Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION.

Galkina G.A. 1 Gribkova E.I. 1
1 Public Educational Institution of Higher Professional Training Russian University of Friendship of the People
1291 KB
Article is devoted to studying and the analysis of valuable orientations of students of the higher educational institution which is training in pharmacy. As a result of sociological research in which basis M. Rokich´s method is put, the main terminal and tool valuable reference points of respondents are established. It is revealed that orientations to own wellbeing, so for example are most expressed, among terminal values leaders became: health (3,68 rank – the smallest rank from 18 was appropriated to the most significant reference point); love (4,82); family (5,54); friends (6,57); self-confidence (6,71). The analysis of influence of social and demographic characteristics of respondents on priority of values for them is carried out. It is established that by the end of training the importance of such instrument of achievement of the vital purposes as education increases: rank of this value at first-year students 6, and at those who already finishes training 2.The result of research can be used when developing motivational programs for students, and also during the studying and design of standards of behavior of students in higher educational institutions, etc.
terminal and tool values
valuable orientations of students

Понятие «ценностные ориентации», имея под собой социальные, исторические и культурные основы, неразрывно связано с деятельностью человека. Именно система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни" [4].

В условиях формирования единого мирового рынка  и  открытости общества различным системам ценностей, в том числе других стран,  в условиях конформизма, то есть изменений индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и т.д. в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе, актуализируется проблема формирование у студентов  общественно значимых ценностных ориентиров.

Это особо актуально для таких видов профессиональной деятельности,  к которым относится фармация, которая развивается в  рамках социально-этического бизнеса, где, прежде всего, должны быть реализованы ценности ответственности, альтруизма и глубоких интегрированных знаний, которые придают смысл данной специальности [1,4].

Таким образом, содержание образования по специальности фармация в настоящее время должно быть посвящено не только усвоению профессиональных знаний и навыков, но и личностному росту и развитию личности студентов.

В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания ценностных отношений студентов в изменившихся социокультурных условиях.

Исходя из вышесказанной актуальности, целью нашей работы явился анализ ценностных ориентаций у студентов высшего учебного заведения.

В работе использованы следующие методы исследования: контент-анализ, логический, системный, графический, а также социологический – анкетирование по адаптированной методике выявления ценностных ориентаций М. Рокича (по варианту А. Гоштаутаса, А. А. Семенова и В. А. Ядова) и др. Метод М. Рокича выбран за основу исследования в силу  его доказанной результативности при исследованиях структуры личности и выявлении  ценностных ориентаций [8].

На первом этапе исследования был проведен социологический опрос студентов дневного отделения 1–5 курсов обучения, по специальности фармация.

Для проведения опроса была разработана анкета, в основу которой лег метод  Милтона Рокича [3,5]. Анкета состояла из трех блоков: (1) терминальные ценности; (2) инструментальные ценности; (3) социально-демографический блок.

Перечень ценностей был представлен респондентам для ранжирования, при этом  1 ранг присваивался самой значимой ценности, 18 – самой не значимой.

При анализе социально-демографического блока было выявлено, что наши респонденты в основном женщины (86 %), возраст респондентов: 18 лет – 17 %, 19 лет – 3 %, 20 лет – 28 %, 21 год – 17 %, 22 и более – 34 %. Большая часть респондентов, на момент исследования, не имела опыта работы (69 %) и проживала с родителями (52 %).

Анализ терминальных ценностей – ценностей, которые М. Рокич определяет  как убеждения в том, что конечная цель  существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться, показал, что наиболее важными терминальными ценностями для студентов являются: здоровье (ранг 3,68); любовь (4,82); семья (5,54); друзья (6,57); уверенность в себе (6,71).

Незначимыми для себя респонденты отметили ценности познания (11,21), ценности признания (11,21), в том числе и профессионального, а также развлечения (12,25), счастье других (14,71) и красоту природы (15,36).

Среди методов достижения ценностных ориентиров – инструментальных ценностей – лидерами являются образованность (6,04), ответственность (6,54), воспитанность/хорошие манеры (6,79), жизнерадостность (7,14) и честность (8,29).

К сожалению, незначимыми инструментами достижения жизненных целей респонденты считают такие, как исполнительность (10,14), чуткость (10,32), смелость  (10,36) и др.

Общий рейтинг ценностных ориентиров у студентов, обучающихся по специальности фармация, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Рейтинг ценностных ориентаций у студентов высшего учебного заведения (без разделения по видам ценностей)

Хотелось бы также отметить проявление безразличия к недостаткам других, то есть возрастание толерантности респондентов, хотя в 20 веке данная характеристика была абсолютным лидером среди инструментальных ценностей [5, 8].

Далее была проведена группировка ценностных ориентаций на основе выделенных Леонтьевым Д. А. дихотомий: среди терминальных ценностей противопоставлялись «ценность профессиональной /само-реализации – ценность личной жизни», «конкретные ценности – абстрактные ценности»; среди инструментальных  – «этические ценности – ценности межличностного общения – ценности профессиональной самореализации» и «индивидуальные ценности – конформистские ценности – альтруистические ценности» [8].

В целом, у будущих специалистов большинство из тестируемых ценностных ориентиров не имеет высокого уровня значимости. Однако наблюдается тенденция к приоритетности ценностей, связанных с собственным благополучием, например, при анализе дихотомии «ценность профессиональной/само-реализации – ценность личной жизни» было выявлено преобладание ценностей личной жизни – любовь (4,82), семья (5,54), друзья (6,57) (рисунок 2).

Рисунок 2. Анализ дихотомии «ценности профессиональной/само-реализации – личная жизнь»

В силу актуальности исследований, направленных на изучение, анализ и формирование ценностных ориентаций у школьников и студентов, для выявления основных тенденций и возможных особенностей мы провели сравнительный анализ приоритетных инструментальных и терминальных ценностей у будущих провизоров с ценностными ориентирами у будущих врачей (исследования Болучевской В. В.) и юристов (исследования Бондарь Н. Г.) [2,3]. Оказалось, что у всех респондентов, вне зависимости от выбранной специальности, лидируют терминальные ценности, направленные на собственное благополучие (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ ценностных ориентиров у студентов, обучающихся по разным специальностям

На втором этапе исследования анализ определил влияние социально-демографических характеристик респондентов на значимость различных ценностных ориентаций.

Так оказалось, что качественный набор терминальных ценностей – лидеров меняется в зависимости:

(1)    от возраста респондента.

Например, для респондентов в возрасте 17–18 лет (1 курс обучения) наиболее важны следующие ценности: здоровье (3,8), уверенность в себе (3,8), жизненная активность (4,8), любовь (5,4), друзья (5,6).

Для респондентов 22 лет и старше (5 курс обучения) на первое место выходит уверенность в себе (1,00),  любовь (2,62), затем семья (4,37), здоровье (5,25), обеспеченность (7,62) (рисунок 3).

Рисунок 3. Сравнительный анализ терминальных ценностей среди респондентов 1 и 5 года обучения

(2)    от гендерной принадлежности.

Например: для мужчин и женщин одинаково важны такие ценности, как здоровье, уверенность в себе, любовь и семья. Однако мужчины при этом в качестве приоритетной

ценности выделяют свободу, а  женщины – наличие хороших и верных друзей.

Качественный набор инструментальных ценностей не претерпел изменений под влиянием социально-демографических характеристик респондентов, однако, следует заметить рост важности такой ценности, как образованность: 6 место – у 18 летних респондентов и 2 – у тех, кому 22 года и старше.

Таким образом, у будущих специалистов-провизоров большинство из тестируемых социально-психологических установок не имеет высокого  уровня значимости; ценностные ориентации современных студентов существенно отличаются от  прошлого века, когда среди терминальных доминировали общечеловеческие ценности (счастье и благополучие других людей), а среди инструментальных – непримиримость к недостаткам. Качественный набор ценностных ориентаций  студентов, обучающихся по специальности фармация, мало отличим от  ценностей современных студентов, обучающихся по другим специальностям в высших учебных заведениях.

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций, которые в современной интерпретации есть не что иное, как векторы, задающие направленность жизненных интересов и устремлений, важны при формировании мотивационных механизмов обучающей сферы, а также разработке стандартов поведения студентов в высших учебных заведениях; при исследовании процессов формирования вузовской идентичности и др.

Рецензенты:

Виноградова И. А., доктор фармацевт. наук, профессор кафедры фармакологии, организации и экономики фармации, микробиологии и гигиены Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск.

Шакирова Д. Х., доктор фармацевт. наук, профессор кафедры управления и экономики фармации Казанского государственного медицинского университета,  г. Казань.