Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SITUATIONAL ANALYSIS OF IMPERATIVES OF SOCIALLY ORIENTED DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Gukasova N.R. 1
1 North Caucasian institute – branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation
The situational analysis of the factors determining socially oriented development of municipality is submitted. As the key indicator of comfort of accommodation of the population in the territory of municipality dynamics of number of its population is considered. The conclusion that reproductive reserves of the village are settled is drawn, and the small and average industrial cities of Stavropol region are faced by problems any more developments, and maintenance of productions at population reduction at able-bodied age and decrease in potential of its qualification. The key role of system of local agglomerations of the cities and rural settlements locates in ensuring socially oriented development of the territory.
intermunicipal cooperation
local agglomerations
socially oriented development

Муниципальное образование в контексте данной статьи рассматривается как социально-экономическая система, локализующая экономические и социальные отношения по поводу формирования, распределения и использования экономических и социальных благ. Социально-ориентированное развитие муниципального образования  –  процесс реализации интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, направленный на рост благосостояния населения муниципалитета и комфортности проживания на его территории.

Определить переменные, влияющие на обобщенную функцию социально-ориентированного развития муниципального образования, и их влияние на эффективность административных структур позволяет  ситуационный подход. Центральную роль при ситуационном анализе играет определение ситуационных переменных (факторов), оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.

Традиционно анализируемые индикаторы, используемые для ситуационного анализа социального развития территории, подразделяются на четыре группы [2, с.157-158]:

1. Здоровье: средняя продолжительность жизни, рождаемость и смертность, заболеваемость населения, уровень медицинского обслуживания.

2. Уровень жизни: денежные доходы населения, обеспеченность жильем, доступность физической культуры, возможность для рекреации и полноценного досуга, обеспеченность населения объектами культуры, искусства, просвещения, бытовыми и жилищно-коммунальными услугами, благоустроенность территории, транспортное обслуживание населения.

3. Образ жизни населения: занятость населения, безопасность и общественный порядок.

4. Экологическая ситуация: атмосферный воздух, водная среда, электромагнитное загрязнение, шумовое загрязнение.

Ключевым индикатором комфортности проживания населения на территории муниципального образования является численность его населения (Y – зависимая, эндогенная, объясняемая величина, тыс. чел.): рост комфортности проживания стимулирует как естественный, так и миграционный прирост населения; в то время как ее снижение приводит к оттоку населения.

Исходя из данного посыла, а также состояния системы статистического учета в муниципальных образованиях, в качестве ситуационных переменных социально-ориентированного развития выступают факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на динамику численности населения (объясняющие, экзогенные, независимые факторы). К экзогенным или объясняющим факторам в нашем анализе выбраны Х1 – среднемесячная заработная плата (руб.), Х2 – ввод жилья (тыс.кв.м), Х3 – численность незанятого населения (чел.), Х4 – обеспеченность водопроводом (%), Х5 – обеспеченность газом (%), Х6 – обеспеченность медицинским персоналом (чел. на 10 000 населения).

В этом случае можно рассмотреть множественную регрессию, то есть выделить независимые и зависимую величины и построить зависимость . В системе взаимодействий этих факторов можно определить показатели тесноты связи и влияния с помощью корреляционного анализа. Очевидно, все показатели тесноты корреляционной зависимости и параметры кривых регрессии требуют вероятностной оценки. Это обстоятельство обусловлено тем, что статистические данные, подвергающиеся корреляционному и регрессионному анализам, являются обычно выборочными данными. Однако в нашем случае фактический материал, используемый для анализа за период 2000 – 2010 гг. по 36 муниципальным образованиям, представляет собой выборку, совпадающую с генеральной совокупностью. Вероятностные оценки, непременные для выборочных данных, в данном случае могут быть опущены. Отсутствие «направленности» отбора выборки исключает внесение в данный фактический материал систематических ошибок, что позволяет говорить об эффективности приложения математико-статистических оценок.

Выполненный на материалах муниципальных образований Ставропольского края корреляционный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициент корреляции (r) между численностью населения (Y) и факторами (X1, …, X6)

Фактор

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Х1

0,54

0,56

0,64

0,68

0,70

0,68

0,75

0,75

0,75

0,68

0,63

Х2

0,94

0,91

0,93

0,90

0,92

0,93

0,92

0,90

0,89

0,91

0,90

Х3

0,85

0,82

0,84

0,76

0,60

0,56

0,51

0,57

0,37

0,67

0,77

Х4

0,29

0,27

0,31

0,32

0,31

0,33

0,29

0,28

0,32

0,32

0,32

Х5

-0,24

-0,21

-0,32

-0,30

-0,33

-0,36

-0,38

-0,29

-0,40

-0,29

-0,28

Х6

0,24

0,30

0,31

0,13

0,10

0,10

0,13

0,09

0,07

0,11

0,06

Усредненные за 11 лет значения парных коэффициентов корреляции (таблица 2) позволяют выбрать среди них значимые факторы. Для коэффициента корреляции проверка статистической гипотезы о равенстве его нулю H0 (при альтернативной гипотезе H1 о том, что его значение отлично от нуля и связь между переменными существенная) заключается в вычислении t-статистики по формуле  (n – объем выборки), которая имеет распределение  Стьюдента с (n-2) степенями свободы и сравнение ее с критическим значением tкр. при уровне значимости α. Нулевая гипотеза отвергается, если вычисленные значения,  что свидетельствует о наличии линейной связи между переменными.

Таблица 2

Усредненные значения парных коэффициентов корреляции за период 2000–2010 гг.

 

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Y

Х1

1

0,5

0,27

0,37

0,47

-0,24

0,67

Х2

 

1

0,64

0,15

0,26

-0,37

0,92

Х3

 

 

1

-0,1

0,1

-0,15

0,67

Х4

 

 

 

1

0,35

-0,1

0,15

Х5

 

 

 

 

1

0,2

0,3

Х6

 

 

 

 

 

1

0,3

Y

 

 

 

 

 

 

1

При уровне значимости α = 0,01 из таблицы распределения Стьюдента находим, что критическое значение t равно 2,75. В таблице 3 приведены фактические значения t-статистик для оценки значимости корреляций, представленных в таблице 1.

Таблица 3

Значение t-статистик коэффициентов парной корреляции*

 

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Y

Х1

1

3,36

1,63

2,32

3,11

1,44

5,28

Х2

 

1

4,84

0,88

1,58

3,32

13,74

Х3

 

 

1

0,59

0,59

0,88

5,28

Х4

 

 

 

1

2,17

0,59

0,88

Х5

 

 

 

 

1

1,19

1,91

Х6

 

 

 

 

 

1

1,91

Y

 

 

 

 

 

 

1

* приведены

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что нулевая гипотеза отвергается для пар величин Y – X1, Y – X2, Y – X3, а также X1 – X2, X2 – X3, что говорит о существовании линейной зависимости между переменными Y и X1, Y и X2, Y и X3, то есть значимыми факторами, объясняющими уровень численности населения в рамках классической линейной регрессионной модели являются Х1 – среднемесячная заработная плата, Х2 – ввод жилья, Х3 – численность незанятого населения.

Данные корреляционной матрицы (таблица 2) свидетельствуют о мультиколлинеарности объясняющих переменных в уравнении регрессии между X1 и X2 и X2 и X3. Поэтому из числа объясняющих переменных исключим

Уравнение множественной линейной регрессии находим в виде .

Для оценки параметров множественной регрессии применим метод наименьших квадратов. Для линейных уравнений строится следующая система нормальных уравнений, решение которой позволяет получить оценки параметров регрессии:

Проведенный ситуативный анализ позволяет сделать вывод о том, что репродуктивные резервы села исчерпаны в связи с  высокой долей населения за границами трудоспособного возраста, низкими показателями здоровья, в том числе репродуктивного,  и качества жизни. Это объясняет тот факт, что, несмотря на улучшение инфраструктурного обустройства села (газификацию, централизованное водоснабжение и т.д.), рост доходов сельского населения, отмечается снижение численности сельского населения.

Перед малыми и средними промышленными городами Ставропольского края (Невинномысск, Буденновск) также стоят проблемы уже не развития, а поддержания производств при сокращении численности населения в трудоспособном возрасте и снижении потенциала его квалификации.   Постепенно такие города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно низко квалифицированной рабочей силой. Соответственно в этих городах  сократятся возможности размещения современных производств, а целый ряд производств существующих сегодня, как минимум, сократит производство и рабочие места.

Уменьшение численности населения при сохранении существующей инфраструктуры приведет к значительному росту нагрузки как  на городские  бюджеты, так и на население (рост стоимости социальных услуг). При этом сокращение доли занятых в малых и средних городах при существующем порядке образования бюджетов городских муниципальных образований неизбежно приведет к уменьшению собственных  источников наполнения бюджетов [5, с.76].

В контексте вышесказанного представляет интерес институциональная концепция муниципального развития, предлагаемая в работах Виролайнена О. А., которая связывает успех  реформирования муниципального хозяйства, прежде всего, с изменением образа мыслей и поведения хозяйственных субъектов, размеров, источников и структуры использования их доходов [1, с.11].

Проанализированные данные говорят о том, что высокая корреляция между численностью населения и такими факторами, как среднемесячная заработная плата, занятость населения и ввод жилья прослеживается в муниципальных образованиях, находящихся под влиянием агломерационного эффекта (Кавминводская и Ставропольская агломерации). Поэтому как один из вариантов стратегического социально-ориентированного развития муниципальных образований нами рассматривается  формирование и развитие системы локальных агломераций городов и сельских поселений. Агломерация, конурбация − совокупность населённых пунктов,  объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи в агломерации способствуют формированию качественно новых условий развития [4, с.118].

В качестве стратегической перспективы нам видится формирование агропромышленных агломераций вокруг районных центров с концентрацией в них перерабатывающих предприятий и предприятий, оказывающих услуги сельскохозяйственному производству. Такие агломерации, сохраняя связанность территории, сдерживают потерю населения, ориентируют население на комплексное использование ресурсов, имеющейся инфраструктуры, сохранение сельской среды. В результате, наряду с развитием производственной инфраструктурой, будут появляться новые объекты социальной инфраструктуры, создаваться дополнительные рабочие места, расти доходы сельского населения, что, в свою очередь, будет сдерживать отток трудоспособного населения из сельской местности. Таким образом, формирование агропромышленных агломераций обеспечит развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, интегрирование села в единую общественную систему.

Одной из целей стратегического развития муниципальных образований Ставропольского края должно, на наш взгляд, выступать создание максимально благоприятных условий для развития межмуниципальной кооперации. Это позволит поддерживать развитие договорного типа агломераций, где кооперация муниципальных образований по вопросам, обеспечивающим ускоренное развитие территории в целом и являющимся предметом взаимного интереса муниципальных образований, сочеталась бы с конкуренцией, стимулирующей улучшение условий для бизнеса и населения в рамках каждого муниципалитета, и достигался бы баланс региональных и местных интересов в развитии агломерации.

Рецензенты:

Киселева Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой и региональной экономики Северо-Кавказского института – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Пятигорск.

Косенко Оксана Юрьевна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Северо-Кавказского института – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Пятигорск.