Введение
Электротехнические комплексы электроснабжения потребителей первой категории особой группы используются в центрах хранения данных, многофункциональных высотных зданиях, нефтяной и газодобывающей промышленности, геологоразведке, других отраслях промышленности и народного хозяйства. Отличительной особенностью таких систем является наличие дополнительного питания от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания, в качестве которого применяют источник бесперебойного электропитания на основе аккумуляторных батарей и дизельные генераторы, объединённые в дизельную электростанцию
Опубликованы работы [1-4], в которых рассмотрены вопросы управления дизель-генераторными установками (ДГУ) в переходных режимах работы. Однако одной из основных задач проектирования комплексов электроснабжения потребителей первой категории особой группы является выбор количества и мощности дизель-генераторных установок (ДГУ) в составе дизельной электростанции (ДЭС), от правильного решения которой зависит эффективность электротехнического комплекса на этапах его реализации и эксплуатации.
Ранее авторами были получены уравнения и неравенства параметрической модели дизельной электростанции. Модель дизельной электростанции основана на предложенном понятии коэффициентов минимальной и максимальной загрузки дизельной электростанции
,
, (1)
где – номинальная мощность ДЭС на n-й ступени,
,
– номинальная мощность ДГУ i-й ступени.
Коэффициент минимальной загрузки ступени ДЭС равен минимальному отношению мощности, потребляемой нагрузкой, к текущей номинальной мощности электростанции, при котором исключается холостой ход дизельных двигателей, включенных в работу. Коэффициент максимальной загрузки ступени ДЭС определяет отношение мощности, потребляемой нагрузкой, к текущей номинальной мощности электростанции, при котором осуществляется переключение на следующую по мощности ступень.
Параметрическая модель дизельной электростанции представлена в виде системы неравенств, которая описывает ограничения мощности отдельных ДГУ, в соответствии с условиями на загрузку ДЭС:
(2)
Введено понятие образа стандартной номинальной мощности на множестве стоимостей
(3)
где – упорядоченный набор значений стоимости ДГУ;
– отображение множества стандартной мощности
на множество
;
– стоимость ДГУ с номинальной стандартной мощностью
.
Целью исследования является разработка методов поиска оптимальных параметров дизельной электростанции, описываемой системой (2) и условием (3).
Материал и методы исследования
Возможны следующие формальные постановки задачи оптимизации параметров дизельной электростанции.
Задача I: найти
,
, (4)
где – общее число ступеней ДЭС,
.
Задача II: найти
,
, (5)
где - стандартная мощность ступени ДГУ.
Задача III: найти вектор параметров дизель-генераторных установок, обеспечивающих минимальную стоимость электростанции
,
. (6)
Задача IV: найти вектор параметров дизель-генераторных установок, обеспечивающих минимальную стоимость электростанции и топлива, потребляемого за период эксплуатации
. (7)
Задача I характеризуется непрерывной функцией мощности ДГУ, задача II – дискретной.
Для решения задачи I выразим максимально допустимую номинальную мощность ступени ДЭС в функции номера ступени:
. (8)
Общая номинальная мощность ДЭС должна обеспечивать ее работу во всем диапазоне нагрузки. Верхнее ее значение определяется объединением выражения с неравенством из системы (2):
. (9)
Тогда число ступеней ДЭС определяется неравенством, следующим из выражений (8), (9):
, (10)
где – максимальная мощность нагрузки, при которой необходимо обеспечить длительную работу ДЭС.
Выражение (10) дает оценку нижней границы числа ступеней ДЭС и, следовательно, числа ДГУ при заданном диапазоне мощности нагрузки:
. (11)
Неравенство позволяет оценить минимальное число ДГУ в составе ДЭС, необходимое для обеспечения ее работы в заданном диапазоне мощностей с заданной загрузкой дизельных двигателей.
Для решения задачи в постановке II разработаны алгоритм и программа. Алгоритм решения включает следующие шаги: 1) мощности отдельных ДГУ выбираются последовательно и в соответствии с системой неравенств (2); 2) расчетная мощность ДГУ округляется до ближайшего меньшего значения из ряда стандартных значений номинальной мощности; 3) после каждого шага делается проверка ДЭС на способность обеспечить энергией максимальную нагрузку, что соответствует последнему выражению системы (2); 4) на последнем этапе мощность ДГУ последней ступени корректируется: она соответствует наименьшей стандартной мощности, превышающей разность между мощностью максимальной длительной нагрузки и номинальной мощностью предпоследней ступени ДЭС. Алгоритм позволяет произвести более точную оценку минимального количества ДГУ для обеспечения работы ДЭС в заданном диапазоне мощностей с заданной загрузкой дизельных двигателей с учетом дискретности функции мощности.
Решение задачи минимизации стоимости в постановке III основано на том, что имеется отображение (3) множества номинальной стандартной мощности ДГУ на множество стоимостей.
Тогда пространство возможных решений
можно представить матрицей, где строка представляет возможное решение, а номер столбца соответствует номеру ступени ДЭС.
В пространстве S выделим область допустимых решений, удовлетворяющих системе неравенств (2). Для этого выделим в пространстве , представляющем собой n-ю декартову степень множества действительных чисел, область
, которую можно интерпретировать как множество удовлетворяющих системе (2) векторов
, компоненты которых являются действительными числами.
. (12)
Множество допустимых решений определяется пересечением этих множеств:
(13)
Для решения задачи оптимизации нужно выбрать вектор из множества такой, чтобы стоимость элементов этого вектора была наименьшей. Или формально:
.
Геометрическая интерпретация множества R как области в N-мерном гильбертовом пространстве, ограниченной гиперплоскостями согласно системе неравенств (2), для случая трех ступеней ДЭС, представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Трехмерная область R
черный – P1min, пурпурный - P2min, голубой – P3min, зеленый – Р1max, красный – Р2max,
синий – Р3max, желтый (Р1+Р2+Р3)min
Из анализа рис. 2 следует, что имеются дополнительные ограничения на диапазон возможных значений номинальной мощности для любой ступени ДЭС при известном количестве ступеней.
Ограничение на нижнее значение ДГУ n-й ступени в функции номинальных мощностей предыдущих ступеней:
. (14)
Тогда с учетом системы неравенств (2) и выражения (14) можно записать диапазон возможных значений номинальной мощности для любой ступени ДЭС при известном количестве ступеней:
(15)
Последнее выражение уточняет и дополняет систему неравенств (2).
Разработаны алгоритм и программа решения задачи оптимизации параметров дизельной электростанции в постановке III.
Алгоритм решения задачи оптимизации основан на использовании функции кодирования, переводящей множество допустимых решений во множество кодировок [5], и содержит следующие шаги.
– из множеств допустимой мощности и стоимости ДГУ формируют матрицы, соответствующие области возможных решений S и области отображения таким образом, что соответствующие друг другу элементы этих матриц имеют одинаковые индексы;
– из областей S и удаляются решения, которые не удовлетворяют системе (2), и получают матрицы, соответствующие областям D
и где
– множество допустимых кодировок;
– в матрице, изображающей область , отыскиваются строки с минимальной суммой элементов, причем строки являются образами одноименных строк из матрицы, которой представлена область D, которые и являются решением задачи оптимизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Произведен выбор оптимальных параметров ДГУ в составе ДЭС для следующих исходных данных: производитель ДГУ – Wilson, ряд мощностей ДГУ – [11; 14,4; 17,6; 26,4; 40; 44; 52; 704; 88; 120; 132; 160; 20; 220; 280; 320; 400] кВт, функции стоимости ДГУ Wilson для различных исполнений (по данным открытых источников) представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Функции стоимости ДГУ Wilson для различных исполнений
Результаты решения задачи оптимизации, которыми являются множества значений мощности ДГУ в составе ДЭС, приведены в табл. 1. Важной является последовательность компонентов множества мощностей, так как она определяет последовательность включения ДГУ в работу.
Таблица 1 – Результаты решения задачи оптимизации
Pmin, кВт |
Pmax, кВт |
Исполнение ДГУ |
|||
Открытое |
Защищенное |
||||
Pi, кВт |
Стоимость, руб. |
Pi, кВт |
Стоимость, руб. |
||
10 |
100 |
[11, 11, 26.4, 52] |
2 023 824,0 |
[17.6 17.6 52 14.4] |
2 457 659,0 |
|
|
- |
- |
[17.6 17.6 14.4 52] |
2 457 659,0 |
|
|
- |
- |
[17.6 14.4 17.6 52] |
2 457 659,0 |
|
|
- |
- |
[14.4 17.6 17.6 52] |
2 457 659,0 |
20 |
100 |
[40, 52 , 11] |
1 653 069,0 |
[40, 52 , 11] |
2 038 641,0 |
|
|
[40, 11, 52] |
1 653 069,0 |
[40, 11, 52] |
2 038 641,0 |
30 |
100 |
[52, 52] |
1 321 518,0 |
[52, 52] |
1 626 306,0 |
40 |
100 |
[52, 52] |
1 321 518,0 |
[88 14.4] |
1 608 635,0 |
≥48 |
100 |
[120] |
896 214,0 |
[120] |
1 323 795,0 |
Из анализа полученных результатов следует, что существенное влияние на количество ДГУ в составе ДЭС и распределение их мощности оказывает соотношение минимальной и максимальной мощности ДЭС при длительной работе и
, а также вид функциональной зависимости стоимости ДГУ от мощности. Увеличение стоимости в случае использования нескольких ДГУ меньшей мощности оправдывается значительным улучшением условий функционирования ДГУ при малых нагрузках дизельной электростанции и уменьшением эксплуатационных затрат на приобретение топлива.
Выводы
Таким образом, поставлена и решена задача оптимального проектирования дизельной электростанции для питания потребителей первой категории особой группы с учетом ограничения на коэффициент загрузки дизель-генераторных установок. Результаты решения представлены в форме ряда мощностей дизель-генераторных установок в составе дизельной электростанции, последовательность элементов в котором определяет последовательность включения дизель-генераторных установок в работу.
Рецензенты:
Носырев Михаил Борисович, д.т.н., профессор, первый проректор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург.
Зобнин Борис Борисович, д.т.н., профессор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург.