Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL ASPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

Garipov F.N. 1 Garipova Z. F. 2
1 FGBUN "Institute for Social and Economic Research", Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences
2 FGOBUVPO Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
An assessment of the general state of the current level of market relations, highlighted the negative aspects of the influence of market principles of management on the ecological state of the environment, the structure of the human person, outlines the problem of interaction of market mechanisms with national efforts to improve areas of modernization of the economy and efficiency of the use of the basic factors of territorial ecological balance. Conceptually justified by the need to enhance co-evolutionary principles in business practices. Ranked as probable and specific direction of modernization of the Russian economy increased attention to agricultural activities in order to mobilize the productive capacity of the land and the development of the food component in the structure of social reproduction as directions saving fossil resources of the country and strengthen the position of the national economy increased food potential.
technological trajectory.
a model of modernization
technological civilization
co-evolutionary
ecological balance
natural resources

Современный человек овладел многими способами природопользования и продолжает изобретать прорывные технологии поиска, добычи и переработки ископаемых и естественно возобновляемых ресурсов земли. Сопровождается все это накоплением больших массивов интеллектуальных ресурсов. Взаимодействие составляющих этого процесса позволило невиданными доселе темпами нарасти производство материальных благ, повысить уровень и комфортность жизни человека.

Развитие в этом направлении одновременно сопровождалось усилением воздействия на окружающую природную среду. Результат изымания в возрастающих масштабах компонентов, формирующих баланс в природе и обеспечивающих ее естественный кругооборот, восполняя отнятое, привел к напряжению между человеком и природой. Масштабность вторжения создала ситуацию, когда интенсивность потребления возобновляемых ресурсов (воды, верхнего слоя почвы, лесов и морских рыбных запасов) стала превышать их естественные темпы восстановления. По оценке специалистов, услуги, безвозмездно оказываемые человеку природой, приблизились сегодня к 30 трлн долларов в год. По оценке экспертов миру грозит экологическая катастрофа, если среднедушевой доход будет на уровне показателя США сегодня, и природные ресурсы вскоре будут исчерпаны [1].

У человека кроме использования природных ресурсов, приспособив их к удовлетворению своих запросов, другого пути жизнеобеспечения не имеется. Он их комбинирует, сепарирует, преобразовывает и получает продукт, который позволяет ему сохранять и продолжать жизнь. Это значит, что рост численности населения Земли, с одновременным повышением уровня технической вооруженности его труда и улучшением качества жизни, продолжится, спрос на ресурсы природы будет расти. Преимущественно техногенное направление цивилизации, накладываясь на упомянутое, сохранит высокие темпы изъятия базовых элементов природы, и при доминировании рыночных отношений в экономике вызовет дальнейшее возрастание пресса на природу и ее экологические параметры. Это путь к нарушению экологического равновесия в природе. Такое развитие - очевидное направление (движение) к природным аномалиям, становящимся для людей нередко катастрофическими по своим масштабам и последствиям. По данным В. И. Осипова, с 1960 г. число таких глобальных нарушений в природе увеличилось более чем в 3 раза, а хозяйственный урон удваивался через каждые семь лет. При этом около 1/5 ВВП так называемых экономически отсталых стран тратилось на восстановление понесенного ущерба [3].

Сложившееся в ХХ веке соотношение производственной деятельности человека и возможностей кругооборота воспроизводимых ресурсов природы ставит новую глобальную проблему перед людьми - функционировать в рамках коэволюционных начал. Возможно ли это при рыночных отношениях в экономической деятельности? Можно с достаточной убежденностью заметить, что это маловероятно. Поскольку сама природа рынка ориентирует деятельность человека на максимизацию прибыли, причем по возможности за короткое время, и ориентировано поэтому на краткосрочный период, более того, с «доминированием спекулятивной активности в ущерб созидательной». В принципе максимизация прибыли возможна в решающей мере при двух обстоятельствах - росте объема производства и удешевлении воспроизводства общественного продукта. Наиболее затруднительным является последнее, ибо сырьевые условия производства ухудшаются, а рабочая сила в целом имеет тенденцию к удорожанию. Развязка ситуации видится в контроле объема производства и нормировании изъятия у природы ее ресурсов.

Одновременно эти действия необходимо согласовать с динамикой основных показателей и качества жизни ныне проживающих на Земле людей. Возникает вопрос - следует ли всемерно стимулировать прирост населения Земли. Безусловно, сложно устанавливать континентальные квоты на прирост численности населения аналогично лимитам на вредные выбросы в атмосферу.

Между тем последнее и является попыткой ограничить чрезмерную территориальную концентрацию производства (прежде всего промышленного производства), но пока остается плохо работающей мерой.

Сохранение возможности развития в сложившейся ситуации все более связывается с необходимостью экономической защиты природы и предотвращением от глобального загрязнения окружающей среды (выявлено, что в некоторых видах рыб, например, концентрация вредных веществ в миллион раз больше, чем в самих водах мирового океана). По наблюдениям специалистов за историю существования Земли ее климатические параметры менялись неоднократно, и каждый раз биологический мир вынужден был приспосабливаться к новым условиям существования, и выходил из ситуации ни без потерь. Между тем, пожалуй, только человек сохранял себя, как часть живой природы, неизменным и проходил эти этапы выработанным однажды путем.

Потепление земной атмосферы, в котором, похоже, нет больших разногласий среды климатологов, несет новую волну глобальных перемен в окружающей среде. Прежде всего, сузится ойкумена - площадь суши, пригодная для использования людьми, изменится и территориальное распределение атмосферных осадков. В этих условиях поддержание достигнутого уровня жизни, тем более его повышение в наше время все в большей мере связывается с ростом ответственности и рациональности хозяйствования с учетом долговечности последствий принимаемых решений. Сегодня уже очевидно, что техногенная цивилизация исчерпывает себя как единственное направление развития. А рыночные механизмы сами по себе без корректирующего воздействия органов госуправления не в состоянии устранить отрицательные последствия двадцатилетних реформ. Рыночные отношения более того, по признанию ряда исследователей рынка, деформируют «структуру личности, усиливают в человеке биологические начала». Особую опасность таит в себе человек, облеченный большой властью и не наделенный необходимыми знаниями для решения масштабных проблем.

В этих условиях повышается значимость опоры на научные результаты. Особую тревогу в этой связи вызывает сегодняшнее отношение к науке, в частности к Российской академии наук, отдельных чиновников, ответственных за развитие в стране научных исследований. Их усилиями сделано так, что стало выгоднее сегодня покупать у западных стран готовые технологии, чем их разработать у себя в стране. В результате у нас на вложенный рубль в науку приходится всего 4 копейки прибыли, а вклад науки в ВВП страны составляет всего 0,017 %. Структуры власти должно волновать, что тем самым мы обрекаем себя на «задворки цивилизации» [5].

Рынок культивирует более беспощадные отношения в организации хозяйственной жизни, чем предыдущие схемы общественного устройства. Его специфика в том, что за результат отвечаешь ты сам, и никто другой, как отмечает А. И. Татаркин. В прежних схемах человек мог отодвинуться «от принятия решения, от которого зависела результативность действия». Теперь он независимо от меры подготовленности самолично распоряжается всем тем, с чем выходит на рынок. Обязанность государства перед своими гражданами и состоит в разделении с каждым субъектом рынка этой ответственности и помощи в выборе вектора движения человека в условиях недостаточной его информированности, когда в реальной деятельности очень высока мобильность ситуации.

Россия сегодня прибывает в поисках эффективной модели модернизации общественной жизни, выборе приоритетов развития. Большинство участников публичной дискуссии на эту тему едины в том, что модернизация есть «переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному». Это не требующий особых усилий вывод. Следующий - когнитивный уклад, в который вступит «авангардная часть человечества», конечно, будет базироваться на экономике знаний: роботизация среды обитания, электронное окружение помогут включить полнее силу мысли человека, его интеллект [5].

В то же время особенность российской модернизации может быть связана и с ее естественно-природными характеристиками: широкими просторами территорий, пустующими (заброшенными) сегодня угодьями, возможностями заметного увеличения производства продовольственных ресурсов и т.п. Именно движение вспять - развитие аграрного сектора экономики, по мнению ряда экономистов, могло бы быть одним из векторов модернизации, способных относительно быстро повлиять на уровень благосостояния населения и укрепить позиции страны на современном глобальном рынке, а также стать заделом на будущее. Нет сомнений в том, что продовольственная проблема имеет очевидные перспективы, и она уже становится ключевой в развитии мирохозяйства. И это связано со специфическим значением продовольствия: оно нужно всегда, и спрос на него невозможно отложить. В отличие от промышленных товаров, его невозможно и заменить. И несмотря на то, что треть земной суши сегодня используется для производства продовольствия предложение его ограничено, и, более того, за последнее время среднедушевая его выработка уменьшилась. Исчерпанными оказались и возможности прироста его морских и дикорастущих ресурсов. При сохранении тенденции роста численности населения земли и небольшом повышении урожайности культурных растений напряжение в вопросе продовольственного обеспечения не ослабнет, а скорее только будет возрастать. Число недоедающих в мире уже достигло 1 млрд человек, это значит, что голод испытывает каждый седьмой житель планеты и по меньшей мере столько же - подвержен скрытому голоданию (дефицит в рационе животных белков). Россия, имея благоприятные природные возможности для выработки продовольствия за счет собственного производства (около 10 % мировой пашни, 2 % населения мира, достаточные ресурсы воды для орошения при необходимости), продолжает оставаться на стратегически проигрышном витке в этом вопросе. Импортируем мы продовольствие примерно на 35-40 млрд долларов в год. И за эти продовольственные возобновляемые ресурсы вынуждены рассчитываться реализацией не возобновляемых природных ресурсов (прежде всего углеводородного сырья, металла и прочее). Это - путь к ускорению опустошения наших недр. При этом в результате снижения мировых цен и сужения возможностей экспорта ресурсов в связи с сокращением, а затем и исчерпанием их запасов будут постепенно уменьшаться природные источники оплаты за импортируемое продовольствие.

Экономически развитые страны прошли в свое время этап индустриализации аграрного хозяйства и теперь находятся в зоне постиндустриального развития. Мы же, не завершив индустриализацию сельскохозяйственного производства, исторической судьбой оказались переброшены в зону невиданной деиндустриализации аграрного сектора и «откатились далеко назад», блокируя технологическую модернизацию, «разрушая рыночно-фундаменталистическими методами» потенциал сельских жителей. Действительность существенно расходится с «самоудовлетворенной оценкой "рокировавшихся"» должностных лиц в эшелонах власти. Между тем нужна модернизация, отвечающая не только интересам самопровозглашенной элиты, а всего общества [4].

Развитие человечества достигло таких размеров, что настало время корригировать функции экономических отношений.

По оценке демографов и экономистов, предельное количество людей, проживающих на земле, имея приличные условия жизни, 7-9 млрд. Сегодня первый рубеж прогноза предельной насыщенности планеты людьми достигнут. Заслуживает внимания подходы контроля роста населения, допуская прирост лишь для поддержания необходимого соотношения работоспособной и пенсионной частей, погашения убыли - естественные (смерти, катастрофы, войны ...). И размеры производства материальных благ ограничить масштабами достижения социальных стандартов жизни. И предел этот необходим в виду того, что чрезмерное изъятие природных ресурсов при стратегии удовлетворения искусственно создаваемых потребностей (неограниченное производство легковых автомобилей, алкогольных напитков, табачных изделий...) приводит к коллапсу в транспортном потоке, ухудшению состояния здоровья значительной части населения. Ограничение потребления в разумных пределах наравне с его выравниванием по территориям - концепция плановой советской экономики, заслуживает пристального внимания в мирохозяйственной деятельности на современном этапе жизни.

Первоначально заявленные возможности рынка по приведению в соответствие перспективных целей и задач современного направления движения производственно-экономических отношений, производства и потребления, как явствуют результаты последних десятилетий, не нашли подтверждения в реальной действительности.

Как отмечает С. Ю. Глазьев, нынешнее состояние российской деловой среды характеризуется краткосрочными ориентирами и доминированием спекулятивной активности. В этих условиях успешное развитие производства нуждается в помощи государства при освоении новых технологических направлений развития [2].

Воплощение общественных усилий на достижение целей развития и конкретных результатов деятельности достигается в результате совокупного «действия» нескольких условий. Это и вовлечение материальных ресурсов (сырья, материалов и т.п.), труд работников, технологии соединения этих ресурсов.

В конечном результате, таким образом, «сидят» материальные ресурсы и человеческий труд в определенном соотношении. С точки зрения эффективности развития, в данном случае имеется в виду природоресурсосберегающая направленность, чем меньше потребляется при этом природных ресурсов (прежде всего невозобновляемых) при неизменной или сокращающейся удельной трудоемкости результата изделия, тем перспективнее деятельность.

Здесь можно усмотреть несоответствие общепринятой формулировке роста производительности труда или о соотношении живого и прошлого труда в результате. Однако нам кажется, такая модель роста экономики может иметь природные ограничения, связанные с уровнем истощения ее ресурсов, непосредственно используемых в процессе получения нужных продуктов. Сокращение естественных ресурсов (предметов труда), теоретически и практически вероятно уже в ближайшие десятилетия. И это не может не заставить взглянуть на процессы экономического роста и с других, нестандартных как бы позиций, учитывая темпы «переедания» человеком природных ресурсов. При продолжающемся количественном росте населения на каком-то отрезке времени, несомненно, произойдет «встреча» двух двигающихся на встречу друг другу тенденций реальной жизни: рост потребности людей к ресурсам и сужение возможности их воспроизводства как самой природой, так и искусственно людьми. Гипотетически это несложно представить. При этом, хотя и можно сознавать, что ум человека, рост его интеллекта будут способствовать отдалению этого времени, она все же при росте населения тем не менее кажется неизбежной. Труд может стать избыточным в ряде районов, не будет хватать сырья.

Поэтому может возникнуть (или обязательно возникнет) проблема обеспечения человеческого труда предметами труда, вернее, быть может, даже отставание в темпах роста значимости труда по сравнению с материальными источниками.

Признание объективности «грядущей ситуации» подсказывает необходимость своевременного пробуждения и выработки необходимой направленности человеческого взора на эту ситуацию как на неизбежность.

Задача дня максимально пытливо изыскивать и использовать все возможные ресурсы обеспечения качества жизни населения за счет ныне «упускаемых» видов созидания. Эти ресурсы, несомненно, имеются и в сфере активизации общественного использования человеческих интересов, лежащих в недрах совершенствования управления. Управление в данном случае потенциалом интересов индивидуума имеет пределы разумного насыщения. Совершенствование принципов управления - процесс на современном этапе их состояния, представляется теоретически не бесконечным, но реальным.

Рецензенты:

Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.

Галиев Тимергазы Арсланович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.