Актуальность. Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности. Для решения этих задач действующей государственной образовательной программой предусмотрены широкие возможности определения рациональной структуры используемых средств, оптимальной интенсивности и должной величины физической нагрузки. Однако следует отметить, что одна из приоритетных задач физического воспитания детей и подростков - оздоровление населения средствами физической культуры и спорта и укрепление здоровья, всё ещё не обеспечена должным механизмом контроля степени её практической реализации. Поэтому Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии и формировании человеческого потенциала страны [5; 9].
Анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры показывает, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [2; 9].
До сих пор не найдены достаточно эффективные организационные формы занятий, интегрирующие всё то новое, что создано российской наукой и практикой в сфере оздоровительной физической культуры. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения, введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор, по мнению В. П. Лукьяненко, А. Т. Паршикова, О. П. Панфилова, В. В. Борисовой и др., кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в программу по физической культуре в ДОУ, в школе и в вузе (в содержание третьего урока), оздоровительных фитнес-технологий [6; 7; 9].
Содержание инновационных физкультурно-спортивных методик. Фитнес- технологии - это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей дошкольного и школьного возраста.
В этой связи творческой группой педагогов по физической культуре различных школ г. Тулы и преподавателей лаборатории «Физкультурно-оздоровительных технологий» ТГПУ им. Л. Н. Толстого разрабатывается экспериментальная муниципальная программа по физической культуре на основе инновационных здоровьесберегающих физкультурно-спортивных средств. Вариант программы предусматривает включение в содержание третьего урока по физической культуре современных фитнес-технологий различной направленности и сложности.
Новизна, по мнению творческой группы, заключается в том, что программа включает оздоровительные фитнес-технологии, рекомендованные для ДОУ и в качестве третьего урока по физической культуре, постепенное планомерное освоение различных направлений фитнеса от простого к сложному.
Цель обучения школьников по данной программе - формирование у учащихся теоретических знаний в области фитнеса, умений и навыков к способности направленного использования разнообразных средств фитнеса для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни, а также содействие самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Задачи и компетенции экспериментальной программы.
В соответствии с целью нами сформулированы задачи и компетенции, решаемые в процессе реализации экспериментальной программы:
- формирование знаний об оздоровительных фитнес-технологиях, отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков отдельных элементов и технологий фитнеса, их вариативного использования в самостоятельных и учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении отдельных элементов фитнеса различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;
- формирование практических умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- воспитание морально-волевых, эстетических качеств;
- формирование музыкально-двигательных навыков и умений.
В число компетенций, формирующихся в школе в процессе освоения учащимися предмета физическая культура в разделе «оздоровительные фитнес-технологии», входят:
- учащийся владеет психологическими и медико-педагогическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств;
- учащийся способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, в частности фитнесом;
- учащийся готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных и гигиенических задач.
В результате освоения дисциплины учащийся должен:
Знать:
- теоретические основы физической культуры и здорового образа жизни в разделе «оздоровительные фитнес-технологии».
Уметь:
- использовать творчески средства фитнеса для личностного развития, здорового образа и стиля жизни.
Владеть:
- средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной деятельности.
Объём и этапы реализации инновационной программы
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 11 класс из расчёта 3 часа в неделю. С 1 по 4 классы - всего 405 часов: в 1 классе - 99 часов, во 2 классе - 102 часа, в 3 классе 102 часа, в 4 классе 102 часа. Таким образом, в 1 классе на освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» отводится 33 часа, во 2, 3 и 4 класса по 34 часа в каждом классе. В средней школе с 5 по 9 классы курс «Физическая культура» изучается из расчёта 3 часа в неделю (всего 525 часов): в 5 классе -105 часов, в 6 классе - 105 часов, в 7 классе - 105 часов, в 8 классе - 105 часов, в 9 классе - 105 часов. На освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» в средней школе отводится по 35 часов в каждом классе. В старшей школе с 10 по 11 классы курс «Физическая культура» изучается из расчёта 3 часа в неделю (всего 204 часа): в 10 классе - 102 часа, в 11 классе - 102 часа. На освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» в старшей школе отводится по 34 часа в каждом классе.
Данная программа предполагает ее реализацию в качестве третьего урока по физической культуре с 1 по 11 классы (согласно учебно-тематическому плану).
Программа реализуется в 4 этапа.
1-й - базовый этап
(начальная школа: 1-4 классы)
На этом этапе учащиеся овладевают упражнениями ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, базовыми навыками оздоровительной аэробики, фитбол-аэробики, узнают общие понятия об оздоровительных фитнес-технологиях, обучаются технике выполнения партерных упражнений.
2-й этап - стабилизация базового этапа
(средняя школа: 5-9 классы)
Учащиеся совершенствуют базовые двигательные действия, освоенные в начальной школе, знакомятся с упражнениями аэробики силовой направленности, элементами пилатеса, выполняют партерные упражнения с отягощением (интенсивность нагрузки 70-80 % от МПК). Знакомятся с классификации видов аэробики, основами физиологического воздействия на организм, правилам составления соединений и комбинаций двигательных действий.
3-й этап - совершенствование базовых двигательных действий
(старшая школа: 10 класс)
Учащиеся повторяют и усложняют упражнения на координацию базовых двигательных действий, интенсивность нагрузки в начале этапа 60-65 %, затем увеличивается до 75 % от максимума; усложняются партерные упражнения и стретчинг; учащиеся знакомятся с упражнениями бодифлекса, степ-аэробики; узнают основы управления группой в оздоровительной аэробике, самостоятельно составляют соединения и комбинации двигательных действий и умеют проводить занятия, умеют использовать жестикулярно-мимические и моторные средства общения, правильно называть и показывать упражнения, а также объяснять технику их выполнения, обладают достаточным уровнем физической подготовленности.
4-й этап - целенаправленное формирующее воздействие на умения и навыки (старшая школа - 11 класс)
Учащиеся овладевают правильной техникой базовых двигательных действий оздоровительных фитнес-технологий, повышают уровень физической подготовленности, проводят целиком и частично занятия «вживую» под музыкальную фонограмму (разминку, аэробную часть, заминки, стретчинг и силовой партерный тренинг), четко подают команды и распоряжения, при необходимости осуществляют подсчет, помогают устранить ошибки, оказывают методическую помощь друг другу по ходу занятия. Занимающиеся пробуют себя в качестве инструктора по оздоровительной аэробике.
Весь эксперимент планируется провести в несколько этапов с 2011 по 2016 год. Во время первого (поискового) этапа (ноябрь 2011 - август 2012 года) планируется проведение курсов повышения квалификации учителей ФК по направлению - «Оздоровительные фитнес-технологии», проведение анализа научно-методической литературы, определение наиболее информативных методик тестирования учащихся, разработка экспериментальной программы, констатирующее - поисковое тестирование учащихся. Кроме того, на данном этапе планируется определение экспериментальных площадок.
К настоящему времени ряд МОУСОШ г. Тулы (39, 17, 56, 24, 62, 2 «Возрождение», 28, 71, 18, 54, 14, 25) уже приняли решение включиться в эксперимент. Необходимо отметить, что практически все учителя ФК из этих школ в ноябре 2011 года прошли курсы повышения квалификации, где познакомились с современными направлениями фитнеса.
Второй этап (экспериментальный): сентябрь 2012 - май 2016 года. Планируется проведение формирующего эксперимента, который предполагает внедрение в учебный процесс по физической культуре экспериментальной муниципальной программы. При этом из числа учащихся какой-либо параллели классов будут сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Кроме того, в конце каждого учебного года будет проводиться контрольное тестирование.
Объем двигательной активности в экспериментальной и контрольной группах будет соответствовать требованиям программы по физической культуре.
Во время третьего (завершающего) этапа (июнь - август 2016 года) будет проведен анализ результатов исследования.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что настало время не только активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным направлением будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий. Главное - необходимо более глубокое осмысление и более активное использование инновационных методик и форм организации занятий в общеобразовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, делать выводы и отбирать то лучшее, которое может составить содержание последующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.
Рецензенты:
Фокин Владимир Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.
Желтиков Анатолий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.