Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLCHILDREN’S INTONATION WHO HAVE EXPRESSIVE ALALIA

Ermakova M.A. 1
1 Blagoveschensk State Pedagogical University
The necessity of development of intonation in the complex of speech therapy measures in work with children of senior pre-school age who have expressive alalia is substantiated in this article. Based on this purpose this article concerns the theoretical and experimental analysis of the materials connected with research of the intonation constructions (narration, question, exclamation) in work with children of senior pre-school age that have expressive alalia. The stages of speech therapeutic work necessary for the development of intonation in work with such children (the preparatory stage, the main stage and the final stage) are introduced in the article. Special attention is paid to the second stage of speech therapeutic work called the stage of integration of intonation components for transforming the sense of the expression through the intonation. The techniques used in the acquaintance and the techniques used in the development of perception and reproduction of narrative, interrogative and exclamatory intonation in specially created communicative situations that are based on the purpose and the situation of speech communication are described in detail in the article.
the techniques of the development of intonation.
expressive alalia
intonation

Согласно современным лингвистическим представлениям интонация представляет собой совокупность просодических элементов и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, участвующее в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [1, 5]. Своевременное ее развитие оказывает положительное влияние на организацию коммуникативной деятельности, социально-перцептивную сторону общения, потребность в речевом взаимодействии и достижении его эффективности, а также на состояние письменной речи будущего школьника.

Целью данной статьи является описание состояния интонации и приемов логопедической работы по ее развитию у дошкольников с экспрессивной алалией.

Анализ теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что сведения о состоянии интонации у детей с экспрессивной алалией малочисленны. В. А. Ковшиков [2], Н. Н. Трауготт [6], М. Е. Хватцев [7] отмечают у таких детей нарушения мелодики, темпа, ритма, неправильную постановку логического ударения, но объясняют это по-разному. Н. Н. Трауготт и С. Н. Шаховская связывают их возникновение с нарушениями ритмической структуры слова и фразы, а В. А. Ковшиков считает, что указанные расстройства являются следствием языковых нарушений, имеющихся у данной категории детей, и возникают при поиске языковых единиц и правил их функционирования.

Экспериментальное изучение детей с экспрессивной алалией показало, что наиболее сформированным является процесс восприятия повествовательной интонации, а наименее - вопросительной и восклицательной. Причем последовательность формирования восприятия интонации иная, чем у детей с нормальным речевым развитием. Так, восклицательная интонация узнается дошкольниками с экспрессивной алалией лучше, чем вопросительная. В то время как при нормальном речевом развитии происходит наоборот, узнавание вопросительной интонации осуществляется детьми легче, нежели восклицательной. Следовательно, процесс восприятия интонации у дошкольников с экспрессивной алалией развивается с отклонениями от онтогенетических особенностей, а чувство интонационного различения развито недостаточно.

Процесс воспроизведения интонации также характеризуется рядом особенностей. В моменты эмоционально значимые для дошкольников с экспрессивной алалией, под воздействием соответствующих переживаний они способны передавать в речи разнообразную интонацию, в то время как воспроизведение мелодики вопросительной и восклицательной интонации по заданию оказывается для них затрудненным. Это свидетельствует о том, что на непроизвольном уровне передача в экспрессивной речи таких интонационных конструкций, как вопрос и восклицание, доступно для детей с экспрессивной алалией, в то время как на произвольном уровне этот процесс оказывается несформированным. Кроме того, дети с экспрессивной алалией не используют интонацию для передачи смысла высказывания, а пытаются это сделать с помощью пропуска слов в предложении или изменения их порядка (чаще всего глагол ставится в конец предложения). Такая тенденция передачи интонации характерна для детей в норме, но для более раннего возраста.

Таким образом, результаты исследования показали, что у детей с экспрессивной алалией нарушен не только процесс восприятия, но и наблюдаются трудности мелодического оформления высказываний в экспрессивной речи.

С целью коррекции выявленных нарушений нами была разработана поэтапная методика логопедической работы по развитию интонации, в которой определены основные направления и содержание логопедической работы:

  1. Подготовительный - этап восприятия и воспроизведения компонентов интонации. Логопедическая работа проводится по следующим направлениям: развитие восприятия и воспроизведения высоты голоса и мелодики речи, силы голоса и интенсивности, эмоционального характера тона голоса (тембра), темпа, ритма и логического ударения.
  2. Основной - этап интеграции интонационных компонентов для передачи смысла высказывания через интонацию. Основными направлениями работы являются: знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; развитие восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций в специально созданных коммуникативных ситуациях с учетом цели и ситуации речевого общения.
  3. Заключительный - этап закрепления различных типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками. Третий этап логопедической работы по развитию интонации направлен непосредственно на дифференциацию и закрепление различных типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками.

Рассмотрим основные приемы, используемые на втором этапе логопедической работы по развитию интонации у дошкольников с экспрессивной алалией. При разработке его содержания использовались модели методик Л. А. Копачевской [3], Л. В. Лопатиной, Л. А. Поздняковой [4]. Усвоение интонационных структур осуществлялось в той же последовательности, как они формируются в онтогенезе. Первоначально детей знакомят, а затем учат воспринимать и воспроизводить самую простую - повествовательную, затем вопросительную и только потом восклицательную интонацию.

При знакомстве с интонацией обращается внимание на направление и характер движения мелодики при ее воспроизведении, а также способ обозначения на письме.

Приемы, используемые при знакомстве с повествовательной интонацией:

  • понижение голоса в конце предложения (фразы) отражает движение мелодики повествовательного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания повествовательного предложения и демонстрация карточки-символа - точки; знакомство с графическим обозначением движения мелодики повествовательного предложения на письме - стрелка, идущая вниз);
  • ассоциативное подкрепление (спуск с моста) для запоминания характера движения мелодики повествовательного предложения;
  • движение руки вниз, показывающее понижение голоса в конце предложения (фразы);
  • разучивание стихотворения о точке.

При знакомстве с вопросительной интонацией используются следующие приемы:

  • повышение голоса в конце вопросительного предложения (в предложениях без вопросительного слова) и повышение голоса на вопросительном слове (в предложениях со специальным вопросом) - отражает движение мелодики вопросительного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания вопросительного предложения и демонстрация карточки-символа - вопросительного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики вопросительного предложения на письме - стрелка, идущая вверх);
  • ассоциативное подкрепление (подъем на мост) используется для запоминания мелодики вопросительного предложения;
  • движение руки вверх, показывающее повышение голоса на вопросительном слове;
  • разучивание стихотворения о вопросительном знаке.

При знакомстве с восклицательной интонацией используются следующие приемы:

  • резкое повышение тона голоса, а затем незначительное его понижение для отражения движения мелодики восклицательного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания восклицательного предложения и демонстрация карточки-символа - восклицательного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики восклицательного предложения на письме - стрелка, идущая вверх, затем горизонтально с незначительным понижением);
  • ассоциативное подкрепление (подъем на мост и движение по нему) используется для запоминания характера движения мелодики восклицательного предложения;
  • движение руки вверх и горизонтально, показывающее резкое повышение голоса, а затем незначительное его понижение;
  • разучивание стихотворения о восклицательном знаке.

После знакомства с той или иной интонацией детей учат выделять ее из ряда других на материале предложений и текста. С этой целью используются следующее приемы:

  • поднимание карточки-символа (точки, вопросительного или восклицательного знаков);
  • выкладывание фишек по количеству повествовательных / вопросительных / восклицательных предложений в тексте или карточек со стрелками, отражающих движение мелодики того или иного предложения;
  • выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с повествовательной / вопросительной / восклицательной интонацией;
  • рисование точек по количеству повествовательных предложений / вопросительных знаков по количеству вопросительных предложений / восклицательных знаков по количеству восклицательных предложений;
  • составление целой картинки из частей (при правильном определении повествовательного / вопросительного / восклицательного предложения на экране компьютера появляется часть картинки, по окончании выполнения задания у ребенка должна получиться одна целая картинка);
  • создание ситуаций, в которых дети определяют, соответствует ли интонация и мимика описываемой ситуации или нет. Например: «У собаки был щенок - вот такой!». Эти слова произносят низким голосом, и разводят руки широко, показывая, что щенок большой. «А собака была - вот такая!». Эти слова произносят высоким голосом и показывают на что-то маленькое.

Обучение выделению предложений с повествовательной интонацией осуществляется из ряда: а) вопросительных предложений; б) восклицательных предложений; в) вопросительных и восклицательных предложений (с одинаковым набором слов в предложении, например: «Пошел дождь? Пошел дождь! Пошел дождь»; а затем с разным набором слов, например: «На улице снег. Солнце спряталось за тучи? Как прекрасно морозным утром!»); а также г) из стихотворного и небольшого прозаического текста. Логопедическая работа по восприятию предложений с вопросительной интонацией начинается с обучения выделению вопросительных предложений без вопросительного слова, а затем содержащих специальный вопрос. Обучение восприятию предложений с восклицательной интонацией происходит в определенной последовательности. Первоначально детей учат выделять эмоционально-оценочные высказывания со значением положительной, затем негативной оценки и в последнюю очередь со значением удивления.

Усвоение интонационных конструкций в экспрессивной речи осуществляется с опорой на подражание образцу выразительной речи, которое способствует развитию слуховой и словесной памяти, активизирует творческое воображение детей, а использование определенной мимики, жестов, показа некоторых действий помогает детям понять эмоциональное состояние героя, лучше вникнуть в его смысл. По мере развития интонации степень подражания меняется. Если на первоначальных этапах дети копируют не только интонацию, но и жесты, мимику, то на последующих этапах степень самостоятельности возрастает, возникают элементы самостоятельности в нахождении нужных движений, способов выражения чувства, отношения к той или иной обыгрываемой ситуации. Немаловажную роль в этом играют иллюстрации, благодаря которым дети могут представить внешний вид персонажей, ситуацию с действующими лицами, их эмоциональное состояние в момент речи.

Большую роль в развитии интонации играют музыкальные занятия, на которых дети учатся двигаться под музыку, сочетать движение и речь под музыку. Такие занятия развивают чувство ритма, темпа, восприятие эмоционального характера музыки.

Закреплению усвоенной интонации способствует разыгрывание коротких сценок с диалогом, инсценировка сказок, стихотворений. Слишком большие тексты необходимо адаптировать с учетом речевых особенностей детей. Разучивание стихотворений в сочетании с развитием мелкой или общей моторики способствует развитию чувства ритма, внимания к звучащему слову.

Усвоение повествовательной интонации в экспрессивной речи начинается с простых нераспространенных предложений с добавлением указательного местоимения «это» или «вот», при этом внимание детей акцентируется на понижении голоса в конце предложения. На последующих этапах она закрепляется при воспроизведении простых распространенных предложений с перемещением логического ударения, а также при пересказе небольших рассказов с интонационным выделением конца каждого предложения, при составлении рассказов, чтении стихотворений, небольших диалогов.

Для усвоения повествовательной интонации в экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • ответ на вопрос полным предложением (например, «Где мишка? - Вот мишка»; «Что это - Это дом»; «Кто это? - Это слон»);
  • добавление подходящего по смыслу слова, например, глагола и повторение получившегося предложения (например, «Учитель что делает? - Учитель учит»; «Змея что делает? - Змея ползает»);
  • составление повествовательных предложений по предъявляемым картинкам;
  • распространение предложения;
  • произнесение повествовательных предложений с перемещением логического ударения;
  • пересказ текста, включающего повествовательные предложения; составление небольшого по объему рассказа по картинке или серии сюжетных картин; разучивание стихотворений, предполагающих наличие в них диалога, в которых вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает, используя повествовательную интонацию.

Усвоение вопросительной интонации в экспрессивной речи осуществляется в следующей последовательности:

  1. В вопросительных предложениях, не содержащих специального вопроса, состоящих из одного слова (Мишка?), затем из двух слов с указательным местоимением «это» (Это кот?).
  2. В вопросительных предложениях, не содержащих специального вопроса с использованием нескольких слов (Тебе нужна кукла? Ты можешь сорвать яблоко?).
  3. В вопросительных предложениях, содержащих специальный вопрос, в которых вопросительные слова находятся в начале (Какое сегодня число? Как тебя зовут?), в конце (Это что? Это кто? А почему?) и в середине предложения (Тебе сколько лет?).
  4. В вопросительных предложениях с перемещением логического ударения (Что ты любишь? Что ты любишь? Что ты любишь?).
  5. При разучивании стихотворений и обыгрывании диалогов.

При усвоении вопросительной интонации в экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • самостоятельное составление общего вопроса с опорой на схему (например, с помощью задаваемых вопросов и опорой на схему (форма, размер, цвет, качество (твердый или мягкий), вкус) дети должны догадаться, о каком фрукте идет речь);
  • самостоятельное составление предложений с вопросительными словами (например, дети становятся в круг и, обращаясь к друг другу, говорят, кем они будут, затем спрашивают об этом рядом стоящего соседа. Например: «Я буду врачом. Катя, а ты кем будешь?»);
  • преобразование повествовательного предложения в вопросительное (например, «На улице дождь. На улице дождь?»);
  • составление предложений с заданным вопросительным словом;
  • произнесение вопросительных предложений с изменением позиции главного слова;
  • разучивание стихотворений; обыгрывание диалогов; инсценировки сказок.

Логопедическая работа по усвоению восклицательных высказываний осуществляется в следующей последовательности:

  1. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением положительной оценки, соответствующих радостному, похвальному тону: Какое вкусное мороженое! Какой он художник! (в значении хороший художник).
  2. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением негативной оценки, соответствующих осуждающему тону высказывания: Какой он художник! (в значении плохой художник).
  3. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением удивления (Вот это художник!).

Приемы, используемые при работе над восклицательной интонацией:

  • стимуляция ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям в условиях специально созданных ситуаций;
  • добавление подходящих по смыслу звукоподражаний (например, при чтении отрывка К. И. Чуковского «Путаница») или слов;
  • преобразование интонации повествовательного предложения в интонацию восклицательного;
  • произнесение восклицательных предложений с изменением позиции главного слова;
  • пересказ небольших текстов, содержащих восклицательные предложения; разучивание стихотворений.

Таким образом, обучение дошкольников с экспрессивной алалией по разработанной методике позволяет улучшить выразительность их речи, положительно влияет на речевые возможности, учит вникать в эмоциональный смысл высказывания и передавать его с помощью интонации в процессе коммуникации.

Рецензенты:

Денисова Рута Робертовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.