Оптимизация запасов горюче-смазочных материалов всегда являлась актуальной производственной задачей, решение которой определяло себестоимость продукции во всех отраслях промышленности. Особенную актуальность приобретает определение рациональных запасов топлива в парках специализированных (строительных и дорожных) машин. Создание излишних запасов приводит к перерасходу средств на устройство хранилищ. Недостаток запаса влечет простои техники из-за недостатка топлива и образования очередей на пункт заправки.
Целью исследования является оптимизация топливозаправочного пункта парка машин с применением современных экономико-математических моделей. Изложенная в статье методика предназначена для дорожно-строительных организаций, органов управления дорожным хозяйством, занимающихся вопросами проектирования мобильных парков техники. С помощью методики можно рассчитать объем хранимого запаса и пропускную способность пункта заправки в зависимости от состава парка и типа используемых машин.
Для нахождения «золотой середины», при которой суммарные потери при создании и расходовании запаса будут минимальны, можно рекомендовать модель управления запасами, подробно рассмотренную в работах [1, 2, 4]. Данная модель позволяет рассчитывать оптимальные объемы запасов с учетом затрат на их создание и хранение, а также периодичность их пополнения. При построении модели учитываются следующие предпосылки:
1) спрос на материалы может быть постоянным или переменным; детерминированным, либо вероятностным;
2) пополнение запасов материалов может осуществляться периодически, через равные, заранее оговоренные промежутки времени, либо по мере необходимости, в соответствии с темпом расходования запаса;
3) затраты на создание и хранение запасов, а также издержки производства от неудовлетворенного спроса могут быть объединены в некоторую целевую функцию, которую нужно минимизировать.
Математически модель управления запасами может быть выражена зависимостью:
, (1)
где – затраты на создание запасов;
– стоимость хранения материалов.
В графическом представлении модель выглядит следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1. График расходования и периодического пополнения запасов:
qmax – максимальный уровень запаса в партии поставки материала, т; qmin – минимальный уровень запаса, т; qкр – критический уровень запаса, от которого еще возможно сделать очередное пополнение запаса до его полного израсходования, т; τ – время, расходуемое на подачу заявки и доставку новой партии материала на склад, сут.
В целевой функции (1) затраты на создание запасов определяются по формуле:
, (2)
где – стоимость разовой доставки 1 тонны горючего;
– объем одной поставки, т.
Стоимость хранения партии горючего можно определить следующим образом:
, (3)
где – стоимость хранения 1 тонны горючего в сутки, определяемая по формуле:
, (4)
где Ссозд – стоимость создания хранилища горючего; Q – вместимость хранилища, т;
Т0 – время нахождения парка на одном месте (период между двумя смежными перебазированиями парка), сут.
В зависимости (1) наиболее сложным является расчет , в частности, определение параметра
в формуле (4):
, (5)
где – стоимость подготовительных работ, включающих в себя затраты на землеотвод, подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения;
– стоимость земляных работ (срезка растительного слоя, отрывка котлована под резервуары и траншей под фундаменты сооружений);
– стоимость основного оборудования: резервуаров, топливораздаточных колонок, навесной группы, зданий и т.п.;
– стоимость работ по монтажу основного оборудования;
– стоимость работ по благоустройству.
Вышеизложенное можно проиллюстрировать примером определения параметра для заправочной станции производительностью 500 заправок в сутки [6, 7], представленной на рисунках 2 и 3.
Приведенная на рисунках АЗС более характерна для стационарных парков, хотя в принципе она может быть использована и для мобильных парков в качестве модульного сооружения многоразового использования. В данном случае она принята для иллюстрации методики, поскольку для этой конструкции АЗС имеются реальные технико-экономические показатели ее сооружения. Расчет стоимости создания хранилища горючего Ссозд представлен в таблицах 1–4.
Рис. 2. Схема генерального плана АЗС (на примере АЗС в г. Балашиха):
1 – здание операторной; 2 – навес над топливораздаточными колонками; 3 – резервуарный парк; 4 – аварийные резервуар топлива; 5 – площадка слива топлива; 6 – резервуар загрязненных и очищенных стоков; 7 – резервуары противопожарного запаса воды; 8 – площадка для стоянки автомобилей; 9 – флагштоки; 10 – информационная стела
Рис. 3. Навесная группа над топливораздаточными колонками
Стоимость Сподг определяется в соответствии с местными тарифами и расценками, в данном примере принимается Сподг = 250000 руб. Определив стоимости Сподг, Сзем.р, Со.об, Смонт и Сблаг по формуле (5), можно рассчитать значение Ссозд:
Ссозд = 250000 + 5815,08 + 3535281 + 1542667,26 + 688015,84 = 6 021779,18 руб.
Количество топливозаправочных колонок на пункте заправки определяется отдельно для каждого вида топлива по формулам, изложенным в работах [3, 5].
Возвращаясь к зависимости (1), можно записать выражение суммарных затрат на создание и хранение одной партии топлива:
. (6)
Таблица 1 – Калькуляция затрат на земляные работы Сзем.р
Наименование |
Единица измерения |
Объем работ |
Стоимость работ, руб. |
1.Срезка растительного слоя грунта бульдозером |
м³ |
280 |
1223,70 |
2.Отрывка экскаватором котлована под резервуары и траншей под фундаменты сооружений |
м³ |
228 |
3159,87 |
3.Планировка дна котлована и траншей вручную |
м² |
69 |
1023,61 |
4. Обратная засыпка пазух котлована бульдозером |
м³ |
47 |
407,90 |
ИТОГО Сзем.р |
|
|
1542667,26 |
Таблица 2 – Стоимость основного оборудования Со.об
Наименование |
Единица измерения |
Объем работ |
Общая стоимость, руб. |
||
1.Резервуар объемом 25 м³ |
шт. |
6 |
1875000,00 |
||
2.Аварийный резервуар 10 м³ |
шт. |
1 |
129600,00 |
||
3.Трубопроводное и технологическое оборудование |
м |
60 |
49569,00 |
||
4.Топливораздаточная колонка (ТРК) |
шт. |
2 |
214000,00 |
||
5.Конструкции навесной группы |
ед. |
1 |
644918,00 |
||
6.Конструкции здания операторской |
ед. |
1 |
622194,00 |
||
ИТОГО Со.об |
|
|
3535281,00 |
Таблица 3 – Калькуляция затрат на монтаж основного оборудования Смонт
Наименование |
Единица измерения |
Объем работ |
Стоимость работ по монтажу, руб. |
|
1. Устройство фундаментов |
м³ |
17 |
44768,71 |
|
2. Монтаж резервуаров |
шт. |
7 |
68429,64 |
|
3. Монтаж навесной группы |
ед. |
1 |
894364,83 |
|
4. Монтаж здания операторской |
ед. |
1 |
452806,09 |
|
5. Монтаж трубопроводного и технологического оборудования |
м |
60 |
30103,71 |
|
6.Установка и подключение ТРК |
шт. |
2 |
52194,28 |
|
ИТОГО Смонт |
|
|
1542667,26 |
Таблица 4 – Калькуляция затрат на благоустройство Сблаг
Наименование |
Единица измерения |
Объем работ |
Стоимость работ по монтажу, руб. |
Стоимость материалов руб. |
1. Устройство щебеночного основания на проездах |
м³ |
135 |
2216,02 |
18900,00 |
2. Устройство однослойного асфальтобетонного покрытия проездов и площадок |
т |
48 |
12103,70 |
80325,00 |
3. Установка бортовых камней |
м |
202 |
38720,11 |
23300,00 |
4. Установка люков над резервуарами |
шт. |
7 |
20942,32 |
26325,68 |
5. Насыпка растительного грунта с семенами трав |
м³ |
25 |
7136,05 |
9655,37 |
6. Установка дорожных знаков |
шт. |
6 |
7772,16 |
4227,00 |
7. Установка информационной стелы |
шт. |
1 |
46389,10 |
81523,10 |
8. Установка противопожарного оборудования |
комплект |
1 |
19573,90 |
104049,00 |
9. Устройство очистных сооружений |
комплект |
1 |
45271,33 |
139586,00 |
ИТОГО стоимость работ |
|
|
200124,69 |
|
ИТОГО стоимость материалов |
|
|
|
487891,15 |
ИТОГО Сблаг |
|
|
|
688015,84 |
Количество партий (поставок) топлива составляет:
, (7)
откуда ; (8)
, (9)
где N – общая потребность в топливе за весь период строительства продолжительностью Т0 суток.
Общие затраты на создание и хранение запаса горючего можно выразить зависимостью:
[
]
. (10)
Используя (7), (8) и (9) в выражении (10), получим:
; (11)
. (12)
Минимальные значения можно найти, продифференцировав полученное выражение по
.
. (13)
Решая уравнение относительно (при
), получим:
; (14)
. (15)
Работоспособность модели можно показать на следующем примере. Допустим, парк дорожно-строительного формирования должен израсходовать для заправки техники N = 3000 т топлива. Стоимость разовой поставки 1 тонны составляет = 400 руб.;
= 6 021779,18 руб.; емкость хранилища Q = 120 т; продолжительность периода строительства составляет
= 200 сут.
Зная стоимости создания хранилища и пункта заправки можно рассчитать затраты на хранение 1 тонны горючего в сутки по выражению (4):
руб./сут.
Используя зависимость (15), найдем оптимальный запас горючего:
т.
Хранилище горючего необходимо устроить несколько больше 50 т, то есть периодичность поставок горючего будет равна:
суток.
Аналогичным образом рассчитывается количество поставок горючего:
поставки.
Таким образом, в модели управления запасом горючего определены все оптимальные показатели.
Предложенная методика позволяет решать конкретные задачи обоснования состава пункта выдачи горючего парка, с учетом конкретных условий строительства транспортных коммуникаций и промышленно-гражданских объектов. Из зависимости (15) видно, что чем выше стоимость хранения, тем меньше должна быть емкость хранилища, и наоборот, чем дороже доставка, тем эта емкость должна быть больше. Предлагаемая модель может рассматриваться как частная в системе моделей оптимизации состава парков специализированных машин, позволяющих оптимизировать их количество, обосновывать пропускную способность элементов парка, а также определять рациональную зону использования парка.
Выводы:
1. В настоящее время парки дорожно-строительных организаций комплектуются машинами с разным техническим состоянием, возрастом и техническими характеристиками. Этот факт серьезно отражается на продолжительности, сложности и на стоимости строительства дороги. Предложенная в статье методика позволяет оптимизировать наиболее важный элемент парка специализированных машин – топливозаправочный пункт, с учетом вероятностных факторов в процессе расходования и пополнения запасов горючего.
2. Аналогичным образом можно рассчитывать состав таких элементов парка машин как пункт мойки, пункт ежедневного технического обслуживания и других объектов, работа которых связана с созданием, расходованием и пополнением запасов материальных и технических ресурсов (смазочных материалов, запасных частей для ремонта и др.).
Рецензенты:
Пучин Евгений Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Ремонт и надежность машин» ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина», г. Москва.
Ерофеев Михаил Николаевич, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Строительные конструкции» ФГБВОУ ВПО «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Балашиха.