Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MANIFESTOF FUTURISTS AS CULTURAL AND PHILOSOPHICAL FOUNDATION OF THE III SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION IN THE CONTINUUM OF EUROPEAN CULTURE

Tarasov A.N. 1
1 Lipetsk state pedagogical university
The article analyzes the cultural and philosophical framework III sociocultural transformation in the continuum of European culture. Detailed historical and cultural analysis of the manifestos are Russian and Italian Futurists, which are the most representative of the theoretical index of change in the field of art and culture published in the years 1912–1918. Using the methods of philosophical science, held the ratio of theoretical discourses futurists with knowledge of fundamental social and cultural changes taking place. It is shown that the transformation of the socio-cultural characteristics such as: a decisive break with the previous tradition of cultural pluralism, and relativism ironizm found in the full realization of the Futurist manifestos. In this regard, these historical and cultural documents can be considered as one of the foundations of social and cultural transformation of III, which reflected the spirit of the times. In the article the historical parallels with the current state of culture in the Atlantic (European) civilization and the conclusion of the laws in the manifestation of social and cultural transformations.
analysis of cultural studies
futurism
avant-garde
the crisis of culture
socio-cultural transformation

Аналитика переломных периодов в истории европейской культуры позволяет выявить некоторые общие особенности в причинах появления таких периодов, закономерностях их проявления и итогах. Дальнейшее сопоставление этих позиций заставляет сделать вывод о классификации указанных периодов. Это тем более интересно, что традиционно подобные периоды характеризовались как «кризис культуры», однако выявление специфики кризисов заставляет некоторые периоды характеризовать не просто как кризис культуры, но как «социокультурная трансформация» [7, 19].

Изучению категориально-понятийного аппарата [10], теоретико-методологических оснований [23], аналитике иных аспектов социокультурной трансформации [5, 15, 28, 29, 30] уделено в последнее время значительное внимание. 

Сейчас же лишь отметим, что социокультурная трансформация представляет собой процесс качественных, кардинальных, системных изменений в культуре, которые характеризуют процесс её выхода на новый историко-культурный рубеж [2, 3, 21, 22].     

В континууме европейской культуры может быть выделено 4 периода социокультурных трансформаций: поздний эллинизм, позднее Возрождение, авангард, постмодерн [16]. Сообразно этому выделяется 4 культур-системы: античная, средневековая, новоевропейская и современная. Анализ особенностей каждого из периодов позволил выделить то общее, что их объединяет, а потому позволяет эти переходные периоды характеризовать как социокультурная трансформация [6].         

На примере переживаемой сегодня социокультурной трансформации, которая представлена культурой постмодерна, мы можем в различных сферах культуры выявить её специфические черты [12, 18, 24, 25, 31], которые на примере художественной культуры проявляются в таких характеристиках, как решительный разрыв с предшествующей культурной традицией, иронизм, релятивизм и плюрализм [4, 9, 11, 13, 14, 17]. Подобные идеи нашли отражение и в другие периоды социокультурных трансформаций, каковым, например, выступает III социокультурная трансформация в континууме европейской культуры - авангард, на что ещё обращали внимание представители русской религиозной философии XIX - XX вв. [20].

Авангард формировался в сложных, но сходных с другими социокультурными трансформациями социально-экономических условиях. Рубеж XIX - XX вв. - время кардинальных системных изменений во всех сферах культуры: наука, религия, искусство, философия. Каждая из них являет нам свидетельство масштабности происходивших свершений. Так, например, в науке этого времени произошли открытия, которые с позиции накопленного массива знаний не могли быть объяснены, в частности, явление радиоактивности [32]. Развитие философии отмечается активной разработкой теоретических основ иррационализма, что фактически могло означать отказ от поиска истины рациональными методами [27]. Существенны изменения и в религиозной сфере - появляется множество сект [26]. Что же касается искусства, то здесь, в силу его специфики, изменения были наиболее очевидными - развиваются множественные формы течений авангарда, которые в начале ХХ в. отмечаются появлением теоретических трактатов. Одним из известных в этом отношении источников выступают манифесты футуристов. Попытаемся проанализировать эти историко-культурологические источники на предмет их соотнесённости с происходившими социокультурными изменениями.

Подобные документы появились во многих странах евроатлантической (европейской) цивилизации и в России в начале ХХ века. В них авторы пытаются заявить о себе как о новом явлении в культуре, выражающемся в попытке утвердить новые принципы построения художественного образа, причём не только в изобразительном искусстве, но, например, и в литературе.

Анализ манифеста «Пощёчина общественному вкусу», вышедшему в 1912 году, показывает революционную настроенность футуристов в вопросе построения нового литературного языка. Обращает на себя внимание, прежде всего, тот факт, что авторы призывают отбросить прежнюю, классическую традицию в литературе: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» [1]. Более того, авторы этого манифеста, среди которых мы отмечаем и В. Маяковского, выражают «непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку» [1]. Таким образом, авторы выступают за решительный разрыв с предшествующей культурной традицией. Находит свою реализацию в указанном манифесте и ещё одна культурфилософская характеристика социокультурной трансформации - плюрализм, которая в самом общем смысле предусматривает равнозначность (равноценность) всех точек зрения. В частности, авторы анализируемого манифеста призывают к введению новой литературной единицы - слово-новшество, что предполагает свободу в создании вокабуляра автора, свободное обращение со словом. Так, они утверждают: «Мы призываем чтить права поэтом на увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами» [1].

Распрощавшись с прежним литературным языком, указав на свободу нового автора, уже в листовке к «Пощёчине общественному вкусу» авторы предъявляют претензию к издателям, суть которой сводится к тому, что те не хотят печатать работы «новых авторов». Более того, эти авторы определяют себя как те, кто «нёс собой Возрождения Русской Литературы» [1].

В следующем своём манифесте, принятом на «Первом Всероссийском съезде баячей будущего», увидевшем свет в 1913 году, теоретики построения новой культуры идут дальше и их требования звучат жёстче: «уничтожить чистый, ясный, честный, звучный Русский язык» [1]. Предлагаются изменения, касающиеся и принципов построения художественного произведения: «Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности» [1]. Таким образом, и в этом манифесте мы находим отражение характеристик социокультурной трансформации, в частности такой позиции, как релятивизм, поскольку призыв к уничтожению развития логики текста по законам рациональности даёт широкую свободу интерпретации, домысливания в литературном произведении. Отметим, что в полной степени, в завершённом виде это положение нашло реализацию в современном постмодернистом тексте, когда читателю предлагаются различные варианты завершения сюжета и т.д. [8].

Манифесты футуристов интересны ещё и тем, что в некоторых из них предпринимается попытка выявить социокультурную детерминацию происходивших процессов социокультурной трансформации. В манифесте «Театр, кинематограф, футуризм» его автор В. Маяковский полагает, что причина происходящей трансформации кроется «в интенсивности, напряжённости современной жизни», которая «вызвала громадную необходимость в свободной игре познавательных способностей» [1]. Таким образом, причина изменений кроется в социально-экономических условиях, характеризующих развитие общества рубежа XIX - XX вв. Кроме того, в анализируемом манифесте подчёркнута ещё одна особенность происходящих изменений - игровое начало, которое также является ещё одной характеристикой социокультурной трансформации.

В манифесте «Лучисты и будущники» представлен взгляд футуристов на новые принципы построения изобразительного искусства. Прежде всего, лучисты выступают категорически против реализма в искусстве: «Да здравствует созданный нами стиль лучистой живописи, свободной от Реальных форм» [1]. Кроме того, с позиции философии культуры и искусства интересно заявление лучистов о том, что рассматривать искусство под углом времени нельзя [1]. В целом же, лучисты в вопросе соотношения формы и содержания очевидно приоритет отдают форме.

Таким образом, манифесты футуристов представляют собой теоретическое выражение свершавшейся III социокультурной трансформации, нашедшей отражение в данном случае в искусстве. Соотношение положений манифестов футуристов с теоретической основой социокультурной трансформации показывает, что между ними много общих философско-теоретических посылов, что в свою очередь, с одной стороны, позволяет характеризовать культуру авангарда как III социокультурную трансформацию в континууме европейской культуры, а с другой, ещё раз подтверждает, что решительный разрыв с предшествующей культурной традицией, релятивизм, плюрализм, игровое начало и иронизм - выступают как неотъемлемая характеристика социокультурной трансформации на каждом этапе её возникновения в континууме европейской культуры. Кроме того, детерминация этих процессов также одинакова и носит социально-экономический характер по своей сути.

Рецензенты:

Ромах О. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, г. Тамбов.

Попков В. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических теорий Липецкого государственного технического университета, г. Липецк.