структуры системы продовольственного обеспечения (определение сочетания сырьевых и перерабатывающих условий, соотношение отраслей и видов деятельности, обеспечивающее сбалансированное функционирование основных ее элементов, соблюдение межотраслевых и внутриотраслевых пропорций).
  5. Совершенствование организационно-экономической структуры системы продовольственного обеспечения (определение условий пропорционального производства и переработки и сбыта продукции, распределения доходов и продовольственных ресурсов, организационно-экономических основ и производственных параметров деятельности, в развитии интегрирационных формированиях);
  6. Стимулирование конкурентоспособности продовольствия.

Наряду со стратегическим планированием и анализом, приоритетным элементом стратегического управления продовольственной системой является организации ее информационно-аналитического обеспечения. Целесообразно создание специализированного аналитического центра мониторинга развития региона, основными функциями которого должны быть: а) методологическая (разработка системы анализа, прогнозирования и обоснования решений по управлению социально-экономическими процессами в регионе); б) информационно-аналитическая (создание базы верифицированных данных, обеспечивающих информационную поддержку принятия управленческих решений на региональном и местном органах власти); в) результативная (оценка реальной ситуации, анализ целесообразности ведения и размещения производств, измерение эффективности мер регионального или иного характера; г) обоснование прогнозов развития; д) формирование моделей регионального развития; е) осуществление контроля за реализацией стратегии, разработка рекомендаций).

Развитие системы информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии позволит решить следующие задачи: организация мониторинга, получение достоверной и объективно - своевременной информации о тенденциях регионального развития, выявление факторов и причин, вызывающих тот или иной характер развития социально - экономических процессов в регионе; оценка уровня достижения запланированных целей и задач развития, достаточности ресурсов, анализ уровня реализации мер, их корректировка; средне - и долгосрочное прогнозирование показателей реализации стратегии, разработка предложений по управлению реализацией стратегии на основе анализа текущих характеристик и прогнозных показателей развития.

На наш взгляд, система информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии должна представлять собой специально организованную и постоянно действующую систему мониторинга, сбора информации, анализа, контроля и оценки результатов реализации продовольственной стратегии региона в целях обеспечения реализации ее стратегических целей.

Система информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии должна обладать определенными числовыми показателями. Ими могут быть объемы производства продовольственных ресурсов, их продажи, спрос, предложение, их цены и др. Если известны значения этих показателей прошлых периодов и предполагается, что какие-то тенденции рассматриваемой системы будут сохранены в будущем, то возможно построить прогноз значения этих показателей на основе использования указанных информационных данных. Исходя из целей моделирования и прогнозирования развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов, система информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии может включать отдельные блоки мониторинга, прогнозирования и корректировки прогнозов, аппарат корреляционно-регрессионного анализа.

Основными информационными источниками формирования системы информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии могут служить данные органов власти и управления всех уровней, предприятий и организаций (в том числе международных), специализированных министерств и ведомств, органов государственной статистики, а также материалы обследований и экспертных оценок различных программ и проектов, результаты опросов.

Важным этапом развития информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии, позволяющего обеспечить практическое внедрение механизма осуществления продовольственной стратегии в практику регулирования системы формирования и использования продовольственных ресурсов, является разработка информационно-аналитической системы - ИНАС «Продовольственная стратегия». Данная система должна реализовать разработанный аналитический комплекс моделей по расчету параметров регулирования системы формирования и использования продовольственных ресурсов и обеспечивает поддержку управленческих решений по их проведению. Организационно-методические и практические условия системы организации информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии должны обеспечить последовательную реализацию целевых задач: повышение степени удовлетворения потребностей населения региона в основных видах продуктов питания с учетом состояния платежеспособного спроса населения; наращивание объемов производства продовольственных ресурсов с учетом обеспечения внутрирегиональных потребностей и вывоза в другие регионы (для регионов специализации); обеспечение пропорциональности между объемами производства продовольственных ресурсов и перерабатывающими мощностями, производственной инфраструктурой.

Необходимо обметить, что система информационно-аналитического обеспечения продовольственной стратегии является одним из необходимых элементов стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов, позволяющим в условиях нестабильной внешней среды через систему критериев и показателей отслеживать соответствие поставленным задачам. Организация стратегического мониторинга и информационного обеспечения продовольственной системы должны являться частью экономического механизма ее функционирования и условием оптимизации перспективного развития.

Следует отметить, что необходима специализированная комплексная программа развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона, направленная на реализацию экономических, социальных, научно-технических, организационных, информационных мер по формированию продовольственных ресурсов, расширение емкости продовольственного рынка, обеспечение достаточности и экономической доступности продовольствия, исключение чрезвычайных продовольственных ситуаций на основе мобилизации потенциальных возможностей собственного производства. Кроме того, актуальны целевые продуктовые программы, ориентированные на оптимизацию воспроизводственного цикла в части конкретных видов продовольствия. Основными требованиями их разработки и реализации должны быть: четкая формулировка цели и подчинение ей всех программных мероприятий; комплексность обеспечения материально-техническими, финансовыми, кадровыми, научными ресурсами, правовыми гарантиями и организационно-экономическими мерами; сочетание источников средств для реализации программных мероприятий государства, товаропроизводителей, торгово-посреднических и банковских структур; добровольность участия в той или иной программе и конкурсный отбор ее участников.

Таким образом, приоритетными направлениями развития стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов являются: а) разработка долгосрочной концепции развития системы продовольственного обеспечения с учетом прогноза основных тенденций и конкретизации возможных перспектив; б) осуществление стратегического планирования в сочетании с прогнозированием и регулированием, анализом сильных и слабых сторон хозяйствующих и экономических субъектов, выявление потребностей и возможностей, устранением противоречий и диспропорций; в) обоснование стратегических решений по формированию и использованию продовольственных ресурсов; г) подготовка адресных целевых программ с детальным обоснованием параметров и средств их достижения; д) организация интеграционных структур по производству, переработке и реализации продовольствия для взаимного использования инноваций и ресурсов; е) диверсификация производства, разработка новых продовольственных товаров, обеспечивающих удовлетворение потребностей в высококачественной продукции; ж) создание эффективной организационной структуры управления, способной реагировать на изменения конъюнктуры рынка, приоритетов потребителей и обеспечивающей соответствие продукции требованиям стандартов качества, рациональное распределение ресурсов между функциональными подразделениями, разработку организационных схем управления с учетом иерархической соподчиненности и координации взаимодействий; з) формирование системы стратегического мониторинга и информационно-аналитического обеспечения для контроля за формированием продовольственных фондов, уровня самообеспеченности региона в условиях внутрирегионального и межрегионального взаимодействия.

Рецензенты:

Коваленко Е. Г., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

Сажин Ю. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой статистики экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.