Современные педагогические исследования в большей степени ориентированы на обоснование и разработку инновационных дидактических средств и механизмов реализации образовательного процесса, позволяющих успешно решать вопросы развития и формирования личности школьников. Инновация как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, пользующийся спросом на рынке товаров и услуг. Термин «инновация» означает «обновление» (или «изменение»), но это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1, 6, 7].
В плоскости педагогической деятельности, как подчеркивает А. В. Хуторской, новшество - это идея, метод, методика, средство, технология, система, программа т.п., нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - процесс внедрения и освоения этого новшества [7]. С помощью конструирования нововведений можно управлять образовательной системой, как на уровне школы, так и других уровнях. «Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении» [6, c. 234].
Исходя из этого, инновационная деятельность образовательного учреждения представлена тремя основными направлениями: деятельностью по созданию инноваций; обучением инновационной деятельности; образовательной инновационной деятельностью, как фактором развития личности, открытой инновациям.
Управление инновационной средой лицея требует инструментальной проработки и технологизации всех процессов [2, 3]. Технология нововведений предполагает отбор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность: этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; этап изобретения; этап нововведения; этап распространения новшества; этап господства новшества в конкретной области; этап сокращения масштабов применении новшества.
Применительно к воспитательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.
В «инновационную среду» включены разнообразные организационные структуры как внутри лицея, так и внешние (сторонние) организации, круг специально подготовленных лиц («человеческий фактор»), система материальных и духовных ценностей, программы обучения и т.д.
Нам представляется целесообразным создание в современном муниципальном лицее институционально-организационных структур, занимающихся инициированием и поддержкой творческих процессов в территориальных системах («экспериментально-исследовательских площадок», «стажерских центров», «экспертно-консультационных служб», «служб развития» и т.д.). Эти центры могут стать системообразующими звеньями в процессе организации креативной среды.
Особую роль играют в инновационном процессе создание экспериментальных площадок различного уровня (пилотных, локальных, сетевых, институциональных, региональных и пр.) для апробации программ воспитания, профессиональной подготовки кадров в процессе исследовательской деятельности, отработки новых технологий воспитания.
Опытно-экспериментальная деятельность лицея - это проблемно-дифференцированная деятельность в рамках общей тематики, когда выделены узкие проблемы, связанные с вопросами обучения, воспитания, развития и управления; на основе исследовательской деятельности разрабатываются методики и технологии их реализация, построение служб обеспечения и сопровождения [1].
В процессе опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении формируются инновационные центры, интеллектуальные клубы, «школьные академии наук», детско-взрослые сообщества новаторов; в регионе возникают «образовательные кластеры» (с функциями подбора, обучения, аттестации, трудоустройства и научно-методического сопровождения кадров) и пр.
Все большую популярность приобретает концепция «открытых инноваций», предусматривающая использование учреждением, наряду с собственными, внешних сил: обмен кадрами, сотрудничество. Поэтому при выработке инструментов кадровой политики в сфере «школьных инноваций» предпочтение следует отдать современным и эффективным новым проектным и сетевым формам организации исследований, основанным на принципах открытости и мобильности.
К сожалению, процесс непрерывного развития инновационного потенциала личности педагога «тормозится», как правило, внутренними или внешними факторами. Внутренние препятствия связаны с психологическим сопротивлением внедрению инновационных проектов и программам.
Начиная новое дело, руководителю важно умение прогнозировать возможные затруднения, будь то внедрение новых программ, форм, методов или педагогических технологий, готовить восприятие новшеств.
Как правило, в каждом деле, в решении любой задачи в педколлективе есть сторонники, «нейтралы» и скептики (скрытые противники). Не стоит обвинять последних в ретроградстве, нежелании что-либо менять и вообще работать. Любое мнение важно и уважаемо, а скептики даже помогают искать новые аргументы в защиту вводимых новшеств, оттачивать убеждения, сплачивать единомышленников, создавать атмосферу ответственности за будущие результаты.
Приступая к осуществлению идей новой программы, уместно проведение, например, деловой игры «Ориентир» для всех сотрудников образовательного учреждения. Порядок ее проведения может быть следующим:
На 1 этапе - «Проблематизация» (общая беседа) - выясняли, какие вопросы возникли у педагогов в процессе чтения текста программы. Какие сомнения возникли насчет готовности к работе по программе, а в чем наоборот, есть уверенность?
На 2 этапе - «Обоснование альтернатив» (групповая работа) - обсуждалось, что необходимо предпринять для решения обозначенных проблем. Работало три проблемные группы учителей:
- группа «Ученые» соотносила выявленные в процессе опроса представления учителей о новых понятиях программы с трактовками этих понятий в справочной литературе; искала ответы на вопросы (может ли каждый человек быть новатором? в каких ситуациях и жизненных обстоятельствах могут пригодиться человеку знания, умения и качества лидера? всегда ли проявления лидерства сопровождаются успехом и признанием? нужен ли успех педагогу? может ли учитель - «не новатор» воспитать инновационно мыслящего ученика?);
- группа «Родители» попыталась оценить значимость «инновационного потенциала личности» и лидерства с позиции родителей (желали бы родители, чтобы их ребенок - мальчик или девочка - стали учеными, первопроходцами, лидерами и в каких видах деятельности? беспокоит ли родителей отсутствие социальной активности в их детях? как относятся родители к проблеме «формального» и «неформального» лидерства?);
- группа «Дети», оценивала предложения педагогов по реализации программы с позиций учащихся разного возраста (что из внедряемой программы будет иметь успех у детей? соответствуют ли предложенные дела потребностям детей или это меры, удобные учителям? что бы предложили сами ребята?).
На 3 этапе - «Выбор» (общая беседа по кругу) - выслушали представителей от каждой группы, изложивших мнения, предложения, обсудили задачи на ближайший период, предложения по теоретической подготовке педагогов и психолого-педагогической диагностике, организации работы с детским сообществом.
В заключение проводится оценочная методика «Опенка в двух словах» с целью выявления отношения участников Игры к ее результатам. Вот некоторые возможные из оценочных суждений участников деловой игры «Ориентир», отражающие позитивный настрой на внедрение новой программы воспитания: «проблема решаема», «заставляет задуматься», «интересная программа», «много вопросов», «мало ответов», «получила удовольствие», «удовлетворение от общения», «хочу попробовать», «боюсь, не успею», «будем работать» и др.
Одним из распространенных приемов адаптации сотрудников к внедрению инноваций является разделение ответственности за результаты нововведений: за результаты апробации нового учебника, за адаптацию проектной технологии к условиям образовательного учреждения, за успех или провал системы ученического самоуправления, и т.д.
Например, для сбора мнений относительно ученического самоуправления можно использовать достаточно известный прием - «калейдоскоп мнений» на тему «Соуправление в школе: «за» и «против».
Учителя и классные руководители, разбившись на четыре группы (5-7 человек), работают по 6 минут за каждым из четырех столов, обсуждая разные блоки проблем и фиксируя мнения на листе ватмана, прикрепленном в центре стола:
- « Педагог и ребенок - депутаты парламента школы»;
- «Педагог - субъект соуправления»;
- «Ребенок - субъект соуправления»;
- «Если депутатом стану я: что меня порадует и огорчит?».
Затем четверо ведущих, руководящих обсуждением за каждым столом, представляют мнения в обобщенном виде.
Хорошо стимулируют работу групп «вопросы от противного»: «Как надо поступать, чтобы новшество провалилось?» Так, прогнозируя возможность конфликтов между педагогом и учащимся - депутатом ученического совета, за одним из столов («Ребенок - субъект соуправления») учителям было предложено продолжить фразу: «Если вы хотите конфликтовать с ребенком-депутатом, то делайте так ...». Список антипедагогических «рецептов» оказался длинным:
- «укоряйте депутатов за незначительные поступки»;
- «навязывайте свое мнение, волю»;
- «имейте любимчиков среди депутатов»;
- «придирайтесь к депутатам, требуя от них большего, чем от других»;
- «противопоставляйте педсовет и ученический совет»;
- чаще говорите: «А еще депутат!»; «Лучше бы уроки учил, а не по парламентам заседал».
В дальнейшем результаты обсуждения предстоящих нововведений помогают избежать многих затруднений, связанных с развитием школьного парламентаризма: в общении и создании графика работы депутатов, в согласовании прав и обязанностей депутатов взрослых и детей, в организации методической помощи депутатам.
Таким образом, наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
Уже на начальных этапах введения новой программы осуществляется вовлечение педагогов в процесс моделирования, совершенствования воспитательной системы, привлечение к планированию воспитательной работы, определению критериев желаемых результатов.
Рецензенты:
Матяш Н. В., д-р пед. наук, профессор кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.
Асташова Н. А., д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.