Введение. В настоящее время роль экранирующих мероприятий сводится к защите придорожных территорий от вредного воздействия выхлопных газов и транспортного шума. При этом уровень загрязнения приземного слоя атмосферы над дорогой превышает предельно допустимый и отрицательно влияет на участников движения.
Автомагистраль «Каспий», в пределах Терновского и Грибановского районов Воронежской области, согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» имеет 1-ю техническую категорию. Интенсивность движения составляет 8540 авт./сут. Средняя скорость движения автомобилей составляет 85 км/ч. Характеристика состава движения указана в таблице 1.
Скорость господствующего ветра равна =3 м/с. Угол направления ветра к оси трассы принимаем
. Данные по фоновой концентрации отсутствуют.
Таблица 1 – Характеристика состава движения на автомагистрали «Каспий», в пределах Терновского и Грибановского районов Воронежской области
Тип автомобилей |
Содержание в потоке, % |
Интенсивность |
Средний эксплуатационный расход топлива |
Легковые |
70 |
250 |
0,11 |
Малые грузовые карбюраторные |
10 |
35 |
0,16 |
Грузовые карбюраторные |
15 |
50 |
0,33 |
Автобусы карбюраторные |
5 |
20 |
0,37 |
Теоретический анализ. Полученная информация о ситуационной обстановке на дороге позволяет оценить динамику распространения облака выхлопных газов на придорожной территории на примере изменения концентрации оксида углерода. Для расчёта воспользуемся:
- общепринятой методикой [4; 6] оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом на различном удалении от кромки проезжей части на уровне 1,5 м от поверхности земли;
- разработанным алгоритмом расчёта загрязнения воздушного пространства выхлопными газами автотранспорта в различных условиях экранирования источника загрязнения [2].
Методика. В первом случае расчёт начинаем с определения удельной эмиссии оксида углерода по формуле:
, г/мс, (1)
где – коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
– коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, зависит от средней скорости транспортного потока, принимаем равным
;
– средний эксплуатационный расход топлива, л/км;
– то же для дизельных автомобилей, л/км;
– интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./ч;
– то же для дизельных автомобилей, авт./ч;
и
– коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения, для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно.
При расчёте рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гаусса распределения примесей в атмосфере на небольших высотах [1; 3; 5; 7]. Концентрацию загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода вдоль автомобильной дороги можно определить по формуле
, (2)
где – концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м3;
– стандартное отклонение гауссова рассеивания в вертикальном направлении, м;
– скорость ветра, м/с;
– угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги, град. (
);
– фоновая концентрация, г/м3 (
г/м3).
Оценка и прогнозирование динамики рассеивания облака выхлопных газов проводилась на примере изменения концентрации оксида углерода по значениям приведённой концентрации [2; 4; 7]
, (3)
где – значения приведённой концентрации;
– значения концентрации, рассчитанные по формуле (2), г/м3;
– расчётное значение концентрации вещества на расстоянии 10 м от кромки проезжей части на уровне 1,5 м, г/м3;
– фоновая концентрация (
), г/м3.
При применении лесополосы (рис. 1) в качестве газозащитного экранирования автомобильной дороги, согласно методическим указаниям [4; 6] состоящей из двух рядов низкорослого кустарника и двух рядов низкокронного дерева, происходит снижение концентрации выхлопных газов на 30%.
Результаты расчёта концентраций оксида углерода при расчётном значении =0,00127 г/мс представлены в таблице 2.
Рис. 1. Экранирование автомобильной дороги в виде лесополосы, состоящей из двух рядов низкорослого кустарника и двух рядов низкокронного дерева.
Таблица 2 – Расчётные значения концентрации оксида углерода на различном удалении от кромки проезжей части
Расстояние от дороги, м |
10 |
20 |
40 |
60 |
Концентрация, С, мг/м3 |
|
|
|
|
Приведённая концентрация, |
|
|
|
|
В числителе (знаменателе) значение концентрации без экранирования (при экранировании).
Во втором случае проведен расчёт согласно разработанному алгоритму и структурной схеме расчёта загрязнения воздушного пространства выхлопными газами автотранспорта в условиях экранирования источника загрязнения. Для этого составим таблицу 3 ввода исходных данных.
Таблица 3 – Исходные данные для расчёта и оценки динамики загрязнения воздушного пространства выхлопными газами
Исходные данные |
Ед. изм. |
Значения |
Концентрация, |
мг/м3 |
0,33 |
Концентрация, |
мг/м3 |
0 |
Скорость ветра, |
м/с |
3 |
Высотные уровни расчёта концентрации, |
м |
1,5;3;4,5 и 6 |
Расстояние до источника, |
м |
10;20;40 и 60 |
Расстояние до экранирования, |
м |
-20 |
Просветность экранирования, |
% |
0 |
Высота экранирования, |
м |
6 |
По результатам расчёта концентрации оксида углерода для прогнозирования динамики распространения облака выхлопных газов построены изолинии (рис. 2) изменения приведённой концентрации исследуемого загрязнителя в придорожном пространстве.
Сопоставление расчётных значений приведённой концентрации, полученных по методике [4; 6] и рассчитанных по результатам исследований, приведённых в данной работе, представлено на рисунке 3.
а)
б)
Рис. 2. Изолинии изменения приведённой концентрации оксида углерода в придорожном пространстве: а) без экранирования дороги; б) при одностороннем экранировании дороги.
Рис. 3. Сопоставление результатов расчёта приведённой концентрации оксида углерода на высоте 1,5 м по методике [2; 6] с результатами расчёта по эмпирическим формулам данной исследовательской работы. Расчётные кривые по эмпирическим формулам:
1 – без экранирования; 2 – при одностороннем экранировании дороги.
На основании рисунка 3 можно утверждать, что расчёт концентрации оксида углерода, произведённый по разработанным эмпирическим формулам, не противоречит общепринятой методике оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом [6]. Расчётные значения концентрации указывают на содержание оксида углерода в воздушном пространстве на придорожной территории в концентрациях, не превышающих предельно допустимый уровень для этого вещества. При этом газозащитная эффективность мероприятий, применяемых во втором случае расчёта, определяемая величиной снижения концентрации оксида углерода на заветренной стороне экранирования, составляет около
40%.
Вывод. Внедрение полученных результатов позволило достичь повышения экологической безопасности прилегающих территорий от вредного воздействия выхлопных газов, предотвращения самозагрязнения воздушного пространства над полотном дороги, снегозаносимости проезжей части автодороги.
Рецензенты:
Подольский Владислав Петрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж.
Устинов Юрий Фёдорович, доктор технических наук, профессор кафедры инженерной механики и строительной техники ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж.