В настоящее время система высшего образования в России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового роста. Динамика развития рыночной экономики приводит к ускоренному формированию новых требований к базовым знаниям, умениям и навыкам по профессиям. В связи с этим происходит смена образовательной модели подготовки специалиста от квалификационной к компетентностной [4]. Поэтому и фармацевтическое образование постепенно сдвигается на принципиально новый уровень.
Процесс реформирования высшей школы должен предусматривать разработку и внедрение эффективных мотивационных систем, направленных на углубленное освоение теоретических основ и привитие устойчивых профессиональных навыков фармацевтической деятельности. Развитие происходит за счет таких основополагающих факторов, как компетентность и качество фармацевтической деятельности. В связи с этим обостряется интерес к уровню знаний провизоров и фармацевтов, и увеличиваются требования к их практическим умениям и навыкам [1].
Для успешного изучения фармакогнозии, с целью единообразия и унификации учебно-методических материалов, необходимо внедрение Единой методической системы (ЕМС), которая позволяет перейти при изучении фармакогнозии на язык целей и задач, разобраться в интеграционных связях с базисными и профильными дисциплинами, сформировать у студента исходный уровень для освоения фармакогнозии, сформировать одну систему контроля знаний [8].
Сочетание фундаментального содержания учебных программ по фармакогнозии с лабораторно-практической формой усвоения неоценимо для развития интеллектуальных способностей, необходимых для качественной подготовки специалиста, который должен не только освоить определенную сумму знаний и решать типовые задачи, но и обладать способностью к самообразованию, творчеству, адаптации к изменяющимся условиям деятельности, самостоятельной постановке задач и их решению. Целью любых образовательных технологий является поиск способов переработки и передачи информации для наилучшего освоения обучаемыми. Задача подготовки такого специалиста заставляет искать соответствующие методы обучения [3].
Повышение эффективности учебного процесса в рамках высшего образования невозможно без внедрения новых образовательных технологий. Необходимо предусматривать обучение не только фактам, а главным образом - методам решения проблем [6]. Внедрение этого важного методологического аспекта учебного процесса позволит не только усваивать базовые знания, но и формировать специалиста, способного самостоятельно решать задачи в области фармации на высоком профессиональном уровне [10].
Одним из эффективных видов методического обеспечения аудиторной работы является рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета [2]. Общие требования, которым должны отвечать задания в рабочих тетрадях:
-
нацеливание студентов на усвоение важных узловых вопросов (знаний, умений) темы;
-
наличие логической связи ранее изученного и нового материала, а также ориентирование студентов на установление межпредметных связей;
-
задания должны требовать от студентов разнообразных умственных действий (сравнения, доказательства, выводов);
-
нацеливание студентов на творческую и поисковую деятельность;
-
ориентирование студентов на действия с разнообразными средствами обучения;
-
постепенное усложнение как с точки зрения содержания материала заданий, так и по способам деятельности;
-
учитывание индивидуально-типических особенностей студентов;
-
разнообразные формы, способствующие появлению интереса и положительного мотива деятельности;
-
четкая и понятная формулировка задания.
В структуру заданий, включаемых в рабочие тетради, необходимо закладывать решение логических этапных задач. Такой вариант самостоятельной работы вырабатывает у студентов логическое мышление, повышает мотивацию к изучению дисциплины, закрепляет практические умения и навыки и в конечном счете помогает лучшему запоминанию и усвоению учебного материала. Например:
Работа № 1. Анализ сырья «Алтея корни»
Задание 1. Укажите латинские названия.
Производящие растения |
Алтей лекарственный – Алтей армянский - |
Сырье |
Алтея корни – |
Семейство |
Мальвовые - |
Задание 2. Изучите особенности заготовки и сушки сырья алтея и заполните таблицу.
Время заготовки |
Техника заготовки |
Условия сушки |
Объяснение |
|
|
|
|
Задание 3. Изучите по гербарным образцам алтей лекарственный и алтей армянский. Сравните оба вида, заполните таблицу.
Основные отличия алтея лекарственного и алтея армянского
Название растения |
Стебли |
Срединные листья |
Верхние листья |
Цветки и соцветия |
Алтей лекарственный |
|
|
|
|
Алтей армянский |
|
|
|
|
Задание 4. Изучите морфологические признаки по гербарным образцам хатьмы тюрингской и мальвы лесной, сырье которых не подлежит сбору. Напишите русские и латинские названия возможных примесей. Заполните таблицу.
Отличительные морфологические признаки алтея лекарственного от сходных видов, являющихся примесью
Название растения |
Листья |
Подчашие |
Лепестки венчика |
Плоды |
Опушение |
Алтей лекарственный – Althaea officinalis |
|
8-12-лопастное |
|
Дисковидные, коротко-опушенные |
|
Хатьма тюрингская – Lavatera huringiaca |
|
3-лопастное |
|
Округло-ушковидные, поперечноморщинистые, черные |
|
Мальва лесная – Malva sylvestris |
|
3-лопастное |
|
Почковидные, морщинистые, голые, желтовато-бурые |
|
Задание 5. Проведите макроскопический анализ цельных корней алтея, очищенных от пробки. Запишите, используя схему описания внешних признаков изучаемой морфологической группы сырья, основные признаки.
Признак |
Характеристика признака |
Форма |
|
Размеры |
|
Характер наружной поверхности |
|
Характер излома |
|
Цвет наружной поверхности |
|
Цвет на свежем изломе |
|
Запах (в соскобе) |
|
Вкус |
|
Специфические особенности |
|
Обратите внимание, что ст. 64 ГФ XI распространяется на корни алтея, очищенные от пробки – Radices Althaeae mundata. Кроме того, в медицине применяются корни алтея, не очищенные от пробки – Radices Althaeae naturalis (ФС 42-812-73) (см. приложение).
Задание 6. Проведите анализ корня алтея по разделу «Качественные реакции». Запишите условия проведения и результат реакции.
При смачивании излома или порошка корня алтея раствором __________________________________ образуется ___________________________________ окрашивание (слизь).
Задание 7. Приготовьте микропрепарат поперечного среза корня алтея. Изучите его при малом увеличении (м/у) и большом увеличении (б/у) микроскопа и обозначьте основные диагностические признаки сырья.
|
1- 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – |
Задание 8. Приготовьте поперечные срезы корня алтея и проведите:
1. Реакцию на одревесневшие клеточные оболочки.
Методика. Срез помещают в 1%-ный спиртовой раствор флороглюцина, прибавляют 1 каплю кислоты хлористоводородной концентрированной. Через 1 мин избыток реактива удаляют фильтровальной бумагой и прибавляют 1 каплю хлоралгидрата и глицериновой воды. Лигнифицированные (одревесневшие) оболочки клеток приобретают _________________________окрашивание. Обратите внимание, что сильная степень одревеснения лубяных волокон указывает на недоброкачественность сырья.
Задание 9. Проведите микрохимические реакции с порошком корня алтея. Отметьте, где локализуются слизь и крахмал.
1. Реакция на крахмал.
Методика. При нанесении реактива Люголя на очищенную поверхность корня или излом появляется ________________________ окрашивание (крахмал).
2. Реакция с тушью.
Методика. Порошок исследуемого сырья помещают на предметное стекло в каплю туши, тщательно размешивают и накрывают покровным стеклом. В поле зрения микроскопа на темно-сером (почти черном) фоне наблюдаются __________________________ – клетки со слизью. Тушь окрашивает все ткани, но не проникает в клетки со слизью.
Задание 10. Сравните числовые показатели ГФ XI и PhEur (Европейская фармакопея), характеризующие доброкачественность корней алтея очищенных.
Числовые показатели по PhEur. Индекс набухания – не менее 10 для измельченного сырья (сито 710); влажность – не более 12%; золы общей – не более 6% (для очищенных корней), не более 8% (для неочищенных корней); побуревших корней – не более 2%; для очищенных корней допускается не более 2% пробки.
Результаты оформить в виде таблицы:
Показатель НД |
Допускается ГФ XI, (%) |
Допускается PhEur, (%) |
|
|
|
Задание 11. Заполните таблицу «Пути использования сырья и получаемые из него препараты».
Аптека – для безрецептурного отпуска населению и изготовления в домашних условиях |
Фармацевтическое производство – для получения препаратов |
||
лекарственная форма |
фармакологическое действие |
название препарата, лекарственная форма |
фармакологические действие |
|
|
|
|
Данная структура заданий разработана на основе программы дисциплины, требований к результатам освоения основной образовательной программы, имеющихся на данный момент современных учебников и учебных пособий [5; 7; 9].
Разработанная модель заложена в рабочие тетради к каждому модулю дисциплины, которые успешно используются на кафедре фармакогнозии Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ». Применение в учебном процессе рабочих тетрадей способствует более рациональному и эффективному использованию аудиторных часов.
Таким образом, активность студентов должна быть направлена на раскрытие существенных сторон предметов, явлений, и как итог – получение необходимых знаний. Познавательная деятельность студентов должна предполагать интеллектуальную и мотивационную готовность, т.е. умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, аргументировать, делать выводы. Все эти навыки возможно сформировать при использовании на занятиях рабочих тетрадей.
Рецензенты:
Говердовская Елена Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, г. Пятигорск.
Бурова Галина Петровна, доктор филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтике Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, г. Пятигорск.