В современном мире стремительных перемен для информационного общества характерен дефицит информации, необходимой для принятия решений. Научная проблема состоит в разработке теории информационного менеджмента. Находясь на стыке таких отраслей, как теория управления, экономика, политэкономия, социология, политология, эта теория должна быть фундаментом методологии, методов и технологий управления информационными операциями эпохи перемен. В свою очередь, системы и механизмы овладения капиталом и властью составляют предмет теории управления эволюцией организаций [2]. Эта общая теория и составляет фундамент и метод теории информационного менеджмента. В зависимости от поставленных целей, информационный менеджмент может быть развивающим или подавляющим.
Управление информационными воздействиями
Предмет информационного менеджмента – управление информационным воздействием и борьбой в социально-экономических системах. Цель информационного менеджмента – овладение капиталом и властью Объекта информационного воздействия. Для достижения этой цели субъект информационного менеджмента (Центр) оказывает влияние на персонал, партнеров, конкурентов и других заинтересованных лиц. В зависимости от объекта воздействия различают индивидуальный, групповой, организационный и социальный информационный менеджмент. В индивидуальном и групповом информационном менеджменте особенно важна агитация, в организационном и социальном – пропаганда. Индивидуальный, групповой и организационный информационный менеджмент делают упор на использование формальных и неформальных структур. Социальный информационный менеджмент часто осуществляется с помощью партий, и тогда его называют партийным информационным менеджментом. Исторический социальный информационный менеджмент использует трактовки исторических событий для обучения общества и управления его эволюцией.
В зависимости от сферы деятельности информационный менеджмент может быть экономическим или политическим. Экономический информационный менеджмент направлен на овладение капиталом. Важным типом экономического информационного менеджмента является рекламный менеджмент, позволяющий управлять поведением потребителей. Корпоративный информационный менеджмент включает общественные связи. Политический информационный менеджмент использует партии и другие политические силы для борьбы за власть. Идеологический менеджмент – это политический информационный менеджмент, построенный на определенной идеологии. Глобальный информационный менеджмент направлен на решение проблем глобализации, формирование нового мирового порядка.
Информационный менеджмент быстро распространяется в условиях глобализации, интернационализации производства и маркетинга, слияний и поглощений корпораций и др. На рубеже тысячелетий возник кризис, обусловленный превышением необходимых скоростей принятия решений в реальных, жизненно важных социально-экономических системах к предельно возможной для человека скорости обучения и реагирования.
Теория управления эволюцией организации
Информационный менеджмент основан на системном анализе и учете человеческого фактора, под которым понимается проявление людьми или их коллективами дальновидности. Высокая эффективность информационного менеджмента достигается за счет адаптации и обучения. Информационный менеджмент ведется на разных уровнях – от предприятия и корпорации до региона, государства и мира. Опыт показывает, что информационный менеджмент почти одинаков на корпоративном и государственном уровнях. Одни и те же ошибки могут совершать везде, поэтому уроки одного сектора могут быть полезны другому. Эффективный информационный менеджмент использует одни и те же элементы: неудовлетворенность ситуацией, генерирование идеи, самоорганизацию, обучение, адаптацию и триумф. В этом отношении нет принципиального отличия информационного менеджмента в корпорации и государственном учреждении.
Механизм информационного менеджмента – это совокупность правил и процедур прогнозирования, планирования, выделения ресурсов и стимулирования, направленных на достижение определенной цели путем информационного воздействия. Для их исследования и разработки используются модели теории систем управления эволюцией организации, формализующие принципы построения правил информационного менеджмента. В их основе лежат: дальновидность, самоорганизация, обучение и адаптация заинтересованных лиц, механизмы действия которых являются модификациями единой базовой модели.
Рис. 1. Механизм регулирования эволюции самоорганизующейся системы
На рис. 1 показана схема механизма регулирования эволюции в трехуровневой самоорганизующейся системе, на верхнем уровне которой находится орган регулирования эволюции, на среднем – управляющий орган и на нижнем – потребители. С точки зрения теории управления, механизмы информационного менеджмента должны обладать определенными свойствами, обеспечивающими эффективность их применения на практике. К таким свойствам можно отнести оптимальность, прогрессивность, устойчивость и др. Основная идея интеллектуализации систем и механизмов информационного менеджмента – введение адаптивных архетипов, резко упрощающих понимание и выработку решений.
Архетип информационного менеджмента – это образ, мысленное отражение, предельно упрощенная модель его ведения в представлении, психике человека. Внедрение архетипа в сознание человека – это, по сути, программирование психики. Использование языка архетипов повышает гибкость организации в информационной борьбе. Если наладить производство и внедрение этих архетипов, можно осуществлять обучение и управление. Речь идет об изменении человеческого сознания путем информационного менеджмента. Новые информационные технологии начала третьего тысячелетия сделали возможным эффективное массовое производство, внедрение и применение на практике архетипов информационного менеджмента. Цикл создания и совершенствования архетипов, механизмов и систем информационного менеджмента включает теоретические исследования, прикладные разработки, их внедрение и эксплуатацию. При этом почти с математической точностью можно достичь изменения личного и коллективного сознания, добиться желаемой эволюции организации, изменения общественного сознания и триумфа.
Принципы менеджмента информационных воздействий
Менеджмент информационных войн – это инструмент, с помощью которого руководитель справляется с конкурентом в условиях неопределенности. Информационная война помогает адаптации механизма функционирования организации в процессе изучения ее членами сложившихся обстоятельств. Этот период используется для формирования благоприятного внутреннего климата, связи и взаимной информации о предполагаемых изменениях. Система управления информационной войной включает функции изучения и управления структурой организации [3]. Менеджмент информационных войн связан с преобразованием действительности. Главные процедуры системы управления информационной войной — обучение и адаптация, от которых зависит успех всей работы. Целенаправленная деятельность в информационной войне связана с поиском компромисса между творческим (обучение) и производительным (направленным на конечный результат) трудом членов организации. Информационная война приводит к драматическому ускорению изменений, сдвигая баланс между рутинным трудом и обучением в пользу последнего. Проблема заключается в узкой специализации работников, обеспечивающей в «мирных» условиях индивидуальное обучение, но препятствующей ускоренному обучению, «прорыву» в информационном воздействии. Искусство менеджмента информационных войн заключается в использовании преимуществ ускоренного обучения личности и эффективного разделения труда в организации.
Самоорганизация подразумевает возможность развития организации за счет собственных ресурсов. Принципиальные особенности информационных воздействий — динамика и неопределенность затрат, сроков, результатов. Отсюда вытекает необходимость обеспечения гибкости, адаптивности организации, ведущей информационную войну. Поэтому никакая другая система, кроме адаптивной, не может обеспечить выживание организации в условиях информационной войны.
Единственный неограниченный ресурс организации – интеллектуальный. Менеджмент информационных войн учитывает человеческий фактор, дальновидность людей, обусловленную их собственными интересами. Прогрессивный менеджмент применяет развивающие механизмы, обеспечивая максимальную отдачу подразделений и членов организации, раскрытие ими внутренних ресурсов и резервов. Главными принципами менеджмента информационных войн являются: системный подход, самоорганизация, адаптивность, прогрессивность, интеллектуальность.
Системный анализ окружающей среды
Рассмотрим основные особенности информационных войн в России. На деятельность российской организации большое влияние оказывает государство. В свою очередь, в условиях глобализации, государство подвержено влиянию мировой экономики и политики. Поэтому руководителю российской организации необходим системный анализ окружающей среды с учетом глобальных факторов. К сожалению, в российском консультативном бизнесе преобладает внутренний подход к формированию стратегии, который фокусируется на качестве управления в организации. Внутренний подход необходим и ценен, но он ограничен. Ощущается потребность в другом подходе, который помог бы обеспечить устойчивое долгосрочное развитие. Стратегическое понимание динамики потребностей существующих и будущих заказчиков служит компасом организации, стремящейся сохранить и увеличить свой капитал. Этот подход предполагает стратегическое мышление, анализ приоритетов потребителей, отрасли, экономики, изменений в государстве и мире. Он основан на модели организации, как центра капитала. На рис. 2 представлено ядро организации и несколько концептуальных сфер. Деятельность в ядре организации называют микроэкономикой. Сюда относится, в частности, логистика – управление циклом «снабжение-производство-сбыт». Первая внешняя сфера – ближайшее окружение, цепочки партнеров и соисполнителей, в том числе в смежных отраслях. Деятельность в этой сфере – миниэкономика. Отраслевая сфера – это мидиэкономика, здесь, располагаются потребители и конкуренты. Она граничит со сферой макроэкономики страны. Наконец, наружная сфера – глобальная экономика. В более сложной, много продуктовой модели организация выпускает продукцию для разных секторов экономики. Число секторов определяется количеством групп выпускаемой продукции.
Рис. 2. Капиталоцентрическая модель организации во внешней среде
Рис. 2 отображает четырехсекторную модель (пунктирными линиями обозначены границы секторов экономики). В каждом секторе есть свои соисполнители, партнеры и потребители. В рамках многопродуктовой модели возможно движение капитала как в радиальном направлении (внутрь и наружу), так и между секторами. Заполняя регулярно эту диаграмму, можно заранее заметить неблагоприятные тенденции и информационную агрессию. Хронологическая последовательность капиталоцентрических моделей позволяет выявлять и анализировать существенные изменения окружающей среды организации в результате информационных воздействий [4].
Государственная информационная корпорация
Главная цель экономического информационного менеджмента – овладение капиталом. Например, предприятие должно привлекать капитал для выживания и успешного развития. В условиях рынка, для этого нужно удовлетворять потребности заказчиков, экономики, общества и государства. Поэтому надо отслеживать приоритеты потребителей, улавливать главные тенденции их поведения, бороться за них с конкурентами. Таким образом, для развития, накопления капитала предприятие должно не только противодействовать информационным воздействиям, влияющим на поведение заказчиков и потребителей, но и быть готово их вести, учитывая макроэкономические тенденции, политэкономическую ситуацию в обществе и мире.
Тенденции информационных операций и воздействий в глобальной политике и экономике остаются относительно стабильными, неизменными. В первую очередь, это касается базовых механизмов и процедур управления эволюцией социально-экономических систем. Для того, чтобы сохранить капитал в России, нужно бороться с информационной агрессией против ее государства. В условиях глобализации, влияние мировой политики и экономики на государство стремительно нарастает. Надо создавать эффективные механизмы противодействия антироссийским информационным войнам, закреплять их законодательно. Поэтому патриотический информационный менеджмент должен использовать основные ветви власти – законодательная, судебная и исполнительная, не говоря уже о «четвертой власти» – СМИ. Реальный путь снижения риска – использование знаний и опыта экспертов.
В сложившейся ситуации выглядит логичным создание государственной информационной корпорации – основы формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, что позволит реализовать государственную политику в сфере контроля и управления информационными потоками. На рис. 3 показан пример возможной организационной структуры государственной информационной корпорации [5].
Рис. 3. Организационная структура информационной государственной корпорации
Возможные цели государственной информационной корпорации: координация и фильтрация информации, распространяемой в России и за рубежом, в соответствии с государственной политикой; развитие инфраструктуры информационного обеспечения; создание перспективных технологий информационного воздействия; обеспечение достоверности информационных сообщений в России и за рубежом; поддержание престижа государства в мире. Исходя из поставленных целей, определяются основные задачи государственной информационной корпорации: формирование международной информационной сети; создание информационных центров в приоритетных регионах и странах; отслеживание и координация распространения информации в Интернете; разработка и реализация проектов внедрения перспективных технологий информационного взаимодействия.
Защита отечественных высоких технологий
Глобальная либерализация предполагает устранение экономических барьеров между странами для свободного движения товаров и капитала [1]. Механизм глобальной либерализации подавляет центр капитала в стране с повышенными издержками производства продукции, например, в стране с суровым климатом. В России по сравнению с более теплыми странами издержки производства выше, чрезвычайно дорогое капитальное строительство, дорогое обслуживание инженерных коммуникаций, дороже электроснабжение и отопление, повышенные энергозатраты. Следовательно, при равных объемах производства количество продукции, выпускаемой на единицу стоимости, в России ниже, чем в любой другой стране мира. Кроме того, российское сельское хозяйство – это сельское хозяйство с наименьшим объемом прибавочного продукта. При производстве российской промышленной организацией продукции ее себестоимость, по сравнению с аналогами, произведенными в других странах, выше, а фондоотдача ниже. В условиях глобальной либерализации и конкуренции российские предприятия инвестиционно непривлекательны, механизм глобальной либерализации подавляет центры капитала в производительной экономике России. Либеральная инвестиционная система в России неустойчива.
Наукоемкость продукции и высокие технологии – основа выживания и развития России. Условием инвестиционной привлекательности производства продукции в России является ее уникальность. В свою очередь, уникальность продукции обусловлена наукоемкостью производства, объективно требующей высокой квалификации и интеллектуальной собственности. Поэтому российские предприятия могут развиваться, только решая сложные задачи. Условия для этого должна создать национальная инновационная система, которая позволит при ограниченных ресурсах выйти на уровень конкурентоспособности.
Системы управления антироссийскими информационными войнами в условиях либерализма включают подавляющий климат, среду и механизмы их функционирования, формирующие представление об инвестиционной непривлекательности организаций, отраслей, регионов и России в целом. Информационные войны особенно опасны, когда потребители образуют цепочку, осуществляя, например, разные переделы (как в металлургии), или выполняют сложный наукоемкий проект (как в оборонной промышленности). Об этом свидетельствует негативный опыт развала научно-технических цепочек СССР, например, научного приборостроения Академии наук [1]. Поэтому национальная инновационная система должна включать подсистему противодействия информационным войнам, направленным на подавление российских высоких технологий.
Рецензенты:
Мороз Алексей Иосифович – д-р физ.-мат. наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем транспорта Российской академии наук, г. Москва.
Цвиркун Анатолий Данилович – д-р техн. наук, профессор, заведующий лабораторией Института проблем управления им. В. А. Трапезникова, г. Москва.