Введение
Сибирское искусство уже более ста лет как породило совершенно особенное явление, отличное от столичного, западного и дальневосточного, феномен неподражаемого, совершенно самобытного искусства. Имя этому направлению единогласно так и не было выбрано. Каждый искусствовед-исследователь, который притрагивается к этой теме, дает явлению свое наименование: этноархаика, археоарт, неомифология. Здесь же будет использоваться термин, введенный В.Ф. Чирковым [9], «неоархаика», так как он видится наиболее корректным. В рамках этой традиции работает красноярский художник-керамист Сергей Ануфриев, чье творчество уже не раз привлекало внимание искусствоведов, но значение которого так и не было исчерпано.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования взяты произведения изобразительного искусства красноярского художника Сергея Ануфриева. Для изучения темы используется метод, предложенный В.И. Жуковским и Н.П. Копцевой в разработанной ими современной теории изобразительного искусства [2-4; 6]. Предлагается отталкиваться от самого произведения искусства для того, чтобы объективно выявить существенные свойства всего творчества художника в целом.
Результаты исследования и их обсуждение
Чтобы выявить специфику творческого метода Сергея Ануфриева, представителя красноярской школы керамики и направления неоархаики, следует рассмотреть особенности этой школы и этого художественного направления, и исследовать технический и содержательный аспекты творчества.
1. Сущность искусства неоархаики и ее сегодняшнего этапа.
Для понимания специфики искусства Сергея Ануфриева необходимо обратиться к сущности направления неоархаики, которое является базовым для творчества художника. Подробно историю появления и развития темы неоархаики в изобразительном искусстве рассматривает Т.М. Ломанова в своей статье «Мотивы неоархаики в искусстве Сибири: от областников до постсоветского периода» [5]. Интерес к теме коренных народов Сибири связан с областничеством и проявился в научных энографических исследованиях. Художники привлекались в научные экспедиции для документальных зарисовок отдельных предметов утвари, одежды, обрядов и т.д. Скорее, они имеют значение исторического и этнографического материала. За этим последовал этап советского искусства, отличающийся в картинах, изображающих счастливые трудящиеся поселения коренного населения при социализме.
Этап сегодняшней неоархаики отличается использованием совершенно иного изобразительного языка. Тема стала актуальной не только для живописи, но и для всех видов изобразительного искусства, в том числе и для новых форм творчества, например инсталляции, видеоинсталяции. Сибирская неоархаика стала проявляться в декоративно-прикладном искусстве. Одной из основных особенностей этого периода неоархаики стала стилизация, подразумевающая не точное копирование конкретных приемов и форм, а исполнение собственных в характерном тому времени духе. Художники берут за основу не существовавшие предметы обрядов и быта и не переносят на свои изделия разработанные в древнее время орнаменты, а исходят из самой атмосферы этого древнего времени, из ее ощущения нами сегодня. Новыми чертами стали образность, метафоричность и обращение к древнейшим пластам этнической культуры вплоть до палеолита. Теперь это уже не взгляд цивилизованного человека на дикаря, а желание приблизиться к разгадке той тайны, которой стала древняя мудрость людей Сибири для нас сегодня.
Отмечая изменения, произошедшие при переходе искусства в новое тысячелетие, мы говорим о неоархаике как об искусстве, связующем несколько тысячелетий. Происходит это путем использования символов, выразительных средств и самого «духа архаизма». Сама возможность запросто оперировать сегодня теми символами, которые были актуальны тогда, говорит о том, что мы воспринимаем свое время не как новую эру, а как продолжение все того же искусства, начавшегося тысячелетия назад наскальными рисунками и продолжающегося сегодня станковыми картинами и видеоартом, графическими листами и керамической скульптурой.
2. Анализ репрезентативного произведения Сергея Ануфриева с выявлением сущностных характеристик, общих для всего его творчества.
Произведения Сергея Ануфриева максимально приближены к природе. Это ощущение поддерживается всем: цветом, фактурой, силуэтом, контуром, соотношением и взаиморасположением элементов целого. Большую роль здесь играет глина, взятая как основной художественный материал большинства произведений. Она дает возможность передавать «рукотворность», пластична и является максимально естественным материалом, будучи добытой в земле. Внешним видом работы керамиста напоминают артефакты, найденные в толщах земной коры, поразительные находки, рассказывающие удивительные вещи о мудрости наших предков, но только тем, кто знает, как эти рассказы с артефактов считывать. При воспроизведении формы воссоздается и содержание, но уже по-новому, с иным, современным звучанием. Печать древности придает Сергей Ануфриев своим произведениям, пользуясь естественными свойствами глины - взятого из земли материала.
Рис. 1. Ануфриев С.Е. Сибирская композиция. 1991.
«Сибирская композиция» создана в 1991 году совместно с А.С. Ильичевым. Определить ее можно термином «инсталляция» из-за использования не художественных в традиционном смысле материалов, множества информативных точек осмотра, развернутости в пространстве и других характерных для этой формы современного искусства признаков. Работа представляет собой множество керамических закрытых сосудов разного размера, расположенных в произвольном порядке и соединенных с центром при помощи прямых веток дерева и нитей. Все вместе они образуют шалаш, чум.
Согласно современной теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой, при анализе произведения изобразительного искусства в первую очередь анализируется материальный статус, то есть материальная поверхность произведения [2-4]. «Сибирская композиция» выполнена с использованием глины, ангоба, глазури, дерева и нитей. Фактура произведения почти нигде не становится гладкой – поверхность нарушается множеством шероховатых неровных поверхностей. Они же задают особую линию контура, которая не позволяет говорить о полной симметрии формы и отдельных элементов, несмотря на симметрию произведения в целом. В «Сибирской композиции» четко вырисовывается равносторонний треугольник. Эта геометрическая фигура придает монументальность внешнему виду работы.
Характерны цвета произведения – они имеют блеклые землистые оттенки спокойных тонов, максимально приближенные к природным. Результатом использования такой цветовой гаммы является то, что «Сибирскую композицию» вполне можно представить в природном пространстве, она будет органично смотреться и выделяться лишь своей геометрической упорядоченностью силуэта. «Дышащая» поверхность элементов работы задается плавными очертаниями, их разноразмерностью и принципом случайности в их взаиморасположении.
Здесь также проявляется синкретичность языка изобразительного искусства, задействующая, пусть и не напрямую, вкусовые, тактильные, слуховые и зрительные каналы восприятия. Это произведение обладает ритмичностью, поэтичностью, театральностью, музыкальностью, архитектоничностью, совмещая в себе качества различных видов искусства. Эти свойства отмечают многие исследователи творчества художника, в том числе и Е.Ю. Худоногова [8].
Пространство вокруг становится действующим персонажем на индексном статусе произведения. Способность взаимодействовать с окружающей средой – важная отличительная черта работ Сергея Ануфриева. Качества произведения «Сибирская композиция», характерные для материального статуса, делают его органичным, схожим с объектами первой природы.
На индексном статусе произведение наделяется персональными характеристиками – начинает восприниматься как нечто одушевленное. Во всей композиции чувствуется рука человека и его присутствие. Отдельные элементы, глиняные закрытые сосуды, превращаются в органы, а ветки – в кости, составляющие скелет целостного организма. Одушевленность передается при помощи шероховатостей, трещинок, неровностей и плавных очертаний – поверхность кажется дышащей, появляется ритм – равномерное дыхание живой материи, неспешная размеренность существования предмета в природе. Благодаря лаконичности форм и родству современным направлениям в дизайне «Сибирская композиция» отлично смотрится в выставочном пространстве, однако в этом случае она начинает над ним доминировать.
Огромную роль в произведениях Сергея Ануфриева играют архетипы – обобщенные представления людей о каких-либо понятиях и образах, сформированные у общества в целом на подсознательном уровне [10]. Карл Юнг выделял несколько архетипов, но говорил о том, что их возможно бесконечное множество. Владимир Чирков в статье «Искусство Сергея Ануфриева» выделяет в его творчестве следующие архетипы: столп, жилище (чум, яранга), дерево, солярные знаки (круг, шар), а также звуки (ветра, свистящих стрел, веток деревьев, сосуда), запахи и пустынность пространства (степей, гор) и говорит об их универсальном общекультурном характере или же свойственности преимущественно сибирским культурам [9].
В «Сибирской композиции» явно выявляется архетип жилища-чума, который появляется при анализе на иконически-суммативном статусе. Представление о жилище, доме, крове присутствует в подсознании человека с древнейших времен. Доманский Ю.В. исследует этот архетип, считая, что он олицетворяет некоторое внутреннее пространство, противостоящее враждебному внешнему миру, космос, где человеку уютно и спокойно, в отличие от хаоса, царящего за стенами дома. Архетип «дом», по его мнению, может также олицетворять вековые жизненные ценности: счастье, достаток, единство семьи и рода [1]. Архитектоничность, масштабность, большой размер и устойчивость произведения действительно наделяют изображение сибирского чума в скульптуре качествами надежности и упорядоченности. «Сибирская композиция» представляет собой воплощение представления людей о непреходящих ценностях и внутреннем спокойствии, противостоящем внешним опасностям.
«Сибирская композиция» имеет способность переходить от значения к значению в ходе анализа или процесса восприятия, получая новые смыслы и проходя личный, социальный, космический и абсолютоцентрический масштабы.
Имея геометрически правильную форму композиции, произведение предполагает симметричное отображение треугольника, получается два равносторонних треугольника, соединенных своими вершинами, образуя композиционную схему «песочные часы». Они призваны визуализировать земное пространство и небесное, соединенные посредством тех заветов, которые представляет собой жилище: общность семьи, ценность традиции. Человек должен жить согласно космическому порядку, подчиняться родовому закону, созидать порядок на земле. «Сибирская композиция», находящаяся в равнинном пространстве, становится визуализацией оси миропорядка, столпа, соединяющего два мира.
Выводы
Можно утверждать, что явление неоархаики занимает особое место в мировом искусстве, имея в себе ассимилированные традиции и запада, и востока. Ткаченко Л.А. пишет об искусстве красноярской керамики: «Особое влияние на творчество керамистов Сибири оказали природные, климатическе условия региона, что выразилось в обращении художников к сибирской тематике, прославлению сибиряка-труженика; в виде форм предметов, напоминающих природные объекты; декорировании их в сдержанной цветовой гамме, с применением стилизации хвойных растений. Керамическое производство строилось на использовании качественного местного сырья» [7, с. 17]. Малолетков В.А. говорит о красноярской керамической школе как о «школе смысла».
Сергей Ануфриев, постоянно обращается в своем творчестве к темам сибирской природы, мифологии коренных этносов и сугубо местным реалиям [4]. Но при этом перед ним не стоит задача рассказать только о локальных проблемах, раскрыть традиции конкретных народов. Этнические мотивы и древние артефакты становятся средством, словами для рассказа о том, что близко человеку в любой точке земли в любую эпоху, о вечных законах мироздания.
Рецензенты:
Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой культурологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.