Введение
Спортивные танцы относятся к сложно–координационным видам спорта, поэтому танцоры с первых занятий сталкиваются с многообразием движений, которые отличаются амплитудой, направлением, скоростью и различными сочетаниями разновременных и разнонаправленных движений звеньев тела. Все это многообразие необходимо реализовать в строгих пространственных и временных параметрах, в пределах ритмического рисунка исполняемого танца [4; 6].
В основе сложно–координационной деятельности лежит сложнейшее взаимодействие системы проприоцепторов, вестибулярного анализатора, органов зрения и нервной системы [1]. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению системы поддержания равновесия и координации, до сих пор отсутствует единая точка зрения на механизмы функционирования этой системы и значение отдельных её компонентов в удержании баланса тела [1; 2].
В частности, в доступной нам литературе мы не встретили работ, посвященных изучению развития координационных способностей у танцоров в зависимости от пола. Даже самые последние публикации рассматривают спортсменов в общей массе, не учитывая давно обнаруженные половые различия в психомоторике, системах нейропсихической регуляции, интеллектуальных способностях.
Таким образом, актуальным остается исследование физиологических и биомеханических характеристик координационных способностей у танцоров в зависимости от пола, спортивной специализации и квалификации. И использование этих данных для оптимизации тренировочного процесса танцоров–бальников.
В настоящий момент одним из популярных и перспективных методов изучения координационных способностей человека является компьютерная стабилография. Методика стабилографии была разработана В.С. Гурфинкелем с соавторами в 1952 году и затем многократно усовершенствовалась [1; 3].
Цель исследования: изучить роль зрительного анализатора в координации двигательных действий танцоров–бальников методом компьютерной стабилографии.
Объект исследования. Было обследовано 48 спортсменов – девушек и юношей в возрасте от 18 до 22 лет, специализирующихся в спортивных бальных танцах. Было выделено три группы: первая – 12 человек (6 девушек и 6 юношей), занимающихся спортивными бальными танцами по классам В и С – группа мастеров; вторая группа – 14 человек (7 девушек и 7 юношей), тренирующихся на этапе спортивного совершенствования (стаж тренировки 2–4 года) – средняя группа, третья группа – 22 человека (12 девушек и 10 юношей), тренирующихся на этапе начальной спортивной специализации (стаж тренировки 2–3 месяца) – группа начинающих.
Методы исследования. Применялись стандартный (с открытыми глазами) и усложненный (с закрытыми глазами) тест Ромберга. Цель теста – оценка нарушений устойчивости при снижении концентрации внимания в момент отвлечения на выполнение параллельных мыслительных операций. Осуществлялась регистрация отклонения общего центра тяжести (ОЦТ) при выполнении теста Ромберга с помощью стабилографического анализатора Стабилан–1. Полученные данные представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (Xср±m). Проверку на нормальность распределения проводили с помощью критерия Колмогорова–Смирнова. Для оценки достоверности использовался критерий Манна–Уитни.
Результаты и обсуждение. При анализе статокинезиграмм было выявлено, что у начинающих спортсменов в обоих вариантах теста Ромберга (рис. 1В, 2В) наблюдаются большие амплитуда и частота колебаний ОЦТ. По мере роста спортивно–технического мастерства спортсмена амплитуда колебаний уменьшалась. Так, у спортсменов группы мастеров были зарегистрированы самые малые амплитуда и частота колебаний ОЦТ (рис. 1А, 2А).
А Б
В
А – группа мастеров, Б – средняя группа, В – группа начинающихРис. 1. Статокинезиграмма выполнения теста Ромберга с открытыми глазами спортсменами, занимающимися спортивными бальными танцами
А Б
В
А – группа мастеров, Б – средняя группа, В – группа начинающих
Рис. 2. Статокинезиграмма выполнения усложненного теста Ромберга – с закрытыми глазами спортсменами, занимающимися спортивными бальными танцами
Показатели разброса по сагиттали (p<0,05) и фронтали в обоих варианта теста Ромберга у группы мастеров были наименьшими, в группе начинающих – наибольшими (табл. 1).
Таблица 1
Стабилографические показатели выполнения теста Ромберга спортсменами занимающихся спортивными бальными анцами
Хср± m
Показатели |
группы |
||||||
Группа мастеров |
Средняя группа |
Группа начинающих |
|||||
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
||
Разброс по фронтали, мм |
Юн. |
1,14± 0,3*£ |
1,56± 0,13*£ |
1,51± 0,1* |
1,9±0,2* |
2,1±0,2 |
3±0,4 |
Д. |
2,22±0,2* |
2,7±0,2* |
1,9±0,15 |
2,77±0,1 |
2,09±0,16 |
3,36±0,3 |
|
Вм. |
1,68±0,3* |
2,13±0,2* |
1,75±0,1* |
2,38±0,24 |
2,2±0,2 |
3,1±0,2 |
|
Разброс по сагиттали, мм |
Юн. |
2,34±0,2* |
3,4±0,2* |
3,25±0,3* |
3,3±0,2 |
3,9±0,3 |
4,16±0,3 |
Д. |
2,78±0,4* |
3,3±0,2 |
3,58±0,4* |
3,54±0,2 |
4,1±0,3 |
4,44±0,4 |
|
Вм. |
2,56±0,2* |
3,33±0,4* |
3,42±0,2* |
3,63±0,4 |
4,04±0,3 |
4,31±0,3 |
|
Средний разброс, мм |
Юн. |
2,66±0,26 |
3,16±0,2 |
3,2±0,22 |
3,8±0,3 |
3,67±0,4 |
3,99±0,33 |
Д. |
3,54±0,4 |
5,14±0,3 |
3,8±0,23 |
4,45±0,3 |
3,88±0,4 |
4,7±0,4 |
|
Вм. |
3,1±0,27 |
4,2±0,5 |
2,56±0,25 |
4,12±0,37 |
3,8±0,3 |
4,4±0,32 |
|
Средняя скорость переме-щения ЦД, мм/сек |
Юн. |
6,21±0,8* |
9,54±0,9 |
6,5±0,5* |
7,9±0,4 |
7,15±0,7 |
11,6±0,9 |
Д. |
6,19±0,7* |
11,4±1,5 |
6,62±0,6* |
11,7±1,1 |
7,25±0,8 |
10,1±1,2 |
|
Вм. |
6,2±0,9* |
10,71±0,7 |
6,6±0,55* |
9,95±1 |
7,2±0,6 |
10,8±0,8 |
|
Площадь эллипса, кв.м. |
Юн.
|
52,6±4,2* |
91,3±2,6*£ |
75,3±7,1 |
115,6±4,1£ |
109,1±11,2 |
150,4±21 |
Д. |
99,2±6,1 |
207±9 |
121,8±11 |
188,43±12 |
116,8±8,7 |
200,5±13 |
|
Вм. |
75,8±19,9* |
149,8±6,7* |
96,8±15,1 |
152,8±29,5 |
112,1±19,8 |
175±23,2 |
|
Качество функции равновесия, % |
Юн. |
90,3± 7,9* |
86,6± 4,2* |
88,4±7,1* |
83,1±4,4£ |
79,7±2 |
69,3±2,1 |
Д.
|
91,2±3,9* |
81,6±4,1* |
76,5±3,6 |
79,2±3,1 |
69,5±5,1 |
||
Вм. |
90,76± 2,9* |
84,83± 2,5* |
88±1,8* |
79,4±3,4 |
81,26±1,8 |
69,4±2,8 |
|
Средняя линейная скорость (фронталь), мм/сек |
Юн. |
3,13±0,3 |
4,3±0,5£ |
2,93±0,2* |
3,83±0,3£ |
4,8±0,4 |
6,06±0,4 |
Д. |
5,8±0,4 |
6,9±0,7* |
4,54±0,2 |
6,25±0,7 |
5,2±0,3 |
5,7±0,3 |
|
Вм. |
4,5±0,72 |
5,5±0,6 |
3,8±0,4 |
5±0,7 |
4,14±0,4 |
5,9±0,36 |
* – достоверность различий с группой начинающих, p<0,05;
# – достоверность различий со средней группой, p<0,05;
£ – достоверность различий с группой девушек, p<0,05.
Средняя скорость перемещения общего центра тяжести по мере роста мастерства спортсменов увеличивалась с открытыми глазами (p<0,05). При закрытии же глаз в средней группе происходило уменьшение скорости по сравнению с остальными группами (табл. 4).
Если площадь эллипса в тесте Ромберга с открытыми глазами в группе мастеров была минимальной, а в третьей группе максимальной, то при проведении усложненного теста Ромберга с закрытыми глазами показатели двух первых групп не отличались друг от друга (p<0,05). В группе начинающих площадь эллипса была максимальной (табл. 1).
Наименьший средний результат качества функции равновесия имеют начинающие спортсмены. С ростом квалификации данный показатель при выполнении теста Ромберга увеличивался и при открытых глазах и при закрытых (p<0,05, табл. 1).
При разделении показателей стандартного и усложненного тестов Ромберга по половому признаку было отмечено, что у спортсменов мужского пола рассеивание по фронтали в группе мастеров было достоверно меньше, чем у девушек этой же группы (p<0,05, рис. 1).
Площадь эллипса при проведении теста Ромберга с закрытыми глазами также значимо отличалась у юношей и девушек и в первой, и во второй группах (p<0,05, рис. 2).
Также были выявлены достоверные различия показателей средней линейной скорости по фронтали у группы мастеров и средней группы с группой начинающих (p<0,05, табл. 1). Показатели линейной скорости внутри групп, кроме группы начинающих, были выше у девушек (p<0,05, рис. 2).
Качество функции равновесия практически не отличалось у юношей и девушек всех трех групп, за исключением группы среднего уровня. При выполнении усложненного теста Ромберга у девушек этой группы происходило значимое западение этого показателя по сравнению с их партнерами (p<0,05, табл. 1).
Можно предположить, что девушкам труднее поддерживать равновесие своего тела, чем их партнерам, и у них существует большая зависимость статического равновесия от зрительного анализатора. Юноши же больше полагаются на вестибулярный аппарат и проприоцептивную чувствительность.
Все это связанно с различиями в тренировке танцевальной пары: как правило, юноши играют роль опоры для своих партнерш во время сложных поддержек. Девушкам же нужно сохранить равновесие и координацию во время этих поддержек, и у них больше развивается динамическое равновесие.
Таким образом, с повышением квалификации у спортсменов происходит улучшение чувства статического равновесия – увеличивается влияние вестибулярного анализатора, что показывает уменьшения рассеивания показателей разброса с ростом квалификации спортсмена. И улучшение этих показателей происходит за счет увеличения скорости передвижения ОЦТ организма с открытыми глазами и уменьшения с закрытыми.
Эти факты, на наш взгляд, можно интерпретировать как важное доказательство индивидуальных свойств функции равновесия у спортсменов и использования ими индивидуальных способов поддержки равновесия в сложных условиях.
Заключение. Проведенные исследования позволили выявить существенные различия в механизмах координации движений у спортсменов разной квалификации. Спортсмены высокой квалификации в меньшей степени задействуют зрительный анализатор, чем начинающие танцоры. С ростом квалификации у танцоров вырабатывается более высокая статодинамическая и вестибулярная устойчивость. Но в то же время девушкам труднее поддерживать равновесие своего тела, чем их партнерам, и у них существует большая зависимость статического равновесия от зрительного анализатора.
Рецензенты:
Капилевич Леонид Владимирович, д.м.н., заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ТГУ, г. Томск.
Андреев Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физического воспитания ТПУ, г. Томск.