Встала проблема, как проектировать образовательные программы, разрабатывать учебные материалы, образовательные технологии и другие составляющие учебного процесса, при этом оптимизировать учебный процесс, обеспечить при меньшем количестве аудиторных часов больше учебной профессионально-значимой информации. Профессиональные стандарты отражают современные требования работодателей как традиционным, так и динамично развивающимся профессиям в IT-отрасли (программист, системный аналитик, специалист по информационным системам, менеджер информационных технологий, администратор баз данных и др.). Сведения об областях профессиональной деятельности будущих специалистов, объектах деятельности, ее видах и задачах, должностных обязанностях, профессиональных компетенциях, личных качествах определены и представлены в профессиональных стандартах в области информационных технологий. Анализ предъявляемых к специалисту требований для большинства профессий позволяет выделить 4-5 квалификационных уровней, а такие дефиниции разрешают установить требования о наличии степени магистра и бакалавра.
Практически все проводимые реформы и преобразования, касающиеся, в частности, системы высшего профессионально образования, так или иначе, обуславливают потребность в совершенствовании информационного обеспечения процессов подготовки специалистов. В последние годы университеты различных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации эффективного обучения. Информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать учебный процесс подготовки IT-специалистов в IT-отраслях, объединить и на основе модели подготовки профессионала смоделировать траектории и оценки формирования профессиональных компетенций. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс, понимаемая не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание информационной образовательной среды вуза, подключенной к образовательному пространству и удовлетворяющей образовательные потребности современного студента.
Методология проектирования и построения образовательных программ, опирающаяся на компетентностный подход, требует от педагогов конструктивных методов в целеполагании при разработке учебных материалов, целесообразности и практической значимости образовательных технологий и других составляющих учебного процесса. Рассматривая компетенции специалиста и дисциплины учебного плана, главным в целеполагании становятся не знания, умения и навыки, а обоснованные уровни компетенции IT-профессионала. Однако конкретных рекомендаций по поводу того, как именно и в рамках каких дисциплин должно происходить формирование профессиональной компетентности в ФГОС ВПО и поясняющих его документах, не содержится.
В условиях нестабильности рынка труда и при высоких требованиях информатизации всех сфер жизнедеятельности общества разработка и использование информационной образовательной среды (ИОС) является одним из ведущих направлений совершенствования современной системы профессиональной подготовки будущих IT-специалистов.
К(П)ФУ создан на базе Казанского государственного университета путем присоединения к нему Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного финансово-экономического института, Камской государственной инженерно-экономической академии и др. Проектирование и реализация информационной образовательной среды федерального университета - одна из основных задач при решении проблем компетентностного подхода. На первом этапе присоединения вузов были сохранены и до сих пор функционируют информационные среды вузов (площадки «Зилант», «Барс», «Тулпар» и др.). При этом важной особенностью формирования единой ИОС федерального университета является необходимость учета специфики вузов, вошедших в состав К(П)ФУ.
Единая информационная образовательная среда К(П)ФУ создается с учетом требований, предъявляемых к современной информационной образовательной среде. В частности, для обеспечения открытости она должна быть реализована на базе соответствующего профиля стандартов и спецификаций [2]. Обучение посредством ИОС в КФУ реализуется разными способами, в том числе и с использованием инструмента обучения LMS MOODLE - системы управления обучением, которая позволяет создавать сетевые курсы, включающие в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы (или ссылки на них), а также методические инструкции (как для преподавателя, так и для обучаемого) в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Проанализировав ООП IT-профессионалов, выпускаемых кафедрой Математического моделирования и информационных технологий в экономике филиала К(П)ФУ в г. Набережные Челны (010500 Прикладная математика и информатика, 230700 Прикладная информатика, 080500 Бизнес-Информатика), была предпринята попытка спроектировать модель компетенций IT-профессионала. Такая модель представляет собой систематизированное объединение всех унифицированных требований, компонент, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и эффективность подготовки выпускников за счет информатизации учебной, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой сред вуза, факультета и выпускающей кафедры. Одним из условий реализации такой модели компетенций является информационная образовательная среда федерального университета, определяемая среду как многокомпонентную систему, включающую в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы определения эффективности подготовки выпускника, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных и научно-методических исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельностей, присущих любому вузу.
Интеграция названных сред в единую информационную образовательную среду позволит получить оптимальное сочетание информационных, педагогических, управленческих и коммуникационных технологий при реализации образовательных программ (010500 Прикладная математика и информатика, 230700 Прикладная информатика, 080500 Бизнес-Информатика), построенных на основе компетентностной модели. Согласно модели обучение условно делится на 3 этапа - базовый, квазипрофессиональный и профессионально-ориентированный этапы.
Базовый этап реализуется в процессе изучения курсов «Правовые основы прикладной информатики», «Дискретная математика», «Теория систем и системный анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Операционные системы», «Информационные системы и технологии», «Базы данных», «История информатики», «Информатика и программирование» и др. На данном этапе при применении возможностей ИОС формируются общепользовательские теоретические знания и умения, развиваются ценностные установки, мотивация использования сетевых и информационных технологий.
Кроме информационно-технологических задач преподаватель целенаправленно организует технические ситуации неопределенности, которые характеризуют на данном этапе умения первокурсников ориентироваться в предлагаемых аппаратно-программных средствах. Решение подобных проблемных заданий позволяет создать условия для ликвидации психологических барьеров по использованию аппаратных и программных средств в будущей профессиональной деятельности, а также подводит студентов к проявлению волевых усилий (качественно выполнить работу) и сохранению эмоциональной устойчивости в преодолении трудностей.
Квазипрофессиональный этап по профессиональному циклу ориентирован на изучение таких дисциплин, как «Математическое и имитационное моделирование», «Исследование операций и методы оптимизации», «Численные методы», «Теория алгоритмов», «Программная инженерия», «Проектирование информационных систем», «Проектный практикум», «Базы данных», «Теоретические основы создания информационного общества», «Информационная безопасность», «Интернет-программирование», «Разработка программных приложений», «Управление информационными ресурсами» и др. Имитация профессиональной деятельности основывается на выполнении студентами должностных информационно-технологических функций IТ-специалиста и заключается в активном взаимодействии субъектов процесса обучения для выработки и реализации совместного IT-решения какой-либо профессиональной проблемы.
На квазипрофессиональном этапе используются ролевые и деловые игры, в ходе которых происходит имитация профессиональной ситуации и поиск оптимального IT-решения. На занятиях всем студентам предлагается выполнение конкретных ролей (инженера информационных технологий, программиста, инженера-программиста, системного администратора и т.д.), предполагающих создание различных услуг в области IT (разработка программы, написание макроса, увеличение оперативной и виртуальной памяти компьютера, настройка сети, смена жесткого диска, работа с ППО и т.д.).
Профессионально-ориентированный этап направлен на изучение дисциплин: «Управление информационными системами», «Интеллектуальные информационные системы», «Проектирование IT-инфраструктуры предприятия», «Проектный практикум», «Автоматизированные системы обработки экономической информации», «Банковские информационные системы», «Информационные технологии в статистической обработке», «Прикладной статистический анализ» и др. Ситуации неопределенности связаны с осуществлением информационно-технологической деятельности будущих специалистов с нестандартными услугами в среде компании - баз производственной практики.
Для развития профессиональных знаний, умений и навыков IT-специалиста в конкретных пространственно-временных рамках используется обучение через опыт, позволяющий студентам принимать участие в происходящих в мире событиях через такую самостоятельную деятельность, когда студент находится в центре предмета изучения, то есть - к обучению через действие. В данном случае используются возможности ИОС, которые позволяют ознакомиться с достаточным количеством материалов по предлагаемой проблеме, и опять же посредством ИОС предоставляется проанализированный материал другим участникам, которые развивали свою проблематику.
Эффективность реализации модели компетентностей IT-профессионалов в ИОС конкретного учебного заведения во многом зависит от качества компонентов этой среды, от степени их соответствия методологическим установкам развития образовательного учреждения и особенностям образовательного процесса.
Проектируемая ИОС филиала К(П)ФУ в г. Набережные Челны складывается из пяти блоков: ценностно-целевого, программно-методического, информационно-знаниевого, коммуникационного, технологического [2].
Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для развития достижения поставленной цели обучения и учения.
Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки.
Информационно-знаниевый блок включает систему профессиональных компетенций студента, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Кроме того, он указывает на роль информации в обучении.
Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.
Технологический блок включает средства обучения, используемые в информационно-обучающей среде (в частности, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).
В модели компетенций подготовки IT-профессионалов в условиях информационной образовательной среды федерального университета каждую компетенцию возможно представить в виде сетевой структуры, где узлами являются те учебные дисциплины и формы учебно-профессиональной деятельности (курсовые работы, проекты, практики), в рамках которых она формируется, а связывающие их линии могут интерпретироваться как отображение междисциплинарных взаимодействий. Такой подход требует, чтобы содержание учебных материалов было структурировано в систему модулей знаний в четком соответствии с основными видами деятельности обучаемых, а организация учебного процесса базироваться на моделировании реальных производственных процессов.
Таким образом, внедрение информационной образовательной среды в вузе и ее интеграция с моделью компетенций подготовки IT-профессионалов позволят выстроить логику последовательности изучаемых дисциплин, оптимизировать содержание учебных материалов и провести объективную оценку роста и развития профессиональной компетентности с обязательной рефлексией обучающимися опыта и результатов их учебной деятельности.
ИОС предоставляет дополнительные возможности для самообразования, поскольку здесь имеются инструменты для проведения промежуточной аттестации, рубежного контроля, средства учета и аккумулирования результатов педагогических измерений, а также средства обучения и информационные ресурсы, необходимые для самообразования. Приобщение преподавателей вуза к использованию унифицированных информационных технологий способствует проникновению средств информатизации в преподавание дисциплин, влечет за собой развитие межпредметной интеграции и междисциплинарного информационного обмена, способствует более тесной связи методов традиционной и электронной педагогики в учебном процессе вуза.
Рецензенты:
Нуриев Н. К., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и прикладной математики КНИТУ, г. Казань.
Кириллова Т. В., доктор педагогических наук, профессор, зам. начальника по учебной работе ФКОУ ДПО УФСИН России по Чувашской республике, г. Новочебоксарск.