Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE RESEARCH POSITION OF INTELLIGENTLY GIFTED PUPILS AS FACTOR OF IMPLEMENTATION OF THE METASUBJECT CONTENT OF EDUCATION

Lebedev M.V. 1
1 Chelyabinsk Institute of Improvement Professional Skill of Educators
The article describes the theoretical aspects of the implementation of the Federal state educational standard of general education from the point of view of achieving a meta-subject results. At the same time research position is shown as a basic goal and the projected result, system-factor meta-subject curriculum, as well as the internal condition of the individual intellectually gifted students. Taken into account that the research related to the ever-evolving issues, inconsistencies and problems in any industry, the development of individual research position in the educational system is an essential resource of life, as in the present and in the future. The aim is to create a high school optimal model of intellectual and pedagogical support of gifted students through active involvement in the search and research. Experimental research methods were chosen: the theoretical methods (analysis of regulations in education and scientific literature on the research project, synthesis, comparison, classification, taxonomy), empirical methods (a generalization of effective experience, pedagogical experiment, observation, questioning, testing, self-assessment of teachers; analysis of the documentation).
education
development
training
intellectual endowments
research position of pupils
metasubject content of education

Несмотря на многовековой опыт изучения феномена одаренности, в настоящее время данная проблема актуализирует дальнейший поиск эффективных технологий и средств, способствующих наиболее полному проявлению одаренности в познании «неизвестных» ученику явлений и процессов. В этой ситуации, безусловно, ведущими ресурсами личности являются новые знания и исследовательская активность.

Постоянно меняющийся социокультурный контекст создает необходимость формирования повышенной адаптивности личности к условиям времени. Важным психофизиологическим основанием данного свойства личности являются механизмы поиска, ориентировки и исследовательской активности. Благодаря возможности быстро реагировать в ответ на разные раздражители формируется избирательность в обработке сигналов (информации) и проявлении действий. В том случае, когда человек воспринимает и осознает тот или иной объект действительности с разных сторон (формирует различные версии воспринимаемого и происходящего), мы можем говорить о наличии у него исследовательской позиции.

С точки зрения положений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования развитие исследовательской позиции учащихся создает основу для достижения метапредметных образовательных результатов, то есть формирования «инструментальных» знаний, которые, в свою очередь, рассматриваются как наиболее важный личностный результат.

Это обстоятельство не противоречит концепциям учебной деятельности (А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.), современное понимание которой раскрывается в работе Л. Г. Петерсон [4]. По мнению автора, учебная деятельность представляет собой особый специфический вид деятельности, связанный, с одной стороны, с освоением как предметных, так и надпредметных, или метапредметных знаний, умений и навыков, культурных ценностей общества, а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Источником надпредметных (метапредметных) знаний является «метапредметное» содержание образования, направленное на освоение учащимися всеобщих культурных средств и способов деятельности. Они обеспечивают понимание новой информации путём анализа и оценки учебных ситуаций, принятием решений, уяснением предлагаемых и усваиваемых способов решения новых классов задач или же построением этих новых способов, их обсуждением, постановкой целей учения, планированием действий по их достижению, контролем и оценкой процесса и результатов их реализации [4, с. 73].

Отметим, что обозначенные характеристики отражают современное понимание интеллектуальной одаренности ученика, предложенной М. А. Холодной [5], которая рассматривается как форма развивающейся компетентности. Ее механизмы предполагают обогащение содержания интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний - декларативных, процедурных, неявных, а также процедур экспликации и преобразования знаний в виде способов продуктивного мышления), формирование метакогнитивного опыта (способности к непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности), интеграцию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, духовно-ценностных ресурсов.

Поэтому исследовательская позиция, вслед за Д. Ф. Ильясовым [1, 2], в статье показывается как базовая цель и проектируемый результат, системообразующий фактор метапредметного содержания образования, а также как условие развития одаренной личности.

Цель исследования

Создание в лицее оптимальной модели развития и педагогического обеспечения интеллектуальной одаренности учащихся путем активного включения в поисковую и исследовательскую работу.

Задачи исследования

  1. Определить педагогические условия, обеспечивающие направленность поисковой и исследовательской деятельности на развитие интеллектуальной одаренности учащихся.
  2. Выявить критерии и показатели, отражающие эффективность функционирования модели развития и педагогического обеспечения интеллектуальной одаренности учащихся с точки зрения расширения спектра и уровня исследовательской работы.
  3. Экспериментально апробировать педагогические условия эффективного функционирования модели развития и педагогического обеспечения интеллектуальной одаренности учащихся.
  4. Разработать методические рекомендации по вопросам реализации модели развития и педагогического обеспечения интеллектуальной одаренности учащихся (на основании проведенного педагогического эксперимента).

Методы достижения цели и задач проекта:

  • Теоретические методы: анализ нормативных документов сферы образования и научной литературы по проблеме исследовательского проекта, синтез, сравнение, классификация, систематизация.
  • Эмпирические методы: обобщение эффективного опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка педагогов; анализ документации.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «исследовательская позиция» вошло в научный обиход с психологических работ А. С. Обухова. Автор рассматривает ее как составляющую исследовательской деятельности и как комплексную личностную характеристику, которая проявляется в различных аспектах: готовность к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуациях; поливерсионное видение мира; самостоятельность суждений как способность выходить за рамки общепринятых стереотипов; осознанное и целенаправленное овладение способами исследовательской деятельности; рефлексия как возможность выходить за рамки ситуации и самого себя [3, с. 44].

Однако, принимая во внимание лексическое значение слова «позиция» как «отношение к чему-либо, определяющее характер действия, поведения» (толкование С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой), важно подчеркнуть, что, помимо психологической составляющей, имеется еще ряд признаков данного понятия. Прежде всего исследовательская позиция характерна для любого вида деятельности (познавательной, оценочной, трудовой, игровой, коммуникативной) и может рассматриваться в более широкой плоскости объектов.

Исследовательская позиция для личности отражает и определенные способы мышления, и действия в конкретных условиях, и специфическую деятельность в сфере научного познания, и стихийный процесс житейского познания, и компонент деятельности в новой жизненной или учебной (профессиональной) ситуации. Следовательно, исследовательскую позицию можно рассматривать как отношение личности к противоречиям и проблемам в деятельности и ситуации, которое проявляется фрагментарно или непрерывно для их анализа, разрешения или изменения. Именно возможность отдельного действия (например, поиск информации или способа решения возникшего вопроса) представляет исследовательскую позицию как фрагмент исследовательского отношения к практической или жизненной ситуации. В том случае, когда исследовательская позиция разворачивается непрерывно через серию теоретических и практических методов в контексте определенной цели, то правомерно говорить о том, что она модифицируется в исследовательскую деятельность.

Исследовательская позиция как отношение личности к ситуации или деятельности является базовой идеей целенаправленного взаимодействия, характерного для системы «одаренный ученик-педагог». В результате реализации основной образовательной программы основного общего образования и вытекающих из нее разных форм подготовки (предметной, профильной, надпредметной и подготовки дополнительного образования) формируются новые характеристики модели выпускника как основной, так старшей школы. Следует отметить, что исследовательская позиция как основная цель выходит за рамки образовательного процесса. С одной стороны, она является внешним системообразующим фактором для образовательного процесса, с помощью которого совершенствуются содержание, формы, методы и средства обучения, развития и воспитания. С другой стороны, развитие исследовательской позиции выступает внутренним системообразующим условием проявления метапредметных механизмов решения задач, выбору эффективных способов разрешения возникших противоречий. Это отражает важную психологическую готовность в «культуре обновления знаний» личности в непрерывном самообучении.

Раскроем возможности развития исследовательской позиции интеллектуально одаренных учащихся в условиях реализации метапредметного содержания образования. При этом возможные изменения и следствия достижения исследовательской позиции как метапредметного образовательного результата опишем через понятие «эффект» (относительно обучения, развития и воспитания), а следующие за ним перспективы и резервы образовательного процесса сконцентрируем в понятии «потенциал».

1. Обучение

Целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся в достижения результатов согласно ФГОС общего образования нормативно закреплена значительная доля их творческой познавательной активности. В данном случае предусматривается формирование в обучении исследовательских умений и навыков обучающихся в изучении различных учебных проблем, при индивидуальном и групповом проектировании во внеурочной деятельности. Формирование исследовательской позиции как отношения личности к конкретной учебной или жизненной ситуации, интересующему вопросу, проекту обеспечит следующие эффекты обучения:

  • Познание в ситуации неопределенности, расширенный и поливерсионный взгляд на проблемы общества, природы и человека - проявляется в решении любого учебного задания путем выдвижения различных версий (гипотез) для объяснения фактов, явлений или процессов; формулировке проблемной ситуации, её качественной и количественной интерпретации.
  • Интегративность познания, инструментальность знаний об окружающей действительности и о себе - предполагает постоянное применение знаний из различных предметов и житейских представлений; понимание и использование практических методов исследования (разные виды наблюдения и эксперимента, в том числе компьютерных), знание структуры познавательной деятельности и исследования как её вида; понимание того, что изучение нового объекта или процесса сопровождается знанием технологии поиска (элементы методологии и кибернетики); знание рефлексивных приемов анализа собственной деятельности.

2. Развитие

Исследовательское отношение к постоянно возникающим вопросам, противоречиям и проблемам любой сферы деятельности, развитие исследовательской позиции личности в образовательной системе является важнейшим ресурсом жизни как в настоящее время, так и в будущем. В перспективе усиления динамики социокультурных преобразований исследовательская позиция человека станет источником его мобильности и возможности повышения собственного уровня (культурного, образовательного и др.). Поэтому реализация метапредметного содержания образования, опираясь на исследовательскую позицию личности, позволит достичь следующих эффектов развития:

  • Дополненная реальность, ее разработка, восприятие, анализ, понимание, осмысление - предполагает постоянное обновление условий материально-пространственной среды, а также содержания, форм, методов и средств образовательного процесса. Включение исследовательской позиции учащихся в учебную деятельность на основе компьютерных виртуальных технологий обеспечит создание авторских вариантов (моделей) объяснения и решения учебных (научных) и жизненных ситуаций, которые существенно дополнят содержание образования. Применяя компьютерное моделирование в решении того или иного вопроса (проблемы), ученик дополняет реальность новыми способами получения информации (цифровые датчики позволяют учесть значительное число факторов и т.д.), а также может создать для изучения того или иного явления собственный сценарий компьютерной программы по типу экспертной системы (оболочка программы, позволяющая проводить расчеты, статистическую обработку и т.д.).
  • «Лаборатория научного открытия» как ведущий способ саморазвития, исследовательские умения и качества личности - отражают общий исследовательский способ получения знаний, их анализ, систематизацию, оценку и проверку. Исследовательская позиция при этом проявляется на всех этапах деятельности учащихся (в том числе и целостной исследовательской деятельности), формирует универсальные приемы работы с информацией, поступающей не только в рамках учебных программ, но и стихийно в условиях повседневного взаимодействия (СМИ, Интернет и др.).

3. Воспитание

Одна из ключевых составляющих воспитания - это включение учащихся в мир культуры, передающий ценностные ориентиры, нормы, социально значимые цели от поколения к поколению. Повышение духовности и нравственности личности, ее творческое самовыражение при исследовательской позиции к окружающему миру и себе приобретает актуальные качества для динамично меняющегося мира. Одновременно с определенной технологичностью и творческой составляющей научного способа изучения действительности, исследовательская позиция обеспечивает следующие эффекты воспитания:

  • Исследовательская культура как универсальный способ жизни, сближение различных форм познания - показывает, что регулирующим фактором деятельности является признание необходимости изучения и использования житейских, науковедческих и специальных научных знаний прошлого для возможностей открытия в настоящем и будущем. Требования точности, достоверности, системности, честности и этичности актуализируются в исследовательской позиции как отношении личности к фактам, накопленной системе знаний и к другой личности. Исследовательская культура при этом выступает важнейшим регулятором поведения, учебной и коммуникативной деятельности.
  • Творческое многоролевое взаимодействие, готовность к поиску и исследовательским действиям - предполагает, что наряду с формируемыми личностью версиями (гипотезами) происходящего она обогащается путем непосредственного взаимодействия через разные роли (эксперта, актера, режиссера, дизайнера, конструктора и т.д.). Воспитательная работа образовательной системы, организованная посредством серии творческих проектов (программ) художественно-эстетического, спортивного, познавательного характера, актуализирует исследовательскую позицию обучающихся с разных сторон. С одной стороны, исследовательская позиция обучающихся как отношение к учебной ситуации (например, театральный сценарий) позволит в атмосфере поиска и многообразия подойти к поставленной задаче и предложить разные варианты ее решения. С другой стороны, исследовательская позиция как отношение к окружающему миру и себе обеспечит саморефлексию, обращение к собственным поступкам, критической оценке разной информации.

Данные эффекты воспитания очерчивают только небольшой фрагмент целостного образовательного процесса, но обеспечивают наглядное представление его качественного изменения.

Обобщая вышеизложенные эффекты обучения, развития и воспитания, следует говорить о том, что исследовательская позиция позволит с единых педагогических оснований подойти к перспективному образу развития образовательной системы и личности в условиях реализации метапредметного содержания образования. Вместе с тем опора на исследовательскую позицию как ключевую цель и ожидаемый образовательный результат заключает в себе с потенциал, относительно:

  • Обучения - получение и изменение информации в любое время, единство преподавания и учения;
  • Развития - преобразование объективной и субъективной реальности в постоянном режиме;
  • Воспитания-отражение и передача опыта коммуникаций, воплощения идей и решений возникших проблем.

Заключение

Исследовательская позиция как комплексная характеристика личности интеллектуально одаренного ученика включает значимые личностные механизмы развития его постоянной готовности приращать и обогащать освоенные методы изучения окружающего мира, имеющие предметную универсальность (метапредметность) приложения в познании. Это в свою очередь обеспечивает направленность образовательного процесса на достижение перспективного и социально востребованного, «сквозного» результата - формирование адаптирующейся к условиям жизни и времени современной личности.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Ярычев Н.У., доктор педагогических наук, профессор педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования, г. Грозный.