Введение
Длительный период политических и экономических преобразований в России сопровождается выраженными негативными медико-демографическими тенденциями, характеризующимися снижением рождаемости, ростом смертности и отрицательным естественным приростом, населения при одновременном ухудшении показателей здоровья населения, прежде всего увеличением заболеваемости женщин и детей, наиболее уязвимых контингентов населения [1, 2, 3, 4]. В этих условиях система охраны материнства и детства как приоритетная служба здравоохранения приобрела особую значимость [4, 5].
Одной из наиболее значимых проблем в настоящее время является рост заболеваемости железодефицитной анемией как основного хронического заболевания среди женщин трудоспособного возраста. В связи с этим представляет интерес изучение основных социально-гигиенических характеристик женщин с данным заболеванием.
Исследования, выполненные в последние десятилетия и посвященные анализу здоровья женщин в связи с факторами риска, свидетельствуют о существенном влиянии уровня образования женщины на течение заболевания и исход лечения.
Целью исследования явилось определение влияния образовательного уровня на отношение к здоровьесберегающему поведению.
Материал и методы
Материалы обследования 1040 женщин, проживающих в г. Москве и получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Результаты и обсуждение
Было обследовано 1040 женщин, проживающих в г. Москве и получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. В возрастной категории обследованных с железодефицитной анемией (ЖДА) от 19-25 лет имели среднее, среднее специальное и высшее образование соответственно: 46,1 %, 33,2 %, и 20,7 %. В группе больных ЖДА от 25-30 лет соответственно: 40,4 % имели среднее образование, 20,3 % - среднее специальное; 39,3 % - высшее. В возрастной категории женщин от 31-39 лет соответственно: 25,8 %, 20,2 % и 54,0 %.
Изучение образовательного уровня женщин с ЖДА и средней длительности рабочего дня показало, что женщины со средним уровнем образования чаще, чем респонденты, имевшие другой уровень образования, имели длительность рабочего дня 8 и более часов (74,2 %). Среди обследованных с высшим образованием 6 часовой рабочий день отмечался у 68 %, а среди тех, кто имел среднее специальное образование, различия по длительности рабочего дня были не достоверны (от 4 до 8 часов).
При изучении характера выполняемого труда выявлено, преимущественно физическую работу выполняют - 23,7 % (из всех женщин с ЖДА). Из числа опрошенных в возрасте от 19-25 лет - 40,7 %; в возрастной группе от 25-30 лет - 34,7 %; в категории женщин от 31-39 лет: 55,3 %.
Удовлетворены занимаемой должностью и местом работы - 41,3 %. Есть мнение, что занимаемая должность не соответствует уровню ее образования - у 46,7 % женщин, затруднились ответить - 12%. Из числа опрошенных желали бы сменить место работы - 70,4 % (из числа работающих женщин с ЖДА).
Среднемесячный доход на одного члена семьи уровень прожиточного минимума у женщин со средним образованием соответствовал 11300 руб.. Женщины со средним специальным образованием имели доход на одного члена семьи соответственно - 19100 руб. (различия не достоверны), а вот уровень дохода в семье женщин с высшим образованием был достоверно выше (р<0,01) и составил 23200 руб.
Уровень дохода ниже прожиточного минимума был у части женщин со средним образованием (у - 38 % от числа всех женщин); со средним специальным образованием соответственно (17,3 %) и с высшим образованием - (6,9 %).
Выше прожиточного минимума доход на 1-го члена семьи отмечался в основном у пациентов со средним образованием. Подобное распределение определило уровень самооценки женщинами, страдающими ЖДА, с разным уровнем образования и состояния их материального благополучия. Со средним уровнем образования оценили свое материальное положение как «плохое и неудовлетворительное» - 32 % женщин. С высшим уровнем образования данный ответ прозвучал у 44 % , удовлетворительное - у 38 %, хорошее - у 18 %; со средним специальным - 37 %, 44 % и 19 % соответственно.
В развитии ЖДА немаловажную роль играет правильное и рациональное питание. При анализе состояния режима питания у данных групп женщин с разным уровнем образования отмечено повышение числа нарушений у респондентов с низким уровнем образования. Так, в группе женщин с высшим уровнем образования, питавшихся с несоблюдением кратности приема пищи, в том числе получавших горячее питание составило - 14,2 %, в группе со средним образованием - 16,8 %. При анализе качественного состава питания в группе больных с ЖДА, имевших высшее образование, при питании с соблюдением постоянного присутствия фруктов, молочных, мясных и растительных продуктов (17 %), несколько ниже данный показатель был в группе респондентов со средним образованием - 14,4 % и у женщин со средним специальным - 14,7 %.
В ходе исследования были выявлены негативные стороны образа жизни, влияющие на возникновение и неблагоприятное течение хронического процесса - ЖДА. Имеются существенные различия в отношении вредных привычек у обследованных женщин в зависимости от уровня образования. В группе женщин с высшим образованием некурящие составили - 52 %, со средним образованием - 46 %, со средним специальным - 51,1 %. Употребление алкоголя отметили 26,0 % респондентов с высшим образованием, 36 % - со средним, 42,0 % - со средним специальным. В большинстве случаев поводом для употребления алкогольных напитков служили семейные торжества.
В процессе трудовой деятельности контакт с вредными факторами из группы обследованных с высшим образованием имели - 34 %, со средним образованием - 52 %, со средним специальным - 42,2 %.
Отношение женщин к охране собственного здоровья характеризовали данные о самооценке здоровья, о своевременном приеме медикаментозных средств в период лечения, о контроле за течением заболевания, об отношении к необходимости изменения образа жизни.
При исследовании уровня самооценки собственного здоровья большинство женщин с высшим, средним и средним специальным образованием оценили свое здоровье, как хорошее (56 %, 42 % и 23 % соответственно). Неудовлетворительное и удовлетворительное здоровье отметили - 44 %, 67 % и 77 % соответственно. Подобную оценку респонденты высказывали в связи с наличием значительного числа других хронических заболеваний. Обострение данных хронических заболеваний отметили беременные с высшим образованием - 16,6 %, с неполным высшим - 28,0 %, со средним уровнем образования - 9,4 % и средним специальным - 24,0 %.
Полученные данные свидетельствуют, что основная часть респондентов регулярно выполняли назначения врачей (46,2 %), почти каждая вторая (45,4 %) - практически регулярно и лишь 8,4 % - не считали нужным следовать рекомендациям врачей. Посещали врача регулярно с целью прохождения профилактического осмотра 63,8 % женщин.
Существенное место в характеристике образа жизни занимает оценка психоэмоционального состояния обследуемых женщин, особенно связанного с семьей и, прежде всего, с мужьями. Кроме того, существенную роль играет наличие или отсутствие внутрисемейных конфликтов, сложившихся традиций, существующая форма отдыха в семье. Изучение семейно-психологического климата обусловлено в значительной степени тем, что этот фактор имеет существенное влияние на здоровье человека.
Изучение семейного статуса женщин показало, что в группе женщин с высшим образованием, состоящих в официальном браке, было в 1,4 раза меньше (p<0,001), чем в группе женщин со средним и средним специальным образованием (34,2 % и 46,8 % соответственно) и в 1,5 раза больше женщин, состоящих в гражданском браке (15,0 % и 10,0 % соответственно) (p<0,05). При этом в группе с высшим образованием преобладали незамужние женщины (37,0%), что в 1,5 раза достоверно (p<0,001) больше, чем среди женщин, имевших среднее и среднее специальное образование (26,7 %).
В целом субъективная оценка морально-психологического климата в семье значительно лучше была у женщин с высшим образованием.
Анализ репродуктивного поведения женщин с учетом уровня образования показал. Женщины с высшим образованием считали, что в семье должно быть не более двух детей, со средним - не менее трех, с незаконченным высшим и средним специальным - не более двух детей. Каждая женщина ответила, что при улучшении и создании необходимых условий изменила бы репродуктивные планы в сторону увеличения числа детей.
Заключение
Таким образом, подводя итоги социально-гигиенической характеристике женщин трудоспособного возраста, по такому признаку как уровень образования, проводимой на основании оценки различных критериев активности на работе и в быту, в том числе демографических аспектов, жилищно-бытовых условий, степени подверженности вредным привычкам и сложившемуся морально-психологическому семейному микроклимату, исследуемой группы респондентов, очевидно, что женщины, страдающие железодефицитной анемией со средним и средним специальным образованием, как правило, относились к группе повышенного социального риска. В связи с этим необходимо активизировать деятельность учебных заведений и молодых семей в сторону повышения своего образовательного уровня и собственной самооценки.
Рецензенты:
Иванова Маиса Афанасьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.
Гончарова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.