Повышение эффективности и результативности работы как системы высшего образования в целом, так и отдельных высших учебных заведений в частности, не возможно без проведения мониторинга внешней среды в части требований к содержанию и структуре образовательных услуг.
Предметное моделирование конкурентоспособности и занятости специалиста на рынке труда позволили выделить следующие аспекты данной проблемы [1]:
- современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста с высшим образованием, его личностным качествам и общей культуре. Современный выпускник вуза должен уметь работать в команде, быть коммуникабельным и грамотным с точки зрения культуры письма и речи, уметь быстро и правильно реагировать на изменения, происходящие в сфере его профессиональной деятельности, стремиться к обновлению своих знаний и быть нацеленным на результат;
- качество профессиональных знаний, умений и навыков молодых специалистов не всегда соответствует современным требованиям.
Одним из возможных путей решения указанных проблем является, по мнению Денисовой С. А. [2], внедрение в систему высшего образования компетентностного подхода, который выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
В целом, так как только те специалисты, которые оцениваются работодателями как высококвалифицированные и компетентные, будут востребованы на рынке труда, то именно рынок труда в современных условиях является одним из индикаторов результативности системы высшего образования, показателем ее соответствия запросам народнохозяйственного комплекса. В этом случае мониторинг является обязательным компонентом модели системы высшего образования и должен включать в себя развитую подсистему мониторинга изменений на рынке труда, обеспечивающей оценку и прогнозирование требований работодателей к объему и структуре знаний выпускников [3].
В зависимости от периода меняется степень детализации составления прогнозов. Краткосрочные прогнозы учитывают потребности отдельно по каждому направлению образования. Среднесрочные - по группам родственных направлений. Долгосрочные - по динамике и пропорциям развития экономики [5].
Мониторинг и оценивание качества услуги высшего образования, согласно Н. Ш. Никитиной, состоит из нескольких логически взаимосвязанных этапов [4]:
- мониторинг удовлетворенности разнообразных категорий потребителей;
- аудиты объектов мониторинга - компонентов образовательного процесса;
- обработка и анализ результатов мониторинга, подготовка отчетов и рекомендаций;
- информирование всех заинтересованных сторон и принимающих решение специалистов об обнаруженных в процессе мониторинга несоответствиях;
- разработка программ устранения несоответствий учебного процесса и формирование управляющих воздействий с целью исполнения этих программ и улучшения качества подготовки специалистов с точки зрения работодателей.
В соответствии с первым из вышеуказанных этапов в качестве пилотного проекта было проведено исследование требований работодателей к квалификационным характеристикам претендентов на должность менеджера по нескольким их специализациям [5]. В исследовании приняли участие представители 30 коммерческих предприятий Хабаровского края с численностью штатных работников от 10 и до 100 человек. Организационно-правовая форма исследованных предприятий: ОАО, ООО, ИП. На вопросы отвечали руководители или главные специалисты предприятий по направлениям.
На основании исследования были определены требования к знаниям и навыкам выпускников, без которых, по мнению представителей предприятий, эффективная деятельность менеджеров затруднительна. Потребности в менеджерах разной направленности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Потребности работодателей в специализациях менеджеров
Специализация менеджера |
Число предприятий |
% от общего числа востребованных менеджеров |
По работе с клиентами |
7 |
23,3 |
По закупкам |
1 |
3,3 |
По снабжению |
1 |
3,3 |
По продажам |
11 |
36,7 |
По развитию |
1 |
3,3 |
По персоналу |
5 |
16,7 |
По рекламе |
1 |
3,4 |
Менеджеры (помощник) без указания специализации |
3 |
10,0 |
Вакансия менеджера без указания специализации может быть расценена как потребность в менеджере с обязанностями, свойственными другим специалистам. Нет жестких требований по возрасту и полу. Но очевидно, что руководители хотят видеть на должности специалиста среднего трудоспособного возраста.
Требования к знанию иностранных языков - минимальное, на уровне чтения и общения со словарем на непрофессиональные темы.
Во многих случаях наличие стажа (чаще всего от 1 года до 3 лет, реже более 5 лет) является одним из фильтров при решении работодателя о принятии на работу. Отсеивание потенциальных наемных работников не соответствующих по возрасту и стажу диктуется желанием руководителя получить грамотного и опытного в вопросах управления работника.
Число вакансий с высшим образованием составляет подавляющее большинство, при этом диплом вуза предполагает, по мнению работодателей, наличие у человека не только профессиональных теоретических знаний, но и определённый уровень культуры. Именно общая культура, и это очень важный результат исследования, - достаточно ценная характеристика сотрудника, поскольку образ фирмы в глазах клиентов формируется, прежде всего, по их облику. Это подтверждается и тем фактом, что из теоретических знаний, приобретенных во время обучения, работодатели ценят, прежде всего, знания по этике и культуре речи. Претендент на место должен в равной степени независимо от специализации иметь чёткую дикцию, уметь грамотно и лаконично выражать свою мысль, уметь слушать собеседника и владеть языковыми нормами устного и письменного языка. Особенно это актуально для менеджеров по работе с клиентами, менеджеров продаж и менеджеров по персоналу, непосредственно сталкивающихся с потребителями.
Второе место по востребованности теоретических знаний занимает знание экономики предприятий (более 15 % опрошенных руководителей придерживаются этого мнения). Завершает набор минимальных теоретических знаний выпускника - дисциплины юридической направленности - трудовое законодательство, предпринимательское право, корпоративное право - более 14 % и делопроизводство (более 12 %), что говорит о понимании представителей предприятий специфичности данной профессиональной области.
Руководители заинтересованы в приеме (другими словами, готовы принять) работника, имеющего определенные практические навыки. Ограничениями, снижающими эффективность управленческого труда, являются отсутствие навыков в экономических расчетах и кадровом делопроизводстве. Как минимум, в 28 случаях из 100 работодатель отдаст предпочтение менеджеру, работающему с клиентами и персоналом, умеющему оформлять табель рабочего времени, наряд на выполнение работ, заполнять формы основных кадровых документов и кадровой отчетности, и в 20 случаях - если кандидат на должность умеет оформлять основные организационно-распорядительные документы, регистрировать и контролировать исполнение организационно-распорядительной документации, уметь архивировать документы и управлять внутренними нормативными документами.
Элементарные навыки экономических расчетов необходимы менеджеру, специализирующемуся на продажах. Как минимум в 18 случаях положительное решение о приеме на работу будет принято, если потенциальный работник умеет рассчитывать себестоимость товаров и услуг, заполнять и работать с формами основных бухгалтерских документов, анализировать финансовые результаты деятельности организации, иметь представление об инвестиционных проектах. Для специализации «менеджер по продажам» приветствуется отдельные умения по ведению и хранению документов.
На достаточно высоком месте среди дополнительных профессионально важных навыков стоит свободное владение текстовым редактором Word, Excel, Интернетом и электронной почтой, периферийными устройствами и офисной техникой (факс, ксерокс, принтер, сканер и т.д.). Знание некоторых специфических операций смежных профессий (например, 1С) у менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по продажам и работе с персоналом повышает шанс быть выбранным. Понимая, что на предприятии всегда имеются управленческие документы, утечка содержания которых во внешнюю среду нежелательна или просто вредна, 35 % опрошенных отдают должное внимание умению конфиденциального делопроизводства, особенно в менеджменте продаж и работе с персоналом.
Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80 % рабочего времени руководителей всех уровней. В этом контексте легко объясним тот факт, что более половины опрошенных понимают, что умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации - одно из определяющих факторов плодотворного сотрудничества. Равнозначное место по весомости занимает и знание психологии продаж. В совокупности навыки и минимальные знания делового этикета дают возможность повысить свои шансы практически в два раза по сравнению с теми, кто не знает, как можно привлечь клиента, как добиться его расположения и как, наконец, заключать с ним сделку.
Положительное воздействие внедрения систем охраны здоровья и безопасности персонала на уровне организации как на снижение опасностей и рисков, так и на производительность, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками во всем мире. Поэтому не удивительно, что работодатели хотят, чтобы менеджер помимо знаний, свойственных его специализации, имел определенные знания и практические навыки в области охраны труда и промышленной безопасности. Грамотные и нестандартные решения в этой области могут способствовать формированию преимуществ в конкурентной борьбе на рынке посредством создания более совершенного имиджа и роста доверия заинтересованных сторон. Чаще всего респонденты основными направлениями целевой программы охраны здоровья называют создание условий для безопасной работы с оргтехникой и безопасные условия собственного труда. Организация охраны труда на уровне предприятия отмечена в учреждениях спортивного профиля, а также в некоторых организациях, занимающихся непосредственным производством.
Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются определенные личностно-деловые качества. Прежде всего, развитые коммуникативные качества, на значимость которых указывает более 80 % опрошенных. На втором месте конкурентных преимуществ претендента на должность менеджера находится эмоциональная составляющая поведения - стрессоустойчивость, которую можно рассматривать как способ предупреждения конфликтов. Не случайно из 70 % опрошенных, ориентированных на преимущество стрессоустойчивости, абсолютно все признают необходимость знаний в области психологии конфликтов. Замыкает рейтинг поведенческих характеристик дисциплинированность и пунктуальность, имеющая особое значение для 63,3 % и 53,3 % работодателей соответственно. Широта и глубина познаний в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории, знания в области человеческой психологии как одна из основ создания лидерского потенциала рассматривается 60 % опрошенных.
Сводные результаты по основным квалификационным требованиям к претендентам на должность менеджера приведены в таблице 2, в которой указаны варианты ответов на вопросы анкеты, набравшие максимальное количество баллов.
Таблица 2
Сводные результаты по основным квалификационным требованиям к претендентам на должность менеджера
№ пп |
Ответы с максимальным количеством баллов к знаниям и умениям претендента |
Коли-чество |
% от общего числа ответов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Должен иметь высшее образование |
21 |
70 |
2 |
Должен знать и применять: - основы делопроизводства - основы этики и культуры речи |
9 18 |
30 60 |
3 |
Должен уметь оформлять: - табели рабочего времени и наряды на выполнение работ - форм основных кадровых документов и кадровой отчетности |
9 12 |
30 40 |
4 |
Должен знать и применять: - безопасную работу с оргтехникой - организацию безопасных условий собственного труда |
21 19 |
70 63 |
5 |
Должен уметь оформлять основные виды организационно-распорядительной документации |
14 |
46,7% |
6 |
Должен знать и владеть: - текстового редактора Word - Excel - периферийными устройствами (факс, ксерокс, принтер, сканер и т.д.) - Интернетом и электронной почтой |
26 27 23
24 |
86 90 76
80 |
7 |
Должен знать и применять психологию делового общения |
20 |
66 |
8 |
Должен знать и уметь: - грамотно и лаконично выражать свою мысль - применять языковые нормы устного и письменного языка |
25
25 |
83
83 |
9 |
Должен обладать личными качествами: - дисциплинированность - коммуникабельность - стрессоустойчивость |
23 29 26 |
76 96 86 |
Не все из приведенных в таблице 2 необходимых знаний и умений выпускников по направлению «Менеджмент организаций» могут быть достигнуты в процессе обучения. Это обусловливается тем, что учебные планы в настоящее время не полностью отвечают требуемым профессиональным компетенциям менеджера, касающимся, например: заполнений нарядов на выполнение работ; организации безопасных условий труда на предприятиях; эксплуатации всего спектра современных периферийных устройств; стрессоустойчивости и дисциплинированности.
Таким образом, на основе мониторинга можно структурировать систему подготовки специалистов с высшим образованием как по содержанию, так и по последовательности дисциплин и модулей для обеспечения конечного результата - соответствия знаний и умений выпускников требованиям работодателей. Однако необходимо учесть тот факт, что специфика региона может также иметь важное значение для конкретизации квалификационных требований к знаниям и умениям претендентов на должность.
Рецензенты:
Третьяков М. М., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.
Осипов С. Л., доктор экономических наук, профессор, кафедра «Финансы и кредит» Дальневосточного института - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск.